Сценарий экологического развлечения в традициях народов ханты и манси «Мы – друзья природы» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

imageСценарий экологического  развлечения

в традициях народов ханты и манси

«Мы – друзья природы»

для детей старшего дошкольного возраста

 

Цель: Ознакомление детей с традициями и обычаями коренных жителей Югры.

Задачи:

Воспитывать любовь к родному краю, посредством художественного слова и традиционной музыки народа ханты.

Предварительная работа: посещение Дня Оленевода, музея, разучивание стихов, сценок, чтение книги «Сказки бабушки Аннэ, беседа о празднике, разучивание игр.

 

Ход праздника

 

Звучит музыка…звуки бубна. Дети заходят в зал и садятся у чума на лавки

Ведущий Акынь (в традиционном женском костюме ханты):

Здравствуйте ребята! Вуща вуща…так приветствуют друг друга коренные жители нашего края – ханты и манси. Давайте мы поприветствуем друг друга на языке ханты.

Дети: Вуща вуща!

Акынь: Очень рада вас видеть я. Меня зовут Акынь. Сегодня я вам расскажу сказку о матери - природе.

Как вы думаете? Что мы называем природой?

Дети: Все то, что нас окружает и мы – все это называется природой.

Акынь: Кто из вас знает стихи о природе?

Дети читают стихи о природе.

1-й ребенок:

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется «природа»,

Давайте же ее беречь.

2-й ребенок:

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым.

Все это называется «природа»,

Давайте же ей сердце отдадим!

3-й ребенок:

Прекрасный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется все это,

Давайте же любить ее всегда!

Дети садятся на места.

Акынь: Ребята, вы любите сказки? (ответы детей)

Тогда слушайте. Я расскажу вам замечательную сказку (звучит музыка).

«В давние времена в нашем крае водилось столько всякой птицы, что шум да свист стоял от их крыльев. И зверя было полным-полно. Богата была наша тайга, богата…

Пригрело солнышко и начал таять снег. Пришла в тайгу Весна.

Песня «Веснянка»

Акынь: Да только люди не берегли Мать-природу.

Под музыку входят три мальчика (шалят).

1-й мальчик: Хорошо весной в лесу! (Кричит) О-го-го! Э-ге-гей! Где ты, эхо?

2-й мальчик: О-го-го! Э-ге-гей! Распугаем всех зверей! (целится с рогатки)

3-й мальчик: Видишь, паучок на дереве? Давай его напугаем, прогоним.

Под музыку вылетают бабочки.

Танец «Бабочек»

1-я Бабочка: Нехорошие мальчишки.

2-я Бабочка: Хулиганы, шалунишки!

3-я Бабочка: Паучки полезные. Они наши друзья.

Девочки садятся на свои места.

3-й мальчик: Видишь, хворост на полянке? Спички у тебя в кармане?

1-й мальчик: Да! (вынимает спички). Давай костер разожжем, поиграем с огоньком. (зажигает хворост).

2-й мальчик:

Видишь, искры полетели? Ветер их несет на ели,

Может загореться лес, побежим, опасно здесь!

Залетает птичка.

Птичка:

Прекратите, шалунишки! Потушите свой костер!

Мальчик пытается выстрелить в птицу из рогатки, птица улетает.

1-й мальчик:

Вверх взлетела, не достать, надо быстро убегать.

3-й мальчик:

Дым клубится до небес. Это загорелся лес!

Мальчики убегают.

Музыкальная композиция «Огонь», исполняют девочки.

Под музыку появляется Зайчик.

Зайчик:

Ой, беда! Пожар в лесу! Надо бы позвать лису.

Эй, лиса, ты где? (прислушивается)

Слышу чьи-то голоса…

Появляется Лиса.

Лиса:

Серый Зайка! Неужели? Кстати ты сюда пришел!

Будет что накрыть на стол. (обходит зайчика, облизывается)

Зайчик:

 Видишь, дым под небеса? Это лес горит, лиса.

Лиса: Кто зажег его?

Зайчик: Не знаю!

Лиса: Лес горит – беда большая!

Время нечего терять – надо волка разыскать!

Лиса (кричит):

Волк! Беда! Беда! Беда!

Забегает Волк.

Волк:

Кто пожаловал сюда? Что за чудеса в лесу?

Вижу с зайцем я лису…

Лиса:

Оттого мы вместе здесь, что горит зеленый лес.

Мы пришли к тебе, волчок,

Чтоб пожар тушить помог.

Волк:

Нам не справиться одним.

За медведем побежим!

Бегут за медведем, на встречу с ведрами идет медведь.

Заяц: Миша! Лес горит, беда!

Медведь: Кто зажег его, когда?

Волк:

Нам не знаем ничего…

Как нам потушить его?

У тебя спросить хотели.

Медведь:

Верно, вовремя успели, главное вода нужна.

Бочка у меня полна, вот вам ведра, получайте.

Все пошли, друзья, медлить нам никак нельзя.

Лиса:

Поливай, заливай, лес от пламени спасай.

Лес – наш дом, мы в нем живем.

Дружно справимся с огнем!

Заяц:

Все, огонь погас совсем.

Вам, друзья, спасибо всем.

Волк:

А теперь мы отдохнем

Дружно песенку споем.

Песня «Лес»

Акынь: А хотите узнать, что было дальше? Шло время… Однажды люди проснулись, вышли на улицу, а вокруг озера и болота вымерли, не стало уток, в лесах пропал зверь. Большая беда пришла в тайгу. Мать - природа рассердилась. Что же делать? Что делать? Не поможет ли нам олень? Ребята, давайте же все вместе позовем оленя.

Выходит Олень.

Олень: Не меня ли ты ищешь? Проси что тебе надо?

Акынь: Помоги, добрый зверь нашим людям. Страшный голод пришел в наш край.

Олень: Это Мать-тайга наказала всех, кто не берег добро. Всех зверей, птиц мать-тайга спрятала от человека.

Акынь: Отведи нас, добрый олень, к Матери-тайге, хотим ее увидеть.

Олень: Да знаешь ли ты, как далеко живет мать-Тайга? Никто еще не был у нее, не видел ее.

Акынь: Вези!

Запрягают оленя и вместе с детьми «едут» по залу под музыку. После садятся на свои места.

Акынь: Мать-тайга, отзовись!

Выходит Мать-тайга.

Мать-тайга: Я Мать-тайга. Я и доброта и гнев. Когда люди разоряют лесное царство, уходит доброта, остается только гнев и голод. Когда люди добры – плачу им щедро грибами, ягодами, шишками, лесными зверями да птицами. Дружу с человеком, помогаю ему.

Акынь: Не все виноваты люди, а ты наказала всех.

Мать-тайга: Все разоряют тайгу!

Акынь: Нет, не все!

Мать-тайга: Тогда докажите мне. Пройдите все испытания, которые я подготовила. Докажите свою силу, выносливость, и тогда я верну людям богатство тайги.

Игры

1. «Ручейки» - бегают по одному, «озера» - делают круг, «ветер» - бегают, «льдинки» - звенят динь-динь, «мороз» - застывают, образуя фигуры.

2. «Оленеводы» 6 детей – «оленеводы» держатся за руки, ловят детей - «оленей».

Акынь: Дети, а вы знаете пословицы о лесе?

Дети: Да!

1. Враг природы тот, кто леса не бережет.

2. Кто лес любит, тот его не губит.

3. Много леса – береги, нет леса – посади. 4.

Акынь: Земля ханты богата и щедра, много в ней добра водится, и зверя разного, и рыбы, а уж столько в тайге грибов, да шишек, всем миром не собрать, а самая вкусная – это ягода разная, и клюква и брусника и морошка знаменитая.

Реб-к:

В июле иду на болото с собою беру туесок

До нитки болото промокло,

Тут хоженых нету дорог.

Иду я тропой осторожно

И вот расступается бор.

Повсюду, повсюду морошка

Огромный бордовый ковер.

Как яркая звездочка лета,

Нарядно морошка одета.

Как радостно тянется к свету

На стройном своем стебельке

Веселую ягоду эту

Несу я домой в туеске.

Акынь: Еще раз… как называется ягода?

Дети: Морошка.

Акынь: Выглянуло солнце и природа ожила! Значит, мы прошли все испытания, подружились и Мать-тайга простила нас!

Танец «Друзья»

Реб-к:

Не разрушайте этот мир, берегите природу!

На нашем шарике земном, где родились мы и живем.

Где море, горы, степи, лес – полно таинственных чудес.

По лесу бродит серый волк, и ландыш тоненький цветет,

Реб-к:

А в синем море толстый кит – большой как дом на волнах спит.

Не разрушайте этот мир, девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса останутся лишь в книжке.

Вы тоже часть ее чудес, и для вас темнеет лес,

И речка светлая течет, и по весне сирень цветет.

И надо постараться нам с этим не расстаться.

Акынь: Ну что, понравилась моя сказка? Ребята, не забывайте, что природу надо беречь. До скорых встреч!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_ekologicheskogo_razvlecheniya.docx445.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий экологического  развлечения D:\YandexDisk\Фотокамера\сказки бабушки Аннэ.JPG

в традициях народов ханты и манси

«Мы – друзья природы»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Ознакомление детей с традициями и обычаями коренных жителей Югры.

Задачи:

Воспитывать любовь к родному краю, посредством художественного слова и традиционной музыки народа ханты.

Предварительная работа: посещение Дня Оленевода, музея, разучивание стихов, сценок, чтение книги «Сказки бабушки Аннэ, беседа о празднике, разучивание игр.

Ход праздника

Звучит музыка…звуки бубна. Дети заходят в зал и садятся у чума на лавки

Ведущий Акынь (в традиционном женском костюме ханты):

Здравствуйте ребята! Вуща вуща…так приветствуют друг друга коренные жители нашего края – ханты и манси. Давайте мы поприветствуем друг друга на языке ханты.

Дети: Вуща вуща!

Акынь: Очень рада вас видеть я. Меня зовут Акынь. Сегодня я вам расскажу сказку о матери - природе.

Как вы думаете? Что мы называем природой?

Дети: Все то, что нас окружает и мы – все это называется природой.

Акынь: Кто из вас знает стихи о природе?

Дети читают стихи о природе.

1-й ребенок:

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется «природа»,

Давайте же ее беречь.

2-й ребенок:

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым.

Все это называется «природа»,

Давайте же ей сердце отдадим!

3-й ребенок:

Прекрасный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется все это,

Давайте же любить ее всегда!

Дети садятся на места.

Акынь: Ребята, вы любите сказки? (ответы детей)

Тогда слушайте. Я расскажу вам замечательную сказку (звучит музыка).

«В давние времена в нашем крае водилось столько всякой птицы, что шум да свист стоял от их крыльев. И зверя было полным-полно. Богата была наша тайга, богата…

Пригрело солнышко и начал таять снег. Пришла в тайгу Весна.

Песня «Веснянка»

Акынь: Да только люди не берегли Мать-природу.

Под музыку входят три мальчика (шалят).

1-й мальчик: Хорошо весной в лесу! (Кричит) О-го-го! Э-ге-гей! Где ты, эхо?

2-й мальчик: О-го-го! Э-ге-гей! Распугаем всех зверей! (целится с рогатки)

3-й мальчик: Видишь, паучок на дереве? Давай его напугаем, прогоним.

Под музыку вылетают бабочки.

Танец «Бабочек»

1-я Бабочка: Нехорошие мальчишки.

2-я Бабочка: Хулиганы, шалунишки!

3-я Бабочка: Паучки полезные. Они наши друзья.

Девочки садятся на свои места.

3-й мальчик: Видишь, хворост на полянке? Спички у тебя в кармане?

1-й мальчик: Да! (вынимает спички). Давай костер разожжем, поиграем с огоньком. (зажигает хворост).

2-й мальчик:

Видишь, искры полетели? Ветер их несет на ели,

Может загореться лес, побежим, опасно здесь!

Залетает птичка.

Птичка:

Прекратите, шалунишки! Потушите свой костер!

Мальчик пытается выстрелить в птицу из рогатки, птица улетает.

1-й мальчик: 

Вверх взлетела, не достать, надо быстро убегать.

3-й мальчик: 

Дым клубится до небес. Это загорелся лес!

Мальчики убегают.

Музыкальная композиция «Огонь», исполняют девочки.

Под музыку появляется Зайчик.

Зайчик:

Ой, беда! Пожар в лесу! Надо бы позвать лису.

Эй, лиса, ты где? (прислушивается)

Слышу чьи-то голоса…

Появляется Лиса.

Лиса: 

Серый Зайка! Неужели? Кстати ты сюда пришел!

Будет что накрыть на стол. (обходит зайчика, облизывается)

Зайчик:

 Видишь, дым под небеса? Это лес горит, лиса.

Лиса: Кто зажег его?

Зайчик: Не знаю!

Лиса: Лес горит – беда большая!

Время нечего терять – надо волка разыскать!

Лиса (кричит):

Волк! Беда! Беда! Беда!

Забегает Волк.

Волк: 

Кто пожаловал сюда? Что за чудеса в лесу?

Вижу с зайцем я лису…

Лиса: 

Оттого мы вместе здесь, что горит зеленый лес.

Мы пришли к тебе, волчок,

Чтоб пожар тушить помог.

Волк: 

Нам не справиться одним.

За медведем побежим!

Бегут за медведем, на встречу с ведрами идет медведь.

Заяц: Миша! Лес горит, беда!

Медведь: Кто зажег его, когда?

Волк: 

Нам не знаем ничего…

Как нам потушить его?

У тебя спросить хотели.

Медведь:

Верно, вовремя успели, главное вода нужна.

Бочка у меня полна, вот вам ведра, получайте.

Все пошли, друзья, медлить нам никак нельзя.

Лиса: 

Поливай, заливай, лес от пламени спасай.

Лес – наш дом, мы в нем живем.

Дружно справимся с огнем!

Заяц:

Все, огонь погас совсем.

Вам, друзья, спасибо всем.

Волк: 

А теперь мы отдохнем

Дружно песенку споем.

Песня «Лес»

Акынь: А хотите узнать, что было дальше? Шло время… Однажды люди проснулись, вышли на улицу, а вокруг озера и болота вымерли, не стало уток, в лесах пропал зверь. Большая беда пришла в тайгу. Мать - природа рассердилась. Что же делать? Что делать? Не поможет ли нам олень? Ребята, давайте же все вместе позовем оленя.

Выходит Олень.

Олень: Не меня ли ты ищешь? Проси что тебе надо?

Акынь: Помоги, добрый зверь нашим людям. Страшный голод пришел в наш край.

Олень: Это Мать-тайга наказала всех, кто не берег добро. Всех зверей, птиц мать-тайга спрятала от человека.

Акынь: Отведи нас, добрый олень, к Матери-тайге, хотим ее увидеть.

Олень: Да знаешь ли ты, как далеко живет мать-Тайга? Никто еще не был у нее, не видел ее.

Акынь: Вези!

Запрягают оленя и вместе с детьми «едут» по залу под музыку. После садятся на свои места.

Акынь: Мать-тайга, отзовись!

Выходит Мать-тайга.

Мать-тайга: Я Мать-тайга. Я и доброта и гнев. Когда люди разоряют лесное царство, уходит доброта, остается только гнев и голод. Когда люди добры – плачу им щедро грибами, ягодами, шишками, лесными зверями да птицами. Дружу с человеком, помогаю ему.

Акынь: Не все виноваты люди, а ты наказала всех.

Мать-тайга: Все разоряют тайгу!

Акынь: Нет, не все!

Мать-тайга: Тогда докажите мне. Пройдите все испытания, которые я подготовила. Докажите свою силу, выносливость, и тогда я верну людям богатство тайги.

Игры

1. «Ручейки» - бегают по одному, «озера» - делают круг, «ветер» - бегают, «льдинки» - звенят динь-динь, «мороз» - застывают, образуя фигуры.

2. «Оленеводы» 6 детей – «оленеводы» держатся за руки, ловят детей - «оленей».

Акынь: Дети, а вы знаете пословицы о лесе?

Дети: Да!

1. Враг природы тот, кто леса не бережет.

2. Кто лес любит, тот его не губит.

3. Много леса – береги, нет леса – посади. 4.

Акынь: Земля ханты богата и щедра, много в ней добра водится, и зверя разного, и рыбы, а уж столько в тайге грибов, да шишек, всем миром не собрать, а самая вкусная – это ягода разная, и клюква и брусника и морошка знаменитая.

Реб-к:

В июле иду на болото с собою беру туесок

До нитки болото промокло,

Тут хоженых нету дорог.

Иду я тропой осторожно

И вот расступается бор.

Повсюду, повсюду морошка

Огромный бордовый ковер.

Как яркая звездочка лета,

Нарядно морошка одета.

Как радостно тянется к свету

На стройном своем стебельке

Веселую ягоду эту

Несу я домой в туеске.

Акынь: Еще раз… как называется ягода?

Дети: Морошка.

Акынь: Выглянуло солнце и природа ожила! Значит, мы прошли все испытания, подружились и Мать-тайга простила нас!

Танец «Друзья»

Реб-к:

Не разрушайте этот мир, берегите природу!

На нашем шарике земном, где родились мы и живем.

Где море, горы, степи, лес – полно таинственных чудес.

По лесу бродит серый волк, и ландыш тоненький цветет,

Реб-к:

А в синем море толстый кит – большой как дом на волнах спит.

Не разрушайте этот мир, девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса останутся лишь в книжке.

Вы тоже часть ее чудес, и для вас темнеет лес,

И речка светлая течет, и по весне сирень цветет.

И надо постараться нам с этим не расстаться.

Акынь: Ну что, понравилась моя сказка? Ребята, не забывайте, что природу надо беречь. До скорых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»

Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»подготовительная группа Цель: Активизировать детей с помощью персонажей, доставить радость и удовольствие детям.Матери...

Конспект викторины – «Мы - друзья природы» для детей старшего дошкольного возраста

Закреплять представления о природе и животном мире родного края....

Экологический праздник «Мы - друзья природы» для детей старшего дошкольного возраста

Экологический праздник «Мы - друзья природы» для детей старшего дошкольного возрастаЦель: повышение экологической культуры детей, воспитание любви и бережного отношения к природе....

Физкультурно-экологический квест «Друзья природы» для детей старшего дошкольного возраста.

Формирование у детей экологического сознания через физическое воспитание, посредством интеграции различных видов деятельности....