Семейный клуб в форме экологического квеста «Знатоки природы»
методическая разработка

Шатилова Надежда Ивановна
  • Познакомить родителей с новой игровой технологией-квест, как одной из форм экологического воспитания.
  • Создать условия для сотрудничества педагога и родителей, их эмоционального и психологического сближения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_kvest_dlya_roditeley.docx545.63 КБ

Предварительный просмотр:

Семейный клуб в форме экологического квеста «Знатоки природы»

Задачи:

  • Познакомить родителей с новой игровой технологией-квест, как одной из форм экологического воспитания.
  • Создать условия для сотрудничества педагога и родителей, их эмоционального и психологического сближения.
  • Развивать познавательное, доброжелательное и ответственное отношение к природе, желание оказывать помощь природным объектам.
  • Воспитывать экологическую культуру поведения, получение элементарных знаний и навыков грамотного поведения на природе.

Материалы и оборудование: цветные ладошки; кружочки-фишки красного, синего и зеленого цвета; карта маршрута; фишки-солнышки желтого цвета; карточки с написанными словами, в них зашифрованные названия животных (Банка— кабан; багаж – жаба; колосья – лось; Кино– пони; дудочка– удод; пион – пони); карточки с народными приметами погоды; картинки с "живой природой"; картинки с "неживой природой"; игра-лото «Лето в деревне»; медали за участие.

Содержание:

Ведущий: 

- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на заседании семейного клуба. 

Для начала предлагаю вам поприветствовать друг друга. Пройдите все в центр нашего уютного зала.

Игра – приветствие «Цветные ладони»

     Родители хаотично двигаются. Воспитатель держит три “ладони”, вырезанные из цветного картона синего, красного и желтого цвета.

Варианты сигналов: 

красная “ладонь” надо пожать руку,

синяя “ладонь” – погладить по плечу,

зеленая “ладонь” – поздороваться “спинками”.

Ведущий:

- Ну, вот немного размялись, самое время поговорить. Опорное слово нашего заседания  – ПРИРОДА. И начнем мы с экспресс-теста. На каждый мой вопрос вы будете откладывать кружочек определенного цвета.

Если ответ утвердительный «Да» - выкладывайте красный кружок, «Нет» - синий, «Не всегда» - желтый. Постарайтесь отвечать честно, результаты будут известны только вам.

  • Любит ли ваш ребенок природу?
  • Часто ли вы бываете с ребенком на природе?
  • Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления, приметы?
  • Учите ли вы со своим ребенком стихи о природе?
  • Был ли у вашего ребенка хороший поступок по отношению к природе?
  • Приходилось ли вам вместе с ребенком сажать деревья?
  • Заготавливаете ли вы с ребенком корм для зимующих птиц? Кормите их?

     Если на вашем столе все красные фишки, значит, вы уделяете достаточно внимания экологическому воспитанию своего ребенка. Если нет, то вам стоит пересмотреть свое отношение к природе.

     Сообщая детям знания о животном и растительном мире, мы одновременно прививаем ребятам правила поведения в природе. При этом важно научить видеть красоту природы. А нужно ли говорить о воспитании в детях бережного отношения к окружающему миру?

     Чтобы перейти к следующей части нашей встречи, я хочу уточнить, разбираетесь ли вы, что такое «Живая и неживая природа».

Родители выполняют задание на классификацию: в один конверт с эмблемой "живая природа" поместить карточки с объектами живой природы; в другой конверт с эмблемой "не живая природа" - объекты, относящиеся к неживой природе. Родители выполняют задания под музыку.

Ведущий: 

Молодцы, теперь мы смело можем переходить к следующей части нашего заседания и пройти экологический квест “Знатоки природы”, который в последующем вы легко можете организовать и провести со своими детьми дома или во дворе. Если вы справитесь со всеми испытаниями, то подарите нашей группе интересную игру по экологии.

Ведущий: 

     Итак, в путь! В этом вам поможет вот эта карта маршрута.

Расскажите, как вы будете двигаться по ней? (ответы родителей). На каждом этапе вам будут встречаться разные жители леса, именно они помогут вам прогуляться по нашему волшебному лесу. Если вы справитесь с заданием героя, он вам укажет, куда нужно будет держать курс дальше.

Ведущий: 

     Уважаемые родители, каждое задание имеет определенную цель. За правильный ответ вы получаете вот такое солнышко, а в конце игры мы подведем итог и наградим победителей медалями.

Родители изучают план маршрута, определяют движение. Передвигаются по музыкальному залу с помощью плана. Находят задания на столах в разных местах. Рядом с каждым заданием размещен сказочный персонаж от имени которого и озвучивается задание.

1 задание   «Спасем лес».

Встречает команду Баба Яга (сидит на пеньке около мусора).

Баба Яга: Это кто тут так расшумелся в моем хозяйстве? Опять пришли мусорить?!

Родители: Нам надо выполнить ваше задание и получить солнышко.hello_html_m7b9f34b.jpg

Баба-Яга: А я то, думала, туристы, которые загрязняют мой лес. Вот тут были недавно одни, такого тут натворили. А  вы знаете как надо вести себя в лесу? (Хорошо.) Конечно, в лесу нельзя шуметь, рвать цветы, ломать ветки деревьев, разорять гнезда.

Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для разминки поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы быстро-быстро отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

      Если я приду в лесок

      И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

      Если хлебушка кусок

      На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

     Если разведу костер,

     А тушить не буду? (нет)

 Если сильно насорю

 И убрать забуду. (нет)

      Если мусор уберу,

      Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Баба Яга: Ой, касатики мои, посмотрите. На этой полянке никто не живёт, ничего не растёт. Интересно, почему? (Здесь много мусора.) Правильно, здесь ничего нет, потому что вся полянка завалена мусором, а животные и растения не могут расти там, где всё загрязнено. Давайте поможем лесу. А как мы можем это сделать? (Всё убрать.) Конечно, убрать весь мусор!

(Родители собирают мусор с «полянки» в специальный пакет.)

Баба Яга: Молодцы, справились с моими заданиями, даже полянку мою любимую очистили, спасибо вам, так и быть пропущу вас дальше в наш волшебный лес. Вас там уже заждалась моя подружка – кикимора. Найдете вы ее, вот по этой карте.

Родители изучают карту, определяют движение. Передвигаются по музыкальному залу. Находят сидящую в углу кикимору.

2 задание “Народный барометр”

Родителей встречает Кикимора

Ути-ути, батюшки! Кто в мое болото попал…. Вкусненькие наверно! Вы видимо потерялись…. как ЗДОРОВО! Сейчас я вас СЪЕМ! 

Кикимора: Чего вы ко мне пришли? (участники рассказывают)hello_html_m7d90090.jpg

Кикимора: Убирайтесь отсюда! Я не буду вам помогать! (игроки предлагают пройти испытания, чтобы пройти дальше)

Кикимора: Я для вас приготовила очень сложные задания, если справитесь, так и быть пропущу вас к своему дружку - Лешему.

Родители выполняют задание на карточках “Как растения и животные предсказывают погоду”. Они читают задание и определяют, какая погода будет. Каждому отгадавшему Кикимора вручает фишку-солнышко

1. Муравьи стремительно закрывают все входы в муравейник - (будет дождь).

2. Если кот сворачивается в клубочек – (ожидаются морозы.)

3. Спит на спине вверх животом – (будет тепло и солнечно.)

4. Валяющийся в снегу пес – (предупреждает о метели.)

5. Мухи появляются с самого утра – (перед жарким днем)

6. В солнечную погоду цветы одуванчика закрываются - (будет дождь)

7. Стрижи, ласточки низко летают — (дождь предвещают).

8. Воробьи в пыли купаются — (к дождю).

9. Кузнечики начали сильно стрекотать – (погода будет хорошей в ближайшее время.)

10. Заметил, на траве ранним утром блестит роса – (дождя не будет.)

11. Комары и мошки вьются столбом (будет хорошая погода).

12. Синичка с утра начинает пищать (жди мороза).

13. Паук усиленно плетет паутину (к сухой погоде).

14. Когда цветет черемуха (к холоду, заморозкам).

15. Вороны садятся на нижние ветки деревьев (к ветру).

Кикимора:

Ох, и умные попались! Что ж, придется слово свое держать. Этот волшебный клубочек проводит вас до владений Лешего.

Кикимора бросает клубок в направлении Лешего, родители следуют за ним.

3 задание  «Найди животное»

Леший:hello_html_12322328.png

- Кто такие? Зачем пожаловали?

(родители отвечают)

Леший: Солныщки вам подавай…. не любит меня никто… в гости ко мне не приходит…. никто не жалеет меня. Даже поговорить не с кем! Животные и те от меня бегают. Если расшифруете моих соседей, так и быть провожу вас к хозяину нашего леса – Старичку-Лесовичку.

На карточках написаны слова. Нужно найти в них названия животных.

Банка— кабан;       багаж – жаба;          колосья – лось;

Кино– пони;           дудочка– удод;         пион – пони;

Осада – оса;           зонтик – кит, кот;    волна – вол;    

(Родители находят карточки, отгадывают названия животных, каждому отгадавшему вручается фишка-солнышко.)

Леший: Вот молодцы, так молодцы!!! Так и быть, идемте, доведу вас до избушки старичка.

                                                 4 задание «Простые истины»

Команду встречает Старичок –Лесовичокhello_html_308ced2e.png

  Лесовичок: Зачем пожаловали?

Родители: - Нам надо выполнить ваше задание и получить подарок для наших деток.

Лесовичок:

 Дерево, трава и птица

       Не всегда умеют защититься.

     Если будут уничтожены они,

       На планете мы останемся одни.

            Вот я и хочу проверить, готовы ли вы защищать

                   мои владения, жителей моего леса.

              Лесовичок предлагает родителям решить предложенную  им педагогическую ситуацию. Родители импровизируют и проигрывают сценку,

                                 демонстрируют, как надо было поступить, что сказать.

Первая педагогическая ситуация.

Вы идете на работу. На дороге мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У детей в руках по большой охапке.

- Как вы поступите в этой ситуации: пройдете мимо в душе осуждая матерей (детей) или остановитесь и поговорите с мамами, что скажете?

Вторая педагогическая ситуация.

На лесной поляне играют дети. Один их детей кричит: “Давай поймаем бабочку и посадим её в банку!” Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливается и спрашивает : “Зачем же вам ловить бабочку и сажать её в банку?” Ребенок немного помолчав, ответил: “Просто так”

-Что бы вы сказали, как поступили, какие методы и приемы применили, чтобы вызвать у детей сочувствие и навсегда избавить от желания издеваться над живыми существами?

Лесовичок:

Тут вы молодцы, но у меня припасено для вас последнее задание. Я задам сейчас вопросы…Отвечать на них не просто. Кто знает правильный ответ, должен быстренько его назвать. За каждый правильный ответ Старичок-Лесовичок вручает фишку-солнышко.

1. Самый лучший пернатый певец России? (Соловей)

2. Самый музыкальный цветок? (Колокольчик)

3. Самая красивая птица в мире? (Павлин)

4. Какой водой нужно поливать комнатные растения? (теплой, отстоянной, дождевой)

5. Назовите лучшее время для пересадки растений? (осень, весна)

6. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок, у него всегда есть пятачок)

7. Круглый, овальный или квадратный цветник? (клумба)

8. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)

Лесовичок:

Вижу вы и правда заслужили подарок, много знаете, много умеете – молодцы. Подарю вам за это игру-лото «Лето в деревне». Чтобы вам вернуться к себе в детский сад три раза обернитесь вокруг себя.

Ведущий.

Вот вы и вернулись, смотрю, вы успешно справились со всеми заданиями и вернулись с добычей. Я очень надеюсь, что вы будете бережно относиться к природе, будете её оберегать и учить этому своих детей. Вот и подошла к концу наша игра, пора подвести итоги и наградить победителей вот такими памятными медалями.

Победителям вручаются медали – 1,2,3 место; остальные участники награждаются медалями "За активное участие".

Ведущий.

Уважаемые родители, спасибо всем за игру и помните!

Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши, 
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический квест "Знатоки природы"

Экологическийквест«Знатоки природы»для детей и родителейстаршей группы          Составила: воспитательМоскальцова А.И.   Ардатов, 2017Ц...

Экологический квест "Знатоки природы"

Экологический квест «Знатоки природы» в ДОУ №30 Воспитатель: Шапошникова Валентина Станиславовна Цель: воспитание чувства любви к природе,уважение ко всему живому,формирова...

Экологический квест "Знатоки природы"

Цель: Формирование у дошкольников элементов экологического сознания. Развитие экологической культуры, умения работать в коллективе.Задачи:-развитие познавательного, доброжелательного и ответствен...

Конспект ООД Экологический квест "Знатоки природы"

Конспект основной образовательной деятельности с детьми старшего возраста. Образовательная область "Познавательное развитие"...

Экологический квест "Знатоки природы".

Экологический квест, направленный на познавательно - исследовательский интерес детей старшего дошкольного возраста....

Конспект семейного клуба в форме экологической игры «Поле чудес» в подготовительной к школе группе.

Конспект семейного клуба в форме экологической игры "Поле чудес" в подготовительной к школе группе....

Семейный клуб в форме экологического квеста "Знатоки природы"

Семейный клуб в форме экологического квеста "Знатоки природы"...