Познавательная игра: «Хлеб — всему голова»
материал (старшая группа)

Ковригина Алёна Александровна

Цель: Обобщение знаний детей об этапах выращивания и процесса изготовления хлеба.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_hleb_vsemu_golova.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Малышок»

с. Александровское»

Познавательная игра: «Хлеб — всему голова»

старшая группа (вторая)

В рамках III Макарьевских образовательных чтений

 тема: «Молодёжь: свобода и ответственность»

Воспитатели: Ковригина А.А.

                                                                                                                    Козлова Е.Л.

                                                                                                        Музыкальный руководитель:

                                                                                                                             Чигишева В.Х.

2018 – 2019 уч. год

Цель: Обобщение знаний детей об этапах выращивания и процесса изготовления хлеба.

Задачи:

Обучающие:

- Закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике.

- Упражнять в умении составлять изображение предмета из частей (разрезные картинки).

- Совершенствовать диалогическую речь, обогащать словарный запас, упражнять в словообразовании.

Развивающие:

- Развивать у детей логическое мышление.

- Активизировать внимание и память.

- Способствовать развитию певческих навыков, выразительности речи при чтении стихотворений.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей уважение к людям, которые растили хлеб.

- Воспитывать бережное отношение к хлебу.

- Способствовать формированию моральных качеств: взаимопомощь, коллективизм.

Оборудование: Эмблемы с изображением колоска и зернышек; конверты с разрезными конвертами трактора и комбайна; наборы картинок; крупа; каравай.

Предварительная работа:

Чтение и заучивание стихов, загадок, пословиц, поговорок, чистоговорок о хлебе, знакомство с разновидностями зерновых культур, хлебобулочных изделий, беседа о сборе урожая хлеба; рассматривание иллюстраций; чтение литературных произведений по теме.

Ход мероприятия

 (Под фонограмму русской народной песни: «Хлеб да соль» дети в народных костюмах входят в зал и встают полукругом).

Воспитатель: 

Велика и необъятна наша русская земля.
Урожаями богаты наши нивы и поля.

По полям, садам и сёлам, по стране из края в край,
Загорелый и весёлый ходит новый урожай!
 

Хочет он, что б полной чашей наша жизнь с тобой была.
Чтобы ярче, чтобы краше наша Родина цвела!
 

Родина милая, Родина русая,
Мирная - мирная, русская - русская!

Воспитатель: Ребята, если отгадаете загадку, то узнаете, о чем сегодня будем говорить.

Загадка:

«Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет»

Дети отгадывают загадку (Хлеб).

Воспитатель: Вы правильно отгадали это хлеб. А какие слова помогли вам догадаться, что это хлеб(Примерные ответы детей: мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый).

Дети садятся  за столы.

Воспитатель: Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу. Самых достойных гостей встречали с хлебом и солью.

Про хлеб говорили:

«Хлеб на стол, так и стол – престол.

А хлеба ни куска, так и стол – доска».

Воспитатель: Итак, в нашей игре принимают участие две команды: первая команда «Колосок», капитан команды: Анатолий Н.; вторая команда «Зернышки», капитан команды: Денис Р.

Хотим представить вашему вниманию наше уважаемое жюри:

Воспитатель: Каждая игра начинается с разминки. У нас тоже будет разминка. Сейчас каждой из команд по очереди я загадаю загадки, а наше жюри за правильный ответ будет начислять баллы.

В поле дружно колосится

Золотистая (пшеница).

Черный хлебушек хорош, 

Нам его подарит (рожь)

Золотист он и усат,

В ста карманах – сто ребят. (колос)                              

Весь из золота отлит,

На соломинке стоит (колос). 

Ты не клюй меня, дружок,              

Голосистый петушок.

В землю теплую уйду, 

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких, как я

Будет целая семья. (зернышко) 

В долг зерно возьмет –

Каравай вернет. (хлебное поле)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Разминка прошла успешно, все загадки отгадали.

Воспитатель: Первый конкурс называется «Что сначала, что потом». У каждой команды набор картинок. Внимательно рассмотрите их и расположите в правильном порядке.

- Молодцы! Обе команды справились с заданием успешно.

Воспитатель: Следующий конкурс – «Назови пословицу».

Победит та команда, которая назовет больше пословиц и поговорок о хлебе.

-  Будет хлеб – будет и песня.

- Хлебушек ржаной – отец наш родной.

- Много снега – много хлеба.

- С хлебом русский человек – богатырь из века в век.

- Хлеб – наше богатство.

- Рожь поспела – берись за дело.

- Без хлеба – нет обеда.

- У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

-  Нет хлеба, так и нет обеда.

- Сколько не думай, а лучше хлеба не придумаешь.

- Хлеб бросать, силу терять.

- В маленьком зёрнышке большой пирог таится.

-  Землю уважай, она даёт урожай.

- Сам себя вини: что посеял, то и жни.

- Много снега – много хлеба.

- Горька порой работа, да хлеб сладок.

- Не трудиться, так хлеба не добиться.

- В мае дождь – родиться рожь.

- Весна красна цветами, а осень снопами.

- Кто весной не пролежит. Весь год будет сыт.

- Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

Воспитатель: Молодцы, ребята, много знаете и назвали много пословиц, поговорок о хлебе.

Воспитатель: Чтобы получить много зернахлеборобы засевают огромные поля. Что помогает людям в их труде? (техника)

-И наш конкурс называется «Механики»:

 Предлагаю капитанам взять конверт  отгадать загадку и собрать разрезную картинку)

1.Он идёт, волну сечёт,

Из трубы зерно течёт (комбайн)

2.Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А пашет.

Семь плугов тащит (трактор)

В случае затруднения капитан может обратиться к помощи команды.

Задание для родителей:

- Какой хлеб – чёрный или белый считают русским национальным? (чёрный ржаной)

- Каким хлебом на Руси весну встречали?  (пряниками – жаворонками)

-Как называют хлеб, которым угощают гостей? (пирог. На Руси пирог — символ домовитости. О происхождении слова "пирог" существуют различные предположения, например, от слова "пир")

Воспитатель :С заданием капитаны справились отлично!

Воспитатель: следующий конкурс называется «Крупень». Назовите крупу-кашу-и злак (растение):

Команда: «Колоски»

- Пшено - пшенная каша – растение просо.

- Манка - манная каша – растение пшеница.

- Кукуруза - кукурузная каша – растение кукуруза.

Команда: «Зёрнышки»

- Перловка - перловая каша – растение ячмень.

- Гречка - гречневая каша – растение гречиха.

- Овсянка - овсяная каша – растение овес.

- Молодцы, ребята! Вы столько много знаете о злаковых культурах.

Ребята, я приглашаю вас отдохнуть и выполнить физкультминутку «Колосок»:

Вырос в поле колосок (дети сидят на корточках)

Он не низок, не высок (постепенно поднимаются)

Налетел ветерок, (поднимают руки вверх, качают)

Закачался колосок.

Мы в поле придём, (ходьба на месте)

Колоски соберём.         (наклоны)

Муки натолчём,            (кулаком одной руки стучат по ладони другой)

Каравай испечём.         (сжимаем кисти рук)

Гостей приглашаем,

Караваем угощаем.      (вытягиваем руки вперёд, ладони вверх)

Дети сели за столы.

Воспитатель: Переходим к следующим заданиям:

  1. Ребята, назовите профессии, связанные с хлебом?

(хлебороб, тракторист, шофёр, водитель, пилот, лётчик, комбайнёр, агроном, механизатор, селекционер, мельник, мукомол, пекарь, кондитер)

  1. Что выпекают из муки?

(хлеб, ватрушка, булочка, баранка, сушки, плюшки, пирожки, крендель, батон, плюшка, пряник, пирог, каравай, плетенка, оладушки, булки, калач, пышка, бублик, сухарь, кулич, пасха, блин и др.)

Задание для родителей:

- Назовите виды хлеба, которые продаются в наших магазинах?

Ответы:

-  Белый (пшеничный)

-  Солодовый

- Отрубной

- Мариинский

-  Дарницкий

- Столичный

- Суворовский

- Жатва

- Бородинский

Воспитатель:

Каждому знакомы Мудрые слова:

Хлеб – хозяин дома,

Всему он голова!

Крепкою державой

Звали его встарь.

Хлебушек по праву

В государстве – царь!

Воспитатель: Следующий конкурс для команд «Назови правильно».

Каждой команде будут заданы по очереди вопросы:

- Назовите хлеб ласково (хлебушек).

- Назовите крошки хлеба (хлебные).

- Как называется квас из хлеба? (хлебный).

- Как называется посуда для хлеба? (хлебница).

- Назовите прибор для нарезки хлеба (хлеборезка).

- Кто выращивает хлеб? (хлебороб).

- Кто выпекает хлеб? (хлебопек).

- Назовите завод, где выпекают хлеб (хлебозавод).

- Молодцы, ребята! На все вопросы ответили верно.

Предлагаю исполнить песню «Колосок».

Дети исполняют песню «Колосок» (муз. О. Буйновской; сл. В.Орлова)

Ребёнок:

Тем, кто хлеб печёт чуть свет, 
Тем, кто землю глубоко 
Острым плугом пашет, 
- Им спасибо говори, 
Их за хлеб благодари! 

Ребёнок:

Хлеб наш берегите! 
Хлебом не сорите! 
Хлеб наш уважайте! 
С хлебом не играйте! 
Хлеб выбрасывать нельзя! 
Берегите хлеб, друзья! 


Вместе: 
Слава миру на Земле! 
Слава хлебу на столе! 
Слава! Слава! Слава!

Ведущий:

Пришло время подвести итоги нашей игры. Жюри могут пройти в совещательную комнату для принятия решения.

(Жюри объявляет результаты, участникам викторины вручают медали)

Ведущая: 

Ребята, бережное, уважительное отношение к хлебу всегда считалось священным. Выбрасывать хлеб, а тем более играть им – большой грех, так учит народная мудрость. К хлебу должно быть особое, трепетное отношение. А как же иначе ведь он – всему голова!

Теперь я думаю, каждый из вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу и своим примером учить этому других.

Берегите хлеб!

(Под фонограмму звучит песня «Хлеб – всему голова!»; муз. В. Захарченко; сл. В. Балачана).

Жюри награждают медалями участников игры.

Раздается стук в дверь. Входит повар детского сада.

Повар: Здравствуйте, ребята! Вот услышала, что вы о хлебе говорите, и решила сюрприз приготовить. За то, что много знаете о хлебе, бережете его, я принесла в подарок каравай. Угощайтесь на здоровье!

Воспитатель: Спасибо, Наталья Николаевна! Обязательно отведаем его.

Вот пшеничный каравай

С корочкой румяной.

Никогда не забывай:

На столе - он главный.

Без него – обед не в счет

В праздники и в будни.

«Хлебу – слава и почет

Говорят, все люди.

У хлеба 16 октября был «День рождения». Давайте пригласим родителей, гостей  и  вместе споём «Каравай»:

Как на Хлебный день рожденья

Испекли мы каравай,

Вот такой вышины.

Вот такой нижины.

Вот такой ужины

Вот такой ширины,

Каравай, каравай!

Всех нас хлебом угощай!

Приглашаем всех на чаепитие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный познавательный проект «Хлеб всему голова»

Хлеб любят и взрослые, и дети. В нём содержатся практически все питательные вещества необходимые человеку. И что важно: хлеб обладает одним редким свойством – он никогда не приедается, никогда не може...

Конспект занятия по познавательному развитию "Хлеб - всему голова"

Систематизация знаний о хлебе и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений детей о получении муки из зерна....

Познавательная викторина "Хлеб всему голова"

Представляю Вашему вниманию познавательную викторину "Хлеб всему голова" как итоговое мероприятие  для старшего дошкольного возраста....

Проект в подгоготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Хлеб-всему голова"

Проект в подгоготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие "Хлеб-всему голова"...

Художественно-познавательный проект "Хлеб - всему голова"

Художественно - познавательный проект для детей средней группы (4 - 5 лет)....