Сценарий праздника , посвящённого творчеству М.И.Глинки к Международному Дню музыки
методическая разработка (подготовительная группа)

Синёва Людмила Валентиновна

  Материал будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям ДОО. Предназначен для детей подготовительной к школе группы.На празднике дошколята не только расширят знания  о творчестве и биографии М.И.Глинки, но и познакомятся с лучшими произведениями русской классики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл музыкальная гостиная26.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий к празднику «День Музыки», посвящённого творчеству М.И.Глинки для детей 6–7 лет

Цель: познакомить детей с биографией и произведениями М.И. Глинки. Учить различать жанры музыкальных произведений. Подобрать музыкальные инструменты к каждому произведению и сделать его оркестровку. Воспитывать эстетический вкус и желание слушать музыку.

Материал к занятию: портрет М.И. Глинки; музыкальные инструменты: треугольники, бубны, барабаны, колокольчики, мультимедиа- проектор; презентация с иллюстрациями; аудиозапись музыкальных произведений «Славься» (опера «Иван Сусанин»), «Жаворонок», «Марш Черномора» (опера «Руслан и Людмила»).

                                                    Ход мероприятия:

(Под «Вальс-фантазию» М.Глинки дети заходят в зал и садятся на стулья)

М.Р: Здравствуйте, ребята. Мы собрались сегодня в музыкальной гостиной на праздник, посвященный МУЗЫКЕ.  Музыка окружает нас повсюду. Она обладает невероятным магнетизмом и энергетикой.

 «Музыка не только доставляет нам удовольствие, она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее» - так сказал известный детский композитор Дмитрий Борисович Кабалевский.

Восп1:

Что с музыкой сравнится по звучанью?
Шум леса? Пенье соловья?
Грозы раскаты? Ручейка журчанье?
Сравнения найти не в силах я.

Но всякий раз, когда в душе смятенье, -
Любовь иль грусть, веселье иль печаль.
В любом природой данном настроении
Вдруг начинает музыка звучать.

 
Восп2:
В душе; звучит на струнах подсознанья,
Гремит в литавры и в цимбалы бьет, -
Передавая радость иль страданье –
Сама душа, казалось бы, поет!

Всем праздники нужны нам, без сомнения!
И вот день – Музыки, и в праздник пожелать
Хотим  вам все, ребята, Вдохновения!
И снова, снова, снова — Музыку играть!

(Под музыку на середину выходят 3-е детей и читают стихи)

1 ребенок.

Что только есть прекрасного на свете –

Все музыка нам может передать:

И шум волны, и пенье птиц, и ветер.

Про все она нам может рассказать

2 ребенок.

То звонкою капелью засмеется,

То вьюгой заметет, запорошит,

Дождем весенним радостно прольется,

Листвою золотою закружит.

3ребенок.

Поют, танцуют, веселятся дети

И просто слушают, закрыв глаза.

Прекрасно, что есть музыка на свете!

Нам без нее прожить никак нельзя!        (М.В.Сидорова)

(Все исполняют песню «Музыка всегда с тобой» Г.Струве)

                                    ПЕСНЯ «МУЗЫКА ВСЕГДА С ТОБОЙ»

М.Р. Сегодня наш праздник посвящён  русскому композитору ушедшего века – М.И.Глинке – основоположнику русской классической музыки. Весной исполнилось 210 лет со дня рождения этого великого музыканта-композитора.

(Тихо звучит фрагмент Вальса)

Тихо-тихо рядом сядем.
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном!
Вдаль бегут лесные тропки,
Тают в дымке голубой ...
Это музыка торопит и
Зовет нас за собой!

(Звучит тихо «Большой секстет» М.Глинки)

Восп1: Михаил Иванович Глинка родился  весной, в прекрасную пору цветения природы в селе Новоспасском близ города Ельни, в помещичьем доме. Здесь он провел детские годы. Михаил Иванович рос в большой семье, у него было шесть сестер и два брата. Душой семьи была, конечно, мать Евгения Андреевна, «красавица, к тому же очень хорошо воспитанная и прекрасного характера». Большую роль в воспитании мальчика сыграла его молодая няня Авдотья Ивановна, мастерица петь песни и рассказывать сказки.

Восп2:   С самого раннего детства Миша любил слушать музыку. Под окнами его спальни в густой листве деревьев каждой весной раздавался звонкий голос соловья. Мальчик внимательно вслушивался в восхитительные трели соловьиного пения. Но больше всего увлекали юного Глинку знакомые «грустно нежные звуки» народных песен. Миша рано научился читать, любил рисовать и очень ловко подражал перезвону колоколов, ударяя по гулким медным тазам. Он учился играть на фортепиано и немного на скрипке.

 «Музыка - душа моя», - сказал о себе маленький Глинка,  потрясенный первыми музыкальными впечатлениями. Так, она и осталась навсегда его судьбой, целью и смыслом его существования.

 Восп1:  В 13 лет мальчик поступил в Петербургский благородный пансион, где получил хорошее образование и продолжал заниматься музыкой у лучших педагогов.

     Для Глинки музыка была не только основным делом жизни - она была самой жизнью. Потому что в творениях великого композитора нам слышен и голос самого художника, и голос времени, самые яркие и лучшие черты которого он уловил и запечатлел.

Восп2:   Став композитором, Михаил Иванович Глинка сочинил много прекрасных музыкальных произведений, которые с большим интересом слушают, с удовольствием исполняют и взрослые, и дети. Особенно часто композитор обращался в своем творчестве к образам, звукам русской природы. Вслушайтесь, как похожа на трели маленькой птички жаворонка музыка в романсе «Жаворонок».

(Дети слушают романс «Жаворонок»)


М.Р: Ребята, каков характер этой песни, что передаёт музыка? (Легкий, напевный, нежный, изображает щебетания птички.)  

                               

М.Р:  А теперь послушайте другое музыкальное произведение М.И. Глинки.


(Музыкальный руководитель исполняет «Детскую польку».)


М.Р:  Как вы думаете, сейчас прозвучал  марш или полька? (Полька.) А  какой характер у танца полька? (Веселый, легкий игривый, задорный)

Когда Михаил Иванович Глинка был маленьким мальчиком, он очень любил танцевать.

   

- Ребята, а вы любите танцевать? (Да). Тогда всех приглашаю на «Детскую польку».

                                                         ТАНЕЦ «ПОЛЬКА»

М.Р: Сейчас мы будем слушать музыку, а вы внимательно посмотрите на иллюстрации и подумайте, почему рядом с портретом композитора Глинки портрет поэта Пушкина. Музыка нам все подскажет.


(Звучит фрагмент увертюры к опере «Руслан и Людмила»). Выходит ребёнок и читает отрывок из поэмы «Руслан и Людмиала:


Реб:
У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…


М.Р: Не правда ли, всем хорошо знакомы эти строки? Ими начинается сказка-поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» про подвиги славного витязя Руслана, про верную жену его Людмилу и злого карлика Черномора.

Восп1: Михаилу Ивановичу Глинке понравилась сказка-поэма Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила» и он написал оперу «Руслан и Людмила».
В сказке, живет Черномор в волшебных садах, во дворце, самоцветами убранном, все подчиняются его злой силе, а сила то спрятана в бороде! Кто прорубит бороду чудесным мечом, тот и победит Черномора. У Александра Сергеевича Пушкина есть описание шествия Черномора со слугами, которые несут его седую длинную бороду.

(М.Р. обращает внимание детей на иллюстрацию и читает:

Восп2:
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей.
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода.


- Теперь мы будем слушать «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».


(Звучит «Марш Черномора». Дети слушают произведение).


М.Р: Ребята, вы заметили, как по-разному звучит музыка марша? То грозно, то как бы слегка посмеиваясь. Мы с вами уже говорили, что в марше 3-и части. Каков характер первой части? (Грозный, страшный, отрывистый.) Первая часть – это образ Черномора, коварного и злого волшебника. А каков характер второй части? (Легкий, прозрачный, мелодичный.) Вторую часть исполняют колокольчики, которые создают волшебную сказочную музыку. А третья часть- повторение первой. Давайте вместе выберем инструменты для оркестровки «Марша Черномора». Первую часть можно подыграть на барабане, музыкальных тарелках, а вторую на колокольчиках. Слушаем «Марш Черномора» в оркестровом исполнении и подыгрываем на детских музыкальных инструментах.

                                                   ОРКЕСТР «МАРШ  ЧЕРНОМОРА»
                                   
Восп1: Когда Михаил Иванович стал известным композитором, он много путешествовал. Ему довелось побывать во многих чужеземных странах, но самым незабываемым оказалось короткое путешествие из Санкт – Петербурга до Павловска по первой железной дороге.

Дым столбом, кипит, дымится пароход!

Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье… (Н. Кукольник.)

- Да! Первый русский паровоз назывался пароход. Это пыхтящее чугунное чудовище с огромными колесами и длинной трубой. Сейчас вы услышите песню на музыку М.Глинки и слова Н.Кукольника «Попутная песня».

(Звучит в записи «Попутная песня».)

Восп2:  Глинкой написано много романсов, песен, а также других произведений, как для оркестра, так и для фортепиано. «Патриотическая песня», музыку к которой написал композитор, была гимном нашего государства. Сейчас мы с вами её послушаем. Обратите внимание на красоту, широту и величественность звучания.

(Звучит «Патриотическая песня» М.Глинки в записи)

М.Р: Вот и состоялась наша встреча с музыкой великого  композитора Михаила Ивановича Глинки – родоначальника русской музыкальной классики.

      Много лет прошло с тех пор, как впервые на сцене оперного театра города Санкт-Петербурга прозвучало еще одно музыкальное произведение Глинки – хор «Славься» из опере «Иван Сусанин». Но до сих пор мы слушаем эту ликующую музыку, прославляющую нашу Родину.

(Звучит хор «Славься» в аудиозаписи, дети подпевают)

- Наша встреча подошла к концу. В завершении хотелось бы сказать словами русского композитора, музыковеда и критика Бориса Владимировича Асафьева:

«Глинка - наш гений, композитор, для которого народ и Родина составляли главное, основное содержание его величайших произведений. Всегда живой в сознании русских музыкантов, Глинка столь же дорог сердцу русского народа»...

-До новых встреч в музыкальной гостиной!

(Звучит «Вальс-фантазия, дети уходят из зала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника, посвящённого Международному женскому дню 8 Марта

Праздник адресован нашим любимым и дорогим мамам и бабушкам. А точнее, всем милым женщинам. Красивое представление с элементами театрализации поднимет настроение и Вам, и Вашим воспитанникам....

"Детский сад - моя дружная семья!" сценарий праздника, посвящённого международному Дню семьи для детей средней группы

Ведущая: 15 мая – международный «День семьи». В нашей стране он отмечается с 1993 года. Родители, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры окружают малыша заботой и любовью, приучают к семейным тради...

Сценарий праздника, посвящённого МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ МАТЕРИ.

Досуг для детей старшего дошкольного возраста....

Сценарий праздника, посвящённого Международному женскому дню 8 Марта (для детей 6-7 лет групп компенсирующей направленности) «На необитаемом острове»

Сценарий праздника, посвящённого Международному женскому дню 8 Марта (для детей 6-7 лет групп компенсирующей направленности) «На необитаемом острове»...

сценарий праздника, посвящённого Международному дню музыки, " Знатоки оркестра"

Цель праздника: Обобщение знаний и опыта детей по теме: Инструменты симфонического оркестра.Возраст детей: 5-7 лет....

Сценарий праздника, посвящённого Международному дню музыки

Цель: Создание условий для активного вовлечения детей в мир музыки : создать у ребенка радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный настрой.Задачи: Сформировать целостную систему зна...

Сценарий праздника для детей всех возрастных групп к Международному дню музыки "В гостях у музыки"

Развлечение «В гостях у музыки»Дети входят в зал, рассаживаются на стульчики.Ведущая:Без музыки, без музыкиНельзя прожить никак.Не станцевать без музыкиНи польку, ни гопак.И в вальсе не по...