Сценарий развлечения "Люблю берёзку русскую" в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Гринько Наталья Юрьевна

Целью развлечения является развитие интереса к русской народной культуре. Это достигается с помощью исполнения народных песен, разучивания русских народных игр, изучения народных традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyublyu_beryozku_russkuyu.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение  «Люблю берёзку русскую»

Цель: воспитание любви к Родине, к родной природе

Задачи:

• познакомить с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен и игр,

• приобщать детей к традициям русского народа,

• воспитание уважительного отношения к прошлому, к народным традициям.

Дети заходят в зал по дорожке из листьев. Дорожка ведёт из группы в муз. зал. Узнают с какого дерева листья. В муз зале находят берёзку без листьев.

Вед: ребята, грустно и одиноко берёзке осенью. Давайте её порадуем. В старину берёзку украшали разноцветными ленточками. Давайте и мы так сделаем. Под музыку украшаем ленточками. Какая красивая берёзка стала.  

давайте споём про неё песню.

Ребята рассказывают стихи.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, но не ломится (А. Прокофьев).

Вед: ребята, берёзка наша развеселилась и придумала для нас игры, посмотрите на экран

Игра на ложках, муз.произведение «Ай-да, берёза»

Муз. народная игра «Дударь»

Дударь- это мастер, которые делает деревянные дудочки.

Плохо живётся берёзке в лесу, каждый может её обидеть, и люди и животные

Музыкальный фон,

Дети инсценируют песню Е. Тиличеевой на слова П. Воронько

Муз.рук-ль говорит

«Березка».

1.        У красы-березки

Платье серебрится,

У красы-березки

Зеленые косицы     (ветки, словно спицы)

(Девочка березка качает зелеными веточками над головой).

2.        Со двора к березке

Выскочили козы,

Стали гнуть березку,

А березка в слезы.

(2-3 козленочка прыгают вокруг девочки-березки, пытаются достать зеленые веточки).

3.        Защитить березку

Мы бежим гурьбою

Чтоб краса-березка

Выросла большою.

Выбегают девочки и мальчики и бегут по кругу, пока звучит музыка-песня.

После этого защитники березки направляются к ней приставным шагом, при этом каждый говорит одну из следующих фраз:

– Ах, вы, козы-проказницы!

– Ах, вы, козы-негодницы!

– Мы березку сажали!

– Мы березку растили!

– Мы ее не ломали!

– Мы ее поливали!

– Уходите, козы, от нашей березы!

Хором говорят:

Уходите, козы, от нашей березы!

Топают ногами, хлопают руками. Козы уходят.

Расстроилась берёзка, испугалась

Ребята, давайте порадуем берёзку весёлым хороводом

Хоровод вокруг берёзки,

Муз.рук-ль -берёзка, не огорчайся, ребята всегда тебе помогут, ведь они знают какая ты полезная и нужная.

Ребята выучили частушки для берёзки.

Муз.рук-ль: ребята вы слышите журчание? Как вы думаете, что это журчит?

Ребята высказываются.

Муз.рук-ль- это журчит сок берёзовый вот он (бутылка с лимонной водой) он очень вкусный и полезный, попробуйте в группе.

Уходят  вод музыку «Во поле берёза стояла»

Зал украшен веточками берёзы. Посередине зала стоит берёзка.

Звучит РНМ «Реченька». Дети заходят в зал и садятся на места.

Заходит ведущий в русском костюме.

Ведущий. Добрый день, всем гостям, званным и желанным!

С нами вместе отмечать праздник приглашаем!

Вот березонька стоит, в новом сарафане!

Хочется ей, дети, веселиться с вами.

У красы-березки — платье серебристо,

У красы-березки — зелены косицы!

В старину девчата берёзку наряжали.

Поначалу выбирали самую красивую:

Чтобы стволушком белела и негорделивую,

Чтоб листочками богата, чтоб собою кудревата,

А еще, чтоб на поляне посвободнее росла.

На такую вот березку девка ленту припасла.

«Заломать-то» не взаправду ветки собиралися,

Не для этого в тот день девки наряжалися.

Просто ветки нагибали, их по нескольку сплетали,

А уж на конец косы каждой ленточку вплели.

Девчата, давайте, и мы нарядим нашу берёзку – повяжем ей красивые ленточки.

Фоном звучит РНМ «Реченька».

Девочки завязывают ленточки на ветки. Воспитатели помогают.

Ведущий. Вот берёзка и готова! К празднику наряжена.

И к ребячьим хороводам лентами украшена!

Приглашаю весь народ на веселый хоровод!

Становитесь, не ленитесь! Нас берёзонька зовёт!

Все дети встают вокруг берёзки.

Старшие – хоровод «Во поле берёза стояла»

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли-люли, стояла,

Люли-люли, стояла.

Некому берёзу заломати,

Некому кудряву заломати.

Люли-люли, заломати,

Люли-люли, заломати.

Я пойду, пойду, погуляю,

Белую берёзу заломаю.

Люли-люли, заломаю,

Люли-люли, заломаю.

Срежу я с берёзы три кусточка,

Сделаю из них я три гудочка.

Люли-люли, три гудочка,

Люли-люли, три гудочка.

А четвёртую балалайку,

А четвёртую балалайку,

Люли-люли, балалайку,

Люли-люли, балалайку,

Стану в балалайку я играти,

Стану в балалайку я играти,

Люли-люли, играти,

Люли-люли, играти. Идут хороводом по кругу, держась за руки.

Кружатся на месте.

Подходят к берёзке.

Отходят назад.

Кружатся.

Хлопают.

Топают.

Кружатся.

Вытянув руки перед собой, выполняют «тарелки»

Кружатся.

Идут хороводом по кругу.

Кружатся.

Имитируют игру на балалайке.

Кружатся.

Кланяются.

Ведущий. В старину в народе говорили о берёзке «как о дереве об четырёх делах».

1. Первое дело – мир освещать (убогие избы лучиной освещала,

2. Второе дело – крик утешать (давала дёготь, чтобы колёса у телег смазывать,

3. Третье дело – больных исцелять (своими почками, соком, листьями).

4. Четвёртое дело – чистоту соблюдать (банными вениками и мётлами дом да двор убирали). Много песен, пословиц, загадок сочинил народ о любимом дереве.

Стоит Алёна,

Платок зелёный,

Тонкий стан,

Белый сарафан. (берёза)

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одёжке,

Свесив серёжки. (берёза)

Давайте послушаем стихотворения, которые выучили ребята, об этом дереве.

Стихи детей.

Белая берёза –

Машина сестричка.

У берёзы белой

Тоже есть косичка.

Машенька к берёзе

Белой подойдёт,

Ленточку берёзе

В косы заплетёт.

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную!

Ведущий. Вот какая красота – наша русская берёзка! Так и хочется песни попеть да в игры поиграть… А давайте не будем откладывать. Поиграем в игру «Как у бабушки Тамары». А ну-ка, народ! Становись в хоровод!

Игра «Как у бабушки Тамары».

Выбирается Водящий. Он становится в центр круга. Дети встают вокруг него и поют.

Как у бабушки Тамары,

Развелися тараканы,

Она стала их считать:

Водящий закрывает глаза, протягивает руку, и считает, поворачиваясь по кругу.

Раз, два, три, четыре, пять!

На кого из детей указала рука, выходит в середину и они танцуют в паре, дети хлопают. Игра повторяется, теперь Водящих становится двое. Они становятся спиной друг к другу и, после пения детей, выбирают себе пару, с которой танцуют. Игра продолжается. Таким образом, в кругу может быть столько детей, сколько будет повторяться игра.

Дети остаются стоять в кругу.

Звучит весёлая РНМ. Забегает Петрушка.

Петрушка. Здорово, ребятишки! Девчонки и мальчишки! Я ваш знакомый Петрушка. Пришёл вас позабавить, потешить. А что вы тут делаете?. Праздник берёзки отмечает?. Значит, я не зря пришёл. И в игры поиграем и берёзку порадуем. А ну как превращусь в козла, да как забодаю вас (имитирует…

Ух, догоню! На этом месте младшие дети под весёлую музыку убегают на места.

Для старших Петрушка продолжает.

Петрушка. Нет, не забодаю. Я принцессу себе найду да с ней и потанцую.

Игра «Шёл Козёл по лесу»

Дети встают в круг. В середине - «Козёл». Дети идут по кругу и поют и выполняют движения

по тексту вместе с водящим. В процессе пения «Козёл» выбирает себе «принцессу» и с ней танцует в кругу.

Шёл козёл по лесу 3 р.

Нашёл козёл принцессу 3 р.

Давай, коза попрыгаем 3 р.

И ножками подрыгаем 3 р.

Давай, коза, потопаем 3 р.

И ручками похлопаем 3 р.

Давай, коза покружимся 3 р.

И весело подружимся 3 р.

1, 2, 3 – не беда! Разбегайся кто куда.

«Козёл» и «Коза» догоняют детей. Дети убегают на места.

Петрушка. А я, а я, а я загадки ребятам загадаю. А вы, дети, не зевайте и все дружно отвечайте. (Загадать на выбор 3-4 загадки, про берёзку обязательно)

Растёт в поле решето,

Чёрных зёрнышек полно. (Подсолнух)

Солнце печёт, липа цветёт,

Бабочки летают.

Когда это бывает? (Летом)

Улыбаясь ласково

Светит всем в оконце.

Яркое и доброе

Ну конечно… (Солнце)

Для одних он – садовод,

Для других он – полевод,

Успевает везде быть,

Поле, луг и сад полить. (Дождь)

Возле леса, на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый… (Мухомор)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)

Он и жёлтый, он и белый,

Он и робкий,он и смелый:

Только дунет ветерок,

К облакам взлетит цветок. (Одуванчик)

И красива, и стройна

Средь подруг стоит она,

В сарафане белом ходит,

Не заботясь о погоде.

Вся в кудряшках и серёжках,

Это белая… (Берёзка)

Ведущий. Ну, ты, Петрушечка, загадал так загадал! И ребята не зевали, все загадки отгадали! (для малышей) А мы вокруг берёзки дружно встанем и в пузырь сыграем!

Игра «Раздувайся, пузырь»

Дети встают в круг (воспитатели с ними вместе, берутся за руки и подходят вперёд, образуя малый круг. С пением игроки отходят назад. Так, что круг постепенно растягивается, и руки «разрываются» «пузырь лопается».

Раздувайся, пузырь. Раздувайся большой.

Оставайся такой да не лопайся.

Дети остаются стоять в кругу.

(для старших) А мы вокруг берёзки дружно встанем и в Тетёру поиграем!

Игра «Тетёра»

Дети встают в круг и берутся за руки. Два водящих делают «воротики» двумя руками. (Они становятся так, чтобы один был внутри круга, а другой – за кругом чьи поднимают сцепленные руки вверх). Дети проходят в «воротики» и поют.

Тетёра шла, маховая шла

По каменью, по зараменью.

Сама прошла, всех детей провела.

Самого хорошего оставила.

На последнее слово «воротики» опускаются, поймав одного или двух детей. Они выходят в круг и танцуют, все им хлопают. Таким образом, можно «поймать» несколько детей и попросить потанцевать, спеть частушку, прочитать стих или выполнить иное задание.

Дети остаются стоять в кругу.

Фоном звучит РНМ «Реченька».

Ведущий. Берёзка – русская красавица. И где бы ни росла русская берёзка, везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она, красавица русского леса, и будет стоять вечно!

И не найти её красивей, на радость нам она цветёт.

В ней образ матери России неувядаемый живёт!

А наш праздник русской берёзки подошёл к концу. И вам, ребята, пора отправляться в группу. Давайте скажем «спасибо» берёзке за то, что собрала нас здесь и устроила праздник. Дети. Спасибо! До скорой встречи!

Петрушка. Пока, ребята!

Ведущий и Петрушка машут рукой. Дети уходят.

КОНЕЦ.

(Выходят 4 ребёнка)

Ребёнок: Эта модница лесная часто свой наряд меняет:

В шубе белой – зимой, вся в серёжках – весной,

Сарафан зелёный – летом, в день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит, золотистый плащ шуршит.

Ребёнок: Листья кружатся, шуршат, дует ветер хлёсткий

И от холода дрожат тонкие берёзки.

Ребёнок: Белая берёзонька плакала, с веточек дождинками капала,

Был вчера из золота мой наряд, а сегодня начался листопад.

Ребёнок: Белая берёзонька, потерпи, наклони головушку и поспи,

А зима на цыпочках подойдёт, и наряд серебряный принесёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Старшая группа, что это значит" - сценарий родительского собрания в старшей группе

Предлагаю вашему вниманию сценарий родительского собрания в старшей группе на первый квартал учебного года. Одной из главных задач считаю - содействовать эмоциональному сближению всех участников образ...

Сценарий родительского собрания в старшей группе на тему: «О важности систематического посещения ДОУ. Портрет старшего дошкольника по ФГОС ДО »

Расширение контакта между педагогами и родителями; повышение педагогической культуры родителей....

Сценарий родительского собрания В старшей группе «Паровозик» Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы»

Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы». Цель: - ознакомление родителей с особенностями  развития детей...

Аппликация "Берёзка весной" (Старшая группа)

Способствовать развитию детского творчества, прививать любовь к природе....

Сценарие «Широкая Масленица» в старших группах «Брусничка» и «Гномики» Сценарий

Сценарие «Широкая Масленица»в старших группах «Брусничка» и «Гномики»Сценарий...

Сценарий родительского собрания в старшей группе "Начало учебного года - начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы"

В данном сценарии родительского собрания раскрыты такие важные темы, как:- особенности развития детей 5-6 лет;- особенности образовательного процесса в старшей группе;- профилактика детского дорожно-т...