Развлечение в старшей группе по теме «Почва — живая Земля»
план-конспект занятия (старшая группа)

Разумцева Вера Александровна

Развитие экологического мышления, формирование представлений о том, что на земле все взаимосвязано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_razvlechenie_zemlya.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казённое Детское Образовательное Учреждение

Детский сад №171 «Черничка»

адрес: 630068г Новосибирск, Пихтовая, 2Б

телефоны:7 (383) 327-10-30 ,7 (383) 327-10-55 
сайт :ds-171.nios.ruemail:ds_171_nsk@nios.ru.

Развлечение в старшей группе по теме

«Почва — живая Земля»

                                                  Подготовила:

                                                  Воспитатель 1 категории

                                                  Разумцева.В.А.

Новосибирск   2018г.

Цель:Развитие экологического мышления, формирование представлений о том, что на земле все взаимосвязано.

Задачи: 1. Расширить представления детей о природном объекте - почве,

2. Расширять словарный запас: почва, плодородие, перегной, удобрения.3. Воспитывать любовь к природе

3. Воспитание экологической культуры.

Ход занятия:

Дети под музыку входят в зал, встают полукругом. (фортепиано «В Мире животных»)

 Ведущий: Посмотрите, что это?Правильно, глобус. Так называют уменьшенную копию нашей Земли . Так наша планета Земля , выглядит из космоса . Земля очень красива , голубым цветом изображены океаны , моря и реки. Наша Земля так же богата лесами , полями. А наша страна на Земле занимает огромную территорию , она самая лучшая на планете! Как наша страна называется ?

Дети : Россия!

Ведущий:

Планета голубая, Любимая, родная,
Она твоя, она моя, А называется…(Ответ: Земля)

Ты можешь удивляться, Узнав: Земля наш общий дом!

Живут в нём звери, птицы,И мы с тобой живём.

Наша планета –Земля ,Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля -Дом наш родной, ребята!

Ведущий:Когда-то давно почвы не было. На поверхности земли находились только камни и скалы. От ветра, дождя, снега скалы трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.
Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине. Потом они отмирали и таким образом начал образовываться перегной. А на такой почве уже могли расти и другие растения. 

Мультимедийная презентация. Состав почвы.

Почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты –Земля. Все мы ходим по земле. В сухую  погоду ворчим,  что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва- это её правильное название.

Слайды про разнообразие почвы

ОПЫТ 2. Состав почвы

 Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод : Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

Она поит и кормит растения в теплое время года( а напомните нам, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды(весна, лето), но это теплый период сменяется прохладным временем года которое приносит нам дары- осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу–землю (или как правильно её называют - почву)толстым покрывалом сухих листьев желтых, красных, оранжевых

Ведущий:

-Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения на природе. Для этого поиграем с вами

Игра «Если я приду в лесок».

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо - «хлопаем», если плохо, то- «топаем».

1. Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

2. Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

3. Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

4. Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

5. Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

6. Если сильно насорю, а убрать забуду? (нет)

7. Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

8. Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Слайды про поведение в лесу

Игра «Кто больше соберет мусора»

(На поляне стоят модели 3 деревьев, под деревьями лежит мусор. Выходят 2 команды по 4 человека и собирают мусор на скорость.)

 Ведущий: Как чудесно все вокруг, Когда солнце светит

Когда цветет душистый луг И дует свежий ветер! – !)- Какой же хороший поступок вы сделали , ребята. Как стало чисто ,думаю, что для Земли это будет лучший подарок от вас, ребята .Будьте всегда добрыми , отзывчивыми к природе, оберегайте ее, дружите с ней, как со своими друзьями.

Почва - огромное богатство Земли, на большой земной поверхности растут полевые, овощные, садовые культуры. Поэтому можно сказать, что почва кормит и одевает людей, служит домом (местом обитания) для многих растений и животных. Возможна ли жизнь на Земле без почвы? (Ответы детей: Нет)

Слайды про растения и животных(пчёлы, бабочки, звери).

Ведущий: Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа.  Как выдумаете, ребята, что это? (ответ: земля, почва)

Слайды про урожай

Ведущий:Секрет в том, что все это не только опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя?  Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный  почвенный слой.Вы знаете и видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательных веществ.

Еще почву называют «Подземным царством».

- Как вы думаете, почему?

В ней обитает много жильцов (дождевые черви, жуки, кроты и т.д.).

Смотрим иллюстрации с изображением  подземных жителей.

Ведущая:

Под землею он живет,

Червяков, жучков жует. (Крот.)

Построение команд то же, но ноги - на ширине плеч. Каждый ребенок, начиная с последнего, преодолевает "подземный ход" под ногами товарищей и становится вперед. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее.

Ведущая.

Мой хвост не отличишь от головы, Меня всегда в земле найдёте вы. А если вдруг пролился дождик, Я выползаю на дорожки. (Дождевой червь)

Построение: в затылок друг другу, держат друг друга за талию. По сигналу две "гусеницы" семенящим шагом двигаются, кто быстрее, к финишу.

Ведущая:Ребят, я предлагаю вам немного поиграть, Земля задает вопрос и бросает шар.

«Игра с шаром». Проводится игра с шаром. 

Кто живет на земле? (животные, насекомые, цветы т.д.)

Кто живет под землей? (червяки, кроты, жуки т.д)

Кто летает над Землей? (птицы, насекомые)

Когда на улице светло? (днем)

Зачем нужна вода? (пить, купаться, поливать растения т.д )

Для чего нужен воздух? (необходим для дыхания)

Что делают пчелы? (собирают нектар)

Пословицы:русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц  о Земле, и под словом  земля в них имеется в виду почва:

  • Без растений нет почвы, а без почвы не растёт ни одно растение.
  • Лучше один раз хорошо взрыхлить, чем два раза плохо полить.
  • Больше землю удобряй, выше будет урожай.
  • Нет плохой земли, есть плохие пахари.
  • Земля – тарелка, что положишь, то и возьмёшь.

Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный  почвенный слой.

(не загрязнять  почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве.

Ведущая : -Молодцы, все про меня уже знаете!

Ребята, нас так много живет на Земле,

И о природе – одной – позаботиться можем вполне!

Ведущий:

- Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами на занятиях узнавали интересные сведения о жизни растений и животных, рассматривали картины, иллюстрации о природе. Поэтому знаем ответы на многие вопросы. А теперь давайте ответим на главный вопрос «Какие правила поведения на природе мы должны всегда помнить и соблюдать?»

Правила поведения в лесу.

  1. Забирать животных из леса – опасно для их жизни. Это их дом. Они разучатся самостоятельно добывать себе пищу и могут погибнуть в неволе.
  2. Охраняйте цветы! Ландыши занесены в Красную книгу. Это лекарственное растение.
  3. Не топчите грибы, они полезные: ими лечатся разные животные.
  4. Нельзя ломать ветки деревьев. Дерево – живое и может погибнуть.
  5. Сохраняйте паутину – это дом паука. Там он живёт, питается вместе с паучатами.
  6. Берегите бабочек! Они опыляют растения и могут погибнуть в неволе.
  7. Охраняйте муравейники. Это муравьиный домик. Муравьи – санитары леса.
  8.  Нельзя дотрагиваться до птичьих яиц и птенцов. Птица-мать может бросить это гнездо.
  9.  Костёр в лесу может привести к лесному пожару и гибели всего леса.
  10. Громкая музыка, шум, крик могут распугать птиц, зверей, и они бросят свои гнёзда и норы.

Ведущий:

Без хозяина земля - круглая сирота.

В землю не положишь - и с земли не возьмешь.

Где нет земли, там нет травы.

Земля - кормилица.

Нет земли краше, чем страна наша .

Любите нашу Россию , берегите её богатства , моря , леса и горы ! Не сорите ! В этом успех нашего будущего ! Будете беречь богРебята, Я предлагаю вам зарисовать в группе,  кого-то из «подземных жителей», который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ. Наше развлечение подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Почва - живая земля. Кто создаёт почву?»

Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки  насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: «Почва – живая земля»

Вызвать у детей познавательный интерес к почве через удивление о ее значении в жизни растений и человека. Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: «Почва – живая земля»

Задачи:Образовательные: I.Вызвать у детей познавательный интерес к почве через удивление о ее значении в жизни растений и человека.II. а) Уточнение знаний детей о свойствах почвы: ...

КАРТА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕМА: «ПОЧВА - ЖИВАЯ ЗЕМЛЯ» (КРУЖКОВАЯ РАБОТА)

Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека.Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.Развивать у детей умение с помощью во...

Методическая разработка конспект беседы с детьми подготовительной группы на тему: "Почва - живая земля"

Цель: формирование естественно-научных основ и экологических понятий.Задачи:формирование представлений у детей о почве как о верхнем плодородном слое земли, ее составе и значении;знакомство с "по...

Конспект занятия в старшей группе на тему «Почва»

Конспект занятия нацелен на ознакомление дошкольников с понятием «почва» на основе опытов, её составом и необходимостью для всех обитателей растительного и животного мира Земли....