Сценарий поэтического конкурса в детском саду,посвященного дню республики "Мой край - Башкортостан"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Танзиля Хажиева

1.Материал предназначен для педагогов, воспитателей,  старших воспитателей, музыкальных руководителей детского сада. Художественное слово переплетённое с музыкой и другими видами народного творчества способствует воспитанию у детей дошкольного возраста основ патриотизма, любви к родному краю, к его природным богатствам.

2.сценарий для театрализации башкирской народной сказки "Медведь и пчёлы" могут использовать как руководители театрального,так и танцевального кружков,воспитатели. Я ставила театрально- хореографическую постановку. Музыку к сказке могу выслать при обращении

3.Военно-патриотическая тема -одна из любимых в моей работе. Каждый год и во всех группах,начиная с малышей, мы проводим совместные музыкально-спортивные праздники.Игры,состязания рядом с папами, дедами повышают статус отцов в воспитании детей, которые своим личным  примером способствуют воспитанию мужества, чести,  смелости и силы духа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад№5 с. Иглино

МР Иглинский район Республики Башкортостан

«Мой край –Башкортостан»

Сценарий поэтического конкурса в детском саду, посвященного дню республики

Составитель: Музыкальный руководитель

Хажиева Танзиля  Мухаррамовна

2020год

Цели:

- формирование духовно-нравственных ценностей;

 -расширение и углубление знаний детей о Республике Башкортостан;

Методические приемы: художественное слово, беседа, чтение стихотворений, игра.

Предварительная работа:  беседа о малой Родине, разучивание песен, стихов, танцев, игр.
Задачи:
 - создание условий для познавательно – речевого и художественно- эстетического развития дошкольников;
- воспитание чувства патриотизма у воспитанников, приобщение к культуре 
своей малой родины, формирование  ценностного отношения к символике;
 - воспитание положительного эмоционального отношения к поэтическим 
произведениям;
 - формирование у дошкольников навыков выразительного чтения, 
артистических умений;
- выявление лучших чтецов среди воспитанников детского сада,
предоставление им возможности для самовыражения.
Ход мероприятия:
Звучит песня Ватаным (слова Г.Хальфитдинова, муз.Г.Ишкуватовой), входят дети, в руках флаги России и Башкортостана выполняют танцевальные движения и строятся у центральной стены.

 Дети.

Великую землю, любимую землю                                    
Где мы родились и  живём.                                                     
Мы Родиной светлой, мы Родиной милой.                                        
Мы Родиной нашей зовём.                                                        

         Башкортостан мой край родной 

          Горжусь и радуюсь тобой! 

          Твои долины, реки и поля – 

           Все это ты, любимая земля! 

 Есть возможно уголок красивей 

  Есть богаче, шире есть края 

  Только мне, из всей моей России 

  Милей всего Башкирия моя! 

           Мы дети Родины своей, 

           Своей большой страны.  
           Мы всех счастливей, всех сильней,                                 
          Покуда вместе мы! ( дети садятся на стулья)

 

Звучит народная мелодия «Урал» в исполнении курая.

Ведущий:  (под звуки курая)

Башкирия –моя земля и небо 

Моя любовь, мой соловьиный край

Мне жаль того, кто здесь ни разу не был

Мне жаль того, кому не пел курай.

        У каждого листочка, у каждого ручья 

         Есть главное на свете, есть Родина своя. 

         А там, где мы родились, где радостно живем, 

         Края свои родные мы Родиной зовем. 

     

     Добрый день, дорогие дети, уважаемые взрослые!

В эти дни наш народ отмечает большой праздник - День Республики. Башкортостан празднует свой день рождения - День независимости. 

 11 октября 1990 года был подписан важнейший документ, который дал право нашей республике распоряжаться всеми своими природными и народными богатствами. А самое главное наше богатство – это наша дружба и наше единство.

    Вот и мы сегодня собрались, чтобы с помощью поэтического слова  рассказать о нашем прекрасном крае.

  Cегодня мы услышим замечательные стихи поэтов разных времен, в каждом из которых звучат огромная, искренняя любовь к родному краю, восхищение его красотой.  

   Ни один конкурс не обходится без жюри. Поэтому разрешите представить жюри нашего конкурса.

Председатель жюри: ………………

Члены жюри: ……...…………….

   Желаем всем удачи! 

Ведущий:

Ребята, а сейчас отгадайте загадку: 

Голос птиц, мелодии рассвета, 

Все передает тростинка эта 

Он слов не говорит, наверняка, 

Хотя и голос есть, да нету языка! (курай) 

   Да, правильно – это  курай.  Курай – башкирский национальный музыкальный инструмент. Его изготавливают из тростника.

Ведущий: Дети, посмотрите,  какой необычный цветок у нас. Как вы думаете, как он называется?  Это цветок курая. Сколько на нем лепестков? Цветок курая - символизируют единство башкирских племен и народов Башкортостана, семь его лепестков – семь родов.

Курай этот не простой, а волшебный.  (макет).

Лепесточек отрываем,

О чём стихи, сейчас  узнаем!

Ведущий открывает 1-й лепесток.

 «Ай, Урал, ты мой Урал

Великан седой Урал.»

Дети читают стихи о величии и мудрости уральских гор.

Ведущий: О Родине мы знаем много пословиц. Сейчас мы все проверим, знаете ли вы пословицы о Родине. Итак, я начинаю, а вы продолжаете:

 Нет ничего на свете краше, чем Родина …(наша)

 Где кто родится, там и… (пригодится).

  Родина – мать умей за нее…(постоять).

 Для Родины своей ни сил, ни жизни… (не жалей).

 Одна у человека мать – одна и… (Родина!).

 Кто за Родину горой – тот истинный…(герой).

 Береги землю любимую, как мать… (родимую). 
Молодцы, ребята!

  Ведущий: (открывает 2-й лепесток) 

Лепесточек отрываем,

Столицу нашу восхваляем.

«Уфа –город наш любимый»

Дети читают стихи, посвященные Уфе.

Ведущий: 1992 году был принят наш государственный флаг.

Три цвета носит флаг республики моей,

Цвет синий - это ясность и чистота.

Цвет белый – миролюбие, открытость.

Зеленый - это цвет свободы, вечной жизни.

Цветок курая – символ дружбы.

Герб Башкортостана у нас на стене:

Салават Юлаев на лихом коне.

Храброго героя солнце освещает.

И герой народный к миру призывает.

Ведущий: (открывает3 лепесток)

«Славный сын башкирского народа »

Дети читают стихи о храбром батыре -о Салавате Юлаеве.

Ведущий:( открывает 4 лепесток.) 

Лепесток -то непростой,

 а сюрприз несет с собой.

Башкирский танец «Беләҙегем» ( танцуют девочки подготовительной группы.)

Ведущий:

«Откуда родом ты ?»- меня  спросили,

И я ответил гордо: «Из России,

А если говорить точней- с Урала я,

Там родина- Башкирия моя».

Хорошо живется нам в нашей большой стране России, родной республике Башкортостан.

Но  есть у нас и самая малая наша Родина – это наше село. Скажите, как называется наш село ?

Дети: Иглино.

Ведущий: Иглино – большое красивое село, богато усаженное деревьями разных пород. В нашем селе много разных улиц больших и маленьких, в которых расположились красивые здания, дома. Но самое главное богатство – это замечательные жители разных национальностей, которые в дружбе и согласии живут, растят детей, трудятся на благо нашего села. Местные художники свою любовь к родному селу изображали в своих картинах, композиторы в музыкальных произведениях, а поэты сочиняли стихи.

Ведущий: Итак,

 Отрываем следующий лепесток ( отрывает 5 лепесток)

Про наше село читаем стишок.

Дети читают стихи местных поэтов, посвященные Иглино, его жителям.

Ведущий: Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Родиной надо гордиться, любить её глубоко и нежно, заботиться о ней.

Ведущий:(отрывает  6 лепесток)

Лепесточек отрываем

Всех на танец приглашаем.

Физминутка - флешмоб «Нурлы баласак» (танцуют все дети)

Ведущий: Башкортостан – многонациональная республика. Единой семьей здесь живут и трудятся

башкиры и русские, татары и украинцы, белорусы и чуваши, марийцы и мордва, удмурты и немцы

– представители более 80 национальностей, все они очень дружны, ведь их объединяет одно: все они жители одной планеты – Земля.

Ведущий: (берет 7 лепесток)

Лепесточек отрываем,

о чем стихи сейчас узнаем.

«Башкирия моя земля и небо

Моя любовь, мой соловьиный край.»

Стихи о Башкортостане и народах, населяющих его.

Ведущий: Искренне и задушевно говорили вы о родном крае. Глубокими корнями связан человек со своей землей, с тем местом, где он родился, жил, учился. На долгие годы сохраняются в памяти человека картины родных мест. Они живут в сердце каждого, не теряя со временем привлекательной свежести и яркости красок. И пока идёт подсчёт голосов, я предлагаю ещё раз прогуляться по нашей республике прямо сейчас.

Видеофильм «Мульти Россия. Башкортостан»

Ведущий: Слово предоставляется нашему многоуважаемому жюри.

Подведение итогов, вручение наград.

Ведущий: Вот и закончился наш конкурс. Мы растем, взрослеем, но вот свою малую Родину мы никогда не забудем. Мы будем любить и чтить её всю нашу жизнь.

 Башкортостан, поля твои пусть будут плодородны,

Пусть будут сыновья твои отважны, благородны.

Ты славишься, Башкортостан, свое грядой седою

Пусть с ней нефтяной фонтан сравнится высотою.

Пусть яблоки твои к земле от тяжести склоняются

И пусть в любой твоей семье в 5 раз прибудет счастье.

Еще чего желаем мы? Чтобы в Отчизне нашей

Была Республика моя счастливей всех и краше!

Песня «Башкортостан» Все  вместе поют финальную песню

Источники.

Литература:

«Я родину свою хочу познать» Р.Х. Гасанова; издательство ИРО РБ, Уфа 2019

«Академия детства» Ф.Г. Азнабаева, М.И. Фаизова, З.А. Агзамова, Издат. ИРО РБ, Уфа 2016

«Республика моя Башкортостан» Сборник стихов.Изд. «Китап» 2010

«Край мой родной Иглинский» Уфа «Гилем»2009

«Земля отцов» Р.Х. Гасанова, Изд. БИРО, Уфа 2004.

«Я Башкортостанец» Р.Л. Агишева, Издат.БИРО,Уфа 2003

«Образ Салавата Юлаева дошкольникам» Ф.Г. Азнабаева, Г.Р. Шафикова. Программа гражданско-патриотического воспитания для старших дошкольников.

Интернет ресурсы:

1.Мульти Россия. Башкортостан. Видеофильм - https://www.youtube.com/watch?v=hJKvgOzKe5U

2.Аудиофайлы башкирских народных мелодий, детских песен:

https://wwh.lalamus.mobi/music/%D1%82%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D1%80+%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%81

https://xminus.me/track/305019/%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%8F

https://wwh.lalamus.mobi/music/%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B9+%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

C:\Users\Оксана\Desktop\самообраз\IMG-20190408-WA0027.jpg

D:\ФОТО ИЗ ТЕЛЕФОНА\IMG-20190408-WA0028.jpg

https://sun9-56.userapi.com/c856524/v856524899/3250/HTC--Ct3dNs.jpg

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад№5 с. Иглино

МР Иглинский район Республики Башкортостан

«Медведь и пчёлы»

Сценарий театрализации

башкирской народной сказки

Составитель: Музыкальный руководитель

Хажиева Танзиля  Мухаррамовна

                                                     

                                                     Действующие лица:

Медведь

Джигит

Пчёлы

Цветы

Роли исполняют дети

В роли ведущей -  взрослый

Под башкирскую нар. мелодию  выходит воспитатель в башкирском национальном костюме.

Воспитатель. Дорогие ребята, мы продолжаем наше путешествие в волшебный мир сказок и сегодня представляем вашему вниманию башкирскую народную сказку «Медведь и пчёлы» в исполнении воспитанников нашего детского сада.

Звучит фонограмма леса и мелодия башкирского курая .

Ведущий. Мы заглянем в лес, ребята,

Там медведь жил косолапый.

Гнезда пчелам разорял

И у них весь мед съедал.

Он имел пушистый хвост

Отгонял им пчел от гнезд.

Выходит Медведь с «лисьим» хвостом, подходит к дереву-дуплу

(плоскостная декорация)

Медведь. Я, Медведь Аю-хан,

Я – лесной великан.

Если только захочу

Весь ваш мед я проглочу.

Отгоню я пчел хвостом

И полакомлюсь потом. (медведь начинает есть мед)

Вылетают пчелки. Заметив медведя, они качают головой, пытаются прогнать его .

1. Пчелка. Ты, Медведь, наш мед не трогай,

И ступай своей дорогой.

2. Пчелка. Пчелы по цветам летали,

Мед душистый собирали.

3. Пчелка. Налетим на тебя

Жу-жу-жу.

Мы ужалим, тебя,

Жу-жу-жу.

Медведь. Не жужжите над ухом, прошу,

Я и так уже сыт, ухожу.

Медведь уходит, пчелы летят за ним, стараясь ужалить его.

Ведущий. Снова утро настает

На лесной полянке.

Собирают пчелы мед

У Медвежьей хатки.

Звучит башкирская лирическая мелодия, в зал выходят цветы с танцевальной композицией. После танца опускаются на колени и садятся. Под музыку «вылетают» пчелки, танцуют, собирая мед с цветов и несут в бочонок, после улетают из поляны . Цветы тоже уходят из зала.

Ведущий. Дело к вечеру идет,

Вспомнил наш Медведь про мед.

Выходит Медведь.

Медведь. Я, Медведь Аю-хан,

Я лесной великан.

Если только захочу

Весь ваш мед я проглочу.

Эй, пчелы, где мой мед?

Сторонись Медведь идет!

Забирает бочонок с медом и уносит в свою хатку.

Прилетают пчелы и замечают, что нет бочонка с медом, и разворочен дом.

1. Пчелка. Что нам делать с косолапым

Повредил гнездо он лапой.

2. Пчелка. И без меда мы остались,

И без дома мы остались.

3. Пчелка. Жу-жу-жу,

Жу-жу-жу,

Кто же нам поможет?!

Жу-жу-жу,

Жу-жу-жу,

Кто же нам поможет?!

Выходит Джигит, с топориком в руках.

Джигит. Кто обидел, пчелы, вас?

Меда утащил запас?

Я сумею вам помочь,

Прогоню Медведя прочь!

Я топориком взмахну,

И Медведя прогоню!

Выходит Медведь и «борется» с Джигитом, который

«отрубает» Медведю хвост. Медведь убегает, остальные персонажи выстраиваются в одну линию.

Ведущий. Смел Джигит, и не прост,

Отрубил Медведю хвост!

Косолапый зарычал,

В свою хатку убежал.

Все Пчелы. Мы тебя благодарим,

Вкусным медом угостим.

Джигит. Ульи сделаю сейчас,

Охранять я буду вас.

1. Пчела. Будем у Джигита жить,

И медком его кормить.

Ведущий. И с тех пор пчелы стали жить у Джигита.

И щедро угощали его вкусным, душистым медком.

Выходит Медведь, выносит бочонок меда

Медведь. Я пришел мириться к вам,

Пчелам весь я мед отдам.

Вы теперь меня простите,

Гостей медом угостите.

Ведущая вносит

на подносе башкирский мед в пиалах.

Ведущий. Башкирским мёдом угощаем,

Всех мы к чаю приглашаем!

Ведущий. Нашей сказочке конец,

А кто слушал – молодец!

Все персонажи кланяются,

воспитатель представляет персонажей.

                                                                                   

                                                                                       

                                                                                   


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий шуточного утренника в детском саду посвященное 1 сентября. 2014г.

Сценарий шуточного утренника в детском саду посвященное 1 сентября.  2014г....

Сценарий развлечения для детей детского сада, посвященный 1 июня-Дню защиты детей

Сценарий развлечения для детей детского сада, посвященный 1 июня-Дню защиты детей....

Сценарий физкультурного досуга в детском саду посвященный Дню Защитника Отечества

Сценарий физкультурного досуга в детском саду посвященный Дню Защитника Отечества...

Сценарий шуточного утренника в детском саду, посвященный 1 сентября. «Неправильный Новый год»

Под музыку  вбегает Шапокляк с елкой в руках, бегает, пытается поставить елку то в одном, то в другом месте. Шапокляк: Где тут новый год? Я тут со своей елкой, куда мы елочку  поставим?...

Сценарий тематического праздника в детском саду, посвященного Дню Конституции России

В.: Россиян всех поздравляемИ поиграть вас приглашаем.Подходи, честной народ!Всяк себе игру найдет!Да здравствует праздник,Да будет веселье!Пусть радость закружится каруселью.На карте мира не найдешьТ...

Сценарий фестиваля (башкиры) в детском саду, посвященного к Году Культуры и Наследия в России

Сценарий для педагогов, представляющие башкирский народ и его традиции....

Сценарий концерта в детском саду, посвященный 85-летию Алтайского края «Наш край Алтай»

Цель:Формирование интереса детей к родному краю через музыкальную и художественную деятельность. Задачи:• Активизировать умение отражать красоту Алтайского края в продуктивной, музыкальной, ...