"Проделки Домового"
материал (старшая, подготовительная группа)

Климович Ольга Александровна

Летний игровой досуг на свежем воздухе с использованием фольклорного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug_prodelki_domovogo.docx32.86 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  летнего фольклорного досуга  на улице

“Проделки домового”.

Возрастная группа:   дети старшего дошкольного возраста.

Цель: Популяризация русских народных игр среди дошкольников.

Задачи:  

  • Формировать представления детей о традициях и обычаях русского народа
  • Воспитывать любовь, интерес к народным играм.
  • Развивать музыкальность детей.
  • Развивать координацию движений, ловкость, быстроту реакции, мелкую моторику
  • Формировать способность к взаимодействию с партнерами по игре.
  • Расширять словарный запас детей посредством слов, типично используемых в русском народном фольклоре.
  • Вызвать эмоциональный отклик на происходящее.

Действующие лица:   

Хозяюшка - взрослый

Домовой - взрослый

Дети

Оборудование:

Домик, сундук (в сундуке: пояса, колечко, платочки, корзинка, лапти), костюмы Хозяюшки и Домового, письмо, маска медведя, шарики от сухого бассейна. 4 больших корзины, верёвка, палочка для расчерчивания территории, блины из ткани, тарелка.

Предварительная работа:

- беседа о сказочном персонаже – Домовом

- рассматривание иллюстраций с изображением русской народной одежды и  

  обуви

- знакомство с русскими народными играми и хороводами

- разучивание игр и потешек по теме досуга

Ход  совместной деятельности.

На прогулочной площадке стоит домик.

Дети с воспитателем выходят на площадку. Их встречает Хозяюшка.

Хозяюшка: Ой, ребята, я так рада, что вы пришли на мой двор! Давайте поздороваемся. А для чего люди здороваются? (Дети высказывают предположения) Давайте проверим, все ли у нас здоровы?

Проводится хоровод-приветствие «Галки-вороны»:

Дети встают в круг, поют и выполняют все движения по тексту. Каждая строчка повторяется 2 раза:

Галки-вороны, все ли здоровы?

Одна галка не здорова, себе ножку уколола.

Мы поедем на торжок, купим галке сапожок.

Галки-вороны, будьте здоровы!

Идут по кругу хороводным шагом, взявшись за руки.

Отпускают руки, ладони складывают за спиной в виде хвостика, прыгают вокруг себя на одной ноге.

Берутся за руки, идут по кругу топающим шагом.

Сужают круг, выполняют русский поклон, на повторение строчки расширяют круг и выполняют русский поклон.

Хозяйка: Приключилась у меня беда. Ждала я вас сегодня в гости, с утра навела в доме порядок, а потом пошла на базар. Возвращаюсь домой – ничего не понимаю: почти все мои вещи пропали… Походила я по дому, смотрю – какое-то письмо лежит. Вот и не знаю, что с ним делать. (предполагаемый ответ детей: прочитать). Давайте прочитаем вместе.

Хозяюшка и дети читают письмо:

Я в доме навожу порядок,        

Чищу обувь и наряды        

И по десять раз на дню

Всё латаю и чиню.        

Я в любом хозяйстве главный!

Там, где я, там всё исправно.

Живу за печкой круглый год,

И дом храню от бед, невзгод.

Хозяйка: Кто бы это мог быть? (читает дальше)

В каждом доме нужен свой

Невидимка….

Дети: Домовой!

Хозяйка: И правда, домовой! А у  меня ведь и лапти  пропали, и поясок от любимого платья… Ничего себе – порядок навёл! Что же теперь делать? Как вернуть вещи?

Дети высказывают предположения.                                                   

 Хозяйка: Смотрите, тут что-то ещё написано! (Читают дальше)

Коль со мной дружить хотите,

Слова заветные скажите:

Домовой, покажись,

Перед нами появись!

   Ребята, давайте позовём Домового, попробуем с ним подружиться. Может, он знает, куда делись мои вещи?

Дети хором повторяют слова. Из домика выходит Домовой с сундучком в руках.

Домовой:

Эй, привет, привет, ребята.
Чай, узнали вы меня?
Этак лет уже с десяток
С этим домом дружен я.
Кто я? Проша – Домовой!
Есть у вас вопрос какой?

Хозяйка: Проша, этот ты стащил мои вещи?        

                                                                         

Домовой:        

Да, признаюсь, я стащил                

И в сундук их все сложил!

Хозяйка: А какие вещи ты взял?

Домовой:

Не могу я вам сказать –

Загадки нужно отгадать!

Хозяйка: А если отгадаем – вернёшь?

Домовой:

Чтоб я захотел отдать -

Со мной нужно поиграть!

Хозяйка: Ребята, вы мне поможете? (Дети отвечают согласием) Прошенька, открывай скорей сундучок!

Домовой:

Чтоб открыть мне сундучок –

Нужно снять с него замок!

(Или:

Не открыть мне сундучок,

Ведь на нём висит замок!)

Хозяйка: Что же делать? (Дети высказывают предположения) Я вспомнила волшебные слова, вы мне поможете их произнести? (Дети соглашаются)

Проводится логоритмическое упражнение «Сундучок:

Сундучок, сундучок,  

Позолоченный бочок,

Расписная крышка,  

Медная задвижка,

Ты откройся поскорей

И порадуй всех детей.

1, 2, 3, 4, 5 –

Начинаем мы играть!

Руки на поясе. Притопы на месте

Похлопать себя по бокам

Сложить руки «домиком» над головой

Вытянуть руки перед собой, сложить в

«замочек» пальцы.

Развести руки в стороны

«Улыбка»

Хлопки в ладоши.

Грозят пальцем

 Домовой снимает замок, загадывает первую загадку:

Всегда опрятным я хожу,

Им рубашку подвяжу,

Можно подвязать кафтан,

Платье или сарафан. (Пояс)

Домовой достаёт несколько поясов, завязанных узелками.

Хозяйка: Проша, что же ты наделал? Зачем ты столько узлов завязал? Ребята, помогите развязать!

Проводится игра «Развяжи узелки».

Домовой просит детей научить его играть с поясом.

Проводится игра с пением «Поясок»:

Дети стоят в кругу, водящий ходит за спинами детей по кругу с поясом в руках. Все поют:

Шла коза по мостику 
И махала хвостиком, 
Зацепилась за перила, 
Прямо в речку угодила. 
Кто не верит — это он: 
Выходи из круга вон! 

На последнее слово водящий вешает пояс на плечо одного ребёнка. водящий и выбранный ребёнок оббегают круг. Задача – первым занять место в кругу. Игра проводится 2-3 раза.

Домовой:

Когда за грибами ты в рощу идёшь,

С собою её непременно берёшь. (Корзина)

Домовой достаёт из сундука корзинку и просит детей показать ему игру.

Проводится игра «У медведя во бору»:

Территория делится чертой на две части. Одна часть – «лес», там «живёт» Медведь. Другая часть – «дом», там «живут» Дети. Медведь «Спит», дети гуляют врассыпную и поют, имитируют сбор грибов и ягод:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит,

Всё на нас глядит! Кусь!

На последнее слово дети убегают в «дом», Медведь старается «осалить» детей. Те, до кого Медведь дотронулся, остаются в «лесу», при этом Медведь не может заходить за черту. Игра начинается снова.

Домовой:

Хлюпает ли мокрый нос,

Иль из глаз потоки слез, —

Выручит нас лоскуток —

Это носовой... (Платок)

Домовой достаёт из сундука платочки и просит детей показать ему игру.

Проводится музыкальная игра с платочками «Скок-сапожок»:

Дети стоят в кругу, нескольким детям дают платочек. Все берутся за руки, идут по кругу на первую часть музыки. Далее все останавливаются и поют:

Скок-скок, сапожок,

Выходи-ка на лужок,

То прыжком, то бочком,

Топай, топай каблучком!

На вторую часть музыки дети с платочками выходят в середину, двигаются поскоком, остальные хлопают. На третью часть музыки дети делают «воротики», а «платочки» выбегают и забегают в «воротики». С окончанием музыки «воротики» захлопываются. Игра проводится 2-3 раза.

Домовой:

Носят дети все на ножках

Ботинки, туфли и сапожки.

А эта обувь не простая,

Плетёная, берестяная.

Что за обувь - угадайте,

Ну конечно это… (Лапти)

Домовой достаёт из сундука лапти и просит детей показать ему игру.

Ведущих в команде можно выбрать считалкой:

Лиса по лесу ходила. 
Лиса голосом вопила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела —
Мужу двое, себе трое
И детишкам по лаптишкам!
Кто лаптишки найдёт,
Тот водить пойдёт.

Проводится эстафета «Перенеси воду в лапте»:

Дети делятся на две команды. Ведущему каждой команды дают лапоть. Возле каждой команды стоят корзины с шариками от сухого бассейна, чуть поодаль – пустые корзины. Задача каждого ребёнка в команде – зачерпнуть лаптем как можно больше шариков и перенести их в пустую корзину. Кто быстрее? Эстафета проводится 1 раз.

Домовой:

Без начала, без краю

На палец надеваю… (кольцо)

Домовой достаёт из сундука колечко и просит детей показать ему игру.

Проводится игра «Колечко»:

Дети стоят в кругу, водящий в центре. Дети держат в руках верёвку

Домовой: Ну вот, сундучок мой опустел…..

Хозяйка: Спасибо тебе, Проша, что вернул мои вещи, за это мы тебя блиночками угостим.

Проводится пальчиковая игра «Блиночки»:

Дети встают врассыпную, берут по одному блиночку, говорят слова хором и выполняют движения по тексту.

Я блиночки пеку

Тесто ровно разолью

Я поджарю их чуток

Поверну на другой бок

Я блиночек остужу

И кусочек откушу

И осталось у меня

Только полблина

Полблиночка я возьму

И кусочек откушу

И осталось у меня

Только четверть-блина

Четверть блинчика возьму

И кусочек откушу

Не осталось у меня  

Ни кусочка от блина

Я другой блинок возьму

И свирельку сверну

Ту-ру-ру, ту-ру-ру!

Я играю по утру!

Кладут блин на ладонь лев.руки, кулачком правой разглаживают его

То же другой рукой

Берут блин пальцами обеих рук, дуют

Имитируют «откусывание»

Складывают блин пополам

Имитируют «откусывание»

Складывают блин вчетверо

Имитируют «откусывание»

Прячут блин за спину

Достают блин из-за спины

Сворачивают трубочкой

Имитируют игру на дудочке

В конце дети «угощают» Домового «блинами».

Домовой: Спасибо за блиночки, обязательно угощусь! Вы хорошие ребята, и я тоже хочу вам предложить одну весёлую игру.

Проводится игра с музыкой «Домовой»:

Дети встают врассыпную, Домовой перед ними. Дети вместе с Домовым говорят слова хором и выполняют движения по тексту.

Домовой, Домовой,

Мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись,

Вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай,

Да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи,

Что нам делать покажи!

Хлопают в ладоши

Кружение

Наклоны вправо и влево

Приседают, встают.

Грозят пальцем

Кладут ладони под щёку

Протягивают руки вперёд

По окончании слов под весёлую музыку Домовой показывает детям различные движения, дети повторяют (подметает пол, печёт пироги, рубит дрова, танцует,

и т. д.)

Домовой:

Весело тут с вами, да пора мне к себе за печку возвращаться,

Вашими вкусными блинами  угощаться!

Хозяйка:

И я тоже в дом пойду,

Там порядок наведу,

Все вещи на свои места разложу!

Проша, не станешь больше безобразничать?

Домовой: Ладно, больше не стану!

Хозяйка и Домовой прощаются с детьми, уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения по ОБЖ "Проделки Домового Тимоши"

В сценарии помещен игровой материал, позволяющий закрепить правила безопасного поведения детей в быту....

Домовой, домовой, этот день сегодня твой!

Домовой, домовой, этот день сегодня твой!...

Домовой, домовой, этот день сегодня твой!

Домовой, домовой, этот день сегодня твой!...

Образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию (рисование в нетрадиционной технике) «Проделки Домового» (старшая группа)

Занятие по художественно - эстетическому развитию (рисование в нетрадиционной технике)«Проделки Домового» (старшая группа)...

Сценарий квеста «Проделки домового» к 1 июня в старшей подготовительной группе

Сценарий игры — квеста «Проделки домового» на 1 июня в старшей/ подготовительной группе.Цель: Развивать познавательную активность детей; поддерживать двигательной деят...

Проделки Домового

Сценарий квеста для детей старшего дошкольного возраста....