Методическая разработка развлечения на тему: «Масленица дорогая».
план-конспект занятия (старшая группа)

"МАСЛЕНИЦА ДОРОГАЯ"

Цель: формирование представлений у детей о русских традициях и обрядах; приобщение к культуре русского народа.

Задачи: 1 Познавательная: закреплять и расширять представление о русских календарно – обрядовых праздниках.

2 Развивающая: Развивать музыкально – творческие способности детей, ритмичные навыки.

3 Воспитательная: формировать коммуникативные навыки, чувство взаимопомощи.

Ведущий: Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце – ярким. В это время на Руси устраивались народные гуляния. Назывался этот праздник – Масленица. Весёлый праздник длился целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника - это блины, древний символ возврата к людям солнца и тепла. Масленица называлась сырною неделей, на которой едят сыр, яйца. Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. На Масленой неделе выпекались ритуальные блины - олицетворение солнца; люди водили хороводы и пели песни, В песнях говорилась об изобилии масла, сыра, творога.

ХОРОВОД: "КАК НА ТОНЕНЬККИЙ ЛЕДОК".
Стихи про блины:

Ребёнок:

Масленица блинная Сытная, старинная,

С самоваром, с огоньком, Солнцем, снегом, ветерком…

Сказано немало слов,

Напеку скорей блинов,

Чтобы под конец зимы Всласть весну встречали мы!

Тесто быстро замешу, Всё что надо положу,

Сковородку раскалю,

Блин половником налью.

Ребёнок: Масленица к нам пришла,

Радость людям принесла,

Ну а мы придём с блинами,

Встретить праздник вместе с вами!

Ребенок:

Вдырках сыр похож на сыр,

Не блины, а целый мир!

Слишком тонкий на листок,

Слишком толстый на жирок,

А последний на звезду,

На рогатую козу…

На блин теста не хватило,

Но запёкся он красиво!

Стопочкой блины стоят,

С пылу, с жару, точно в ряд!

Ждут когда растопят масло,

Чтобы блинчик стал атласным.

Ребёнок:

Каждый блин помажу смачно,

Получилось всё удачно!

Во рту тает каждый блин,

Я хочу ещё один!

Блин - волшебная лепёшка,

Сам себе большая ложка,

Всё в него я положу, Друзей в гости приглашу!

Первый блин с копчёной рыбкой,

Можно даже с осетринкой,

В промежутке блин второй Обязательно с икрой!

Ребёнок:

Зашипит на масле тесто,

В сковородке ему тесно,

Ловко блин переверну,

На рисунок посмотрю.

Первый блин похож на солнце,

В нём узор лучами рвётся…

Блин второй готов багряный,

Словно яблочко румяный!

ПЕСНЯ про «Блины»

Ведущий: Всюду Масленицу ждали с интересом. Это самый интересный праздник. Так его и называли – «Масленица широкая», «сырная неделя». Вся масленичная неделя была полна играми, каждый день имел своё название.

Ведущий: ПОНЕДЕЛЬНИК – «Встреча». В этот день дети обходили избы, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блины.

Ведущий: ВТОРНИК на масленице называли « Заигрыш». В этот день дети играли в игры. ИГРА: «КОШКИ И МЫШКИ»

Ведущий: Лучшим местом для игры служит площадка, на воздухе. Участники этой игры, в количестве до 25 и больше, выбирают одного из сверстников в роли мышки и других двух в роли кошек. Остальные дети встают в незамкнутый круг, в одном месте которого два по соседству находящихся участника опускают по одной из своих рук, образуя таким образом род открытых «ворот», причём кошкам разрешается проникать в круг через эти «ворота», мышке же, кроме того, ещё через все прочие промежутки, образуемые между детьми. После того как мышка поймана, эти три участника становятся вкруг, а их место занимают другие участники. Эта игра проводится пока все дети примут в ней участие.

Ведущий: СРЕДА - лакомка. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими маслеными яствами.

Ведущий: ЧЕТВЕРГ - Широкий, разгульный - четверток. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его с боем. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, водили хороводы, пели частушки. ПЕСНЯ: « А МЫ МАСЛЕНКУ ВСТРЕЧАЕМ»

Ведущий: ПЯТНИЦА – Тёщины вечерки. На тёщины вечерки зятья угощали своих тёщ блинами.

Ведущий: СУББОТА – Золовкины посиделки. В этот день молодожены ходили в гости к родственникам на блины.

Ведущий: ВОСКРЕСЕНЬЕ – прощёный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костёр из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощённое воскресенье ходили друг к другу мерится и просили прощения, если обидели раньше. Говорили «Прости меня, пожалуйста». «Бог тебя простит», отвечали на это. Так заканчивалась Масленица.

СТИХИ:

Ребёнок:

Приходите, заходите На румяные блины.

Нынче Маслина неделя – Будьте счастливы, как мы!

Ребёнок:

Я на Масленицу готов Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою, Похудеть попробую.

Ребёнок:

Прости меня!

Простите! – Прошу своих друзей – Обиды не таите,

Простите поскорей!

Ребёнок:

Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять.

Ребёнок:

Веселей играй, гармошка, Масленица, не грусти!

Приходи, весна, скорее, Зиму прочь от нас гони!

Ребёнок:

Просить прощенье в воскресенье – Так на Руси заведено.

Простите нас, коль согрешили, А мы простили вас давно!

Ребёнок:

Блин селедочкой для вкуса,

Ну хотя б на пол укуса,

А четвёртый блин с мяском,

В блинчик для обманки Можно положить сметанки…

А макать в сметанку блин Никому не запретим!

Ребёнок:

Блин печёный с творожком Оставляем на потом…

А пока добавим мёда

В блин для сладкого захода,

И вареньицем клубничным

Поливаем блин привычно…

Всё запьём душистым чаем,

Вот как мы весну встречаем!

Ребёнок:

Детям нравятся блины.

Да чего блины вкусны!

Все на свете влюблены

В аппетитные блины!!

Со сметанкой и с икрой!

Поскорее - стол накрой!

С джемом, с мёдом и с вареньем,

Со сгущёнкой – объеденье!!

Ребёнок:

С мясом, с маслицем, грибами,

С фруктами и овощами…

С творожком или с капустой,

С пудрой сахарною, вкусно!

Я зову к себе гостей,

Моих маленьких друзей,

Налетайте, на блины!

Ой, штанишки нам тесы…

ХОРОВОД: «ЗЕМЕЛЮШКА ЧЕРНОЗЁМ»

Ведущий: А теперь мы зиму провожаем, весну встречаем!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию "Дорогою добра"

Программа кружка по основам православной культуры и конспект занятия будут интересны для дошкольных работников, работающих по реализации задач духовно-нравственного воспитания детей в светских дошколь...

Электронно - методическая разработка по теме: "Безопасность на дороге". Правила дорожного движения для дошкольников в играх "Наши друзья-дорожные знаки"

Данная работа сделана, чтобы привлечь внимание родителей к проблеме безопасноно поведения детей на дороге и в транспорте. Используя предложенные в работе игры, родители  могут знакомить детей с п...

Методическая разработка по правилам дорожного движения «Дорога без препятствий»

методическая разработка посвящена проблеме охраны безопасности ребенка на дорогах города через усвоение правил дорожного движения и воспитания осознанного отношения к необходимости выполнения этих пра...

Методическая разработка по теме: "Безопасность на дороге"

Одна из главных проблем обучения детей дошкольного возраста с  умственной отсталостью - это их низкая познавательная активность. Поэтому главной целью данной работы является развитие познания у в...

Методическая разработка на тему «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ» старшая группа

Методическая разработка  на тему«БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ»старшая  группа...

Методическая разработка по ПДД "Осторожно на дорогах"

Перед участниками располагается набор предупреждающих дорожных знаков. Ведущие загадывают загадки, а участники отгадывают и показывают соответствующий дорожный знак, называют его. За ответ команда пол...