Познавательная игра «Кузбасс – моя малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Арутюнян Татьяна Семеновна

Игра проходит как аналог игры "Что, где, когда?" в игре участвуют 2 команды по 5 человек.Команды поочереди крутят барабан и отвечают на вопросы сказочных героев  . вопросы направлены на систематизацию и формированию знаний о родном крае.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательная игра «Кузбасс – моя малая Родина»                                             для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о родном крае.  

Задачи:

  способствовать  развитию познавательного интереса к истории области; закреплять знания  о достопримечательностях своего города;

  развивать любознательность, наблюдательность, речевую активность воспитанников;

   воспитывать чувство гордости за свою родину, любимый край.

Оборудование:

 волчок со стрелкой, конверты с заданиями, иллюстрации сказочных героев (Незнайка, почтальон Печкин, Карлсон, Король-Лев, Доктор Айболит, Царь),  фотографии достопримечательностей города Полысаево, чёрный ящик с кусочком угля, набор  игрушек  диких животных, картинки  с изображением диких животных и их жилищ, иллюстрации                         с лекарственными растениями, жетоны, эмблемы команд «Фантазёры»              и «Почемучки»,  фонограммы записи мелодий игры «Что, где, когда?».        

Ход мероприятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы собрались в нашем клубе знатоков, чтобы провести интеллектуальную игру  «Что, где, когда?», посвящённую нашей малой Родине. На нашей игре встречаются две команды : «Фантазёры»          и «Почемучки» (представление команд).

- А что такое Родина?

- Как называется наша страна?

- Какой город является столицей нашей Родины?

- В каком регионе (области) мы живём?

- Знаете ли вы второе название Кемеровской области?

- Что означает КУЗБАСС?

- Что для нас является Малой Родиной?

Сегодня вы будете  рассказывать о богатстве природных ресурсов,                             о достопримечательностях нашего края.                

1 ребёнок

Люблю тебя, мой край родной,
Твои поля, леса и горы,
С тобою связана судьбой,
И здесь проходят мои годы.

2 ребёнок

Ты - богатырь, могучий, сильный,
Природными ресурсами обильный,
Даешь ты уголь и металл,
Известным ты повсюду стал

Воспитатель:

Желаю вам, ребята, быть сильными в соревновании,                                       Помогут вам в успехе, конечно , только знания!

Задания нам прислали сказочные герои , они хотят много чего узнать              о нашем родном крае – Кузбассе. За каждый правильный ответ команда получает  жетон.

 Итак, начинаем игру  – крутите волчок!

Конверт № 1 – Вопрос от Незнайки, он сейчас на Луне и смотрит на нас                 в огромный телескоп, очень интересуется природными богатствами Кузбасса. Незнайка прислал своё задание в чёрном ящике.

  Внимание! Встречайте!            (под музыку вносят чёрный ящик)                          Что же находится в чёрном ящике?                                                                       Это полезное ископаемое добывают в нашей области, даже в нашем городе, на шахтах, разрезах, имеет чёрный цвет, основное свойство – горючесть.           Вы правильно ответили , в ящике лежит каменный уголь.

Дети открывают чёрный ящик, рассматривают уголь  и достают карточки              с заданием.

Воспитатель: Уважаемые знатоки, перед вами условные обозначения полезных ископаемых, которые изображены на картинках, за 1 минуту вам необходимо выбрать те, которые добывают в Кемеровской области (Каменный уголь, железная руда, золото – добывают;                                  каменная соль, природный газ, нефть – не добывают.)

Конверт  № 2  Письмо пришло из далёкого Простоквашино от почтальона Печкина. Уж, очень он интересуется историей нашего края, адресовал своё письмо самым любопытным и смекалистым.  Итак, вопрос.

- Какие коренные жители проживают на территории Кемеровской области? (Телеуты, шорцы)

- Какими основными помыслами они занимались раньше?                                        ( Охота, рыбалка, скотоводство)

В настоящее время в  Кузбассе проживают 2,5 тысячи телеутов, которые представляют коренное население Кузбасса. Их поселения располагаются                 в населённых пунктах и городах Беловского, Гурьевского и Новокузнецкого районов Кемеровской области. До наших дней они сохранили свой язык, свои национальные уникальные традиции, праздники, игры.

Предлагаю телеутскую народную  игру «Орынталаштит» («занимать место»)

Дети образуют пять пар. Четыре пары занимают углы комнаты, а пятая пара встает в центр.  Пары, стоящие в углах, меняются местами, перебегая из угла в угол. Центральная пара в это время старается занять освободившийся угол во время перебежки . Оставшаяся без угла пара занимает центральное место и игра продолжается.

Знатоки занимают свои места, игра продолжается, крутите волчок.

Конверт № 3. А это задание, уважаемые знатоки, прислал Карлсон, который живёт на крыше, он очень любит путешествовать. Он побывал во многих больших и маленьких городах мира.  К своему письму он приложил фотографии с достопримечательностями нашего города Полысаево. Предлагаю вам определить , что изображено на фотографиях. Команды по очереди  вытягивают из конверта фотографии и называют то, что изображено.  За каждый правильный ответ получают жетон.

Ребёнок читает стихотворение Н. Бабкиной

Невелик мой шахтёрский город, 
Но богат угольком,  Бо – о – г – а - т!!! 
"Невелик золотник,  да дорог" 
Так, мой брат, мудрецы говорят. 
И добычи сводки читая, 
Я шахтёрским успехам рад. 
Я живу в городке Полысаево, 
А он, в общем – то – Углеград!

Воспитатель: Игра продолжается, крутим волчок.

Конверт  № 4  Музыкальная пауза

Дети исполняют песню «Край родной!»

Смотри , какая красота, раскинулись просторы,

Души согрела теплота леса, поля и горы.

Всё это наш родимый край, он уголок России.

Ты вместе с нами запевай про наш Кузбасс любимый!

Припев:

Край родной , мы тебя воспеваем Кузбасс!

Край родной, дорогой и любимый для нас!

2.Здесь новый мир, здесь жизнь кипит, пусть только так и будет.

Здесь каждый чудеса творит, растут в Кузбассе люди

Зимою здесь белым – бело, а летом многоцветье.

Живётся взрослым хорошо и интересно детям!

Припев:

Край родной , мы тебя воспеваем Кузбасс!

Край родной, дорогой и любимый для нас!

Знатоки крутят волчок

Конверт  № 5 Блиц – турнир. Это означает , что в конверте 3 вопроса, отвечает один человек от каждой команды.

Вопрос прислал Король – Лев. Он очень обеспокоен и просит помочь ему. Дикие животные заблудились и потеряли свои жилища.

  1. Знатокам необходимо из всех представленных животных (набор игрушек: лиса, белка, лось, ёж, волк, бурый медведь, тигр, жираф, лев, белый медведь, слон), выбрать и назвать тех, которые обитают                         в Кузбассе.
  2. Помочь найти животным их жилища (выбрать каждому  предложенному животному  карточку с изображением жилища: лиса, белка, медведь, бобр, нора, берлога, дупло, плотина  ).
  3. Подумайте и скажите , какое животное лишнее на рисунке и почему?

Медведь, белка, лиса, ёж, волк, корова (домашнее животное).

Лиса, рысь, крокодил, лось, медведь (не обитает в Кузбассе).

Продолжаем игру, команда крутит волчок.

Конверт  № 6. На этот раз в игру вступает Доктор Айболит. У него закончились лекарства,  и в аптеке их тоже нет.

Мы с вами знаем, что наш Кузнецкий край  богат деревьями                                 и кустарниками, ягодами и грибами, цветами и травами. Многие из этих растений обладают волшебными свойствами, могут лечить от разных болезней. Такие растения называют лекарственными. Ребята отгадайте загадки про лекарственные растения.

Вдоль обочины растёт,

Нам прохода не даёт.

Некрасива - вот и зла,

Больно жалит, как пчела. (Крапива)

Правильно - это крапива. Крапива первое витаминное растение, которое появляется весной. Листья и корни с корневищами съедобны. Люди давно оценили полезные свойства крапивы, их подтверждает и наука: витамина С                  в ней в 4 раза больше, чем в апельсинах и лимонах, каротина — больше, чем в моркови. Пусть вкус у молодой крапивы не слишком яркий, скорее травянистый, зато эта полезная зелень. Из крапивы готовят щи, салат, также настой крапивы применяют, чтобы остановить кровотечение.

Отгадайте следующую загадку

Всегда растет он вдоль дорожек.

Помощник от натертых ножек.

А если ты простудился,

Отвар из него пригодился. (Подорожник)

Воспитатель. Подорожник — лекарственная трава известная всем: растет у дороги или вдоль тропинки. Для лечебных целей собирают только листья. И применяется для лечения ран и порезов также убивает микробов.

А вот ещё одна загадка.

Длинноногие сестрицы.

Вышли стайкой.

На лужок.

Словно снег,

У них ресницы.

И, как солнышко,

Глазок. (Ромашка)

Воспитатель. Правильно ребята, это ромашка.  Ромашку не зря называют «целительницей». В лекарственных целях собирают корзинки ромашки. Чай из лекарственной ромашки с мёдом даёт крепкий и спокойный сон. Также отвар пьют при простуде, полощут горло. Ромашка входит в состав зубных паст, кремов, шампуней. Вот какая полезная ромашка!

На лужайке, возле леса,

Расцвели цветочки.

Жёлтые, как солнышко.

На зеленой ножке.

А как только подрастут

Шапочки наденут -

Мягкие, воздушные-

Ветерку послушные (Одуванчики)

Воспитатель. Правильно одуванчик.. В стариной народной медицине одуванчик считали средством, хорошо влияющим на пищеварение, улучшающим аппетит, очищающим лёгкие. Весной во время цветения даёт медоносным пчёлам большое количество пыльцы.

Послушайте стихотворение

Зелёная аптека

День чудный… Я с бабулей

Лекарства собираю.

Ходить на луг люблю я:

Растений много знаю.

Зелёная аптека.

Здесь всё как на ладони.

Живая картотека:

Ромашка, клевер, донник,

И хвощ, и земляника,

И пижма, и крапива,

Полынь, душица, вика,

Берёза, липа, ива…

Растут у огорода

Чабрец, кипрей и мята…

Кузбасская природа

Дарами так богата.

От болей и простуды,

От нервов и ломоты –

От всяческих недугов

Мы выберем здесь что-то.

Заварим в день ненастный

Чай, собранный с любовью.

И травок дух прекрасный.

Даст силы и здоровье. (Татьяна Гостюхина)

Команда крутит волчок.

Конверт № 7 С знатоками играет Царь. Он издал указ, чтобы каждый из вас вспомнил и рассказал пословицы о Родине.

Родина - мать, умей за нее постоять.

Жить - Родине служить.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Родина любимая - мать родимая.

Родина - всем матерям мать.

Если дружба велика - будет Родина крепка

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Человек без Родины - соловей без песни.

Кто Родину любит, тому она в долгу не будет.

Родину-мать умей защищать.

Всякому мила своя сторона.

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

Сегодня , ребята, мы с вами говорили о нашей Малой Родине .Так, чем же богат наш родной край? А вы любите свою малую Родину? Как вы думаете, что такое любить свою Родину, свой родной край? Правильно, это значит изучать нашу историю ,хранить  традиции  , оберегать природу, соблюдать чистоту , учиться и трудиться, чтобы всё вокруг было ещё лучше!

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Подведение итогов игры.

Награждение команд.

Список литературы

  1. . Гержидович, Л. Как дела, лесной народ? [Текст] / Л. Гержидович – Кемерово: Кузбасс, 2004. – 16 с.
  2. История Кузбасса: учебник /Отв. ред. А.В. Палин. – Кемерово, 2014. – С. 18 –19.
  3. . Ковинько Л.В. Сереты природы – это так интересно! [Текст] – М.: Линка-Пресс, 2004. – 68 с.
  4. 24. Мытарев, А.А. Наш край родной [Текст] / А.А. Мытарев. - Кемерово, 1977. – 80 с.
  5. Шорцы/Историческая энциклопедия Сибири.Т.3./Под ред. А.П. Деревянко. – Новосибирск, 2009. – С. 544
  6. 57. Шпотова, Т.И. Игровая экология [Текст] / Т.И. Шпотова. – Обнинск: АсЭко, 1995. – 98 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционное рисование как средства формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал поёт возможность раскрыть возможность передачи красоты малой родине используя нетрадиционную нехнику рисования.Работайте в данном направлении творите сами , а самое главное учите детей...

Нетрадиционное рисование как средство формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал поможет раскрыть интерес ребёнка к малой Родине через нетрадиционное рисование. Мир будет счастлив только тогда , когда у каждого человека будет душа художникаИначе говоря кажд...

Презентация проектно - исследовательской деятельности по теме "Моя малая Родина" для детей старшего дошкольного возраста.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Данный   п...

Консультация «Формирование чувства принадлежности к своей семье и малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»...

Моя малая Родина. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом....

Сценарий квест – игры «Мой город - моя малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий квест – игры «Мой город - моя малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста  Цель: Расширение знаний дошкольников о достопримечательностях родного города, воспи...

Познавательный проект по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию «Моя Россия и малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста

Одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы сегодня – это патриотическое воспитание. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известн...