Сценарий развлечения для детей старшей группы, посвященного Дню славянской письменности и культуры
методическая разработка (старшая группа)

Родичева Татьяна Владимировна

Тема: «Развлечение для детей старшей группы, посвященное Дню славянской письменности и культуры»

Цель: Создание условий для воспитания у старших дошкольников интереса, уважения и бережного отношения к языку и культуре русского народа, знакомства с историей русской письменности.

 Задачи:

1.Развивающие

1.Способствовать развитию коммуникативных умений, содружества, взаимодействия между дошкольниками

2.Развивать познавательный интерес, любовь к родному языку, отечественной истории и духовно-нравственной культуре

3.Развивать художественно-речевые способности детей: умение выступать перед сверстниками с выразительным исполнением стихов

 2.Образовательные:

1. Формировать у детей представления о роли речи, знаний родного языка, овладения грамотой в жизни человека.

2. Расширять кругозор, познакомить с деятельностью просветителей равноапостольных Кирилла и Мефодия, как основоположников славянской письменности, историей праздника «День славянской письменности и культуры»

3. Познакомить со старославянским алфавитом, обратить внимание детей на название и значимость каждой буквы кириллицы, формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук

4. Содействовать развитию всех сторон речи и стимулировать появление у детей желания научиться читать

 3.Воспитательные

1.Воспитывать у детей любовь к Родине, уважение к народным традициям, патриотические чувства, любознательность, ответственность, стремление гордиться заслугами выдающихся людей нашей страны

2.Воспитывать культуру слушателя, собеседника, умение участвовать в совместных играх и обсуждениях

 Интеграция образовательных областей: 

Основные: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»Дополнительные: Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

 Предварительная работа:- коммуникативные и словесные игры, игровые ситуации

- беседы

- заучивание стихов

- рассматривание наглядного материала, фотографий, чтение литературы

 Оборудование и материалы:

- Музыкальный центр, подборка произведений для музыкального сопровождения

- Компьютер, экран, презентация

- Костюм Славянки для взрослого

- Оборудование и материалы для игр

- Выставка книг «Азбука», «Букварь»

- Элементы русского быта

- Наглядные материалы по теме

 

1 слайд Титульный

2 слайд «Общение людей. Зачем человеку речь, язык?

 Раздается звук SMS – сообщения на телефоне педагога.

После прочтения, педагог приглашает детей и обращается к ним за советом

Педагог: Ребята, мне сейчас пришло сообщение на телефон. К нам спешит почтальон с необычной посылкой…

Стук в дверь

Педагог: А вот, кажется, и он…

Вносит игрушку-почтальона. Приглашает детей узнать, что необычного в посылке, которую доставил почтальон?

(очень маленького размера, треугольной формы, называется «Грамотейка»…)

 Педагог: Ребята, ваши предложения верны. А как вы думаете, для чего же нужна нам такая посылка?

Дети: Чтобы играть

 Педагог: А как вы считаете, что нам нужно сделать, чтобы научиться в нее играть?

Дети: Узнать правила .., прочитать задания.., научиться грамоте.., знать буквы.., уметь читать

Педагог: Верно. Вы все правильно поняли. Чтобы освоить новую игру, нам нужно познакомиться с грамотой, знать буквы, уметь читать и понимать правила. Некоторые дети нашей группы уже умеют читать, но большинство могут общаться только с помощью родной устной речи. И помогает нам понимать друг друга наш великий русский язык. Давайте присядем и узнаем, для чего человеку нужны речь, знание языка и умение с помощью них общаться?

Дети рассаживаются в центре литературы и развития речи.

Звучит отрывок из «Песни о родном крае»

                                        3 слайд «Планета Земля. Разные культуры-разные языки»

1 ребенок: Много языков на свете разных

                   Выучить их все не смог бы я,

                   Все они по-своему прекрасны,

                   В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.

                      Мелодичный, гибкий и певучий,
                      С детства он меня очаровал,
                      И не зря великим и могучим
                      Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.

                Да и только нашей, русской речью
                Можно Русь привольную воспеть!
                Будет жить язык наш русский вечно
                И не сможет, верю, умереть!

 (М. КРЮКОВ. МНОГО ЯЗЫКОВ НА СВЕТЕ РАЗНЫХ)

 Педагог: Ребята, что для каждого из нас значит родной язык, слова, которые мы слышим, которые можем написать и прочитать?

Ответы детей

 

Педагог: Без родной речи, без языка, без звуков и букв не было бы нашей нации - русского народа, не было бы ни культуры, ни истории, ни одной великой даты, ни одного великого имени.

     Мы с вами живем в современном мире, в мире надписей. Представьте себе, что все надписи вдруг исчезли, сколько трудностей сразу возникнет в нашей жизни! Мы не будем знать, куда привезет нас автобус, какими товарами торгует магазин на другой стороне улицы, какой фильм идет в кинотеатре, как правильно принимать лекарство.

Трудно пришлось бы нам в таком “бесписьменном мире”?

Ответы детей

 

Педагог: Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Но так было не всегда…

Звучат звуки природы (Эд.Григ. «Утро в лесу»), на их фоне педагог продолжает

                                                                                                       4 слайд «Природа»

Педагог: Ребята, то вы слышите?

Ответы детей

Педагог: Вы знаете, что в мире окружающей нас природы и рукотворного мира мы можем слышать, различать и узнавать различные звуки. Некоторые звуки помогают живым существам общаться, понимать друг друга, передавать какую-то информацию… В древности, люди очень внимательно прислушивались к звукам природы. Иногда древние люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями - дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

Демонстрация наскальных рисунков

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности.

Постепенно люди стали заменять рисунки символами.

Демонстрация наскальных символов-знаков

Надписи делались на камнях, скалах, на досках. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному.

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

Демонстрация наскальных символов-букв

У нас в группе есть предметы, которые тоже содержат разные символы.

И чтобы нам не уставать,

Хочу я с вами поиграть

Скорее полукругом все вставайте,

Загадки точно отгадайте!

Дети встают полукругом у книжного уголка

1.Не куст, а с листочками.

   Не рубашка, а сшита,

   Не человек, а рассказывает. (Книга)

2. На странице букваря

    Тридцать три богатыря.

    Мудрецов – богатырей

    Знает каждый грамотей. (Буквы алфавита).

3.Легенда, преданье народное,
    Ребята ее обожают.
    Родители, если свободные,
    Ее тебе на ночь читают. (Сказка)

 

4. Вам выражения знакомы:
    Про первый блин, что вечно комом,
    Про сор, что из избы несут...
    Как их в народе все зовут? (Пословицы)

5. У стены большой и важный

    Дом стоит многоэтажный.

    Мы на нижнем этаже

    Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)

6. Снаружи посмотреть -вот дом, как дом,

    Но нет жильцов обычных в нём.

    В нём книги интересные

    Стоят рядами тесными:

    И Черномор, и князь Гвидон,

    И добрый дед Мазай.

    Как называют этот дом?

    Попробуй, отгадай.      (Библиотека)

Педагог: Ребята, вызнаете, что значит слово библиотека? 5 слайд «Библиотека»

Ответы детей

 

Педагог: Слово «библиотека» происходит от слова Библия, то есть собрание книг, многих книг. А какие книги можно увидеть в библиотеке?

Ответы детей

 

Педагог: А какие книги есть у вас дома?

Ответы детей

 

Педагог: Книги бывают различные: большие и маленькие; в твёрдом переплёте и мягком; с очень красивыми иллюстрациями и совсем без них. А за что вы любите книгу?

Ответы детей

 

Педагог: А раз вы книги разные знаете,

                С именами героев сейчас поиграете?

Дети: Да!

 

Игра «Дополни имя».

Все дети делятся на две команды: мальчики и девочки. На столах подготовлены и перевернуты картинки с изображением сказочных героев. По команде дети переворачивают картинки, узнают героев, называют их полные имена.

Для девочек: Елена (Прекрасная); сестрица (Аленушка); Василиса (Премудрая); Крошечка (Хаврошечка); Марья (Искусница).

Для мальчиков: Кощей (Бессмертный); Мальчик (с пальчик); Братец (Иванушка); Иван (Царевич); Змей (Горыныч)

 

Педагог: Ребята, а как нам можно узнать о содержании сказки или рассказа?

Ответы детей

 

Педагог: Да, нам нужно прочитать. А чтобы прочитать, мы должны знать буквы, алфавит. Посмотрите, какая книга у меня в руках. Хотите с ней познакомиться?

Показывает Библию и предлагает детям присесть

 

Педагог: Это очень старинная книга «Библия». Рассмотрите внимательно ее. Я принесла ее из библиотеки. Сможет ли кто из Вас её прочитать?

Ответы детей

Педагог: Это очень трудно! Читать, понимать, что написано в книгах, усвоить грамоту очень трудно. Тем более если это древняя, старинная грамота. Но зато как уважали люди тех, кто мог постигнуть её и мог прочитать вот такие старинные Священные книги! А как берегли наши дедушки и бабушки эти книги, передавали их из поколения в поколение, как самую главную ценность. Вот и до нас дошла такая старинная книга, и буквы в ней немного необычные и красивые. Такие книги, как Библия, помогли людям узнать об истоках нашего языка, письменности и культуры, о том, как появились первые буквы, без которых у нас не было бы сегодня ни одной книги на нашем родном языке, о нашей великой Родине.

Звучит музыка «Песня о Родине» В. Алексеева  6 слайд «Родина-Русь-Россия»

2 ребенок: В сердце ты у каждого,

                   Родина - Россия!

                   Белые берёзки,

                   Колос налитой.

                   Нет тебя привольней,

                   Нет тебя красивей,

                   Нет другой на свете

                   Родины такой!

3 ребенок: Не только печали и беды,

                    Но мудрость Божественных книг,

                    А с ней передали нам деды

                    Великое чудо – язык.

                    Родной язык, родные звуки,

                    Отца и матери язык

                    Которым с детства радость, муки,

                    И мысль я выражать привык.

4 ребенок: Мы приняли это наследство

                    Разящее остро, как меч,

                    Великое мощное средство –

                    Родимую русскую речь.

                    И сердце горит и трепещет,

                    Той речи горячая плоть

                    Звенит, словно колокол вещий.

                    Мария, Россия, Господь…

Дети исполняют хоровод «Земелюшка-чернозем»

Звучит колокольный звон. Входит Славянка. 7 слайд «Звонница»

 

Славянка: Гой вы, славные наши детушки,

                    Расскажу я вам о святой Руси,

                    О далёких временах, вам неведомых.

Жили – были тогда добры молодцы,

Раскрасавицы красные девицы.

А у них были добрые матушки,

Бородатые мудрые батюшки.

Своей статью все пригожие,

В чем – то разные, а чем - то похожие,

Зовемся ныне мы все - Россияне,

А издревле, кто мы?

Дети (хором): Мы – славяне! 8 слайд «Славяне»

 

5 ребенок: Русоволосые, сероглазые,

                    Лицом светлые и сердцем славные,

                    Древляне, русичи, поляки,

                    Скажите, кто мы?

Мы – славяне! (хором)

 

6 ребенок: Мы чтим березы белоствольные,

                    Мы любим песни наши вольные,

                    Зовемся Вани, Поли, Тани,

                    Скажите, кто мы?

Мы – славяне! (хором)

 

Звучит отрывок песни «Братья - славяне»

Славянка: Да мы - славяне! И русские, и украинцы, и болгары, и белорусы, и чехи, и сербы, и хорваты, и словаки – все славяне.  Умели славяне добрые пахать да косить, дома - терема рубить. Умели и холсты ткать, да узорами их вышивать.  И пряли, и ткали, в кузне мастерили. С глиной да деревом умели работать. Хорошими охотниками и рыбаками были. Могли и петь, и хороводы водить, да в игры играть.

Педагог: А не поиграть ли нам сейчас с ними в интересную игру? Разбирай, народ, платочки, выходи гулять в кружочек.

Музыкальная игра «Передай платок»  9 слайд «Хоровод»

У кого остался платочек становится в круг и танцует, остальные повторяют.

 

Славянка: Славяне много трудились, но вот грамоты наши предки не ведали. Не умели книг читать да письма писать. Трудно грамота давалась В это же время жили-были два брата, грамотные были.

Старший - Мефодий, а младший - Кирилл. Мечтали они написать книги, понятные всем славянам, а для этого нужно было буквы придумать для славян, такие, чтобы все могли с помощью их прочитать текст.

Показ видеоролика

 

Славянка: Ребята, что создали братья Кирилл и Мефодий?

Ответы детей

 

Педагог: Кирилл и Мефодий создали азбуку для славян.

Славянка: Как называлась азбука?

Дети: Кириллица

 

Славянка: А почему ей дали такое название?

Дети: Потому что брат Кирилл придумал изображение букв этой азбуки.

 

Педагог: Верно. А после его смерти Мефодий немного упростил буквы, чтобы легче запоминались. В честь своего младшего брата назвал буквы «кириллицами».

Какой праздник отмечают славяне 24 мая?

Дети: День славянской письменности и культуры

                                                   10 слайд «День славянской письменности и культуры»

 

7 ребенок: По широкой Руси нашей матушке

                    Колокольный звон разливается

                    Нынче братья Кирилл и Мефодий

                    За труды свои прославляются.

 

8 ребенок: Хвалят братьев премудрых

                   Все народы, что пишут кириллицей,

                   Что зовутся издревле славянскими,

                   Славят подвиг своих просветителей.

 

Славянка: Язык славян, в том числе и русского народа, всегда был выразителен, красив и музыкален. На этом удивительно добром, певучем языке наши предки молились Богу, Пресвятой Богородице, просили помощи в своей нелёгкой жизни и избавления Руси от диких, жестоких врагов. Но выучить старославянский алфавит было не простым делом. Произносились не звуки, а названия букв, сложные сами по себе. Вызубрив азбуку, приступали к слогам, сначала из двух букв, потом из трёх. Сложные названия букв несли большой смысл и нравственное содержание. Обучение в древних славянских школах было индивидуальное. У каждого учителя было не более 6 – 8 учеников. Славянская азбука – память о нашей славной истории, наша святыня и сокровище, которое надо беречь и обязательно хранить.

                                                                          11 слайд «Обучение в древней Руси»

9 ребенок: В старину учились дети –

                    Их учил церковный дьяк, -

                    Приходили на рассвете

                    И твердили буквы так:

                    А да Б – как Аз да Буки,

                    В – как Веди, Г – глаголь.

                    И учитель для науки

                    По субботам их порол.

10 ребенок: Вот такой чудной вначале

                      Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Называли «перочинным»:

Очиняли им перо,

Если не было остро.

11 ребенок: Трудно грамота давалась

                      Нашим предкам в старину,

                      А девицам полагалось

                      Не учиться ничему.

                      Обучались лишь мальчишки.

                      Дьяк с указкою в руке

                      Нараспев читал им книжки

                         На славянском языке.

 

Славянка: Давайте снова поиграем -

                    Кириллицы сейчас узнаем

Дети выбирают и сравнивают картинки с изображением кирилицы и букв современного алфавита

А - аз, З – земля  Б - буки (буква, … В - веди (знаю, Л – люди  Г - глаголь (говори,

М – мыслить Д - добро, Н - наш, Е - есть, О - он, Ж - живот, П - покой и т. д.

 

12 ребенок: Буква к букве - будет слово  12 слайд «Алфавиты»

                      Слово к слову - речь готова.

                      И напевна, и стройна-

                      Музыкой звучит она.

                      Так восславим эти буквы!

                       Пусть они приходят к детям.

                       И пусть будет знаменит

                       Наш славянский алфавит!

13 ребенок:  Язык наш прекрасный –
                      Богатый и звучный,
                      То мощный и страстный,
                       То нежно-певучий.

                       В нем есть и усмешка,
                       И мягкость, и ласка.
                       Написаны им
                       И рассказы, и сказки.

                       Страницы волшебных,
                        Волнующих книг!
                        Люби и храни
                        Наш великий язык!

 

Педагог: Оглянись на предков наших,

                  На героев прошлых дней.

                  Вспоминай их добрым словом –

                  Слава им, борцам суровым!

                  Слава нашей стороне!

                  Слава русской старине!

                  А преданья старины,

                  Забывать мы не должны.

Славянка: Два брата, Кирилл и Мефодий,  13слайд «Памятник Кириллу и Мефодию»

                    Спасибо хотим вам сказать

                    За буквы, что очень нужны нам

                    Чтоб научить нас читать.

Ребята, а в завершении нашего праздника я предлагаю вам снова поиграть - картинки силуэтные с первой буквой своего имени отыскать, да сделать их нарядными, красочными.

Дети под музыку раскрашивают силуэтные изображения букв кириллицы

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы, посвященное Дню славянской письменности. « О России петь- что весну встречать»

Цель:     воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в  которой   мы живем, уважение к народным традициям....

Сценарий развлечения для детей старшей группы, посвященного празднованию дня города «Мой город Екатеринбург»

Сценарий будет полезен для педагогов и музыкальных руководителей, способствует развитию интереса у дошкольника к прошлому и настоящему родного города Екатеринбурга, формированию у них первичных знаний...

Праздничное развлечение для детей старшей группы, посвященное Дню ВМФ

Праздничное развлечение для детей старшей группы, посвященное Дню ВМФЦель: приобщить детей к социальному событию: Дню военно-морского флота; создать праздничную атмосферу.Задачи:- закре...

Развлечение для детей старшей группы посвященное 23 февраля «День защитника отечества»

Цель занятия:- Формировать представления о родах войск (пограничники, летчики, танкисты, моряки) ; воспитывать уважительное отношение к защитникам нашей родины;-Воспитывать патриотические чувства к ро...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "День славянской письменности и культуры"

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "День славянской письменности и культуры"...

Праздник – развлечение для детей старшей группы, посвященный 8 марта «А ну-ка, девочки!»

Праздник – развлечение для детей старшей группы, посвященный 8 марта «А ну-ка, девочки!»...