"Лермонтовский балл" сценарий музыкального тематического досуга
учебно-методический материал (старшая группа)
ЛЕРМОНТОВСКИЙ БАЛ
«Музыка его сердца»
(литературно – музыкальная композиция)
Цель: духовно – нравственное и художественно – эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- использовать воздействие классической русской поэзии на формирование личности воспитанников;
- развивать чувство прекрасного в детях дошкольного возраста;
- развивать познавательную и творческую активность;
- формирование различных приемов техники и культуры речи: произносительных, паралингвистических, кинетических;
- развивать навыки выразительного чтения, коллективного творчества;
- познакомить воспитанников с фактами биографии М.Ю. Лермонтова;
- развивать интерес к творчеству поэта;
- воспитывать у детей эстетический вкус средствами искусства: поэзии, музыки, живописи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ЛЕРМОНТОВСКИЙ БАЛ
«Музыка его сердца»
(литературно – музыкальная композиция)
Цель: духовно – нравственное и художественно – эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- использовать воздействие классической русской поэзии на формирование личности воспитанников;
- развивать чувство прекрасного в детях дошкольного возраста;
- развивать познавательную и творческую активность;
- формирование различных приемов техники и культуры речи: произносительных, паралингвистических, кинетических;
- развивать навыки выразительного чтения, коллективного творчества;
- познакомить воспитанников с фактами биографии М.Ю. Лермонтова;
- развивать интерес к творчеству поэта;
- воспитывать у детей эстетический вкус средствами искусства: поэзии, музыки, живописи.
Участники: воспитанники подготовительной логопедической группы № 5 «Пчёлка» для детей с тяжёлыми нарушениями речи, учитель – логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Ход праздника:
Звучит торжественная музыка - «Полонез».
Ведущий: Господа! Мы приглашаем вас в эпоху М.Ю. Лермонтова, на бал, где вы будете не только зрителями, но и участниками восхитительного действа. Это не просто бал, а бал, которым он был в начале 19 века, более 200 лет назад, когда жил Лермонтов!
СЛАЙД 1 - портрет Лермонтова
Ведущий: Наш литературно – музыкальный поэтический вечер, который мы назвали «Музыка его сердца», посвящен памяти великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Лермонтовым написано около 400 стихотворений, около 25 поэм, 5 драм и 7 повестей.
Родился Михаил Юрьевич в Москве, у Красных ворот, в 1814 году. Детские годы провел в имении бабушки Тарханы, в Пензенской губернии.
СЛАЙД № 2 - портрет Лермонтова – ребенка.
Звучит мелодия, исполняемая на фортепьяно.
Чтец: …И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом,
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают,
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты,
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь мою…
СЛАЙД № 3 – портрет матери М.Ю. Лермонтова.
Ведущий: Мать Лермонтова была наделена музыкальной душой. Посадив ребенка себе на колени, она играла на пианино, а он, прильнув к ней, сидел неподвижно. Звуки потрясали его младенческую душу, и слезы катились по лицу. Из воспоминаний поэта: “Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие, Ее певала мне покойная мать”.
Исполняется «Казачья колыбельная песня» на стихи М.Ю. Лермонтова.
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
Шелком разошью...
Спи, дитя мое родное,
Баюшки-баю.
Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду -
Ты махнешь рукой...
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.
Стану я тоской томиться,
Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
Ты в чужом краю...
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.
Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою...
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Ведущий: Лермонтов вырос в Тарханах, в имении бабушки, Арсеньевой Елизаветы Алексеевны, в окружении друзей и хороших гувернёров.
СЛАЙД № 4 – портрет бабушки поэта.
Ведущий: Когда Лермонтову исполнилось 14 лет он с бабушкой переехал из Тархан в Москву, т.к. надо было подумать о школьном образовании мальчика. Осенью он был принят в Московский университет благородного пансионата. За годы обучения в пансионате и университете появляются замечательные ранние стихотворения.
Поэт любил Москву, город своего детства, своей юности. С глубоким и искренним чувством воспевает поэт свой любимый город.
СЛАЙД № 5 - вид старой Москвы.
Стихотворение « Москва, Москва…»
Чтец: Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский,- сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и обманом
Тебя низвергнуть.
Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул - он упал!
Вселенная замолкла...
Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.
( Ч у ж д ы й в л а с т е л и н - французский император Наполеон Бонапарт.)
Ведущий: Уже в детские годы у Лермонтова появилась такая его черта, как мечтательность, склонность к фантазии. Он внимательно наблюдает за природой. В образах природы будущий поэт ищет сходство со своими душевными переживаниями. Михаил Юрьевич очень любил свою Родину – Россию.
Картины родной природы! Они проникнуты у Лермонтова искренней любовью и нежностью.
СЛАЙД № 6 – рожь, картина русской природы.
Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» (отрывок)
Чтец: Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой…
Стихотворение «Осень»
Чтец: Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит меж цветов
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
Исполняется русский народный танец (хоровод).
Ведущий: Михаил Юрьевич очень любил свою Родину. Во многих его стихах - размышления о судьбе поколения, о судьбе России, а своем непростом отношении к Родине.
Чтец: Люблю Отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтаньям
Но я люблю — за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз…
И на холме, средь желтой нивы,
Чету белеющих берез.
Ведущий: В 1831 году М.Ю. Лермонтов поступает в Московский университет, а затем продолжает учебу в Петербурге в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Звучит «Марш» А. Петрова, исполняется танец гусар.
Ведущий: Лермонтовская Москва хранила еще живую память о войне 1812 года, когда была спасена Россия. Лермонтов – певец героической Москвы, ее простых и мужественных защитников, героев Бородино.
СЛАЙД № 7 – Бородинское поле.
Сценка из поэмы «Бородино» (отрывок)
Первый чтец: - Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Второй чтец: - Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!...
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"
Третий чтец: И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.
Второй чтец: Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Ведущий: В 1837 году, после смерти Пушкина, шеф жандармов граф Бенкендорф доложил императору Николаю I о чрезвычайном происшествии - распространении по столице возмутительных стихов Лермонтова, содержащих прямое обвинение в гибели поэта ближайших сподвижников русского царя.
Лермонтов был арестован 18 февраля 1837 года. Под арестом к нему пускали только его камердинера, приносившего обед. Лермонтов велел заворачивать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, сажи и спички написал несколько стихотворений.
Чтец: Одинок я — нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями,
Звучномерными шагами,
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.
Исполняется романс на стихи поэта «Выхожу один я на дорогу».
Ведущий: «Корнета Лермонтова за сочинение известных Вашему сиятельству стихов перевесть в Нижегородский драгунский полк,» - так писал военный министр Чернышев графу Бенкендорфу.
Этот полк был расквартирован тогда на Кавказе, неподалеку от Тифлиса.
Стихотворение «Тучки небесные…»
Чтец: Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Чтец: Светает — вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина,
Молчит табун, река журчит одна.
Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск и светит там и там…
Ведущий: Тема Кавказа неотделима от творчества поэта. До 10 лет Лермонтов рос болезненным мальчиком. Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка три раза возила его на Кавказ. Полюбившие горные пейзажи, яркие краски, своеобразный свободолюбивый характер здешних жителей ещё в раннем детстве произвели на поэта огромные впечатления. Прекрасные и величественные горные вершины дарят поэту покой и вдохновение.
СЛАЙД № 8 – горы вечером.
Стихотворение « Горные вершины» (из Гёте)
Чтец: Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.
Ведущий: Возвращаясь на Кавказ в свою вторую ссылку, Лермонтов приболел и решил подлечиться на водах в Пятигорске. Там появляются такие произведения, как «Сон», «Пророк», «Мцыри» и другие.
«Мцыри» (отрывок)
Чтец: И вспомнил я отцовский дом,
Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный аул;
Мне слышался вечерний гул
Домой бегущих табунов
И дальний лай знакомых псов.
Я помнил смуглых стариков,
При свете лунных вечеров
Против отцовского крыльца
Сидевших с важностью лица;
И блеск оправленных ножон
Кинжалов длинных... и как сон
Все это смутной чередой
Вдруг пробегало предо мной.
А мой отец? он как живой
В своей одежде боевой
Являлся мне, и помнил я
Кольчуги звон, и блеск ружья,
И гордый непреклонный взор,
И молодых моих сестер...
Лучи их сладостных очей
И звук их песен и речей
Над колыбелию моей...
В ущелье там бежал поток.
Он шумен был, но неглубок;
К нему, на золотой песок,
Играть я в полдень уходил
И взором ласточек следил,
Когда они перед дождем
Волны касалися крылом.
И вспомнил я наш мирный дом
И пред вечерним очагом
Рассказы долгие о том,
Как жили люди прежних дней,
Когда был мир еще пышней.
Ведущий: Михаил Юрьевич любил балы. С радостью танцевал, нередко выступал на музыкальных вечерах, играя на скрипке. А балы в провинциальных русских городах чаще всего давались, когда в город входили военные : гусары, уланы, драгуны. Вот как увековечил это событие М.Ю. в поэме «Тамбовская казначейша».
Чтец: Вдруг оживился круг дворянский;
Губернских дев нельзя узнать;
Пришло известье: полк уланский
В Тамбове будет зимовать.
Уланы, ах! такие хваты...
Полковник, верно, неженатый -
А уж бригадный генерал
Конечно даст блестящий бал.
У матушек сверкнули взоры;
Зато, несносные скупцы,
Неумолимые отцы
Пришли в раздумье: сабли, шпоры
Беда для крашеных полов...
Так волновался весь Тамбов.
Исполняется вальс дам и гусар.
Ведущий: Драма разыгралась 15 июля 1841 года у подножия горы Машук близ Пятигорска. После очередной ссоры Н.С.Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль и убил его (М.Ю.Лермонтов стрелял вверх, Мартынов – в грудь поэта). Как писала позже поэтесса Е.П. Растопчина французскому писателю Александру Дюма-отцу: «Пистолетный выстрел во второй раз похитил у России драгоценную жизнь, составлявшую национальную гордость».
Он погиб на дуэли под Пятигорском совсем ещё молодым человеком. Неполных 27 лет – это трагически мало.
«Белеет парус одинокий»
Чтецы: Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
(Звучит вальс А.Хачатуряна к драме М.Лермонтова «Маскарад».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально- тематический досуг во второй младшей группе «В январе много снегу во дворе.»
Конспект музыкально-тематического досуга для 2-ой младшей группы....

Это музыка торопит и зовет нас за собой ( музыкально- тематический досуг по творчеству русского композитора П.И.Чайковского)
Знакомство с произведениями из "Детского альбома"П.И Чайковского....

Музыкально-тематический досуг для детей средней группы "Кошачья семейка"
Музыкально-тематический досуг с элементами театрализации....

Музыкально-тематический досуг для детей подготовительной группы "ОХ и АХ в гостях у детей"
Музыкально-тематический досуг с использованием здоровьесберегающих технологий....

Музыкально-тематический досуг для детей второй младшей группы "В гостях у грустной тучки"
Музыкально-тематический досуг с элементами изобразительной деятельности....

Музыкально-тематический досуг "Зимняя дорога" для детей старшей группы.
Музыкально-тематический досуг в рамках проведения проекта "Классическая музыка"....

Музыкально-тематический досуг "Русские музыкальные инструменты"
Занятие помогает детям познакомиться и закрепить свои знания о русских народных инструментах....
