Мини - проект "Музыка Зимы"
проект (подготовительная группа)
Цели проекта: воспитание музыльной культуры через реализацию творческих замыслов в процессе творчества.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мини - проект музыкального руководителя «Музыка зимы!»
В период с 20.01.2020 по 24.01.2020 в подготовительной группе «Лесовичок» был реализован краткосрочный проект «Музыка зимы». Проект составила музыкальный руководитель Бекетова А.А.
Участники проекта: музыкальный руководитель Бекетова Анна Анатольевна, воспитатель Маринова Оксана Викторовна, дети, родители.
Актуальность:
В настоящее время в отечественном образовании возникла реальная потребность научить детей дошкольного возраста:
• адекватно воспринимать визуальный мир информации;
• ориентироваться в окружающем предметном мире и мире природы;
• осознавать и осваивать окружающий мир избирательно, уметь адаптировать его к себе;
• общаться с искусством, активно проявлять себя в творчестве, создавать свою предметно-пространственную среду.
Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса.
Основная задача педагога – приобщить ребенка к прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им. В детском саду ребенок получает и постепенно накапливает тот эмоциональный опыт, который позволяет ему ориентироваться в восприятии музыкальных произведений, получает первые нравственно-эстетические представления об окружающем, об отношениях между людьми. Благодаря этому опыту у ребенка формируются способности к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного и неприятию безобразного в жизни и искусстве, начинают формироваться первые нравственно - эстетические понятия, ценностные ориентации.
Но, к сожалению, педагогические исследования показывают, что главная проблема образования — потеря живости, притягательности процесса познания, меньше внимания уделяется приобщению ребёнка к миру искусства. Ребёнок исследователь по своей природе и задача взрослых создать условия для развития и формирования лучших качеств личности.
Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку, театр. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления природы. Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций. Каждая встреча ребёнка с прекрасным имеет большое значение в формировании его чувств и сопричастности к миру. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно формирование творчески активной личности.
Одним из важных условий, от которых зависит успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям, является руководство педагога. Оценив значимость данной проблемы, был разработан данный проект.
Цель проекта: воспитание музыкальной культуры через реализацию творческих замыслов в процессе творчества.
Задачи проекта:
1. Учить слушать и понимать музыку.
2. Учить определять характер музыки, ее настроение.
3. Развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения.
4. Знакомить с творчеством композитора (А. Вивальди, цикл «Времена года»)
5. Учить воплощать музыку в рисовании.
6. Учить передавать в художественном искусстве настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
7. Развивать мышление и воображение, познавательную активность.
8. Развивать детское художественное творчество, эстетическое восприятие.
9. Поощрять инициативу, самостоятельность в танцевальных движениях.
10. Поощрять творчество детей в музицировании (самостоятельный выбор музыкальных инструментов)
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
2. Закрепление знаний инструментов, узнавание тембра инструментов.
3. Умение детей через рисунок понять и представить образ и настроение музыкального произведения.
4. Умение словами рассказывать про услышанную музыку.
5. Умение воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения.
6. Образная речь, активный словарь должен пополниться новыми словами.
7. Привлечение родителей к слушанию классической музыки дома и рисование рисунков вместе с детьми по мотивам муз. произведений
Формы реализации проекта:
1. Музыкальные тематические занятия
2. Слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»
4. Самостоятельная деятельность детей.
5. Беседа с воспитателем.
6. Творчество детей (подготовка к выставке)
6. Выставка работ детей «Музыка глазами детей».
Предварительная работа:
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный, музыкальный материал по данной теме.
3. Изготовить пособия для игровой и образовательной деятельности.
4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
5. Составить план мероприятий.
Итогом проектной деятельности стала выставка рисунков «Музыка глазами детей», выполненная воспитанниками, которая стала огромным сюрпризом для родителей, для детей.
Работая над данной темой, я пришла к выводу, что использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение воспитанников самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания на практике. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Эффективное использование метода проекта предполагает тесное взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса: дети, родители, воспитатели, специалисты ДОУ.
Поэтому я планирую продолжить работу по созданию и реализации следующих проектов: «Музыка глазами детей», направленный на формирование начал музыкально-художественной культуры и творческой личности ребенка, через развитие его музыкальных, художественно-творческих способностей.
Цикл занятий «Времена года» А. Вивальди.
Музыкальное тематическое занятие «Музыка зимы»
Программное содержание: Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки; учить различать выражение настроений, созвучных различным временам года; учить передавать впечатления о зиме в рисунках, развивать фантазию, воображение, творческие способности; воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе через музыку, поэзию, изобразительное искусство.
Оборудование: иллюстрации музыкальных инструментов; музыкальные инструменты (колокольчики, треугольник, металлофон), снежинки из бумаги, белые платочки; иллюстрации зимней природы, репродукции картин о зиме; краски, альбомные листы, кисти.
План занятия:
- организационный момент
- приветствие
- упражнение «Саночки»
- песенное творчество «Спой свое имя»
- слушание «Зима» А. Вивальди из цикла времена года.
- упражнение на дыхание
- распевание «Метель»
- -пение «На пороге Новый год» Слова, музыка Е.М. Лагутиной.
- «Музыкально-дидактическая игра «Прохлопай ритм».
- Танцевальная импровизация. Танец снежинок.
-Муз. ритм. движение «Зимняя прогулка»
- итог занятия
Ход занятия.
Дети под музыку входят в зал. Музыкальное приветствие «Здравствуйте».
- Ребята, сегодня мы с вами снова будем говорить о музыке, которая умеет рассказывать нам удивительные истории. А ведь музыка умеет рассказывать и о временах года. Какие времена годы вы знаете? Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы постарайтесь, догадаться, о каком времени года оно рассказывает.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
- Это стихотворение написал замечательный русский поэт Иван Захарович Суриков. А как вы догадались, что в этом стихотворении рассказывается о зиме? А вы любите зиму? Почему?
Музыкальный руководитель: Правильно, наступила зима, выпал белый снег, кругом сугробы. Ребята, я вас приглашаю в зимний парк! На чем мы сможем быстрее добраться в парк?
Дети: На лыжах, на ледянках, на машине, на санках.
Музыкальный руководитель: Правильно ребята можно по разному добраться, но мы сегодня поедим на «саночках». Ребята, посмотрите, как правильно сделать санки (показываем вместе с воспитателем). Мальчики вытягивают руки назад, а девочки за них держаться. Вот так и получаться санки. Спинку держим прямо, головки приподняли.
Упражнение: «Саночки» Музыкальное сопровождение «Времена года. Зима» 3 часть. А. Вивальди
Музыкальный руководитель: По хлопку меняем направление движения, дальше повезут девочки. (Выполняют упражнение под музыку).
Музыкальный руководитель: Вот мы и добрались до парка. Но зайти в парк можно только через вот эти волшебные ворота. Ребята, как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы пройти.
Дети: Спеть песню, станцевать, рассказать стихотворение.
Музыкальный руководитель: Здесь есть волшебная снежинка, сейчас я загляну и прочитаю задание. «Ребята, спойте свои красивые имена и волшебные ворота вас пропустят».
Песенное творчество «Спой свое имя»
Ребята пропевают свои имена и проходят через ворота.
Музыкальный руководитель: А теперь присядем на стульчики, отдохнем с дороги. Сели все удобно.
Музыкальный руководитель: Ой, ребята здесь еще одна волшебная снежинка. Посмотрим, что на ней написано?
«Дорогие ребята, мы рады видеть вас в парке, но сидя на стульчиках, мы предлагаем вам послушать музыкальное произведение, определить его характер.
Слушание «Времена года. Зима» Первая часть. А. Вивальди.
Музыкальный руководитель: Ребята, мы послушаем музыкальное произведение зарубежного композитора Антонио Люцио Вивальди из цикла времена года - «Зима». Слушайте внимательно, можете закрыть глазки, чтобы сосредоточиться. А потом мне расскажете свои впечатления, что вы представили, когда слушали это произведение.
Музыкальный руководитель: Ребята, какую зиму хотел изобразить композитор в своем произведении?
Дети: суровую, злая, хмурая……
Музыкальный руководитель: Вначале мы услышали равномерные отрывистые аккорды – наверно композитор изобразил резкие порывы ветра, который метет снег. Природа как будто скованна стужей. Ребята, а какая была музыка по характеру?
Дети: Взволнованная, тревожная, беспокойная, грозная, вьюжная.
Музыкальный руководитель: Ребята вы правильно определили характер, а как вы думаете, это произведение исполнял один инструмент или много?
Дети: Много инструментов.
Музыкальный руководитель: Правильно, а как называется одновременное звучание нескольких инструментов?
Дети: Оркестр.
Музыкальный руководитель: Молодцы! Какой инструмент солировал?
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны
Мотив звучит издалека
Поет про ветер лунный
Как ясен звуков перелив
В них радость и улыбки
Звучит мечтательный мотив
Его играет ……….
Дети: Скрипка.
Музыкальный руководитель: Ребята, подул холодный ветер, загудела метель. Изобразите, как завывает ветер? Дети: – ууууу.
Музыкальный руководитель: Ребята, все встали, сейчас все вместе вспомним, как надо правильно стоять во время пения.
Если хочешь стоя петь
Головою не верти
Встань красиво, подтянись
И спокойно улыбнись
Раз! Вдох! И запел
Птицей звук полетел
Руки, плечи – все свободно
Петь приятно и удобно.
Упражнение на дыхание:
Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо.
Изображают ветер на звук С.
Вьюга все не затихает, вместе с нами завывает.
Изображают вьюгу на звук У.
Распевание: «Метель». (Скользящая (глиссирующая), восходящая интонация с резким переходом из одного регистра в другой).
Музыкальный руководитель: С ветром прилетели к нам в гости снежинки и для вас звучит музыкальная загадка. (Звучит отрывок песни). Как называется эта песня?
Дети: «На пороге Новый год».
Музыкальный руководитель: Какой характер этой песни?
Дети – Веселый, радостный, задорный.
Музыкальный руководитель: Сейчас мы с вами будем артистами и споем дружно, весело эту песню.
Пение «На пороге Новый год». Слова и музыка Е.М. Лагутиной
Музыкальный руководитель: С ветром прилетела еще одна снежинка, предлагает нам сыграть в музыкальную игру «Прохлопай ритм». Будьте, внимательными большие снежинки это будут долгие звуки, а маленькие короткие звуки.
«Музыкально-дидактическая игра «Прохлопай ритм».
Звучит потешка «Небо синее», на экране Слайд с ритмическим рисунком.
Музыкальный руководитель: Как приятно смотреть на падающие снежинки. Как будто они исполняют свой танец, кружась в воздухе. Вот и я девочкам предлагаю на время превратиться в снежинок. И пусть каждый из вас придумает и исполнит свой танец, возьмите белые, воздушные платочки.
А пока девочки готовятся танцевать, мальчики берут музыкальные инструменты. А какие инструменты подойдут больше для танца снежинок. Если мальчики затрудняются, ответить загадываем загадку.
Он под шапочкой сидит
Не тревожь его – молчит
Стоит только в руки взять
И немного раскачать
Слышен будет перезвон
Динь-дон-дон.
Мы будем с вами аккомпанировать девочкам.
Танцевальная импровизация. Танец снежинок.
Звучит «Времена года. Зима» 2 часть. А. Вивальди
Музыкальный руководитель: Какая по характеру музыка? Музыка нежная, светлая, мягкая. Кажется, что падают легкие снежинки, которые сверкают, переливаются, блестят.
Музыкальный руководитель: Молодцы ребята! Вы справились с заданием. Хорошо на зимней полянке, да только холодно, здесь зимой, пора нам в детский сад возвращаться. Нам пора возвращаться, давайте попрощаемся с нашим волшебным лесом. Возьмите в руки снежинки, двигаемся по кругу и выполняем движения.
Динамическое упражнение. Звучит «Времена года. Зима» 3 часть. А. Вивальди
Движение по кругу.
По дорожке, по дорожке
Скачут, скачут наши ножки
Поскоки.
Не сутультесь, грудь вперед.
Замечательный народ!
Выравнивание осанки.
А сейчас протопчем тропинку в снегу.
Дробный шаг.
А теперь легко бежим, за носочками следим
Бег с захлёстом голени назад.
Вот по снегу мы шагаем и колени поднимаем.
Движения по тексту.
Положите свою снежинку на свою ладошку и давайте вместе пропоём: «До свидания!»
Музыкальный руководитель: Мы с вами сегодня слушали музыку о зиме, рассказывали стихи, а теперь давайте с помощью красок нарисуем мягкую, пушистую, снежную, блестящую зиму. Постарайтесь красками передать настроение, которое услышали в музыке.
Рисование с музыкальным сопровождением.
-О каком времени года мы сегодня говорили, слушали музыку, какое время года рисовали? Музыка какого композитора рассказала нам о зиме? О какой зиме нам рассказала музыка?
Приложение.
Антонио Вивальди написал свой цикл «Времена года» на цикл сонетов итальянского поэта - своего современника У. Крейн «Театр масок четырех времен года» 1909, Перевод Надежда Радченко.
Часть 1. ALLEGRO NON MOLTO
Дырявый плащ согреться не поможет -
Пронизывает ветер до костей
И пробирает холодом до дрожи
Строптивый, несговорчивый Борей,
Метёт в лицо колючею порошей,
Несёт промозглый воздух от морей.
Один вопрос упорно душу гложет:
Дойду ли до приветливых дверей?
Рассвирепевший ветер ледяной
Всё сеет с неба белую пургу.
И бесконечен путь унылый твой,
И вязнут ноги у тебя в снегу.
Торопишься, дрожа, к себе домой
Ты, ежась от мороза на бегу.
Часть 2. LARGO
Пусть на дворе бушует непогода.
О, как же те минуты хороши,
Когда сидишь в тепле и сквозь дремоту
Внимаешь пению сверчка в тиши!
Вот так сидеть, припоминая что-то,
В огне камина видеть миражи,
Закончив всю домашнюю работу -
Что может быть приятней для души?
Пускай за окнами сгустилась тьма,
Пускай морозный воздух гулко стынет,
Пускай метель, и ветра кутерьма,
А здесь – покой, трещат дрова в камине,
И не пугает лютая зима,
И, кажется, печали нет в помине.
Часть 3. ALLEGRO
Маня к себе румяных ребятишек,
Блестит под зимним солнцем гладкий лёд,
Коньки на льду свои узоры пишут.
А взрослый здесь с опаскою идёт -
Он движется едва, почти не дышит,
Порою поскользнётся, упадёт
И неуклюжестью смешит мальчишек
Бесстрашный, непоседливый народ.
О, как непостоянна ты, природа!
То оттепель нагрянет вдруг до срока,
То снова снег повалит с небосвода –
Всю зиму спор между собой жестокий,
Пугая переменами погоды,
Ведут упрямые Борей с Сирокко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-сборник пальчиковых игр на тему "Зима".
Мини-сборник пальчиковых игр на тему "Зима"....
Мини - проект на тему "Зима спешит, хлопочет ..."
Цель: Расширять представления о зиме. Формировать представления о безопасном поведении зимой......
Мини проект «Зима спешит, хлопочет…Укутала в снега…»
Цель Расширять представление о зиме. Формировать представление о безопасном поведении зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Во...
Мини - проект на тему "Здравствуй, праздник Новогодний, праздник ёлки и зимы"
Цель: Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательные исследования, продуктивной, музыкально - художественной, чтение) вокруг темы Нового года и но...
Мини-проект "Зима"
Мини-проект...
Мини проект "Зимующие птицы"
Мини проект расчитан на 1 месяц. Возрост 4-5 лет....
мини-проект "Зимующие птицы"
Зимующим птицам жизнено важно прокормится....