Сценарий "Посиделки в русской избе"
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

(для детей среднего дошкольного возраста)

Цель: приобщение детей средней группы к истокам народной культуры с использованием

малых фольклорных форм.

Задачи:

Образовательная область «познание».

1. Продолжать развивать интерес к русскому народному творчеству.

2. Воспитывать интерес к народному быту, опираясь на пословицы и поговорки.

Образовательная область Речевое развитие».

1. Активизировать речевую деятельность детей такими словами, как «посиделки», «изба»,

«старина», «Русь», «калиточки».

2. Развивать музыкальность, умение выразительно читать стихи.

Образовательная область «Физическое развитие».

1. Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

1. Воспитывать уважительное отношение к своему творчеству и творчеству окружающих.

Предварительная работа:

1. Разучивание стихотворений, пословиц, частушек, хороводов. Проведение мастер-

класса: «В гостях у хозяйки Медной горы».

2. Посещение этнографического музея.

3. Конкурс-выставка по произведениям П.П. Бажова.

Оборудование.

Антураж русской народной избы, народные костюмы, «каравай»; доски для лепки,

соленое тесто и формочки для работы с ним; бросовый материал для украшения поделок.


 

Ход НОД:

Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия. В горницу входит хозяйка.


 

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они…

В зал под музыку входит первая группа детей с воспитателем.

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Воспитатель 1: Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят (садятся на скамейку)

В зал входит вторая группа детей с воспитателем

Хозяйка: Проходите, гости дорогие! Гостю - почет, хозяину - честь!

Воспитатель 2:Туда голуби летают, где их привечают! (садятся на скамейку)

В зал входят дети третьей группы.

Хозяйка: Давно вас поджидаем посиделки без вас не начинаем!

РебенокДома сидеть - ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть да себя показать! (садятся на лавочку).

Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Воспитатель 1: Гостю-то, известное дело, хватило места, а не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: В тесноте да не в обиде! Ребята, посмотрите, в нашей горнице еще есть гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями).

Мы гостей встречаем

Вкусным, румяным караваем

Дети встают в круг, поют русскую народную песню.

«Каравай» - русская народная песня .

ХозяйкаВот какой знатный получился каравай! Как полагается, по русскому обычаю, отведайте хлеба - соли, гости дорогие!

А теперь будем посиделки продолжать!

Будем петь, шутить, играть!

Дети: Смех да веселье!

Студентка 1 подгруппыКак у нашего соседа

                 Весела была беседа,

                 А у нас на весь двор

                 Еще лучше разговор:  

                - Утки

Дети : В дудки!

СтуденткаКошки

Дети: В ложки!

Студентка: Тараканы

Дети: В барабаны!

СтуденткаЧайки

Дети: В балалайки!

Студентка: Кукушки

Дети: В колотушки!

Студентка: А веселые скворцы

                 Заиграли в бубенцы!

                 Играют, играют,

                 Всех потешают!

Ребенок: Инструменты возьмем в руки

И, чтоб не было здесь скуки,

Мы сыграем при народе:

«Во саду ли, в огороде»

«Во саду ли, в огороде»-русская народная песня

(исполняет детский ансамбль русских народных инструментов)

Студентка 2 подгруппыДи - ли-ли, ди -ли-ли,

                 А вы Дуню видели?

Ребенок: Заглянули в огород,

                 Лебеду там Дуня рвет!

Ребенок: Пошла Дуня в огород,

                  Во зеленый огород,

                  Сорвала лопушок

                 Да под самый корешок.

                 Сшила Дуня сарафан

                И наряден, и не ткан!

Ребенок: Положила в уголок,

                   В берестяной коробок,

                   Где ни взялся таракан,

                 Проел Дунин сарафан!

Русский народный хоровод: «Вдоль...»

Хозяйка: Молодцы, позабавили меня, но и я в долгу не останусь!

                 Отгадайте-ка, ребятки,

                 Музыкальные загадки!

Студентка:

Морщинистый Тит

Всю деревню веселит!

Что это за Тит?

Дети: Гармошка

Студентка: А вот моя вторая загадка:

Деревянная девчонка

Петь умеет звонко- звонко.

А ну-ка, угадай- ка, что это?

Студентка: Слушайте третью загадку:

                  Какими инструментами можно щи хлебать?

Дети: Ложками!

Студентка: А теперь, ребятки, самая-самая трудная загадка, слушайте:

Срезали ветки острыми ножами,

Запела каждая семью голосами.

Что же за инструмент получился?

Дети: Дудочка.

Хозяйка: Ребята, я слышу какой-то шум за дверью… Кто –то, видимо, опоздал на наши посиделки.

В зал вбегают две соседки, говорят, перебивая друг друга.(Роль соседок исполняют 2 студентки).

Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали?

Хозяйка: Что слыхали? Ничего не пойму…

                 Вы, соседки, отдохните,

                 Да все толком расскажите.

Соседка 1: У Иванова двора

                   Загорелася вода.

                   Всем селом пожар тушили

                   А огонь не загасили.

Соседка 2: Пришел дедушка Фома,

                     Расседая борода,

                     Он народ погнал в овин,

                     Затушил пожар один.

Соседка 1Как Фома тушил пожар,

                     Он об этом не сказал.

                     Только слышно стороной,

                     Что тушил он бородой!

Хозяйка: Проходите, соседушки, в нашу горницу. С нами посидите, отдохните.

(соседки проходят, садятся, продолжая тараторить)

Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали? Неужели, ничего не слыхали?

Хозяйка: Вижу я, самое время в молчанку играть.

                   Раз- два - три- замри!

Игра «Молчанка»

Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали? Неужели, ничего не слыхали?

Хозяйка: Ну что, тараторки ,игра-то ведь еще не закончилась, а вы заговорили? Придется вам выполнить какое-нибудь задание (думает)… Придумала!

Вам, девчоночки-болтушки,

Спеть придется нам частушки!

Соседки: Да для нас такое дело

                 Очень даже просто!

                 Эх! Душа помолодела

                 Лет на… девяносто!

Хозяйка: На девяносто??? Да это полная чепуха!

Соседки: Конечно, чепуха!

«Чепуха»-частушки- русская народная мелодия

Соседки: Вы послушайте, ребята,

                 Нескладуху будем петь.

                 На дубу свинья пасется,

                 В бане парится медведь!

Дети: Чепуха, чепуха,

           Чистая чепуха!

           Чипа- чипа, а - ха – ха-

           В самом деле, чепуха!

Соседка 1На заборе чепуха

Варила варенье.

Увидала паука-

Потеряла зренье!

Дети: Чепуха, чепуха…

Соседка 2На столе лежит арбуз,

На арбузе - муха!

Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!

Дети: Чепуха, чепуха…

Соседка 1: На горе верблюд пасется

                     В белых вышитых штанах.

                     А за ним блоха несется

                     На высоких каблуках!

Дети: Чепуха, чепуха…

Соседки: Мы частушки вам пропели
                Хорошо ли, плохо ли,

                 А теперь мы вас попросим,

                 Что бы нам похлопали.

Хозяйка: Спасибо, соседушки, за частушки потешные!

                 Где песня льется,

                 Там легче живется!

Но в старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой котенька - коток принес вам глиняные подковы для гостей, только он такой баловник — забыл их украсить.

Ну – ка, детушки , выходите,

Свое уменье покажите!

Работа детей по изодеятельности «Укрась подкову». По окончании работ подарить «подковы» гостям на счастье.

Хозяйка: Хорошо потрудились наши деточки. Спасибо вам.

Раздается смех за дверью.

Хозяйка: Кто это так весело смеется? Пойду погляжу…

В зал вбегают девчонки - хохотушки.

ДевчонкиМы- веселые подружки.

                     Мы – подружки - хохотушки!

                     И на празднике на вашем

                    Мы веселый танец спляшем!

Хозяйка: Танцы мы очень любим.

Танец «Опоньки».

Хозяйка: Спасибо вам, девицы. Проходите в нашу горницу - гостями будете.

Воспитатель 1: Ох и здорово мы повеселились, поиграли, но надо и честь знать.

Все поют: Мы славно гуляли

                 На празднике нашем.

                 Нигде не видали

                 Мы праздника краше!

                 Так будьте здоровы,

                 Живите богато,

                 А мы уезжаем

                 До дому, до хаты!

Хозяйка: Ну что вы, гости дорогие, так торопитесь? Ведь не красна изба углами, а красна - пирогами! Видите

               Самовар уже пыхтит,

               Мне на ушко говорит:

              «Пора к столу приглашать,

               Гостей чаем угощать!»

Дети: Любим чай мы с пирогами,

         С баранками да кренделями!

Хозяйка: Тогда проходите в другую горницу, садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье! (дети уходят в группу на чаепитие.)


 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimnie_posidelki.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Сценарий «Посиделки в русской избе»
  1. (для детей среднего дошкольного возраста)

Цель: приобщение детей средней группы к истокам народной культуры с использованием

малых фольклорных форм.

Задачи:

Образовательная область «познание».

1. Продолжать развивать интерес к русскому народному творчеству.

2. Воспитывать интерес к народному быту, опираясь на пословицы и поговорки.

Образовательная область Речевое развитие».

1. Активизировать речевую деятельность детей такими словами, как «посиделки», «изба»,

 «старина», «Русь», «калиточки».

2. Развивать музыкальность, умение выразительно читать стихи.

Образовательная область «Физическое развитие».

1. Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

1. Воспитывать уважительное отношение к своему творчеству и творчеству окружающих.

Предварительная работа:

1. Разучивание стихотворений, пословиц, частушек, хороводов. Проведение мастер-

класса: «В гостях у хозяйки Медной горы».

2. Посещение этнографического музея.

3. Конкурс-выставка по произведениям П.П. Бажова.

Оборудование.

Антураж русской народной избы, народные костюмы, «каравай»; доски для лепки,

 соленое тесто и формочки для работы с ним; бросовый материал для украшения поделок.

 Ход НОД:                          

Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия. В горницу входит хозяйка.

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они…

В зал под музыку входит первая группа детей с воспитателем.

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Воспитатель 1: Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят (садятся на скамейку)

В зал входит вторая группа детей с воспитателем

Хозяйка: Проходите, гости дорогие! Гостю - почет, хозяину - честь!

Воспитатель 2:Туда голуби летают, где их привечают! (садятся на скамейку)

В зал входят дети третьей группы.

Хозяйка: Давно вас поджидаем посиделки без вас не начинаем!

Ребенок: Дома сидеть - ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть да себя показать! (садятся на лавочку).

Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Воспитатель 1: Гостю-то, известное дело, хватило места, а не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: В тесноте да не в обиде! Ребята, посмотрите, в нашей горнице еще есть гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями).

Мы гостей встречаем

Вкусным, румяным караваем

Дети встают в круг, поют русскую народную песню.

«Каравай» - русская народная песня .

Хозяйка: Вот какой знатный получился каравай! Как полагается, по русскому обычаю, отведайте хлеба - соли, гости дорогие!

А теперь будем посиделки продолжать!

Будем петь, шутить, играть!

Дети: Смех да веселье!

Студентка 1 подгруппы: Как у нашего соседа

                 Весела была беседа,

                 А у нас на весь двор

                 Еще лучше разговор:  

                - Утки

Дети : В дудки!

Студентка: Кошки

Дети: В ложки!

Студентка: Тараканы

Дети: В барабаны!

Студентка: Чайки

Дети: В балалайки!

Студентка: Кукушки

Дети: В колотушки!

Студентка: А веселые скворцы

                 Заиграли в бубенцы!

                 Играют, играют,

                 Всех потешают!

Ребенок: Инструменты возьмем в руки

И, чтоб не было здесь скуки,

Мы сыграем при народе:

«Во саду ли, в огороде»

«Во саду ли, в огороде»-русская народная песня

(исполняет детский ансамбль русских народных инструментов)

Студентка 2 подгруппы: Ди - ли-ли, ди -ли-ли,

                 А вы Дуню видели?

Ребенок: Заглянули в огород,

                 Лебеду там Дуня рвет!

Ребенок: Пошла Дуня в огород,

                  Во зеленый огород,

                  Сорвала лопушок

                 Да под самый корешок.

                 Сшила Дуня сарафан

                И наряден, и не ткан!

Ребенок: Положила в уголок,

                   В берестяной коробок,

                   Где ни взялся таракан,

                 Проел Дунин сарафан!

Русский народный хоровод: «Вдоль...»

Хозяйка: Молодцы, позабавили меня, но и я в долгу не останусь!

                 Отгадайте-ка, ребятки,

                 Музыкальные загадки!

Студентка:

Морщинистый Тит

Всю деревню веселит!

Что это за Тит?

Дети: Гармошка

Студентка: А вот моя вторая загадка:

Деревянная девчонка

Петь умеет звонко- звонко.

А ну-ка, угадай- ка, что это?

Студентка: Слушайте третью загадку:

                  Какими инструментами можно щи хлебать?

Дети: Ложками!

Студентка: А теперь, ребятки, самая-самая трудная загадка, слушайте:

Срезали ветки острыми ножами,

Запела каждая семью голосами.

Что же за инструмент получился?

Дети: Дудочка.

Хозяйка: Ребята, я слышу какой-то шум за дверью… Кто –то, видимо, опоздал на наши посиделки.

В зал вбегают две соседки, говорят, перебивая друг друга.(Роль соседок исполняют 2 студентки).

Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали?

Хозяйка: Что слыхали? Ничего не пойму…

                 Вы, соседки, отдохните,

                 Да все толком расскажите.

Соседка 1: У Иванова двора

                   Загорелася вода.

                   Всем селом пожар тушили

                   А огонь не загасили.

Соседка 2: Пришел дедушка Фома,

                     Расседая борода,

                     Он народ погнал в овин,

                     Затушил пожар один.

Соседка 1: Как Фома тушил пожар,

                     Он об этом не сказал.

                     Только слышно стороной,

                     Что тушил он бородой!

Хозяйка: Проходите, соседушки, в нашу горницу. С нами посидите, отдохните.

(соседки проходят, садятся, продолжая тараторить)

Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали? Неужели, ничего не слыхали?

Хозяйка: Вижу я, самое время в молчанку играть.

                   Раз- два - три- замри!

Игра «Молчанка»

Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали? Неужели, ничего не слыхали?

Хозяйка: Ну что, тараторки ,игра-то ведь еще не закончилась, а вы заговорили? Придется вам выполнить какое-нибудь задание (думает)… Придумала!

Вам, девчоночки-болтушки,

Спеть придется нам частушки!

Соседки: Да для нас такое дело

                 Очень даже просто!

                 Эх! Душа помолодела

                 Лет на… девяносто!

Хозяйка: На девяносто??? Да это полная чепуха!

Соседки: Конечно, чепуха!

«Чепуха»-частушки- русская народная мелодия

Соседки: Вы послушайте, ребята,

                 Нескладуху будем петь.

                 На дубу свинья пасется,

                 В бане парится медведь!

Дети: Чепуха, чепуха,

           Чистая чепуха!

           Чипа- чипа, а - ха – ха-

           В самом деле, чепуха!

Соседка 1: На заборе чепуха

Варила варенье.

Увидала паука-

Потеряла зренье!

Дети: Чепуха, чепуха…

Соседка 2: На столе лежит арбуз,

На арбузе - муха!

Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!

Дети: Чепуха, чепуха…

Соседка 1: На горе верблюд пасется

                     В белых вышитых штанах.

                     А за ним блоха несется

                     На высоких каблуках!

Дети: Чепуха, чепуха…

Соседки: Мы частушки вам пропели
                Хорошо ли, плохо ли,

                 А теперь мы вас попросим,

                 Что бы нам похлопали.

Хозяйка: Спасибо, соседушки, за частушки потешные!

                 Где песня льется,

                 Там легче живется!

Но в старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой котенька - коток принес вам глиняные подковы для гостей, только он такой баловник — забыл их украсить.  

Ну – ка, детушки , выходите,

Свое уменье покажите!

 Работа детей по изодеятельности «Укрась подкову». По окончании работ подарить «подковы» гостям на счастье.

Хозяйка: Хорошо потрудились наши деточки. Спасибо вам.

Раздается смех за дверью.

Хозяйка: Кто это так весело смеется? Пойду погляжу…

В зал вбегают девчонки - хохотушки.

Девчонки: Мы- веселые подружки.

                     Мы – подружки - хохотушки!

                     И на празднике на вашем

                    Мы веселый танец спляшем!

Хозяйка: Танцы мы очень любим.

Танец «Опоньки».

Хозяйка: Спасибо вам, девицы. Проходите в нашу горницу - гостями будете.

Воспитатель 1: Ох и здорово мы повеселились, поиграли, но надо и честь знать.

Все поют: Мы славно гуляли

                 На празднике нашем.

                 Нигде не видали

                 Мы праздника краше!

                 Так будьте здоровы,

                 Живите богато,

                 А мы уезжаем

                 До дому, до хаты!

Хозяйка: Ну что вы, гости дорогие, так торопитесь? Ведь не красна изба углами, а красна - пирогами! Видите

               Самовар уже пыхтит,

               Мне на ушко говорит:

              «Пора к столу приглашать,

               Гостей чаем угощать!»

Дети: Любим чай мы с пирогами,

         С баранками да кренделями!

Хозяйка: Тогда проходите в другую горницу, садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье! (дети уходят в группу на чаепитие.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...