Мини - проект "Музыка Зимы"
проект (подготовительная группа)

Бекетова Анна Анатольевна

Цели проекта: воспитание музыльной культуры через реализацию творческих замыслов в процессе творчества.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мини - проект музыкального руководителя «Музыка зимы!»

В период с 20.01.2020 по 24.01.2020 в подготовительной группе «Лесовичок» был реализован краткосрочный проект «Музыка зимы». Проект составила музыкальный руководитель Бекетова А.А.
Участники проекта: музыкальный руководитель Бекетова Анна Анатольевна, воспитатель Маринова Оксана Викторовна, дети, родители.

Актуальность:
В настоящее время в отечественном образовании возникла реальная потребность научить детей дошкольного возраста:
• адекватно воспринимать визуальный мир информации;
• ориентироваться в окружающем предметном мире и мире природы;
• осознавать и осваивать окружающий мир избирательно, уметь адаптировать его к себе;
• общаться с искусством, активно проявлять себя в творчестве, создавать свою предметно-пространственную среду.
        Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение  к музыкальным образам, закладываются предпосылки  музыкального вкуса.

       Основная задача  педагога – приобщить ребенка к прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им.       В детском саду ребенок получает и постепенно накапливает тот эмоциональный  опыт, который  позволяет ему  ориентироваться в восприятии музыкальных произведений, получает первые нравственно-эстетические представления  об окружающем, об отношениях  между людьми. Благодаря этому опыту у ребенка формируются способности к  эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного и неприятию безобразного  в жизни и  искусстве, начинают формироваться первые нравственно - эстетические  понятия, ценностные ориентации.

      Но, к сожалению, педагогические исследования показывают, что главная проблема образования — потеря живости, притягательности процесса познания,  меньше  внимания уделяется приобщению ребёнка к миру искусства. Ребёнок исследователь по своей природе и задача взрослых создать условия для развития и формирования лучших качеств личности.

Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку, театр. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления природы. Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций. Каждая встреча ребёнка с прекрасным имеет большое значение в формировании его чувств и сопричастности к миру. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно формирование творчески активной личности.

Одним из важных условий, от которых зависит успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям, является руководство педагога. Оценив значимость данной проблемы, был разработан данный проект.
Цель проекта: воспитание музыкальной культуры через реализацию творческих замыслов в процессе творчества.
Задачи проекта:
1. Учить слушать и понимать музыку.
2. Учить определять характер музыки, ее настроение.
3. Развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения.
4. Знакомить с творчеством композитора (А. Вивальди, цикл «Времена года»)
5. Учить воплощать музыку в рисовании.
6. Учить передавать в художественном искусстве настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
7. Развивать мышление и воображение, познавательную активность.
8. Развивать детское художественное творчество, эстетическое восприятие.
9. Поощрять инициативу, самостоятельность в танцевальных движениях.

10. Поощрять творчество детей в музицировании (самостоятельный выбор музыкальных инструментов)
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
2. Закрепление знаний инструментов, узнавание тембра инструментов.
3. Умение детей через рисунок понять и представить образ и настроение музыкального произведения.
4. Умение словами рассказывать про услышанную музыку.
5. Умение воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения.
6. Образная речь, активный словарь должен пополниться новыми словами.
7. Привлечение родителей к слушанию классической музыки дома и рисование рисунков вместе с детьми по мотивам муз. произведений
Формы реализации проекта:
1. Музыкальные тематические занятия
2. Слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»

4. Самостоятельная деятельность детей.
5. Беседа с воспитателем.

6. Творчество детей (подготовка к выставке)

6.  Выставка работ детей «Музыка глазами детей».
Предварительная работа:
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный, музыкальный материал по данной теме.
3. Изготовить пособия для игровой и образовательной деятельности.
4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
5. Составить план мероприятий.

Итогом проектной деятельности стала  выставка рисунков «Музыка глазами детей», выполненная  воспитанниками, которая стала огромным сюрпризом для родителей, для детей.

 Работая над  данной темой, я пришла к выводу, что использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение воспитанников самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания на практике. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Эффективное использование метода проекта предполагает тесное взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса: дети, родители, воспитатели, специалисты ДОУ.  

Поэтому  я планирую продолжить работу по созданию и реализации следующих проектов: «Музыка глазами детей»,  направленный на формирование начал музыкально-художественной культуры и  творческой личности ребенка, через развитие его музыкальных, художественно-творческих способностей.

Цикл занятий «Времена года» А. Вивальди.

Музыкальное тематическое занятие «Музыка зимы»

Программное содержание: Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки; учить различать выражение настроений, созвучных различным временам года; учить передавать впечатления о зиме в рисунках, развивать фантазию, воображение, творческие способности; воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе через музыку, поэзию, изобразительное искусство.

Оборудование: иллюстрации музыкальных инструментов; музыкальные инструменты (колокольчики, треугольник, металлофон), снежинки из бумаги, белые платочки; иллюстрации зимней природы, репродукции картин о зиме; краски, альбомные листы, кисти.

План занятия:

- организационный момент

- приветствие

- упражнение «Саночки»

- песенное творчество «Спой свое имя»

- слушание «Зима» А. Вивальди из цикла времена года.

- упражнение на дыхание

 - распевание «Метель»

- -пение «На пороге Новый год» Слова, музыка Е.М. Лагутиной.

 - «Музыкально-дидактическая игра «Прохлопай ритм».

 - Танцевальная импровизация. Танец снежинок.

 -Муз. ритм. движение «Зимняя прогулка»

- итог занятия

Ход занятия.

Дети под музыку входят в зал. Музыкальное приветствие «Здравствуйте».

- Ребята, сегодня мы с вами снова будем говорить о музыке, которая умеет рассказывать нам удивительные истории. А ведь музыка умеет рассказывать и о временах года. Какие времена годы вы знаете? Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы постарайтесь, догадаться, о каком времени года оно рассказывает.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле побелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

- Это стихотворение написал замечательный русский поэт Иван Захарович Суриков. А как вы догадались, что в этом стихотворении рассказывается о зиме? А вы любите зиму? Почему?

Музыкальный руководитель: Правильно, наступила зима, выпал белый снег, кругом сугробы. Ребята, я вас приглашаю в зимний парк!  На чем мы сможем быстрее добраться в парк?

Дети: На лыжах, на ледянках, на машине, на санках.

Музыкальный руководитель: Правильно ребята можно по разному добраться, но мы сегодня поедим на «саночках». Ребята, посмотрите, как правильно сделать санки (показываем вместе с воспитателем). Мальчики вытягивают руки назад, а девочки за них держаться. Вот так и получаться санки. Спинку держим прямо, головки приподняли.

Упражнение: «Саночки» Музыкальное сопровождение «Времена года. Зима» 3 часть. А. Вивальди

Музыкальный руководитель: По хлопку меняем направление движения, дальше повезут девочки. (Выполняют упражнение под музыку).

Музыкальный руководитель: Вот мы и добрались до парка. Но зайти в парк можно только через вот эти волшебные ворота. Ребята, как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы пройти.

Дети: Спеть песню, станцевать, рассказать стихотворение.

Музыкальный руководитель: Здесь есть волшебная снежинка, сейчас я загляну и прочитаю задание. «Ребята, спойте свои красивые имена и волшебные ворота вас пропустят».

Песенное творчество «Спой свое имя»

 Ребята пропевают свои имена и проходят через ворота.

Музыкальный руководитель: А теперь присядем на стульчики, отдохнем с дороги. Сели все удобно.

Музыкальный руководитель: Ой, ребята здесь еще одна волшебная снежинка. Посмотрим, что на ней написано?

«Дорогие ребята, мы рады видеть вас в парке, но сидя на стульчиках, мы предлагаем вам послушать музыкальное произведение, определить его характер.

Слушание «Времена года. Зима» Первая часть. А. Вивальди.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы послушаем музыкальное произведение зарубежного композитора Антонио Люцио Вивальди из цикла времена года - «Зима». Слушайте внимательно, можете закрыть глазки, чтобы сосредоточиться. А потом мне расскажете свои впечатления, что вы представили, когда слушали это произведение.

Музыкальный руководитель: Ребята, какую зиму хотел изобразить композитор в своем произведении?

Дети: суровую, злая, хмурая……

Музыкальный руководитель: Вначале мы услышали равномерные отрывистые аккорды – наверно композитор изобразил резкие порывы ветра, который метет снег. Природа как будто скованна стужей. Ребята, а какая была музыка по характеру?

Дети: Взволнованная, тревожная, беспокойная, грозная, вьюжная.

Музыкальный руководитель: Ребята вы правильно определили характер, а как вы думаете, это произведение исполнял один инструмент или много?

Дети: Много инструментов.

Музыкальный руководитель: Правильно, а как называется одновременное звучание нескольких инструментов?

Дети: Оркестр.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Какой инструмент солировал?

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны

Мотив звучит издалека

Поет про ветер лунный

Как ясен звуков перелив

В них радость и улыбки

Звучит мечтательный мотив

Его играет ……….

Дети: Скрипка.

Музыкальный руководитель: Ребята, подул холодный ветер, загудела метель. Изобразите, как завывает ветер? Дети: – ууууу.

Музыкальный руководитель: Ребята, все встали, сейчас все вместе вспомним, как надо правильно стоять во время пения.

Если хочешь стоя петь

Головою не верти

Встань красиво, подтянись

И спокойно улыбнись

Раз! Вдох! И запел

Птицей звук полетел

Руки, плечи – все свободно

Петь приятно и удобно.

Упражнение на дыхание:

Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо.

Изображают ветер на звук С.

Вьюга все не затихает, вместе с нами завывает.

Изображают вьюгу на звук У.

 Распевание: «Метель».  (Скользящая (глиссирующая), восходящая интонация с резким переходом из одного регистра в другой).

Музыкальный руководитель: С ветром прилетели к нам в гости снежинки и для вас звучит музыкальная загадка. (Звучит отрывок песни). Как называется эта песня?

Дети: «На пороге Новый год».

Музыкальный руководитель: Какой характер этой песни?

Дети – Веселый, радостный, задорный.

Музыкальный руководитель: Сейчас мы с вами будем артистами и споем дружно, весело эту песню.

Пение «На пороге Новый год». Слова и музыка Е.М. Лагутиной

Музыкальный руководитель: С ветром прилетела еще одна снежинка, предлагает нам сыграть в музыкальную игру «Прохлопай ритм». Будьте, внимательными большие снежинки это будут долгие звуки, а маленькие короткие звуки.

«Музыкально-дидактическая игра «Прохлопай ритм».

Звучит потешка «Небо синее», на экране Слайд с ритмическим рисунком.

Музыкальный руководитель: Как приятно смотреть на падающие снежинки. Как будто они исполняют свой танец, кружась в воздухе. Вот и я девочкам предлагаю на время превратиться в снежинок. И пусть каждый из вас придумает и исполнит свой танец, возьмите белые, воздушные платочки.
А пока девочки готовятся танцевать, мальчики берут музыкальные инструменты. А какие инструменты подойдут больше для танца снежинок. Если мальчики затрудняются, ответить загадываем загадку.
Он под шапочкой сидит
Не тревожь его – молчит
Стоит только в руки взять
И немного раскачать
Слышен будет перезвон
Динь-дон-дон.
Мы будем с вами аккомпанировать девочкам.

Танцевальная импровизация. Танец снежинок.

Звучит «Времена года. Зима» 2 часть. А. Вивальди

Музыкальный руководитель: Какая по характеру музыка? Музыка нежная, светлая, мягкая. Кажется, что падают легкие снежинки, которые сверкают, переливаются, блестят.

Музыкальный руководитель: Молодцы ребята! Вы справились с заданием. Хорошо на зимней полянке, да только холодно, здесь зимой, пора нам в детский сад возвращаться. Нам пора возвращаться, давайте попрощаемся с нашим волшебным лесом. Возьмите в руки снежинки, двигаемся по кругу и выполняем движения.

Динамическое упражнение. Звучит «Времена года. Зима» 3 часть. А. Вивальди

Движение по кругу.

По дорожке, по дорожке

Скачут, скачут наши ножки

Поскоки.

Не сутультесь, грудь вперед.

Замечательный народ!

Выравнивание осанки.

А сейчас протопчем тропинку в снегу.

Дробный шаг.

А теперь легко бежим, за носочками следим

Бег с захлёстом голени назад.

Вот по снегу мы шагаем и колени поднимаем.

Движения по тексту.

Положите свою снежинку на свою ладошку и давайте вместе пропоём: «До свидания!»

Музыкальный руководитель: Мы с вами сегодня слушали музыку о зиме, рассказывали стихи, а теперь давайте с помощью красок нарисуем мягкую, пушистую, снежную, блестящую зиму. Постарайтесь красками передать настроение, которое услышали в музыке.

Рисование с музыкальным сопровождением.

-О каком времени года мы сегодня говорили, слушали музыку, какое время года рисовали? Музыка какого композитора рассказала нам о зиме? О какой зиме нам рассказала музыка?

Приложение. 

Антонио Вивальди написал свой цикл  «Времена года»  на цикл сонетов итальянского поэта - своего современника У. Крейн «Театр масок четырех времен года» 1909, Перевод Надежда Радченко.
Часть 1. ALLEGRO NON MOLTO
Дырявый плащ согреться не поможет -
Пронизывает ветер до костей
И пробирает холодом до дрожи
Строптивый, несговорчивый Борей,
Метёт в лицо колючею порошей,
Несёт промозглый воздух от морей.
Один вопрос упорно душу гложет:
Дойду ли до приветливых дверей?

Рассвирепевший ветер ледяной
Всё сеет с неба белую пургу.
И бесконечен путь унылый твой,
И вязнут ноги у тебя в снегу.
Торопишься, дрожа, к себе домой
Ты, ежась от мороза на бегу.

Часть 2. LARGO
Пусть на дворе бушует непогода.
О, как же те минуты хороши,
Когда сидишь в тепле и сквозь  дремоту
Внимаешь пению сверчка в тиши!
Вот так сидеть, припоминая что-то,
В огне камина видеть миражи,
Закончив всю домашнюю работу -
Что может быть приятней для души?

Пускай за окнами сгустилась тьма,
Пускай морозный воздух гулко стынет,
Пускай метель, и ветра кутерьма,
А здесь – покой, трещат дрова в камине,
И не пугает лютая зима,
И, кажется, печали нет в помине.

Часть 3. ALLEGRO

Маня к себе румяных ребятишек,
Блестит под зимним солнцем гладкий лёд,
Коньки на льду свои узоры пишут.
А взрослый здесь с опаскою идёт -
Он движется едва, почти не дышит,
Порою поскользнётся, упадёт
И неуклюжестью смешит мальчишек
Бесстрашный, непоседливый народ.

О, как непостоянна ты, природа!
То оттепель нагрянет вдруг до срока,
То снова снег повалит с небосвода –
Всю зиму спор между собой жестокий,
Пугая переменами погоды,
Ведут упрямые Борей с Сирокко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-сборник пальчиковых игр на тему "Зима".

Мини-сборник пальчиковых игр на тему "Зима"....

Мини - проект на тему "Зима спешит, хлопочет ..."

Цель: Расширять представления о зиме. Формировать представления о безопасном поведении зимой......

Мини проект «Зима спешит, хлопочет…Укутала в снега…»

Цель Расширять представление о зиме. Формировать представление о безопасном поведении зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес  в ходе экспериментирования с водой и льдом. Во...

Мини - проект на тему "Здравствуй, праздник Новогодний, праздник ёлки и зимы"

Цель: Организовать  все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательные исследования, продуктивной, музыкально - художественной, чтение) вокруг темы Нового года и но...

Мини-проект "Зима"

Мини-проект...

Мини проект "Зимующие птицы"

Мини проект расчитан на 1 месяц. Возрост 4-5 лет....

мини-проект "Зимующие птицы"

Зимующим птицам жизнено важно прокормится....