Методическая разработка вечера развлечения с детьми старшего дошкольного возраста «Рождественский сочельник»
методическая разработка (подготовительная группа)

Герман Галина Григорьевна

В методической разработке представлены содержание народной казачьей  традиционной культуры празднования Рождественского сочельника, ее воспитательный потенциал и возможности использования в современном образовательно- воспитательном процессе дошкольного учереждения.

Методическая разработка снабжена рекомендациями для воспитателей и фактическим материалом из народных казачьих традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_rozhdestvenskiy_sochelnik.docx41.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 21 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

Методическая разработка

вечера развлечения с детьми

старшего дошкольного возраста

«Рождественский сочельник»

                                                                                         

                                                                                                  Вос-ль: Герман Г.Г.

Ставрополь 2022 г.

                                            Пояснительная записка

«Зимние казачьи праздники - это народная педагогика»

С каждым годом всё большее число людей обращается к истокам, народным традициям. Мы наблюдаем растущий интерес к казачьему наследию, своим корням, истокам не только у  взрослых, но и у детей.

Сегодня народная педагогика и казачество - неотделимы. Они дают возможность использовать прогрессивные педагогические средства. Которые проверены многовековой практикой. Казаки никогда не были пассивными в процессе воспитания своих детей. Воспитание существует столько, сколько существует сам народ. Народная педагогика - неотъемлемая часть истории нашего народа и культуры, взгляды на воспитание и богатой культуры проверены воспитательной практикой, свидетельствующей о том, что народная мудрость выражает взгляды народа на желаемый идеал человека.

Традиционный Новый год, который все мы отмечаем с 31 декабря на 1 января, казаки не праздновали. Не было у них такого праздника. Но, переселившись на кубанскую землю, они принесли сюда и свои обычаи празднования Святок и Нового года, который мы теперь называем старым.

 Основу зимнего периода календаря составляет рождественско-крещенский комплекс, включающий в себя Рождество (Христово), Новый год и Крещение (Господне). О взаимосвязи и единстве этих праздников свидетельствует не только то, что  они в целом объединяются под одним названием (зимние святки), но и общая мировоззренческая основа, ценностная база, повторяющиеся ритуалы и т. д. Отражая общую идею перехода от старого к новому, рождения, обновления и обеспечения благополучия в новом годовом  цикле, каждый из них, вместе с тем, содержит и более частные аспекты общей концепции сосуществования и развития природы, общества и индивида…

Новый год, как и Рождество Христово, содержит и реализует через конкретные обряды идею окончания, умирания старого со всеми его бедами и несчастьями, неудачами, и начала, рождения нового временного цикла, наполненного неизрасходованной энергией жизни. Причём, если Рождество Христово - явление масштабное, эпохальное, но в большей степени антропосоциальное (рождение Спасителя, конкретного человека, народа, человечества), то Новый год - явление космическое по традиционным представлениям, т.к. рождение, обновление мира космоса в целом. Более того, участником этого рождения, творения наступающего года являлся практически каждый человек, каждая семья. Об этом свидетельствуют новогодние обряды, продолжающие и очень часто дублирующие рождественскую обрядность. Об этом же свидетельствует и состав участников основных действий: дети, взрослые, мужчины, женщины.

Значимость этого порубежного времени подтверждается не только большим количеством сложных обрядов и ритуалов, но и наличием представлений об особом статусе этого времени, приметами, запретами, характером приготовления к празднику.

Методическая разработка

вечера развлечения для детей

старшего дошкольного возраста

 «Рождественский казачий сочельник»

Цель:  Приобщение детей к христианским корням россиян, фольклору, на примере празднования Рождества на Руси казаками.

Задачи:

• Расширять и углублять представление детей о христианских праздниках, о встрече Рождества на Руси казаками, о казачьих традициях и обычаях Рождественского сочельника.

• Развивать музыкально-творческие способности, эстетическую, духовно-нравственную культуру детей на основе российского и казачьего фольклора, закрепляя певческие и музыкально-ритмические навыки;

•Приобщать к истокам казачьей национальной культуры, расширять представления о национальной одежде казаков, жилище, национальных блюдах.

 • Воспитывать любовь к своей Родине, к казачьему народу, его фольклору, чувство гордости за свою страну, за казаков.

Место проведения: музыкальный зал детского сада

Оборудование: звуковая буферная система, микрофоны, ноутбук, проектор, экран.

Оформление: Зал украшен еловыми ветками, на центральной стене изображена на холме церковь, в миниатюре оформлен казачий курень

Ход праздника:

Ведущий:

       Очень часто за событиями и за сутолокой дней

        Старины своей не помним, забываем мы о ней.

        Хоть и более привычны  нам полёты на Луну,

        Вспомним казаков обычаи, вспомним нашу старину!

Ведущий: На станичной площади собрал атаман народ, чтобы объявить указ царя- батюшки Петра первого о праздновании Нового года.

Атаман: читай писарь указ царя – батюшки!

Писарь разворачивает свиток и зачитывает: указ о праздновании Нового года. Государь постановил, чтобы отныне народ всея Руси производил счисление лет не от Сотворения мира, а от Рождества Христова. Кроме того, по новому указу новолетие надо было начинать не с 1 сентября, как это было раньше, а с 1 января — по примеру многих европейских стран. По-старому шел 7208 год, и к 1 января должно было уже исполниться четыре месяца этого года. По новому летоисчислению наступал 1700 год.

До сих пор в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и отмечать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселия, поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшение из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает.

Атаман: Всем праздновать Новый год, Рождество: от мала до велика. Наряжать еловые ветки в хатах. Кто пойдёт за еловыми ветками в лес дремучий, кто лешего с кикиморой не боится? Вот сейчас и узнаем. Самые сильные и ловкие хлопцы.

Проведём состязание «Перетяни канат»

Хлопцы уходят за еловыми ветками.

Сценка-миниатюра «В казачьем курене»

Из бумаги  вырезаны «узорные» занавески. Стены, углы жилища украшены бумажными цветами.

Действующие лица:

Бабушка ( хозяйка хаты)

Дедушка (хозяин)

Казак Микула

Казачка  Олеся

Внучка

Внучок

Слайд 1: Казачья станица зимой-- фрагмент из художественного фильма

 « Вечера на хуторе близ Диканьки».

Казачка: У нас уже всё готово. К празднику хату побелили, всё перемыли, в красный угол рушники вышитые повесили, стол праздничной скатертью застелили.

Слайд 2:Казачка перед зеркалом- фрагмент из художественного фильма

 « Вечера на хуторе близ Диканьки».

Внучка: Мы в обновки нарядились: новая рубаха, юбка с оборками, кофту  -кирасу сама вышивала, а веночек с лентами просто загляденье.(смотрит на себя в зеркало) и сапожки красные( стучит каблучком).

Казачка: Сейчас Микула придёт, еловые ветки принесёт.

Заходит казак: вот и я, ветки еловые принёс, украшайте курень, а я у печки погреюсь.(украшают курень ветками).

Казачка: Обращается к бабушке: « Всё ли угощенье готово?»

Бабушка: Кутью и узвар сварили. Хозяин поди отнеси всё в красный угол, на покуть , в святом углу на столе ещё до восхода солнца постелила немного сена ( в форме гнезда).

 Хозяин кутью переносит в святой угол и ставит на сено,а все приговаривают и «квохчут»: «Кутя на покути! Кво-кво-кво». Или: «Узвар на базар, а кутя на покути! Ко-ко-ко... Шоб наши куры неслись.

Внучок выглядывает в окно: « Вот и звезда первая появилась.»

Дедушка (хозяин):( 6 января) Вот и вечеря, накрывайте стол пирогами, зовите соседей, я кутью и узвар на стол перенесу, а вы дети   лезьте под стол и  квохтайте, кукарекайте, мекайте, блейте и т. п. - чтобы всё в хозяйстве водилось. (дети лезут под стол и подражают голосам животных.)

Ведущая      В этот зимний вечерок вьётся над трубой дымок.

                      Месяц светится над ней, а в избе полно гостей

                      Все сидят за праздничным столом.

Бабушка: - Деда, ще Мороза не приглашали»

Дед: Сейчас. Набирает ложку кутьи и подбрасывает её, вверх, к потолку и все зовут  Мороза; стучит деревянной ложкой, из-под кутьи, по раме окна; набирает  ложку кутьи и прислоняет  «до шыбкы» (до оконного стекла; подходят к окну и «кликают»; выходят  к святому углу и «гукают»; открывают окно и зовут; собираются в красном углу и зовут, приглашая Мороза:  «Мороз, Мороз, иди до нас вечерять.

                Если придёшь, то будет у нас и жито,

                и пшеница, и телята, и ягнята, и всё там.

               А если не придёшь, то ничего ж у нас не будет»;

Бабушка «Мороз, Мороз, иди с нами ужинать.

              Та не поморозь наших тёлок, ягняток.

               Курочек, да уточек, малых ребяток»

               Не поморозь смотри!

               Мороз, Мороз, иди до нас кутью есть!

Дед: А ты внучок отнеси кутью и пирожки родственникам ( ношение вечери)

Всё это завязывают в новый платок и с этим узелком  вечерники отправляются по станице. Этот узелок несёт на палке на плече.

Ведущая: Слышите, слышите — колокольный звон! Он возвещает нам большую радость — рождение Господа нашего Христа! Рождество наступило.

В курень приходят ряженые мальчики, юноши, мужчины (ряженные) со звездой , украшенной ленточками,  цветами.

Дед: « Сядьте пожалуйста , гости дорогие. на пороге на шубу, да « поквохтайте, чтобы куры сидели на гнёздах».

Христославщики садятся и « кхвохтают».

Слайд 3: христославщики-фрагмент из художественного фильма « Вечера на хуторе близ Диканьки».

Ряженные: Поставив перед собой звезду, обратившись в святой угол  исполняют соответствующие тексты:

Первый: На Востоке три ангела летело  Рождество Христово пело!

     Рождествуйте, веселитесь, со восторгом обратитесь,

               люди добрые, со мной!

Второй: С неба ангел к нам спустился и сказал: «Христос родился!»

Я хочу его прославить. А Вас с праздником поздравить!

Первый: Нынче Бог наш народился!

Второй: А для чего он народился?

Первый: Для того, штоб избавить от грехов.

Я рано утром вышел, глянул на восток.

А с востока три ангела летели,

Рождество Христово пели!»

Вслед за этим поют «Рождество».

Рождествовальщики ходят по дому:

«Мы пришли вам рассказать, много лет тому назад,

Двадцать пятого декабря, как и нынешнего дня,

Как Иисус Христос родился, не в погонах, не в крестах

И не так как царь земной, в одежде золотой.

Его жиды покупали, много серебра давали,

Он их серебро не брал и кресты не продавал,

Он у ясельца ложился, на восток усё смотрел,

С неба ангелы слетели, Рождество они запели!

«С праздничком, с Рождеством, с Христом!»

*   *    *

«Христос родился, В яслях явился,

В бедном вертепе Он помистывся.

Звизда сияла, Над вертепом стала,

Хрыстос родывся, Всем объявывся.

Цари и князи В вертеп приходят,

Дорогие дары Христу приносят!»

Ведущая: Рождествовальщиков щедро одаривают бабушка и казачка колбасами, хлебом, пирожками, сладостями, мелкими деньгами.  Оснований для такой щедрости было достаточно: не принять рождествовальщиков считалось большим грехом; к этому времени уже закончился пост. Да и по традиционным представлениям, в дом на Рождество Христово должен был первым прийти мужчина. Это сулило семье счастье и благополучие

Слайд 4: игры колядовщиков- фрагмент из художественного фильма « Вечера на хуторе близ Диканьки».

Рождествовальщики: Пойдём хозяйка с нами на санях кататься, в снежки играть. Да соседей поздравлять!

Игра: «В снежки»

Ведущая:          Вечером, того же дня наступала коляда

                           Все девчата собирались,

                           Песни петь, хороводы водить.

Девочки  подходят к окнам и громко зовут: «Пустите поколядовать!»

Бабушка: «Заходите с Богом».

 Зайдя в дом, поют:

«Да родила Иисуса Христа Дева Мария,

Аллилуйя, аллилуйя,  Дева Мария.

Я маленькая девочка, села на тарелочку.

Знаю только аз да буки, пожалуйте копеечку в руки».

*   *    *

 «Коляда, ты коляда, заходила коляда,

Запевала коляда,  поздравляла коляда.

Хозяюшки-голубушки пожертвуйте нам бублички,

Конфетки и денежки на святые вечера

Во имя Христова Рождества».

Девочки: «Ой, да вы бабы, бабы молодые,

Собирайтися на улицу хоровод водить,

Кому клин, кому стан, Кому целый сарафан.

Поют  зимние хороводные песни:

 «Выйду я за ворота», «Не метель той горы, не метель той крутой», «Рассыпался дробен жемчуг» , «Черёмуха»  и др

Мальчики-колядовщики: «Пустите поколядовать!»

Дед: Заходите с Богом.

Коляда, коляда, колядын, я у батеньки один,

Коротэнький кужушок, дай, дядько (тётка), пятачок,

А не дашь пятака, возьму вола за рога,

А кобылу за чуприну, поведу я на могилу,

А с могилы у кабак, и продам там за пятак.

*   *    *

 «Я маленький мальчик, влез на стаканчик,

В дудочку играю, Христа прославляю.

С праздником поздравляю, счастья всем желаю».

Ведущая - Все колядовщики с усердием «посевают» пшеницей, что за время колядования комната густо усеяна зернами.

Казачка и внучка подметают и собирают, как особую драгоценность. Половину собранного зерна отдают домашним птицам, приговаривают:

Казачка  - «На доброе вам здоровье, на большой приплод», а другую половину  примешивали к посевному зерну со словами «пошли, Боже, подай урожай на всех людей, на весь край».

Ведущая: Поздним вечером на колядки выходила молодежь и даже взрослые казаки. Все они собирались большими группами, переходили от одного дома к другому, пели церковные песни и колядки:

Казаки: «Нова радость настала, коей не бывало:

Над вертепом звезда ясна светом возсияла.

Где Христос родился, от Девы воплотился,

Как Человек, пеленами убого повився.

Ангелы спивают, «Слава1.» - восклицают,

На Небеси и на земли мир провозглашают.

Давид днесь играет, в гусли ударяет,

Звонко, стройно и предивно Бога прославляет.

И мы тож будем петь, Христа прославлять,

Рожденному из Марии смиренно взывать...»

*   *    *

«Славим Бога Бессмертного,  он явил нам Рожденного,

И Матерь Его Святую, Марию, Деву Чистую,

Сия миру Царя дала,  да будет Ей честь и хвала!

Песнь ту сугубо приносим,  благославить мир просим

И нас, грешных, глаголющих, во век века тебе поющих».

За это хозяева колядовщикам давали  деньги, хлеб.

Коляда, коляда, колядын я сынок у батька одын,

На плечах мешочок, дайте пирожочок,

А мне всё мало, дайте кусок сала, и еще - колбасу.

Я все это унесу.

***

Коляда, коляда, колядын, я у батька один,

Мене батька послал, чтоб я копеечку достал.

Коляда, коляда, колядын, я у батька один,

Мене батька послав, чтоб я хлеба достав.

Дед и Бабушка «истощённые» большим наплывом колядовщиков  просят  мешок для даров, сажают туда живого кота, который «очертя голову» занавески по углам цеплял, да цветы валял» .

В курень приходит казачки и казачата:  «Можно к вам на посиделки?»

Дед: Проходите, только не балуйте.

Игра «Колечко».

 Казачки и казачата усаживаются на скамейки. Самый активный, начинет игру, выходя на середину комнаты. У игроков руки сложены «лодочкой», ведущий берет колечко, кладет между ладошками и под исполнение песни (которую исполняют сами участники или старшие, которые обязательно должны находиться во время посиделок) «А я золото хороню, хороню, перхараниваю.  Чисто серебро привораживаю…» подходя к каждому, опускает свои сомкнутые ладошки с колечком в «лодочку» каждого участника и незаметно кладет колечко участнику противоположного пола. Дойдя до конца, пение заканчивается и на центр комнаты выходит ведущий и его избранница. Выбранная участница должна поблагодарить ведущего поцелуем в губы и отдать колечко своей подруге. Следующий кон ведет девушка, выбирая себе избранника, тем же методом. Выбранная пара участия в этой игре уже не принимает.

Ведушая: Накануне «Старого Нового года» наступало щедрованье (13 января)

Слайд 5: сцена казака с варениками-- фрагмент из художественного фильма « Вечера на хуторе близ Диканьки».

Казачка: Сегодня будем вареники варить.

Бабушка: Вареники c  творогом и картошкой, но несколько  штук сделаем с мукой, солью, монетой, а также оставим несколько пустых вареников. Если вареник достанется с мукой – жизнь будет богатой, но тяжелой, с солью – горькая, пустой вареник – пустая жизнь, а с монетой – счастливая и долгая.

Щедровальщики: «Пустите пощедровать!», «Можно вам пощедровать?

Дед: Открывает окно. Щедруйте.

Щедровщики:

«В леску, леску, на желтом песку,

Святой вечер, добрый вечер,

Добрым людям на свят вечер

Блудили блудцы, семьсот молодцов

Святой вечер, добрый вечер

Добрым людям на свят вечер

Ты дядюшка пан, а ты выйди к нам

Вынеси скамеечку, на нашу семечку

Вареников блюдку, да маслица глудку

А муж хвалится вороным конем, перед королем

А жена хвалиться лисьей шубою, перед Любою

А сын хвалится луком стрелками, перед девками

А дочь хвалится золотым кольцом, перед молодцом.»

или

«Щидровочка щидрувала, до виконця прыпадала:

- Шо ты, тётка, напыкла, нысы нам до викна.

Шо ты, тётка, наварыла, Нысы нам до барыл а.

***

Щидровочка щидрувала, До виконця прыпадала:

Покы донысла,Ручкы, ножкы попыкла.

***

Щедровочка щедрувала, До виконца припадала:

Шо ты, тётка, напекла, Неси его да викна,

Не панисёшь да викна,  Щоб ты руки обпикла.

***

Щедровушка щедровала, До виконца прыпадала:

Шо наварыла, шо напекла,  Бабушка, неси нам до викна,

Ни щипай, ни ломай, А по целому давай.

***

Щидривочка щидрувала, До виконця прыпадала:

А я девочка манэнька, В мэнэ платтячко рябэнькэ,

Чирывычкы козлови, Будьтэ с празнычком, здорови!

Щедровщики:

               Мы с собой козу привели (живая коза или переодетый казак)

 «Го-го-го, коза, Го-го-го, коза,

Ныдавно с Москвы привезенная.

Мы ны сами йдэм, Мы козу вэдэм,

С довгымы кис(т)ьмы, с козыняткамы.

Под горой волчок, с волченяткамы.

Что ты за коза, что ты за дурна,

Своим деточкам не родительна?

Ты б взяла серпок, да пишла б в лесок,

Да нашла б травы овсяной снопок.

Покормила б деточок. Тут (пуць) коза впала,

Здохла, пропала. А ты, Гаврыло, дуй кози в рыло.

А ты, михонос, дуй кози под хвост.

(Тут коза встала, опять жива стала).

Як пишов наш козел и на ножечках, и на рожечках»

Участники пускались в пляс .

Пляска «Казачок»

Ведущая: Как на первый день нового года зазывали посевать, тарарохать.

Казачка казаку: Слышишь тарарохать идут , зазывай в наш курень.

Казак: Заходите гости дорогие.

Дед : Дайте мальчиков подёргаю за чуб - чтобы куры хохлатые, чубатые были; чтобы куры неслись. А теперь садитесь на пороге на шубу, на щясте, на здоровье (шубу мехом наружу  вывернул). Сидя участники «кудахтают», «квокают» («ко-ко-ко, га-га-га» и т.д.), подражают крику домашней птицы. ДЕД: это для того, чтобы «квочки садились», «куры неслись», «шоб худоба водилась», «чтобы цыплята, гусята водились», «чтобы телята хорошо росли».

Посевальщики: Посевают в основном в святой угол, на иконы, стол,  обсыпают зерном хозяев. Зерно бросают правой рукой, вверх. Действие сопровождалось специальными словесными текстами, которые произносились речитативом:

Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!

На счастье, на здоровье, роди, Боже, жыто, пшеницу,

Всякую пашню! Будьте здоровы!  С Новым годом, с праздничком!

На Новый год, на новые лета! Будьте с здоровьечком!

С празничком, с Новым годом, с  Васильячком!

***

 На счастье, на здоровье, на Новый год, на новые лета!

Роды, Боже, жыто-пшыныцю, Всяку пашныцю!

3 Новым годом, з новым счастем!

С праздничком великим!

Сею, вею, рассеваю,  На вси стороны кыдаю.

Если в поли зырно, Так и в доми добро!

***

Сею, вею, пасеваю, С Новым годом праздравляю!

Са скатом, с живатом,  И с пшеничкой, и с авсом!

Ты хазяин-мужичок,  Залезай у сундучок,

Даставай там траячок,  Нам на патешки,

Нам на арешки!  

***

Сею, вею, пасиваю,  С Новым годом поздравляю!

Жита, пшэница,  Всякая пашэница,

С каласочка жменьку,  Из снапочка - мерку!

Сею, вею, посиваю,  С Новым годом проздравляю!

Сею, вею, посеваю,   С Новым годом поздравляю!

Насчастье, на здоровье,  На Новый год,

Зароды, Боже, жито, пшеницу, Всяку пашныцю,

На каждом месте Капен па двести!

На каждом колосочку  Дай, Бог, по мешочку!

— На каждом каласочку  Усим па мешочку!

Здраствуйте! С празнычком,  С Новым годом!

Ведущая: Вот и побывали мы в гостях на Рождество в казачьем курене, познакомились с казачьими обычаями и традициями.

 С Новым годом всех гостей, счастья всем, здоровья и благополучия!