Сценарий музыкально – литературной композиции
план-конспект занятия (старшая группа)

Сценарий музыкально – литературной композиции

     «Детям о П.И.Чайковском».

   (для детей старшего возраста)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detyam_o_chaykovskom.doc45.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

  детский сад № 55 общеразвивающего вида Калининского района Санкт – Петербурга

               (ГБДОУ детский сад № 55 Калининского района Санкт – Петербурга)

                           Сценарий музыкально – литературной композиции

     

                                            «Детям о П.И.Чайковском».

                                         (для детей старшего возраста)

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, проблемно – игровая, технология проектной деятельности.

                                                                                                 Музыкальный руководитель

                                                                                                 Гордеева Милена Юрьевна

                                                        Санкт – Петербург

                       

                                                                 2020                      

                         Музыкально – литературная композиция:

                                              «Детям о П.И.Чайковском».

Много лет назад на Урале, в маленьком городке Воткинске, родился мальчик и его назвали Петей.

В семье было много детей, Петя был самым младшим.

Петя с самого раннего детства слышал музыку.

Его мама играла на рояле, папа играл на флейте.

Петя уже с пяти лет начал сочинять небольшие музыкальные произведения.

Часто вместе со своими братьями, сестрой и любимой няней маленький Петя ходил на прогулку любоваться русской природой, слушал нежные и грустные народные напевы.

И вот музыка, которую он слышал вокруг себя и которая звучала внутри у него, стала всё больше захватывать будущего композитора.

Наверное, он чувствовал, что музыкой он сможет рассказать людям о своей любви к Родине, родной природе, к русскому народу.

Ещё Петя любил читать книги и даже сам сочинял стихи, за это его ласково называли «наш маленький Пушкин». Но музыку Петя любил больше всего.

Таким был маленький Петя, которого узнали потом люди на земле, как великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (на экране слайд с фотографией композитора).

В этом году исполняется 180 лет со дня рождения композитора.

П.И.Чайковский является одним из величайших композиторов мира.

Он написал очень много музыки и не только для взрослых, но и для детей.

У П.И.Чайковского был любимый племянник Володя Давыдов по прозвищу Боб.

Володе было шесть лет, он играл на рояле и очень любил слушать разные истории и сказки, которые ему читали взрослые.

И Чайковский написал такую музыку, в которой Володя мог бы узнать своих любимых сказочных героев. Сборник, в который вошли эти сказочные герои, Чайковский назвал «Детский альбом». А так как, Володя умел играть на рояле, то он мог исполнить сам эти пьесы. В сборник вошли двадцать четыре пьесы:

«Утренняя молитва»; «Зимнее утро»; «Мама»; «Игра в лошадки»; «Марш деревянных солдатиков»; «Болезнь куклы»; «Похороны куклы»; «Вальс»; «Новая кукла»; «Мазурка»; «Русская песня»; «Мужик на гармонике играет»; «Камаринская»; «Полька»; «Итальянская песенка»; «Старинная французская песенка»; «Немецкая песенка»; «Неаполитанская песенка»; «Нянина сказка»; «Баба яга»; «сладкая грёза»; «Песня жаворонка»; «Шарманщик поёт»; «В церкви».

В пьесах мы можем услышать мир беззаботного детства ребёнка, с его играми, забавами, краткими минутами огорчения и внезапными радостями.

Итак, открываем «Детский альбом» П.И.Чайковского.

На первом занятии я предлагаю детям прослушать только шесть пьес из этого альбома.

Первая пьеса – это «Марш деревянных солдатиков»

Мальчики любят играть в солдатиков. Вот отчеканивает шаг дружное войско.

А что означает слово «Марш»? Слово марш означает шествие. Под музыку шагать удобнее.

Стихи:  «Ать – два, левой – правой,

              Ать – два, левой – правой,

              Вдоль плетней, заборов и оград,

              Ать – два, левой – правой.

              Ать – два, левой – правой,

              Марширует бравый наш отряд.

              Ать – два, левой – правой,

              Ать – два, левой – правой.

              Песню деревянную поём.

             Ать – два, левой – правой,

             Ать – два, левой – правой.

             Марширует бравый наш отряд.

             Ать  - два, левой – правой,

             Ать – два. Левой – правой,

             Командир ведёт нас на парад».

Дети слушают пьесу «Марш деревянных солдатиков» (на экране слайд).

Следующие три пьесы «Болезнь куклы»; «Похороны куклы»; «Новая кукла», образуют маленькие сказочные сценки, на музыкальном языке – сюиты.

Конечно, это пьесы не только о куклах, но и о девочке, которая переживает болезнь куклы, её похороны, а спустя некоторое время радуется новой кукле.

Это короткие музыкальные рассказы о сложной и серьёзной жизни ребёнка, который чувствует всё так же сильно и остро, как взрослый человек.

Первая пьеса из музыкального рассказа – это «Болезнь куклы».

Стихи: «Кукла Маша заболела,

             Врач сказал, что плохо дело.

             Маше больно, Маше тяжко!

             Не поможешь ей, бедняжке.

             Нас покинет Маша вскоре.

             Вот уж горе, так уж горе…»

Дети слушают пьесу «Болезнь куклы» (на экране слайд).

Вторая пьеса – это «Похороны куклы».

В музыке чувствуется бережное отношение к переживаниям ребёнка, её страдания и глубина чувств.

Стихи: «Снег на земле и на сердце снег.

             Кукла, родная, прощай навек.

             Больше, дружочек любимый мой,

             Мне не играть с тобой.

             Лучшею куклою ты была.

             Как же тебя я не сберегла?

             Как же такое случилось с тобой?

             Куда и зачем от меня ты ушла?

            Снег на земле и на сердце снег.

            Маша, родная, прощай навек.

            Больше, дружочек любимый мой,

            Мне не играть с тобой».

Дети слушают пьесу «Похороны куклы» (на экране слайд).

Пьесу «Похороны куклы» сменяет третья пьеса – это «Новая кукла».

Девочка так рада новой игрушке!

Вместе со своей куклой она кружится, танцует и чувствует себя очень счастливой.

Музыка наполнена чувством восторга, радости, счастьем.

Стихи: «Ах, мама, мама, неужели

               Куклу скоро привезут?

              Ах, мама, мама, в самом деле

               Кукла скоро будет тут?

               Ах, где же кукла моя?

               Хочу её увидеть я.

               Ах, что? Уже? Тогда молю –

               Ну, дай мне куколку мою.

               Ах, как она прекрасна, мама!

               Как я рада, Боже мой!

               Ах, кукла, кукла! Никогда мы

               Не расстанемся с тобой!»

Дети слушают пьесу» Новая кукла». (на экране слайд).

Эта пьеса завершает маленькую сюиту.

Следующая пьеса из «Детского альбома» - это «Полька».

Полька – это чешский народный танец, весёлый, озорной, задорный.

Его танцуют поскоками – маленькими, лёгкими прыжками.

Название этого танца происходит от чешского слова «полшага».

Танец «Полька» начинается весело, легко, изящно.

Стихи: «Всем девчонкам и мальчишкам

              Захотелось танцевать,

              И подумав, мы решили:

              Надо с польки начинать.

              Дети встали все по парам,

             Будет полечка звучать,

             Время тратим мы не даром,

             Невозможно устоять.

             Всем хотелось танцевать:

             Раз, два, три, четыре, пять!»

Дети слушают пьесу «Полька». (на экране слайд).

Следующая пьеса – это «Баба Яга»

Она представляет популярный образ русской народной сказки.

В пьесе чудится фантастический полёт, сопровождаемый «свистом ветра».

Стихи: «Кто там?

              Кто там летит в вышине?

              Кто там, в тёмной ночной глубине?

              Кто там воет,

              Кто там стонет,

              Кто метлой тучи гонет?

              Кто там кружит над чёрною чащею,

              Кто там свистит над деревнею спящею?

              Кто там совою за окнами ухает?

              Кто там по крышам ножищами бухает?

              Кто там не прочь целую ночь

              Птичек шугать, деток пугать?

              Кто там?

              Кто там летит над землёй?

              Чей там слышится хохот и вой?

               Это Баба Яга, костяная нога

               Над землёй кружит,

               Тёмный лес сторожит.

               Это Баба Яга, костяная нога.

               Ей кружить под луной

               Очень грустно одной.

               Потому что всю ночку без сна

               Заунывно поёт и из дома зовёт всех нас».

Дети слушают пьесу «Баба яга» (на экране слайд)

В заключении, детям предлагается прослушать отдельные музыкальные фрагменты и вспомнить, как называются эти пьесы.

Проходит время, но П.И.Чайковский и его музыка – его творения не забываются, а, наоборот, всё больше людей узнаёт и любит этого композитора.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально- литературной композиции "День Победы, как он был от нас далёк"

В сценарий музыкально-театрализованного концерта включены песни, стихи, танцы, игры, аттракционы для детей старшей и подготовительной групп...

Сценарий музыкально - литературной композиции к Дню Матери.

Концертное поздравление детей к Дню Матери...

Сценарий музыкально - литературной композиции к Дню Матери.

Концертное поздравление детей к Дню Матери...

Сценарий музыкально-литературной композиции "Зовет нас музыка Победы!" (презентация проекта)

Цель: воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников через музыкальную культуру.Задачи:1.Познакомить детей с песенным репертуаром военных лет.2.Дать представления о том, что песня в суровые год...

Сценарий музыкально-литературной композиции для детей старшего дошкольного возраста «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»

Сценарий музыкально-литературной композиции для детей старшего дошкольного возраста«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»Цель:Ø  Формирование патриотических чувств и любви  к родному краю ...

Сценарий музыкально – литературной композиции « Зимушка – зима» (по произведениям русских поэтов и композиторов)

Данное мероприятие развивает творческие способности дошкольников, а также расширяет  кругозор детей по зимней тематике, воспитывает интерес и любовь к природе....