Главные вкладки

    Сценарий экологического развлечения в традициях народов ханты и манси «Мы – друзья природы» для детей старшего дошкольного возраста
    методическая разработка (старшая группа)

    imageСценарий экологического  развлечения

    в традициях народов ханты и манси

    «Мы – друзья природы»

    для детей старшего дошкольного возраста

     

    Цель: Ознакомление детей с традициями и обычаями коренных жителей Югры.

    Задачи:

    Воспитывать любовь к родному краю, посредством художественного слова и традиционной музыки народа ханты.

    Предварительная работа: посещение Дня Оленевода, музея, разучивание стихов, сценок, чтение книги «Сказки бабушки Аннэ, беседа о празднике, разучивание игр.

     

    Ход праздника

     

    Звучит музыка…звуки бубна. Дети заходят в зал и садятся у чума на лавки

    Ведущий Акынь (в традиционном женском костюме ханты):

    Здравствуйте ребята! Вуща вуща…так приветствуют друг друга коренные жители нашего края – ханты и манси. Давайте мы поприветствуем друг друга на языке ханты.

    Дети: Вуща вуща!

    Акынь: Очень рада вас видеть я. Меня зовут Акынь. Сегодня я вам расскажу сказку о матери - природе.

    Как вы думаете? Что мы называем природой?

    Дети: Все то, что нас окружает и мы – все это называется природой.

    Акынь: Кто из вас знает стихи о природе?

    Дети читают стихи о природе.

    1-й ребенок:

    Мы любим лес в любое время года,

    Мы слышим речек медленную речь.

    Все это называется «природа»,

    Давайте же ее беречь.

    2-й ребенок:

    Летят, звеня, дождинки с небосвода,

    Клубится на заре тумана дым.

    Все это называется «природа»,

    Давайте же ей сердце отдадим!

    3-й ребенок:

    Прекрасный вальс танцует с ветром лето,

    Дрожит в окне вечерняя звезда…

    Природой называется все это,

    Давайте же любить ее всегда!

    Дети садятся на места.

    Акынь: Ребята, вы любите сказки? (ответы детей)

    Тогда слушайте. Я расскажу вам замечательную сказку (звучит музыка).

    «В давние времена в нашем крае водилось столько всякой птицы, что шум да свист стоял от их крыльев. И зверя было полным-полно. Богата была наша тайга, богата…

    Пригрело солнышко и начал таять снег. Пришла в тайгу Весна.

    Песня «Веснянка»

    Акынь: Да только люди не берегли Мать-природу.

    Под музыку входят три мальчика (шалят).

    1-й мальчик: Хорошо весной в лесу! (Кричит) О-го-го! Э-ге-гей! Где ты, эхо?

    2-й мальчик: О-го-го! Э-ге-гей! Распугаем всех зверей! (целится с рогатки)

    3-й мальчик: Видишь, паучок на дереве? Давай его напугаем, прогоним.

    Под музыку вылетают бабочки.

    Танец «Бабочек»

    1-я Бабочка: Нехорошие мальчишки.

    2-я Бабочка: Хулиганы, шалунишки!

    3-я Бабочка: Паучки полезные. Они наши друзья.

    Девочки садятся на свои места.

    3-й мальчик: Видишь, хворост на полянке? Спички у тебя в кармане?

    1-й мальчик: Да! (вынимает спички). Давай костер разожжем, поиграем с огоньком. (зажигает хворост).

    2-й мальчик:

    Видишь, искры полетели? Ветер их несет на ели,

    Может загореться лес, побежим, опасно здесь!

    Залетает птичка.

    Птичка:

    Прекратите, шалунишки! Потушите свой костер!

    Мальчик пытается выстрелить в птицу из рогатки, птица улетает.

    1-й мальчик:

    Вверх взлетела, не достать, надо быстро убегать.

    3-й мальчик:

    Дым клубится до небес. Это загорелся лес!

    Мальчики убегают.

    Музыкальная композиция «Огонь», исполняют девочки.

    Под музыку появляется Зайчик.

    Зайчик:

    Ой, беда! Пожар в лесу! Надо бы позвать лису.

    Эй, лиса, ты где? (прислушивается)

    Слышу чьи-то голоса…

    Появляется Лиса.

    Лиса:

    Серый Зайка! Неужели? Кстати ты сюда пришел!

    Будет что накрыть на стол. (обходит зайчика, облизывается)

    Зайчик:

     Видишь, дым под небеса? Это лес горит, лиса.

    Лиса: Кто зажег его?

    Зайчик: Не знаю!

    Лиса: Лес горит – беда большая!

    Время нечего терять – надо волка разыскать!

    Лиса (кричит):

    Волк! Беда! Беда! Беда!

    Забегает Волк.

    Волк:

    Кто пожаловал сюда? Что за чудеса в лесу?

    Вижу с зайцем я лису…

    Лиса:

    Оттого мы вместе здесь, что горит зеленый лес.

    Мы пришли к тебе, волчок,

    Чтоб пожар тушить помог.

    Волк:

    Нам не справиться одним.

    За медведем побежим!

    Бегут за медведем, на встречу с ведрами идет медведь.

    Заяц: Миша! Лес горит, беда!

    Медведь: Кто зажег его, когда?

    Волк:

    Нам не знаем ничего…

    Как нам потушить его?

    У тебя спросить хотели.

    Медведь:

    Верно, вовремя успели, главное вода нужна.

    Бочка у меня полна, вот вам ведра, получайте.

    Все пошли, друзья, медлить нам никак нельзя.

    Лиса:

    Поливай, заливай, лес от пламени спасай.

    Лес – наш дом, мы в нем живем.

    Дружно справимся с огнем!

    Заяц:

    Все, огонь погас совсем.

    Вам, друзья, спасибо всем.

    Волк:

    А теперь мы отдохнем

    Дружно песенку споем.

    Песня «Лес»

    Акынь: А хотите узнать, что было дальше? Шло время… Однажды люди проснулись, вышли на улицу, а вокруг озера и болота вымерли, не стало уток, в лесах пропал зверь. Большая беда пришла в тайгу. Мать - природа рассердилась. Что же делать? Что делать? Не поможет ли нам олень? Ребята, давайте же все вместе позовем оленя.

    Выходит Олень.

    Олень: Не меня ли ты ищешь? Проси что тебе надо?

    Акынь: Помоги, добрый зверь нашим людям. Страшный голод пришел в наш край.

    Олень: Это Мать-тайга наказала всех, кто не берег добро. Всех зверей, птиц мать-тайга спрятала от человека.

    Акынь: Отведи нас, добрый олень, к Матери-тайге, хотим ее увидеть.

    Олень: Да знаешь ли ты, как далеко живет мать-Тайга? Никто еще не был у нее, не видел ее.

    Акынь: Вези!

    Запрягают оленя и вместе с детьми «едут» по залу под музыку. После садятся на свои места.

    Акынь: Мать-тайга, отзовись!

    Выходит Мать-тайга.

    Мать-тайга: Я Мать-тайга. Я и доброта и гнев. Когда люди разоряют лесное царство, уходит доброта, остается только гнев и голод. Когда люди добры – плачу им щедро грибами, ягодами, шишками, лесными зверями да птицами. Дружу с человеком, помогаю ему.

    Акынь: Не все виноваты люди, а ты наказала всех.

    Мать-тайга: Все разоряют тайгу!

    Акынь: Нет, не все!

    Мать-тайга: Тогда докажите мне. Пройдите все испытания, которые я подготовила. Докажите свою силу, выносливость, и тогда я верну людям богатство тайги.

    Игры

    1. «Ручейки» - бегают по одному, «озера» - делают круг, «ветер» - бегают, «льдинки» - звенят динь-динь, «мороз» - застывают, образуя фигуры.

    2. «Оленеводы» 6 детей – «оленеводы» держатся за руки, ловят детей - «оленей».

    Акынь: Дети, а вы знаете пословицы о лесе?

    Дети: Да!

    1. Враг природы тот, кто леса не бережет.

    2. Кто лес любит, тот его не губит.

    3. Много леса – береги, нет леса – посади. 4.

    Акынь: Земля ханты богата и щедра, много в ней добра водится, и зверя разного, и рыбы, а уж столько в тайге грибов, да шишек, всем миром не собрать, а самая вкусная – это ягода разная, и клюква и брусника и морошка знаменитая.

    Реб-к:

    В июле иду на болото с собою беру туесок

    До нитки болото промокло,

    Тут хоженых нету дорог.

    Иду я тропой осторожно

    И вот расступается бор.

    Повсюду, повсюду морошка

    Огромный бордовый ковер.

    Как яркая звездочка лета,

    Нарядно морошка одета.

    Как радостно тянется к свету

    На стройном своем стебельке

    Веселую ягоду эту

    Несу я домой в туеске.

    Акынь: Еще раз… как называется ягода?

    Дети: Морошка.

    Акынь: Выглянуло солнце и природа ожила! Значит, мы прошли все испытания, подружились и Мать-тайга простила нас!

    Танец «Друзья»

    Реб-к:

    Не разрушайте этот мир, берегите природу!

    На нашем шарике земном, где родились мы и живем.

    Где море, горы, степи, лес – полно таинственных чудес.

    По лесу бродит серый волк, и ландыш тоненький цветет,

    Реб-к:

    А в синем море толстый кит – большой как дом на волнах спит.

    Не разрушайте этот мир, девчонки и мальчишки,

    Иначе эти чудеса останутся лишь в книжке.

    Вы тоже часть ее чудес, и для вас темнеет лес,

    И речка светлая течет, и по весне сирень цветет.

    И надо постараться нам с этим не расстаться.

    Акынь: Ну что, понравилась моя сказка? Ребята, не забывайте, что природу надо беречь. До скорых встреч!

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stsenariy_ekologicheskogo_razvlecheniya.docx445.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий экологического  развлечения D:\YandexDisk\Фотокамера\сказки бабушки Аннэ.JPG

    в традициях народов ханты и манси

    «Мы – друзья природы»

    для детей старшего дошкольного возраста

    Цель: Ознакомление детей с традициями и обычаями коренных жителей Югры.

    Задачи:

    Воспитывать любовь к родному краю, посредством художественного слова и традиционной музыки народа ханты.

    Предварительная работа: посещение Дня Оленевода, музея, разучивание стихов, сценок, чтение книги «Сказки бабушки Аннэ, беседа о празднике, разучивание игр.

    Ход праздника

    Звучит музыка…звуки бубна. Дети заходят в зал и садятся у чума на лавки

    Ведущий Акынь (в традиционном женском костюме ханты):

    Здравствуйте ребята! Вуща вуща…так приветствуют друг друга коренные жители нашего края – ханты и манси. Давайте мы поприветствуем друг друга на языке ханты.

    Дети: Вуща вуща!

    Акынь: Очень рада вас видеть я. Меня зовут Акынь. Сегодня я вам расскажу сказку о матери - природе.

    Как вы думаете? Что мы называем природой?

    Дети: Все то, что нас окружает и мы – все это называется природой.

    Акынь: Кто из вас знает стихи о природе?

    Дети читают стихи о природе.

    1-й ребенок:

    Мы любим лес в любое время года,

    Мы слышим речек медленную речь.

    Все это называется «природа»,

    Давайте же ее беречь.

    2-й ребенок:

    Летят, звеня, дождинки с небосвода,

    Клубится на заре тумана дым.

    Все это называется «природа»,

    Давайте же ей сердце отдадим!

    3-й ребенок:

    Прекрасный вальс танцует с ветром лето,

    Дрожит в окне вечерняя звезда…

    Природой называется все это,

    Давайте же любить ее всегда!

    Дети садятся на места.

    Акынь: Ребята, вы любите сказки? (ответы детей)

    Тогда слушайте. Я расскажу вам замечательную сказку (звучит музыка).

    «В давние времена в нашем крае водилось столько всякой птицы, что шум да свист стоял от их крыльев. И зверя было полным-полно. Богата была наша тайга, богата…

    Пригрело солнышко и начал таять снег. Пришла в тайгу Весна.

    Песня «Веснянка»

    Акынь: Да только люди не берегли Мать-природу.

    Под музыку входят три мальчика (шалят).

    1-й мальчик: Хорошо весной в лесу! (Кричит) О-го-го! Э-ге-гей! Где ты, эхо?

    2-й мальчик: О-го-го! Э-ге-гей! Распугаем всех зверей! (целится с рогатки)

    3-й мальчик: Видишь, паучок на дереве? Давай его напугаем, прогоним.

    Под музыку вылетают бабочки.

    Танец «Бабочек»

    1-я Бабочка: Нехорошие мальчишки.

    2-я Бабочка: Хулиганы, шалунишки!

    3-я Бабочка: Паучки полезные. Они наши друзья.

    Девочки садятся на свои места.

    3-й мальчик: Видишь, хворост на полянке? Спички у тебя в кармане?

    1-й мальчик: Да! (вынимает спички). Давай костер разожжем, поиграем с огоньком. (зажигает хворост).

    2-й мальчик:

    Видишь, искры полетели? Ветер их несет на ели,

    Может загореться лес, побежим, опасно здесь!

    Залетает птичка.

    Птичка:

    Прекратите, шалунишки! Потушите свой костер!

    Мальчик пытается выстрелить в птицу из рогатки, птица улетает.

    1-й мальчик: 

    Вверх взлетела, не достать, надо быстро убегать.

    3-й мальчик: 

    Дым клубится до небес. Это загорелся лес!

    Мальчики убегают.

    Музыкальная композиция «Огонь», исполняют девочки.

    Под музыку появляется Зайчик.

    Зайчик:

    Ой, беда! Пожар в лесу! Надо бы позвать лису.

    Эй, лиса, ты где? (прислушивается)

    Слышу чьи-то голоса…

    Появляется Лиса.

    Лиса: 

    Серый Зайка! Неужели? Кстати ты сюда пришел!

    Будет что накрыть на стол. (обходит зайчика, облизывается)

    Зайчик:

     Видишь, дым под небеса? Это лес горит, лиса.

    Лиса: Кто зажег его?

    Зайчик: Не знаю!

    Лиса: Лес горит – беда большая!

    Время нечего терять – надо волка разыскать!

    Лиса (кричит):

    Волк! Беда! Беда! Беда!

    Забегает Волк.

    Волк: 

    Кто пожаловал сюда? Что за чудеса в лесу?

    Вижу с зайцем я лису…

    Лиса: 

    Оттого мы вместе здесь, что горит зеленый лес.

    Мы пришли к тебе, волчок,

    Чтоб пожар тушить помог.

    Волк: 

    Нам не справиться одним.

    За медведем побежим!

    Бегут за медведем, на встречу с ведрами идет медведь.

    Заяц: Миша! Лес горит, беда!

    Медведь: Кто зажег его, когда?

    Волк: 

    Нам не знаем ничего…

    Как нам потушить его?

    У тебя спросить хотели.

    Медведь:

    Верно, вовремя успели, главное вода нужна.

    Бочка у меня полна, вот вам ведра, получайте.

    Все пошли, друзья, медлить нам никак нельзя.

    Лиса: 

    Поливай, заливай, лес от пламени спасай.

    Лес – наш дом, мы в нем живем.

    Дружно справимся с огнем!

    Заяц:

    Все, огонь погас совсем.

    Вам, друзья, спасибо всем.

    Волк: 

    А теперь мы отдохнем

    Дружно песенку споем.

    Песня «Лес»

    Акынь: А хотите узнать, что было дальше? Шло время… Однажды люди проснулись, вышли на улицу, а вокруг озера и болота вымерли, не стало уток, в лесах пропал зверь. Большая беда пришла в тайгу. Мать - природа рассердилась. Что же делать? Что делать? Не поможет ли нам олень? Ребята, давайте же все вместе позовем оленя.

    Выходит Олень.

    Олень: Не меня ли ты ищешь? Проси что тебе надо?

    Акынь: Помоги, добрый зверь нашим людям. Страшный голод пришел в наш край.

    Олень: Это Мать-тайга наказала всех, кто не берег добро. Всех зверей, птиц мать-тайга спрятала от человека.

    Акынь: Отведи нас, добрый олень, к Матери-тайге, хотим ее увидеть.

    Олень: Да знаешь ли ты, как далеко живет мать-Тайга? Никто еще не был у нее, не видел ее.

    Акынь: Вези!

    Запрягают оленя и вместе с детьми «едут» по залу под музыку. После садятся на свои места.

    Акынь: Мать-тайга, отзовись!

    Выходит Мать-тайга.

    Мать-тайга: Я Мать-тайга. Я и доброта и гнев. Когда люди разоряют лесное царство, уходит доброта, остается только гнев и голод. Когда люди добры – плачу им щедро грибами, ягодами, шишками, лесными зверями да птицами. Дружу с человеком, помогаю ему.

    Акынь: Не все виноваты люди, а ты наказала всех.

    Мать-тайга: Все разоряют тайгу!

    Акынь: Нет, не все!

    Мать-тайга: Тогда докажите мне. Пройдите все испытания, которые я подготовила. Докажите свою силу, выносливость, и тогда я верну людям богатство тайги.

    Игры

    1. «Ручейки» - бегают по одному, «озера» - делают круг, «ветер» - бегают, «льдинки» - звенят динь-динь, «мороз» - застывают, образуя фигуры.

    2. «Оленеводы» 6 детей – «оленеводы» держатся за руки, ловят детей - «оленей».

    Акынь: Дети, а вы знаете пословицы о лесе?

    Дети: Да!

    1. Враг природы тот, кто леса не бережет.

    2. Кто лес любит, тот его не губит.

    3. Много леса – береги, нет леса – посади. 4.

    Акынь: Земля ханты богата и щедра, много в ней добра водится, и зверя разного, и рыбы, а уж столько в тайге грибов, да шишек, всем миром не собрать, а самая вкусная – это ягода разная, и клюква и брусника и морошка знаменитая.

    Реб-к:

    В июле иду на болото с собою беру туесок

    До нитки болото промокло,

    Тут хоженых нету дорог.

    Иду я тропой осторожно

    И вот расступается бор.

    Повсюду, повсюду морошка

    Огромный бордовый ковер.

    Как яркая звездочка лета,

    Нарядно морошка одета.

    Как радостно тянется к свету

    На стройном своем стебельке

    Веселую ягоду эту

    Несу я домой в туеске.

    Акынь: Еще раз… как называется ягода?

    Дети: Морошка.

    Акынь: Выглянуло солнце и природа ожила! Значит, мы прошли все испытания, подружились и Мать-тайга простила нас!

    Танец «Друзья»

    Реб-к:

    Не разрушайте этот мир, берегите природу!

    На нашем шарике земном, где родились мы и живем.

    Где море, горы, степи, лес – полно таинственных чудес.

    По лесу бродит серый волк, и ландыш тоненький цветет,

    Реб-к:

    А в синем море толстый кит – большой как дом на волнах спит.

    Не разрушайте этот мир, девчонки и мальчишки,

    Иначе эти чудеса останутся лишь в книжке.

    Вы тоже часть ее чудес, и для вас темнеет лес,

    И речка светлая течет, и по весне сирень цветет.

    И надо постараться нам с этим не расстаться.

    Акынь: Ну что, понравилась моя сказка? Ребята, не забывайте, что природу надо беречь. До скорых встреч!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»

    Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»подготовительная группа Цель: Активизировать детей с помощью персонажей, доставить радость и удовольствие детям.Матери...

    Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"

    В статье раскрываются теоретические и прикладные аспекты познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, рассматривается ее сущность и развивающий потенциал, дается характеристика экспериме...

    Конспект викторины – «Мы - друзья природы» для детей старшего дошкольного возраста

    Закреплять представления о природе и животном мире родного края....

    Сценарий квест- игры «Защитники природы» для детей старшего дошкольного возраста

    Сценарий квест- игры«Защитники природы»для детей старшего дошкольного возраста...

    Сценарий квест-игры «Спешим на помощь природе» для детей старшего дошкольного возраста

    Квест-игра:  «Спешим на помощь природе». (для детей старшего дошкольного возраста)Разработал: Зотова Ольга  Владимировна – воспитатель. Методическая разработка меропри...