Фольклорно-музыкальное развлечение для детей подготовительной группы «В гостях у тётушки Настасьи.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Лагунова Юлия Юрьевна

Цель: Приобщение детей и взрослых к русской традиционной народной культуре; знакомство с обрядами и традициями, которые существовали на Руси.
Задачи: 
Обучающие:
• Закреплять знания детей о русских народных играх и развлечения в весеннюю пору, поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;
• Закреплять знание детьми характерных признаков весны; тренировать в отгадывании загадок, запоминании русских народных закличек, пословиц, поговорок; разучивании русских народных игр; формировать пассивную и активную речь.
Развивающие:
• С помощью русских народных закличек, народных игр со словами развивать память, мышление, наблюдательность; 
• Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений;
• Побуждать детей и родителей к совместной познавательно-творческой деятельности.
Воспитывающие: 
• Прививать желание участвовать в совместных русских народных играх, воспитывать любовь к русским народным весенним традициям, играм и развлечениям.
• Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnyy_prazdnik_maslenitsa_.docx27.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фольклорно-музыкальное развлечение для детей подготовительной группы «В гостях у тётушки Настасьи.

Масленица годовая, гостьюшка дорогая!»

Историческая справка: Масленица - это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни, и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. Обряд связан с проводами Зимы и встречей Весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Древние верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества.
Цель: Приобщение детей и взрослых к русской традиционной народной культуре; знакомство с обрядами и традициями, которые существовали на Руси.
Задачи: 
Обучающие:

• Закреплять знания детей о русских народных играх и развлечения в весеннюю пору, поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;
• Закреплять знание детьми характерных признаков весны; тренировать в отгадывании загадок, запоминании русских народных закличек, пословиц, поговорок; разучивании русских народных игр; формировать пассивную и активную речь.
Развивающие:
• С помощью русских народных закличек, народных игр со словами развивать память, мышление, наблюдательность; 
• Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений;
• Побуждать детей и родителей к совместной познавательно-творческой деятельности.
Воспитывающие: 
• Прививать желание участвовать в совместных русских народных играх, воспитывать любовь к русским народным весенним традициям, играм и развлечениям.
• Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма. 
Предварительная работа:
• Беседа с воспитанниками о традиционном праздновании Масленицы.
• Беседа на тему «Родственники. Кто, кому, кем приходится…».
• Рассматривание иллюстраций о Масленичных гуляниях.
• Разучивание песен, русских народных игр, хороводов, поговорок, закличек о весне, стихов о масленице.
Оборудование и оформление зала: Все участники развлечения – в русских народных костюмах. Зал стилизован под деревенскую улицу: заборы с горшками и чугунками; скамейки; деревья, украшенные ленточками, птицами; колодец возле дома; пенечки.


Словарная работа: 
Глашатай - вестник, объявлявший народу официальные известия.
Скоморох - человек, потешающий других своими шутовскими выходками.
Масленица - масляная неделя, сырная неделя, предшествующая великому посту. Весенний праздник у славянских народов.
Сырная седмица это неделя, которая среди славян обязательно отмечается блинами. Это соответствует особенностям национального благочестия.
Теща - мать жены, это родственник, который появляется в результате заключения брака, возможно, произошло от глагола «утешить».
Зять - муж дочери, муж сестры.
Золовка - сестра мужа.
Действующие лица:
• Хозяйка, бабушка Настасья - в народном костюме (воспитатель);
• Дети (в русских народных костюмах);
• Масленица (ребенок или взрослый);
• Скоморохи (четыре мальчика);
• Весна (ребенок или взрослый).

Ход развлечения: (Слайд 1)

(Участники развлечения выходят в русских народных костюмах, зал стилизован под деревенскую улицу: изгородь с горшками и чугунками; скамейки; деревья, украшенные птицами; колодец возле дома; пенечки, дети рассаживаются на скамейки).
Тётушка Настасья (в центре зала, рядом с ней - помощник, глашатай): 
Здравствуйте, гости дорогие! С праздником вас, с Масленицей! С давних пор на Руси празднуется Масленица годовая, гостьюшка дорогая! Это проводы зимы. Люди верили что, празднуя Масленицу, они помогают одержать победу над Зимой. Поэтому и блины пекли, похожие на солнышко. И пели, и плясали, и с горы катались. (Слайд 2)
Праздновали Масленицу семь дней, и каждому дню было дано своё название! В первый день народ справлял встречу Чистой Масленицы - широкой боярыни. Все родственники собирались за праздничным столом и договаривались о совместном проведении гуляний!

Понедельник: «Встреча» (Слайд 3) (Под русскую народную музыку в зал входят дети-скоморохи)
Первый скоморох: 
Начинаем, начинаем!
Всех на праздник приглашаем!
И девчонок, и мальчишек,
И тихонь, и шалунишек!
Второй скоморох:
Наш праздник начинается,
Скучать здесь запрещается!
Будем шутить, смеяться, танцевать,
В русские народные игры играть!
Третий скоморох:
Ой, как много здесь ребят!
Познакомиться я рад
Ну-ка дружно, ну-ка в раз
Назови себя сейчас!
Да, погромче, пошумней, 
Чтобы знал я всех детей! (Дети хором называют свои имена)

Первый скоморох:
Ну-ка дети, все вставайте,
И со мною поиграйте!  (Проводит с детьми игру)

Русская народная игра «Большая карусель» (Слайд 4)
Цель: учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать слова стихотворения с движениями, реагировать на словесный и звуковой сигнал.
Оборудование: длинная палка, с привязанными к ней лентами.
Правила игры: В центре зала стоит ведущий. В руках он держит палку, с привязанными к ней ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – стоит ребенок с бубном «музыкант».
Ход игры: Дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели! (Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен)
А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом! (Легко бегут по кругу)
Тише, тише, не бегите, карусель остановите!  (Дети замедляют бег, останавливаются)
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра!  (Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг)
Дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом». Игра продолжается, предварительно убрав одну ленту.

Вторник – «Заигрыши» (Слайд 5)

Тётушка Настасья: Почему второй день празднования Масленицы назывался «Заигрыши»?! И это неспроста, во вторник парни приглашали девушек покататься на ледяных горках, да на расписных санях, отведать блинов вкусных. А на самом деле - молодёжь заигрывала друг с другом, парни подмигивали девчонкам, а те обсуждали стайками понравившихся молодцов. 
Тётушка Настасья: А сейчас, детвора, начинается игра.
Дружно за руки беритесь, в хоровод все становитесь!
Вот и нам пора позвать Масленицу - боярыню!
(Дети встают в хоровод, танцуют, зовут Масленицу)

Хоровод «Масленица» Слова Н. Гордоновской, муз. Г. Грошкова (Слайд 6)

Тётушка Настасья: Вошла в избу девица, двери распахнула,
Это просто Масленица в гости заглянула.

Уж и тесто завели, печка жаром дышит.
Начинаем печь блины, пальчики оближешь.
Наши русские блины – просто объеденье!
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдёшь праздника и краше!
(Выходит Масленица, предлагает детям занять свои места)


Масленица:  Я, масленица краснощёкая, 
Встречайте меня, громко хлопая!
С играми, да с пением,
С хорошим настроением!

Среда – «Лакомка» (Слайд 7)

Тётушка Настасья: Третий день празднования Масленицы традиционно называли «Лакомкой». В третий день Масленицы любимая тёща (мамина мама), со всеми своими любимыми родственничками приглашала своего любимого зятька в гости, кормила его своими фирменными блинами - в общем, зять и теща в этот день наводил между собой мосты взаимопонимания. 

Масленица:  А я для вас приготовила загадки! Загадки не простые, а масленичные!
Загадки: 
1.Пузырюсь я и пыхчу, жить в квашне я не хочу,
надоела мне квашня, посадите в печь меня! (тесто).
2. Жидкое, а не вода, белое, а не снег,
ешь да пей, да гостям налей, и коту не пожалей! (молоко).
3. Лоснятся у него бока, он сотворен из молока,
в нем бывает много дыр, все мы очень любим (сыр).
4. Белая бочка, нет на ней ни сучочка,
может разбиться, а может свариться (яйцо).
5. Растопили мы снежок, показался там лужок,
лес проснулся ото сна, это к нам пришла (весна).
6. С пылу с жару разбирайте, похвалить не забывайте,
с пылу с жару из печи, все румяны, горячи (блины).

Четверг «Широкий разгул» (Слайд 8)

Тётушка Настасья: Именно с четверга начинается празднование Масленицы - Широкого Разгула. Именно с четвёртого дня Масленицы народ пускался в настоящий разгул на широкую ногу. Тут тебе и пир с блинами, и красно-чёрной икрой горой; и пышные народные гуляния-маскарады; и выяснения, кто самый сильный на селе в кулачных боях; и разные смешные состязания; и заигрывания парней с девушками!

Второй скоморох:
Эй, весёлый наш народ,
Ловкий, быстрый хоровод,
Если дружно взять канат,
Потянуть вперёд-назад
И сказать три раза «Эх»,
Победит, наверное, смех!
(Дети делятся на две команды, встают в середину зала, а между ними – канат)

Русская забава: «Перетягивание каната» (Слайд 9)

Цель: развитие силы и силовой выносливости; воспитание навыка коллективных взаимодействий в соревновательной обстановке.
Оборудование: канат.
Правила игры: Канат располагают вдоль зала. Игроки берутся за канат в шахматном порядке. Середина каната должна находиться в центре зала. По сигналу команды стремятся перетянуть канат за контрольную линию, побеждает команда, перетянувшая канат за контрольную линию. Игра начинается и заканчивается по сигналу.

Русская народная хороводная игра «Кострома» (Слайд 10)

Цель: развитие чувства ритма и музыкального слуха; совершенствование двигательных навыков (от медленного шага до бега); знакомство детей с древними традициями и обычаями.
Правила игры: Выбирается вода – «Кострома». Он стоит в центре хоровода. Остальные дети берутся за руки, и, двигаясь по кругу, разговаривают с «Костромой».
Ход игры:
Дети: 
«Кострома, Кострома, государыня моя!
У Костромушки кисель с пирогом,
У Костромушки пирог с творогом!»
Ты ль здорова Кострома?»
Кострома: «Здоровенька!»
Дети: «Где была, Косторома?»
Кострома: «На реченьке!»
Дети: «Что видала, Кострома?»
Кострома: «Серу уточку!»
Дети: «А что делаешь сейчас?»
Кострома: «Сейчас вас ловлю!»
После этого хоровод рассыпается. «Кострома» старается осалить кого-нибудь из детей. Если ей это удаётся, то пойманный ребёнок становится новой «Костромой» 

Пятница – «Тёщины Вечерки» (Слайд 11)

Тётушка Настасья: Пятый день праздника Масленицы назывался «Тёщины Вечерки», это был ответный визит тёщи (бабушки) к любимому зятю, на блины, только приготовленные дочкой. Причём тёща приходила в гости к зятьку не одна, а со всеми многочисленными родственниками и друзьями. 

Игра «Блин» Дети образуют большой круг. Передают блин из рук в руки по кругу и проговаривают слова.

Ты катись весёлый блинчик
Быстро, быстро по рукам.
У кого остановишься –
Тот сейчас станцует нам. (
У кого в руках очутился блин – тот танцует с Масленицей.)

Суббота – «Золовкины посиделки» (Слайд 10)

Тётушка Настасья: Шестой день празднования Масленицы приходился на субботу и назывался «Золовкины посиделки». Золовка — это сестра мужа. В шестой день праздника Масленицы считалось обрядом приличия, чтобы молодая жена дарила сёстрам мужа какие-нибудь полезные подарки.

Близится суббота, «Золовки угощенье»,
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

Третий скоморох:
В хоровод скорей вставайте,
Веселиться начинайте!

Хоровод «Весну звали» (Слайд 12)

Русская народная игра «Хоровод с платком»

Цель: формирование быстроты, выносливости, силы.
Правила игры: Дети встают в круг, держась за руки. Водят хоровод. Масленица - в центре круга, произносит слова:
А я масленица, я не падчерица,
Как с платочком пойду, так сейчас к вам подойду!
На плече платок лежит, кто быстрее пробежит,
У меня платок возьмёт и весну к нам позовёт!

Дети произносят закличку:
Приди весна, приди весна! Будет всем нам не до сна!
С радостью скорей приди! Всех нас хлебом накорми!
Все останавливаются, и Масленица встаёт напротив двух детей, указывая платком на них. Они встают спиной друг к другу, и по сигналу бегут в разные стороны по кругу. (Тот, кто прибежит первым и возьмёт платок из рук Масленицы - победитель). 

Воскресенье – «Прощёное воскресенье» (Слайд 10)

Тётушка Настасья: Последний день Масленицы знаменовался принародным сожжением чучела Масленицы, вместе со сжиганием чучела считалось, что сжигалась сама Зима, тем самым очищалась широкая дорога для весны, тепла, жизни и плодородия. В последний день Масленицы, который ещё называли «Прощёное Воскресение», каждый человек должен попросить прощения у всех, кого он специально или ненароком обидел, а также обязан простить всех тех людей, которые попросят у него прощения за причинённые ему прошлые обиды со словами - «Пусть Бог простит, а я прощаю...».


Дети рассказывают масленичные заклички: (Автор: К. Ступницкий)
1. Масленица, масленица! 
Блин по небу катится.
Солнышко разлаписто,
Что котёнок ластится.
2. Масленица, масленица!
Зима к лету тянется,
Там Весна проказница
Примеряет платьица.
3. Масленица, масленица
Хороводом дразнится!
Блин в сметане с маслицем
Ждёт, кому достанется.
4. В масленицу, в масленицу
Знатно угощенье!
Всех прости, кто дразнится
И тебе - прощенье!

Масленица: Вы давно блинов не ели? 
Дети: «да-а-а!»
Масленица: Вы блиночков захотели? 
Дети: «да-а-а!»
(Сюрпризный момент: под русскую народную мелодию выходит Весна с угощением!)

Весна:
Да как же без блинков румяных!
И горячих долгожданных,
Угощение на славу,
А ребятам на забаву!

Хоровод «Ой блины, блины, блины…» (Слайд 12)

  1.  Мы давно блинов не ели,
    Мы блиночков захотели.
    Ой, блины, блины, блины,
    Вы, блиночки мои!
    2. В квашне новой растворили,
    Два часа блины ходили.
    Ой, блины, блины, блины,
    Вы, блиночки мои!
    3. Моя старшая сестрица
    Печь блины-то мастерица.
    Ой, блины, блины, блины,
    Вы, блиночки мои!
    4. Напекла она поесть.
    Штук пятьсот, наверно, есть.
    Ой, блины, блины, блины,
    Вы, блиночки мои!
    5. На поднос она кладет
    И к столу сама несет.
    Ой, блины, блины, блины,
    Вы, блиночки мои!
    6. Гости, будьте же здоровы!
    Вот блины мои готовы!
    Ой, блины, блины, блины,
    Вы, блиночки мои!

 Вот и стало светлее,
Вот и стало теплее.
Масленица угощай! 
Всем блиночки подавай!

 Всех блинами угощу, никого не пропущу!

Дети угощаются блинами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий летнего развлечения для детей подготовительной группы "В гостях у Феи Флоры"

Сценарий опубликован в журнале "Справочник старшего воспитателя" на рыба-диске посвященном работе ДОУ летом....

Развлечение для детей подготовительной группы "В гостях у хозяюшки"

Сценарий развлечения для детей старших групп "В гостях у хозяюшки"...

конспект развлечения для детей подготовительной группы "В гости к Митрошке"

Коспект развлечения "В гости к Митрошке предназначен дла знакомства детей подготовительной группы с русским народным творчеством, пословицами и поговорками, песнями и танцами....

Зимнее развлечение для детей подготовительной группы"В гостях у бабушки Настасьи"

Сценарий зимнего  развлечения для детей подготовительной группы"В гостях у бабушки Настасьи."В сценарии песни,русские народные игры,танец с ложками,гадания из мешочка....

СЦЕНАРИЙ ЛЕТНЕГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ для детей подготовительной группы «В гости к Фее Флоре»

Летом расцветает множество разных цветов. В садах и парках, на лугах и полях, в лесу. Цветы всегда поражали людей своей красотой, и даже в древности, тысячи лет назад, люди придумали хозяйку цветочног...

Сценарий осеннего музыкально-фольклорного утренника для детей подготовительной группы «В гостях у бабушки Настасьи»

Сценарий осеннего музыкально-фольклорного утренника для детей подготовительной группы  «В гостях у бабушки Настасьи»...