План-конспект сценария-развлечения
план-конспект занятия (старшая группа)

Вяцкова Анастасия Владимировна

План-конспект сценария-развлечения "Саварни". Познакомить детей с древним прадником чувашей - Саварни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_stsenaria.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект сценария - развлечения по ознакомлению с чувашской национальной культурой «Ҫăварни» в старшей группе

(разработано Вяцковой А.В.)

               

Чебоксары 2021

Цель: Закрепление представлений детей подготовительной группы о весеннем празднике чувашей, посвященном завершению весенних полевых работ, создать у детей радостное и веселое настроение.

Задачи:

Образовательная: Продолжать расширять представления детей о родном крае, культуре, знакомить с элементами национальной культуры родного народа, фольклором и народными играми. 

Развивающая: 

  1. Развивать музыкальный слух, чувство ритма.
  2.  Развивать певческий диапазон голоса, координации речи, движения и музыки.

Воспитательная:

  1. Воспитать у детей уважение к культуре чувашского народа.
  2. Воспитать интерес к чувашской национальной культуре.

Ход развлечения:

Музыкальный зал украшен вышивками, чувашскими национальными костюмами, деревенскими атрибутами быта. Играет песня «Илемле», воспитатель вместе с детьми в чувашских национальных костюмах входят в зал.

Воспитатель: Знаете ли вы страну такую - древнюю и вечно молодую?

Где в лесу тетерева токуют, словно песней сердце околдуют…

Где, коль праздник - от души ликуют!

Коль работа - гору дай любую.

Ребенок: Чувашия, о край ста тысяч песен!

Не зря в тебя поэты влюблены,

Ты жизнь моя, тревога, озаренье,

Ты Родина любимая моя.

Ребенок: Я в Чувашии живу, я Чувашию люблю.

Любит праздник мой народ, в праздник пляшет и поет.

(Дети вместе с воспитателем поют и водят хоровод под чувашскую песню «Илемле», затем присаживаются на стульчики).

Воспитатель: На берегу великой древней Волги живет и трудится чувашский народ. Народ со своей интересной историей, своими обычаями, самобытной культурой. Трудолюбием и усердием достиг чувашский народ больших успехов во всем. А чтобы жизнь была интересней, чуваши старались от души веселиться. В глубине веков теряются истоки народных праздников. 

Воспитатель: Сегодня не простой день, не зря мы с вами в таких красивых нарядах. Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, я получила приглашение от чувашей. Они зовут нас к себе в гости, ведь у них скоро праздник Ҫăварни. Вы согласны поехать к ним в гости? (Ответы детей). Замечательно, а поедем мы туда с вами на лошадях. Для этого нам нужны палочки-лошадки. Сели на своих лошадок верхом и поскакали! (Звучит чуващская песня, дети на «лошадях» скачут в чувашскую деревню).

Ухх! Как быстро мы добрались с вами! А вот и наша чувашская деревня. Нас встречает прекрасная девушка Илемпи. Давайте все вместе поприветствуем нашу хозяйку.
                Дети: Здравствуй, Илемпи! Ыра кун пултар, Илемпи!

Илемпи: Здравствуйте, гости дорогие! Салам! Проходите, присаживайтесь! В давние времена приветствие «Салам» использовали только при вхождении в дом. (Дети-гости рассаживаются). Мы рады приветствовать Вас в нашей чувашской деревеньке. По старинному обычаю всякий странник - гость в доме чуваша.  «Стариков почитай, молодых люби, всякому путешественнику дай убежище и пищу в  своем доме». А в старину, со своей семьей отбывая в поле, чувашский крестьянин ставил на стол хлеб, соль и оставлял дом открытым: зайди, путник отдохни, будь гостем. (Дети пробуют чувашский хлеб).

Илемпи: Ребята, я же совсем не знаю как вас зовут. Пора нам со всеми познакомиться, а поможет нам в этом чувашская народная игра «Ят пелмелле» («Отгадай имя»). В середину круга должен встать мальчик или девочка с завязанными глазами. Все вместе, взявшись за руки, ходим по кругу, приговаривая:

Ларать, ларать, Мишша (имя водящего) ларать

Шĕшкĕ тĕмĕ айенче.

Ҫиет, çиет, Мишша çиет

Шĕшкĕн сарă мăйăрне.

Вăхăт çитсен тăрас пулать,

Ятне тĕрĕс калас пулать.

По окончании стихотворения вы должны остановиться. Один из играющих подходит сзади к водящему и произносит его имя, тот должен отгадать по голосу, кто это говорит.

Илемпи: Здорово мы с вами поиграли. Молодцы! Теперь я с вами со всеми знакома. Какие у вас необычные и красивые имена!

Воспитатель: Илемпи, тавтапуç! Пите кăсăклă вăйă! Спасибо, Илемпи! Очень интересная игра! Теперь мы то же вместе с детьми будем играть в такую игру. А теперь наши девочки хотят исполнить для тебя красивую песню.

(Исполнение песни «Пукане». Имитация танца с куклой на руках).

Илемпи: Маттур, хĕр ачасем! Питĕ аван! Молодцы, девочки! Здорово!

Илемпи: Ребята, совсем скоро наш любимый праздник - Ҫăварни.  Это веселый праздник проводов зимы и встречи весны. Во время Ҫăварни в деревнях молодежь устраивает катание на лошадях, обвешанных колокольчиками и бубенчиками, украшенных платками и полотенцами. Детвора катается с гор на салазках. Взрослые устраивают традиционные обрядовые пиршества с блинами (икерчĕ) и колобками (йăва). Все одаривают друг друга подарками, орехами, семечками. Ровно в полночь зажигают чучело «масляничной бабы». Вокруг жарко горящего костра собирается вся деревня и играют в разные игры.

Я так люблю тот праздник! Люблю кататься на лошадях, скатиться с  самых больших горочек, кушать икерчĕ и йăва. Но больше всего мне нравится играть в игры. И мне бы хотелось познакомить вас с некоторыми играми и поиграть с вами.

Воспитатель: Сейчас мы с вами окунемся в атмосферу праздника Ҫăварни.

Ҫăварни – это славно!

Это чудно и забавно!

Это шутки, танцы, смех,

Игры, песни и сюрпризы -

Будет весело для всех.

Ҫăварни веселый, собирай друзей,

Будут шутки, будет смех,

Этот праздник наш для всех.

Илемпи: Ачасем, эсир хатер-и? Дети, вы готовы? Тогда начинаем наш веселый праздник, проведем с вами соревнования, которые обычно проводятся среди детей и молодежи, из подручных средств сделаем «масляничную бабу», а самое главное петь, плясать и водить хороводы. Но прежде чем начнем наши соревнования, давайте станцуем с вами в веселый танец. Движения очень простые, повторяйте все за мной. (Дети повторяют движения под чувашскую песню «Сарпи – Ҫăварни» за Илемпи).

Илемпи: Менле маттурсем! Какие молодцы! У всех настроение поднялось? Тогда начинаем наши соревнования, и настроение станет еще лучше. (Все соревнования проводятся под веселые песни, которые посвящены празднику).

1 игра - Иголка, нитка, узелок.

Подготовка к игре. Все становятся в круг и берутся за руки. Выделяются и устанавливаются в ряд три игрока: первый иголка, второй нитка и третий узелок, все три на некотором расстоянии от остальных.

Игра. Иголка бежит то в круг, то, из круга, куда хочет. Нитки и узелок следуют только в том направлении и под теми воротами, где пробегала иголка. Если нитка ошиблась направлением, запуталась, или узелок поймал нитку, то игра начинается сначала, и выбираются новая иголка, нитка и узелок.

Правило. Играющие не задерживают и свободно пропускают иголку, нитку и узелок и поднимают руки.

2 игра – Бой с подушками. Для этой игры приглашаются 2 мальчика.

Количество игроков: двое.

Дополнительно: невысокая скамейка, 2 подушки.

На скамейку встают два игрока. В руках у каждого подушка. С помощью этой подушки нужно столкнуть соперника со скамейки.

Выигрывает тот, кто, столкнув соперника, сам на скамейке устоит.

Илемпи: Уххх, как же мне нравится играть с вами в игры.

Воспитатель: Я вижу, вам нравятся играть в игры  Илемпи. А сейчас мы с Вами немного отдохнем и послушаем с вами песню «Ҫăварни юрри», которую исполнит нам Илемпи.

Илемпи: Ачасем, менле пултарулла-çке эсир пурте! Чун саванать. Какие же вы талантливые! Душа радуется. Сассисем вара, мен тери çепеç! Малалла выляр. А какие у вас голоса! Играем дальше!

3 игра – Ползание на скамейке.

Ход игры: Дети стоят в двух колоннах. По сигналу выполняют ползание по гимнастической скамейке (высота 20 см), доползают до ориентира и бегут обратно до колонны, передавая эстафету ладонью следующему.

4 игра – Бег с коромыслом.

Дети стоят в двух колоннах. Главное условие игры – добраться до финиша не уронив ведра. Участники должны добежать до ориентира с ведрами. Обежав ориентир вернуться на линию старта и передать коромысло с ведрами следующему участнику. Побеждает та команда, которая добежит первым.

Воспитатель: Ачасем, пите маттур! Молодцы! У вас очень хорошо получается. А теперь мы будем с вами делать «масляничную бабу» из подручных средств. Повторяйте за мной и Илемпи. (Дети вместе с воспитателем и Илемпи делают «масляничную бабу» под музыкальное сопровождение «Ҫăварни юрри – Августа Уляндина»).

Илемпи: Какие красивые «масляничные бабы у нас получились»! Мы сегодня с вами и песни пели,
и танцевали, хороводы водили, соревнования проводили, даже игрушку сделали своими руками. Что же мы с вами забыли сделать?

Дети: Мы еще не ели икерчĕ и йăва.         

Воспитатель: Правильно, дети. Но прежде чем сесть за стол, предлагаю поскакать на лошадях.

5 игра – Бега с лошадками.

Игра является подражанием взрослым в скачке на лошадях. Для игры нужны палки-лошадки.

Игроки становятся в одну шеренгу у линии старта, которая чертится на одной стороне площадки. На другой стороне площадки на расстоянии 15-20 м от линии старта чертится линия финиша. По сигналу игроки садятся на своих лошадок верхом. Левой рукой держатся за передний конец палки, а в правой держат веревочку (кнут). Игроки, произнося чу, бегут к линии финиша.

Правила игры. Без команды нельзя начинать игру. Во время бега надо стараться не мешать друг другу. На стартовую линию дети возвращаются после объявления результатов скачки.

Воспитатель: Ребята, вам понравился чувашский праздник Ҫăварни? 

Что больше всего вам запомнилось?

Что нового вы узнали? (Ответы детей).

Илемпи: Наш праздник походит к концу, но он еще не заканчивается. Сейчас все вместе мы сядем за большой чувашский стол, и я вас угощу настоящим блюдом Ҫăварни -  икерчĕ и йăва.

Воспитатель: Спасибо тебе большое, дорогая Илемпи! Спасибо за приглашение, спасибо за песни, танцы, пляски, за соревнования, за вкусный стол. Нам очень все понравилось. Теперь непременно ждем тебя в гости – в наши родные Чебоксары. Сыва юл, тепре тел пуличчен! До свидания, до встречи!.

Илемпи: Сыва пулар, ачасем! До свидания, ребята! Буду жать от вас приглашения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения в I младшей группе «Весеннее развлечение с Клоуном»

1) Проводить массаж пальцев перед проведением пальчиковой игры;2) Развивать координацию обеих рук, подвижность пальцев;3) Развивать навык нанизывания бусинок на шнур (веревочку);4) Развивать под...

Развлечение для детей младшей группы «Праздник воздушных шариков» сценарий развлечения в 1 младшей группе.

Развлечение для детей младшей группы «Праздник воздушных шариков»сценарий развлечения в 1  младшей группе. Цель: создать радостное, веселое настроение.Задачи: воспитывать активность, любозна...

Сценарий праздника- развлечения по правилам дорожного движения в подготовительной группе. Тиняева Ольга Петровна Г. Москва, ГБОУ Гимназия 1591 ДО 1693, корп.8 Сценарий развлечения по ПДД

Сценарий праздника- развлечения по правилам дорожного движения в подготовительной группе. Воспитатель -Тиняева Ольга Петровна Г. Москва, ГБОУ Гимназия 1591 ДО 1693, корп.8Сценарий развлечени...

Сценарий развлечения «Весеннее развлечение с Клоуном»

Сценарий развлечения в I младшей группе «Весеннее развлечение с Клоуном»....

Сценарий развлечения "День смеха" детей младшего и среднего дошкольного возраста. Сценарий развлечения "День смеха" детей старшего дошкольного возраста.

Сценарии развлечения "День смеха" для дошкольников. К детям приходят Клоуны, которые проводят с детьми игры, конкурсы и танцы. Развлечения не требуют специальной подготовки....

Сценарий развлечения "День смеха" детей младшего и среднего дошкольного возраста. Сценарий развлечения "День смеха" детей старшего дошкольного возраста.

Сценарии развлечения "День смеха" для дошкольников. К детям приходят Клоуны, которые проводят с детьми игры, конкурсы и танцы. Развлечения не требуют специальной подготовки....