НОД в старшей группе "Путешествие в космос"
план-конспект занятия (старшая группа)

Ермолинская Алевтина Викторовна

НОД в старшей группе "Путешествие в космос"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_kosmos.docx38.28 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект

непосредственно - образовательной деятельности

в  старшей группе

тема: «Путешествие в космос»

Автор составитель: Ермолинская Алевтина Викторовна,

старший воспитатель СП «Детский сад № 2» ГБОУ ООШ № 2 г.о.Октябрьск

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

ОО «Познавательное развитие»

- Формировать у детей умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить простейшим обобщениям;

- Расширять представления детей о космических полетах;

    - Закреплять знания детей о российских ученых, стоявших у истоков развития российской космонавтики;

    - Совершенствовать знания о планетах Солнечной системы;

   -  Закреплять знания детей о космосе, космонавтах.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

-  Воспитывать у детей интерес к художественной творческой деятельности;

- Развивать у детей музыкальные способности поэтического и музыкального слуха, чувство ритма.

ОО  «Речевое развитие»

- Развивать у детей речевое внимание и память;

- Развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение;

    - Закрепить у детей правильное и четкое произношение слов, умение детей сочетать слова с действиями.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

- Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение и интерес  к российской космонавтике;

- Воспитывать у детей любовь к Родине, эмоциональную отзывчивость детей;

- Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками.

ОО   «Физическое развитие»

Продолжать развивать у детей умение действовать по сигналу воспитателя.

Методы и приемы:

Практические: рисование, моделирование, игротренинг.

Наглядные:  модели планет, карточки с буквами и цифрами, презентация.

Словесные: рассказ, объяснение, беседа, вопросы к детям. 

Материал и оборудование:  глобус, слайды космонавтов, ученых, рисунки планет; большое зеркало, на котором прикреплена модель Солнца, нарисованы орбиты девяти планет, между четвертой и пятой орбитой расстояние больше, чем между остальными орбитами; гуашь белого, желтого и красного цветов, поролоновые шарики, «космические скафандры»; золотые медали

Предварительная работа: рассматривание планет Солнечной системы, знакомство с портретами: основателя космонавтики К.Э.Циолковского, ученого-конструктора С.П.Королева, первого космонавта Ю.А.Гагарина, А.А.Леонова, первой женщины-космонавта В.В.Терешковой, С.Е.Савицкой – первой женщины-космонавта, вышедшей в открытый космос; дидактические игры «Планеты, стройтесь!», «Назови соседей», игровые упражнения на развитие зрительного внимания, игровые упражнения на образование родственных слов, составление предложений из «перепутанных слов»; чтение стихотворений о космосе, планетах Солнечной системы, загадывание загадок, разучивание игротренинга «Космонавт»; рисование, на тему космоса; выкладывание планет в нужной последовательности.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

 Физминутка « Мы космонавты»

Игровая

Логическая  игра «Прохождение пароля»

Дидактическая игра «Семейка»

Словесная игра «Составь предложение»

Дидактическая игра «Планеты, стройтесь!», «Назови своих соседей»

Игротренинг «Космонавт»

Коммуникативная

Беседа, вопросы, ситуативные разговоры.

Музыкально-художественная

Игротренинг «Космонавт». Дидактическое упражнение «Расставим планеты солнечной системы». Музыкальная пауза «Мы маленькие звезды».

Чтение художественной литературы (восприятие)

Стихотворение «На космическом корабле» Т. Шорыгиной, стихотворение А.Хайта «По порядку все планеты», стихотворение  «Что такое звезды?» Р.А.Алдониной

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

1.

Под фонограмму космической музыки дети входят в зал, выполняют перестроения

Дети входят в зал, выполняют перестроения

Созданы условия для формирования умения слушать музыкальное произведение,  сопровождая его движениями.

2.

Воспитатель интересуется, какой приближается праздник, почему ему уделяется особое внимание. - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о космонавтике, космосе и обо всем, что с ним связано. Каждый год 12 апреля мы отмечаем День Космонавтики. А в этом году мы уделяем космосу особое внимание. И это не случайно. Как вы думаете, почему?

Дети отвечают.

Сформирована эмоциональная отзывчивость.

3.

Воспитатель показывает глобус

- Ребята, как вы знаете, это модель нашей планеты Земля. За ее пределами – космос. Люди всегда мечтали взлететь в небо, как птицы, даже придумывали сказки о коврах-самолетах. С тех пор прошло много-много лет, и люди давным-давно научились летать на самолетах, вертолетах, некоторые даже на ракетах. Давайте вспомним, как все начиналось? Кто стоял у истоков российской космонавтики?

1 ребёнок: Разработал теорию ракеты, продумал ее устройство и вывел основную формулу движения замечательный ученый Константин Эдуардович Циолковский. (Слайд)

2 ребёнок: Через много-много лет другой ученый-конструктор Сергей Павлович Королев смог сконструировать и изготовить первый космический спутник. (Слайд)

3 ребёнок: «На этом спутнике вокруг Земли сначала летали собачки Белка и Стрелка». (Слайд)

4 ребёнок: А 12 апреля 1961 года впервые в космос полетел человек. Это был Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт, гражданин России. (Слайд)

5 ребёнок:

На космическом корабле

Он летел в межпланетной мгле,

Совершив вокруг Земли виток.

А корабль назывался «Восток».

Его знает и любит каждый,

Был он юный, сильный, отважный.

Помним взгляд его добрый, с прищуром,

Его звали Гагарин Юра.

(Т. Шорыгина)

6 ребёнок: Сначала были одиночные полеты, (Слайд) а потом групповые по 2-3 и более человек. (Слайд)

7 ребёнок: В космосе побывали не только космонавты, но и врачи, инженеры-конструкторы, исследователи. (Слайд)

8 ребёнок: Алексей Архипович Леонов – первый космонавт, вышедший в открытый космос. (Слайд)

9 ребёнок: Среди российских космонавтов были и женщины-космонавты. Валентина Владимировна Терешкова – первая женщина-космонавт (Слайд).

10 ребёнок: Светлана Евгеньевна Савицкая – первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос. (Слайд)

11 ребёнок: Взлетная площадка, с которой стартуют космические корабли, называется космодром «Байконур. (Слайд)

12 ребёнок: В космос летали на космических кораблях «Восход», (Слайд) «Союз», (Слайд) «Буран» (Слайд); станция «Мир» (Слайд), с которой состыковывались космические корабли и где жили космонавты.

-Ребята, в наши дни живет Сызранский космонавт Михаил Корниенко. Почти год он пробыл в космосе. (Слайд)

Чтобы жить и работать в космическом корабле, надо быть очень образованным и здоровым человеком и  пройти специальную подготовку. Вы хотите стать космонавтами?

 

Дети рассказывают подробно об ученых и космонавтах, названных воспитателем, читают стихотворения, рассказывают о ракетах, космодромах и космических станциях

Дети отвечают на вопросы

Созданы условия для усвоения знаний о планетах солнечной системы, космосе, ученых и космонавтах. Сформирована потребность делиться своими впечатлениями.

Закреплено умение пересказывать связный текст, читать стихотворение наизусть.

4.

Давайте потренируемся.

Предлагает поиграть:  

Раз подняться, потянуться

Два согнуться, разогнуться.

Три- в ладоши 3 хлопка,

Головою три кивка.

На 4 ноги шире,

5 руками помахать

6- в ракету тихо сесть.

Дети  выполняют движения  тренировки

Обеспечена потребность в движении.

Снята психо-эмоциональная напряженность.

5.

Звучит голосовая телеграмма  из космоса Слайд

«Дорогие ребята!  Я заблудившийся космонавт. В космосе произошло невероятное: все планеты Солнечной системы сошли со своих орбит и сбились в одну кучу. Я сбился с курса и не могу вернуться на Землю. Срочно нужна ваша помощь: необходимо расставить планеты по местам, чтобы восстановить порядок в Солнечной системе. Если вы не боитесь трудностей, то поспешите на помощь».

Воспитатель спрашивает, что будем делать. Сообщает, для того  чтобы быстро оказаться в космосе,  нужно пройти пароль и предлагает ответить на вопросы.

Игра «Прохождение пароля»

Как называется площадка для взлета космических ракет? (Космодром).

Как называется головной убор космонавта? (Скафандр).

Как называется окно в самолете или в ракете? (Иллюминатор).

Кто и на чем впервые облетел вокруг Земли? (Собаки Белка и Стрелка на космическом спутнике).

В какой день отмечается день Космонавтики? (12 апреля).

Как звали первую женщину-космонавта? (Валентина Терешкова).

Сколько планет в Солнечной системе? (9).

Как называется третья планета от Солнца? (Земля).

Как называется спутник планеты Земля? (Луна).

Назовите самые маленькие планеты Солнечной системы. (Меркурий, Плутон).

Назовите гигантские планеты Солнечной системы. (Юпитер, Сатурн).

Почему происходит смена дня и ночи и времен года? (Потому что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Слушают голосовую телеграмму

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Закреплены знания о планетах солнечной системы.

6.

Воспитатель сообщает, что для того чтобы полететь в космос, нужно надеть космические костюмы.

Дает команду всем приготовиться к взлету.

Звучит звук полета космического корабля Слайд

Сообщает, что ребятам следует отправиться к сбившимся с места планетам и помочь им встать по своим местам, предупреждает, что путь будет не легким и представляет Первую станцию «Математическую» 

На слайдах изображены математические задачи, воспитатель задает задание, решить задачи

Дети надевают костюмы.

Дети выполняют задание, решают задачи

Сформированы положительные эмоции при выполнении задания.

7.

Вторая станция

Словесная игра «Семейка»

Воспитатель просит подобрать родственные слова к слову «Космос»

Дети подбирают родственные слова к слову «Космос» - космонавт, космический, космодром, космонавтика. К слову «Планета» - инопланетянин, планетарий, межпланетный.

Закреплено умение подбирать родственные слова.

8.

Третья станция

Словесная игра «Составь предложение»

Воспитатель предлагает детям предложения, в которых все слова поменялись местами, и построить правильные предложения.

Слова: в, космонавт, ракете, летит;

звезды, на, светят, небе;

в, корабль, полет, отправляется, космический;

падает, с, комета, неба, хвостатая.

Дети составляют предложения

Закреплено умение составлять предложение.

9.

Четвертая станция

Дидактические игры «Планеты, стройтесь!», «Назови своих соседей»

Воспитатель предлагает выстроить модели планет по порядку.

Воспитатель: обращается к детям-планетам:

«Земля, хлопни в ладоши! Назови своих соседей». (Венера и Марс).

«Сатурн, топни ногой! Назови своих соседей». (Юпитер и Уран).

«Венера, подпрыгни! Назови своих соседей». (Меркурий и Земля).

«Юпитер, помаши рукой! Назови своих соседей». (Марс и Сатурн).

«А кто это рядом с Землей? Маленькая планета или большая звезда?»

Ребенок: «Я не маленькая планета и не большая звезда. Я – Луна – спутник Земли» (Слайд)

Дети берут модели планет, выстраиваются по порядку и читают стихотворение А.Хайта

По порядку все планеты

Назовет любой из нас.

Раз – Меркурий

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс.

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

За ним – Нептун.

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Десять детей стоят в ряд (десятая – Луна), двое оставшихся стоят между четвертой и пятой планетой, изображая кольцо астероидов.

Дети называют соседей планет.

Ребенок отвечает:  «Я не маленькая планета и не большая звезда. Я – Луна – спутник Земли».

Читает стихотворение о Луне.

Ребенок читает стихотворение

Р. А. Алдониной:

Верный спутник, ночей украшенье,

Дополнительное освещенье.

Мы, конечно, признаться должны:

Было б скучно Земле без Луны!

Сформированы знания о порядке планет в космосе.

10.

Воспитатель сообщает, что самая красивая и самая интересная из планет – это наша Земля. Слайд  так выглядит Земля из космоса. Предлагает выполнить самое главное задание в путешествии, но прежде немного отдохнуть.

Игротренинг «Космонавт».

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете

День летит, и ночь летит,

И на Землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря,

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

Выполняют движения под чтение стихотворения.

Обеспечена потребность в движении.

Снята психо-эмоциональная напряженность.

11.

Дидактическое упражнение «Расставим планеты солнечной системы»

(Космическая музыка) (Слайд)

Дети прикрепляют модели планет; между четвертой и пятой орбитой рисуют белой гуашью (с помощью поролоновых шариков) кольцо астероидов; желтой гуашью – звезды, желто-красной – кометы.)

Сформированы положительные эмоции при выполнении задания.

Сформированы знания о порядке планет в космосе.

12.

Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с нашей главной задачей, все планеты на своих местах! Теперь в Солнечной системе полный порядок! Посмотрите, как много звезд! Что же такое звезды?» (Слайд)

Ребенок:

Что такое звезды?

Если спросят вас

Отвечайте смело:

Раскаленный газ.

И еще добавьте,

Что притом всегда,

Ядерный реактор –

Каждая звезда!

(Р.А.Алдонина)

- А как называется самая главная звезда в Солнечной системе? Совершенно верно! Это Солнце! Теперь можно немного отдохнуть и повеселиться! (Слайд)

Музыкальная пауза «Мы маленькие звезды»(Слайд)

Подготовленный ребенок читает стихотворение  «Что такое звезды?» Р.А.Алдониной

ответы детей

Дети выполняют движения

Обеспечена потребность в движении.

Снята психо-эмоциональная напряженность.

13.

- Ну, вот и все, ребята, нам пора возвращаться домой, на Землю. Но, чтобы вернуться на Землю, мы должны выполнить последнее задание: пройти пароль на выход из Космоса.

Прохождение пароля на возвращение из космоса(Слайд)

На полу лежат буквенно-числовые карточки от 1 до 10 (цифровой стороной вверх) в хаотичном порядке. Дети поочередно выкладывают карточки в обратном порядке, от 10 до 1, воспитатель просит их закрыть глаза и сосчитать вслух от 10 до 1. Пока они считают с закрытыми глазами, карточки переворачивают на буквенную сторону. Дети открывают глаза и читают пароль «Космонавтика».

- Совершенно верно! Вы дали правильный ответ!

Звучит фонограмма песни «Трава у дома» 

Дети поочередно выкладывают карточки в обратном порядке, от 10 до 1.  Дети открывают глаза и читают пароль «Космонавтика»

По фонограмму дети «возвращаются» из космоса, снимают космические костюмы

Сформирован навык обратного счета.

14

- Вот мы снова и дома, на Земле, в своем любимом детском саду.

Звучит радиограмма из космоса (Слайд)

 «Дорогие ребята! Пишет вам заблудившийся космонавт. Огромное вам спасибо за помощь! Вы совершили героический поступок: теперь в космосе полный порядок – все планеты на своих местах, а я благополучно вернулся на родную Землю».

Дети слушают радиограмму из космоса

Сформированы положительные эмоции при выполнении задания.

15

- Мои юные космонавты, наше космическое путешествие окончено! Скажите, ребята, вам трудно было в космосе?  А что вам понравилось в космическом путешествии?

Дети отвечают на вопросы

Сформированы положительные эмоции при выполнении задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста "Космос"

План сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста на тему "Космос". Проводится втечении 2 недель. Задачи, обогощение знаний, роли, отрибуты, приемы прямого руководства....

план воспитательно-образовательной работы на неделю старшая группа. Тема: "Космос".

Апрель.ТЕМА НЕДЕЛИ: «Космос». Цель: Расширять знания детей о космосе, людях его осваивающих. Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и её планетах. Досуг :«Мы космонавты...

Календарно-тематическое планирование Возраст: старшая группа. Тема. «Космос и далекие звезды».

Календарно-тематическое планированиеВозраст: старшая группа.Тема.  «Космос и далекие звезды».Сроки проведения: 13.04.2015 – 24.04.2015. Задачи:1.     Формировать  пе...

Конспект интегрированного занятия по аппликации в старшей группе Тема: «Космос»

Конспект интегрированного занятия по аппликации в старшей группе Тема: «Космос»Цель: Расширение представлений о космосе у детей старшего возраста.Образовательные области: Художественно-эстет...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старше-подготовительной группе «Космос» с использованием ИКТ

Формирование представлений детей о  Солнечной системе и космическом пространстве....

Проект для старшей группы "Покорители космоса"

Разработка проекта приурочена к 12 апреля - Дню космонавтики. Материал способствует лучшему усвоению детьми програмных требований....