Спортивное развлечение «Это мы с друзьями»
материал (подготовительная группа)

Татаринова Ирина Анатальевна

спортивное развлечение о народах Поволжья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povolzhe.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Спортивное развлечение «Это мы с друзьями»

Цели:

  • Расширение знаний детей о народах Поволжья;
  • Ознакомление с подвижными играми татарского, русского, башкирского, чувашского народов (с музыкальным сопровождением, музыкальными хороводами);
  • Воспитание интереса и дружелюбия к людям других национальностей.

Задачи:

  • Развивать физические качества (быстроту, силу, ловкость);
  • Сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;
  • Личностные качества и умения: артистизм, музыкальность, умение представлять игровую ситуацию, адаптироваться в ней;
  • Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной деятельности;
  • Волевые качества, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений;
  • Формировать представление об активном отдыхе, поощрять стремление участвовать в развитии;
  • Представление о традициях, подвижных играх, национальном фольклоре народов Поволжья;
  • Понимание необходимости соблюдать меры предосторожности во время двигательной активности;
  • Учить свободному общению со взрослыми и детьми, отзывчивость и доброжелательности
  • Продолжать знакомить детей с народами разных национальностей, проживающих на территории Поволжья.

Предварительная работа:

Чтение легенд, сказок, рассматривание одежды народов России, Чувашии, Башкортостана, Татарстана; знакомство с гербом, флагом страны, разучивание подвижных народных игр, рассматривание иллюстраций о Волге, прослушивание музыки народов России, Чувашии, Башкортостана, Татарстана.

Звучит песня «Волга в сердце впадает мое» (муз. Б. Саввельева).

В зал входят дети, садятся в «теплоход» по подгруппам, в конце входит ведущий.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, это карта нашей страны. Мы с вами живем в Поволжье. Почему наш край так называется?

Дети отвечают.

Верно, потому что мы живем на Волге. А где начинается Волга? Недалеко от Москвы, маленьким ручейком, тихое, едва заметное течение завораживает, какой живой огонь. Постепенно река ширится, набирает силу, воды ее становятся глубокими. А по берегам могучей красавицы реки в городах и селах живут разные народы.

Давайте вспомним, люди каких национальностей живут у нас в Поволжье?

Дети: Русские, мордва, чуваши, татары.

Воспитатель. Верно! У каждого народа есть своя культура: песни, стихи, традиции, а также подвижные игры. Сегодня мы познакомимся с подвижными играми народов Поволжья.

Сколько нас народов у России –

И Татарских, и иных кровей,

Имена носящих непростые

Доблестных российских сыновей.

Любим мы края свои родные

И вовек ни завтра, ни сейчас,

Отделить нельзя нас от России –

Родина немыслима без нас!

Ребята, давайте совершим удивительное путешествие по Волге вот на этом замечательном теплоходе «Дружба». Сядьте удобно, путешествие начинается. Сначала мы поплывем в Москву. Все вы знаете этот город. Москва – столица России.

Узнаете музыку? Это русская народная мелодия.

Входят дети в русских народных костюмах.

1-й ребенок

Мы живем в России,

У нас леса густые,

У нас березы белые.

И неб наше чистое,

И реки наши быстрые.

И Москвы, столицы нашей,

В целом мире нету краше!

2-й ребенок

Родина моя, бескрайняя Россия,

И Сибирь, и Волга, и Урал,

Все места для нас святые,

Где бы ты в России ни был.

1-й и 2-й ребенок (вместе). Мы приглашаем вас с нами поиграть в русскую народную игру.

Игра «Горелки с платочками»

Ведущий. Молодцы, вы нас порадовали своей игрой. А теперь нам пора продолжить путешествие вниз по Волге. Усаживайтесь поудобнее, наш теплоход отправляется в путь.

Звучит чувашская народная мелодия.

Посмотрите, посмотрите, там вдали нас уже встречают. Давайте спросим местных жителей, в какой город мы приехали?

Выходят две девочки в чувашских национальных костюмах.

Девочки (вместе). Ачасем лайахи – здравствуйте!

Ведущий. Здравствуйте, девочки! Скажите, пожалуйста, куда мы приехали?

1 – я девочка. Наш город называется Чебоксары. А живут здесь чуваши.

Ведущий. какие у вас необычные костюмы, расскажите нам о них.

1 – я девочка. Моя шапочка называется тухья, а белое платье – кепе.

2 – я девочка. Посмотрите, сколько у меня поясочков. Называются они пизихи, а полотенце – алшали.

Ведущий. У вас очень красивые костюмы, а для чего так много монеток?

1-я девочка. Если в костюме много монеток, значит, невеста богатая. Это означает достаток в доме.

2 –я девочка. А еще эти монетки при ходьбе издают красивый мелодичный звон.

Ведущий. мы слышали, что у вас очень весело проходят праздники!

1 –я девочка

Бей, бей, барабан,

Мы пришли в гости к вам!

Ой-ой! Йа-ра-ра!

Не гоните со двора!

Не уйдем мы назад,

Будем петь и плясать!

2-я девочка. Ребята, сыграйте с нами в чувашскую игру.

Игра «Хищник в море»

Игроки образуют круг, в центре которого есть столбик или колышек высотой 15 – 20 см. берут веревку длиной 2-3 м. На одном ее конце делают петлю и надевают на столбик или колышек. Выбранный по считалке или жребию водящий берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой находились не выше бедра. Остальные игроки – «рыбки» - не должны выходить из круга, описываемого бегущим с веревкой. При приближении веревки игроки стараются перепрыгнуть через нее, не задев. Задетые веревкой «рыбки» выходят из игры. Водящий может неожиданно изменить направление своего бега, стараясь поймать (осалить) как можно больше «рыбок». Обычно играют до тех пор, пока на площадке не останется 1-3 не осаленные «рыбки», так как всех «переловить» трудно.

Водящий не имеет права менять направление движения веревки, отрывая руку от туловища. Если он хочет неожиданно изменить направление движения веревки, то должен делать это, изменив направление бега. Нельзя поднимать веревку выше бедра. Играющие должны перепрыгивать через веревку, а не убегать от нее.

Ведущий: Мы замечательно провели время на чувашской земле, но наш теплоход дает сигнал к отплытию. Путешествие продолжается.

Рядом с Чувашией находится еще одна республика, входящая в состав Поволжья – Мордовия. Дальше наш теплоход плывет по Волге мимо чудесной стороны с красивым названием Марий Эл. Сейчас мы поднимаемся вверх по Каме, по Вятке и проплываем мимо Республики Удмуртия. Вот мы уже плывем по Каме в сторону Уральских гор к реке Агидель, что означает «белая». На этой реке стоит город Уфа – столица какой республики?

Дети: Башкортостана.

Звучит башкирская народная мелодия, выбегают дети в башкирских костюмах.

Ведущий: А живут в Башкирии башкиры. Вот они нас встречают.

1 – й ребенок

Хаумыхыгыд! Здравствуйте!

Мы живем в  Башкортостане,

Очень любим край родной,

Он хорош всегда: и летом,

Весной, осенью, зимой

2 – й ребенок

В Башкирии степи привольные,

Леса здесь богаты добычею,

Озера ни с чем не сравнимые

И люди гостеприимные.

Ведущий: Да, в Башкирии густые красивые леса, бескрайние степи, куда мужчины ходили на охоту, а женщины берегли очаг в своих юртах, создавали уют, готовили вкусную пищу.

1 – й ребенок

Юрта, юрта – круглый дом,

Печка жарко топится,

Побывайте в доме том!

Угостить торопится.

Гости явятся едва –

Ладушки, ладушки,

В печку прыгают дрова.

Круглые оладушки!

2 –й ребенок: Мы приглашаем вас поиграть в башкирскую народную игру.

Игра «Юрта»

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая образует круг по кругу площадки. В центре каждого круга стоит стул, на спинку которого повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок,

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на кружок.

Под мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. Выигрывает группа детей, первой «построившая юрту». Игра проводится 2-3 раза под башкирскую народную мелодию

Ведущий: Скажем спасибо башкирскому народу за интересную встречу.

А теперь мы снова плывем по Волге, и вот уже видны башни белокаменного кремля, купола храмов. (показывает иллюстрации). Это раскинулась на берегах могучей реки столица Татарстана. Как она называется?

Дети: Казань!

Выходят двое детей в татарских народных костюмах. В руках у них татарское национальное блюдо чак-чак.

Дети: (вместе) Исэнмесез – здравствуйте!

1 – й ребенок

Как птицу раннею весной

Влечет к родным местам, так всей душой мы любим свой

Свободный Татарстан!

2 – й ребенок

Родные просторы все краше и краше,

Все ярче сияние огней.

Светла и привольна республика наша,

И славное имя у ней.

Ведущий: Ребята, издавна татарский народ славился своим гостеприимством и богатой разнообразной кухней. Самых дорогих гостей встречали вкусным чак-чаком. Мастера изготовляли украшения из золота и серебра. Оружейники ковали мечи, сабли. Гончары лепили горшки и обжигали их в печах, затем наносили красивые узоры.

1-й ребенок

Казань была построена как военная крепость на границе Волжской Булгарии. «Казан» на булгарском языке означает «граница». Существует интересное предание, почему город называется Казанью. Вот о чем рассказывает одна из легенд: «Булгарского хана Алтынбека преследовали монголы. Ему удалось скрыться от них в густых лесах. Алтынбек послал своего слугу на речку за водой. Слуга хотел зачерпнуть воды и уронил казан (котел) в реку. Поэтому реку назвали Казанкой, а город, который построили на ее высоком берегу – Казанью»

2 – й ребенок

В Татарстане чистые реки, густые леса, широкие поля, есть большие заводы и фабрики. Но самое большое богатство республики – нефть.

Ребята, сыграйте с нами в татарскую народную игру.

Игра «Читанме, бузме» (Угадай и догони)

Игроки садятся на скамейку или на пол в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза.

Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, тот задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать. Водящий быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий поймает игрока, он садится в конец колонны, а пойманный игрок становится водящим. Если водящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок.

Ведущий:

Дети, в своем путешествии мы побывали в разных республиках, посмотрели, как живут чуваши, башкиры, татары, русские. Все эти народы живут в дружбе на великой реке Волге, которая объединяет людей. Называются эти народы народами Поволжья.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

Ты моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша – это мы с друзьями.

Пусть татары и русские, башкиры и чуваши – все народы нашей земли живут мирно и дружно. Пусть каждый любит и бережет свой родной край, родной язык, родную культуру.

Дети, после долгой дороги нам пора отдохнуть. Мы приглашаем вас в группу на ароматный. Дети машут руками и выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПОРТИВНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ «ЛУННЫЙ ГОСТЬ И ЕГО ДРУЗЬЯ».

                          СПОРТИВНОЕ  РАЗВЛЕЧЕНИЕ  «ЛУННЫЙ ГОСТЬ И ЕГО ДРУЗЬЯ»        ...

Спортивное развлечение "Мамочка и я и в спорте мы друзья"

Развлечение для детей средней группы...

Спортивное развлечение «Это мы с друзьями"

ЦельЦель:Расширить знания детей о народах Поволжья.Познакомить и разучить подвижные игры татарского, русского, башкирского, чувашского народов (с музыкальным сопровождением, с музыкальными хороводами)...

СПОРТИВНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ «НЕЗНАЙКА И ЕГО ДРУЗЬЯ НА ОЛИМПИАДЕ В “РЯБИНКЕ”» (Церемония открытия малых летних олимпийских игр)

Спортивное развлечение«Незнайка и его друзья на Олимпиаде в “Рябинке”»(Церемония открытия малых летних олимпийских игр)Оформление: флажки для оформления территории, флаг олимпиады, воздушные шары.Атри...

спортивное развлечение " Возьмемся за руки друзья"

В предверьи праздника Дня Народного Единства, мною был подобран материал для детей старшего и подготовительного к школе возраста....

Спортивное развлечение «Воспитатели и я спортивные друзья»

Цель: Приобщение детей и взрослых к физической культуре и спорту.Задачи: Совершенствовать развитие физических качеств по средствам эстафет.Улучшать физические качества и двигательные способности у дет...

Спортивное развлечение для детей младшего дошкольного возраста « Как колобок встретил спортивных друзей».

Мероприятие проводится летом на участке.Цель: создавать условия для эмоционального отклика детей на мероприятие, совершенствовать двигательные умения и навыки в непринужденной обстановке.Задачи: разви...