Праздник «Ярмарка» с использованием русского фольклора для детей подготовительной группы ТНР
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Мотоева Лариса Леонидовна

Народный фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Через фольклор ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первое представление о ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_yarmarka_motoevoy_l.l.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник «Ярмарка»

с использованием русского фольклора для детей подготовительной группы ТНР

Народ без народности – тело без души.

К. Д. Ушинский

Цель:

Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности; формирование монологической речи, фонематического восприятия через приобщение к народному творчеству.

Задачи:

формировать культуру здорового образа жизни;

продолжать развивать сенсорные и моторные функции;

закреплять правильное звукопроизношение и навыки звукового анализа и синтеза слов;

автоматизировать звуки в связной речи;

развивать фонематическое восприятие;

развивать темпо-ритмические и интонационные навыки;

обогащать словарь и активизировать речь детей;

формировать музыкальные навыки;

развивать мышление, память, воображение, внимание, ориентировку в пространстве;

воспитывать дружеские взаимоотношения, любовь к Родине, ее традициям.

Новизна:

На основе комплексного использования элементов фольклора отработаны формы, способы, приёмы коррекционной работы с детьми-логопатами.

Предварительная работа:

чтение русских народных сказок, разучивание пословиц, скороговорок;

обогащение речи новыми словами;

знакомство с песенным, танцевальным фольклором русского народа;

знакомство с народно-прикладным искусством.

Оборудование:

диск с записями народной музыки;

русские народные костюмы для детей и взрослых (Петрушка, петушок, медведь, ворон, сорока);

фишки с буквами;

магнитная доска, буквы.

Ход праздника

Ведущий: Здравствуйте гости дорогие! На ярмарку Вас приглашаю. Здесь вас будут развлекать: стихи читать, петь, плясать, товары продавать.

Девочки:

Ярмарка, ярмарка!
У нас сегодня ярмарка!
Собирайтесь, наряжайтесь!
На ярмарку отправляйтесь!
Будет всем вам угощенье
Игры. Шутки и веселье…

(Мальчики поднимают руки, делают “ворота)

Народная игра «Золотые ворота»

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас! 

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Правила игры: Игра продолжается до тех   пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо  быстро, но аккуратно. 

Ведущий:

Как у наших, у ворот,
Стоит ряженый народ.
И ребята удалые
В те ворота расписные
Змейкой быстрою бегут
Смех, забавы вам несут.

Ребенок 1

Здесь на ярмарке игрушки
Трактора и погремушки,
Есть тут разные флажки, расписные сундучки,
Экскаватор, уточки, барабаны, дудочки.

Ребенок 2

Загляните к нам в палатку
Вот конфеты, шоколадки,
Калачи и булочки,
Крендели и бублички.

Ребенок 3

А у дядюшки у Якова товару хватит всякого:
Лапти, корзинки, лукошки, картинки.
Покупайте, не зевайте:
Булавки, иголки, стальные приколки!

Ребенок 4

Вот орешки вкусные на меду,
Давай в шапку накладу.

Ребенок 5

Сами мы рязанские,
А сельди у нас астраханские.
Давай покупай, выбирай, забирай.

Ведущая:

Все на ярмарку поспели?
Покатаемся на карусели!
А ну, где карусель?

(Петрушка вносит шест без лент.)

– Какая же это карусель? На ней нет лент. Что же делать? Сколько помню доселе, не было ярмарки без карусели. Как дети нам исправить эту незадачу?

(Дети предлагают для карусели купить ленты.)

Ведущая:

Будем ленты искать,
Карусель исправлять.
Чтобы ленты покупать,
Задания нужно выполнять.
Вот лента красная, атласная.
Ее купите
Хороводом “заплатите”

(Дети группы становятся в круг и играют хоровод, ведущий по окончании хоровода дает красную ленту, повязывает ее на карусель.)

Ведущая: Кто поедет на базар?

Дети. Назар! Назар!

(Выходит ребенок.)

Назар:

Бегу, бегу на базар,
Принесу домой товар:
Родной матушке платок,
Посередочке цветок.
Братьям-соколам
По красным сапогам,
А сестрицам-лебедицам
Да по белым рукавицам.

Девочка:

Ты, Назар, ты, Назар,
Ты поди-ка на базар.
Купи ленты атласные
Для карусели прекрасной.

Ведущая:

Чтобы ленты на базаре  Назару купить,
Монеты золотые нужно раздобыть.
Давайте, помогайте, задание выполняйте,

Загадки разгадайте

1. Его вешают, когда очень грустно; задирают когда зазнаются, всюду суют когда вмешиваются в чужие дела (нос)

2. Не цветы, а вянут, не ладошки, а хлопают, не белье, а развешивают.(уши)

3. Ему некуда упасть, когда тесно (яблоко)

4. Ее набирают в рот, чтобы молчать; ею не разлить неразлучных друзей (вода)

5. Его проглатывают, когда не знают, что ответить; его держат за зубами, чтобы не проговориться (язык)

 

Ведущая: Вы загадки отгадайте и ленту получите.

Кто то еще на ярмарку спешит?

Дети: Ваня!

Ваня:

На ярмарку еду,
Еду к бабе, еду к деду.
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке,
По горкам, по кочкам
Все прямо и прямо.

Девочка:

Ваня, может быть на ярмарке
Купишь ленту цветную
Украсить карусель нашу.

Ведущая:

Слышал я, сейчас,
Тому ленту продадут,
Кто задание выполнит

И обитателей птичьего двора перечислит

Дыхательная гимнастика «ПТИЧИЙ ДВОР»

Наши уточки с утра –                    Глубокий вдох через нос.

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!           Ритмичные короткие выдохи со звуком «а».

Наши гуси у пруда –                     Глубокий вдох через нос.

Га-га-га! Га-га-га!                         Долгий выдох со звуком «а».

А индюк среди двора –                  Глубокий вдох через нос.

Бал-бал-бал! Балды-балда!           Ритмичные короткие выдохи со звуком «а».

Наши гуленьки вверху –             Глубокий вдох через нос.

Грру-грру-угрру-у-грру-у!          Ритмичные короткие выдохи со звуком «у».

Наши курочки в окно –               Глубокий вдох через нос.

Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!            Ритмичные короткие выдохи со звуком «о».

А как петя-петушок                      Глубокий вдох через нос.

Ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!                Пропеть кукареку, а последний звук «у» долгий

Повторить 2 раза.

Ведущая: Вот и еще одну ленту заработали. (Вручает ленту и повязывает на карусель.)

Петрушка:

Я – Петрушка,
Развеселая игрушка.
Тонкий голос, рыжий волос
Хочу вас повеселить
И подарок подарить.

Ведущая: Дети, слушайте внимательно стихи Петрушки. Если он будет ошибаться, исправьте его стихи.

Петрушка:

С другом мы играли в чашки,
Пили чай из белой шашки.

(Дети исправляют “не в чашки, а в шашки”, “ не из шашки, а из чашки”.)

Вылезла из норки шишка,
На нее упала мышка. 
(“Мышка-шишка”.)

Положили в плошку каску,
Надевал пожарный маску. 
(“Кашку-каску”.)

Сладко спит в берлоге миска,
На столе с салатом – мишка. 
(“Миска-мишка”.)

В цирк купил я два жилета,
Их кладу в карман билета. 
(Жилет-билет.)

Ведущая: Дети, молодцы, вы были внимательны, исправили стихи Петрушки. Вот вам новая лента для карусели.

(Ведущая вручает ленту одному из детей, повязывает ее на карусель.)

Ведущая: ребята, а вот к нам Ворон прилетел. Ворон, дай нам, пожалуйста, ленточку для карусели.

Ворон: отдам вам свою ленточку, если вы про меня хороший стишок расскажите

Дети: конечно, расскажем

Физкультминутка «ВОРОН НА ДУБУ»

Ой, ребята, та-ра-ра!                          Хлопки в ладоши.

На горе стоит гора,                           Сложить руки домиком.

А на той горе дубок,                         Руки поднять вверх и покачать.

А на дубе воронок.                           Руки в стороны и покачать.

Ворон в красных сапогах,                Потопать ногами.

В позолоченных серьгах.                Потереть мочки ушей.

Черный ворон на дубу,                   Руки в стороны и покачать.

Он играет во трубу,                         Сложить руки рупором.

Труба точеная,                                 Погладить шею руками.

Позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная!                             Хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны.

Ведущая: Прилетела к нам сорока-белобока. Хочет, чтобы вы ей помогли. Повторяйте движения за мной (пальчиковая гимнастика)

Я сорока-белобока,
Кашу варила, деток кормила.
Этому дала, он дрова рубил.
Этому дала, он воду носил.
Этому дала, он печку топил.
Этому дала, он кашу варил.
А этому не дала:
Ты дров не рубил, воду не носил,
Печку не топил, кашу не варил,
Вот тебе за это горшок пустой.

Ведущая: Сорока, посмотри в горшочек, он не пустой, в нем фишки. Фишки помогут составить слова.

Сорока: Дети, скажите, что варили в горшке?(Кашу.)

– Составьте это слово «Каша» получите еще одну ленту на карусель.

(Дети составляют слова, ведущая вручает им ленту и повязывает ее на карусель.)

Ведущая:

Хорошо слово составляли,
Все немножечко устали.
Выходите в круг, друзья,
Игру русский у двора.

Игра «Бабка Ёжка»

Дети образуют круг. Водящий – бабка ежка находится внутри круга. После слов детей водящий догоняет детей. Тот кого задели выходит из игры.

Бабка ежка – костяная ножка,

На лягушку упала,

Ножку сломала.

А потом и говорит:

- У меня живот болит.

Пошла с кошкой на базар,

Раздавила самовар.

Пошла она на улицу.

Раздавила курицу.

Петушок:

Я – петушок
Красный гребешок,
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Двойная бородка,
Чистая походка
Рано утром встаю,
Звонко песни пою.

Ведущая: Петушок, давай сядем на пригорке, да послушаем детские скороговорки.

А ты, Петя, слушай,
Лучшего чтеца называй.

(Дети группы рассказывают скороговорки, петушок определяет лучшего, который и получает ленту, повязывают ее на карусель.)

Медведь:

Ездил я по базарам,
Вернулся домой с товаром.
Вот чулочки, вот платочки,

рукавички и носочки,
Все купил, ленты купить не забыл.

Ведущая: Медведь, не мог бы ты нам ленты одолжить. Они нам очень нужны  для карусели.

Медведь:

Ленты просто не отдам,
Вам задание задам.
На базаре я устал,
Очень я оголодал.

Накормите, развеселите. Может быть и подарю вам ленту.

Ведущая: Испечем пироги для медведя. Выходите в круг

«ПИРОЖКИ»

Лепим, лепим пирожки,             ИП стоя между кроватями, ударяем ладонями.

Замесили из муки,                      Сжимание и разжимание кулачков.

Сели мы на лавочку,                   Сесть на носочки.

Угостили бабушку,                     Встать и вытянуть руки перед собой.

Побежали в огород,                    Бег на носках на месте.

Там собрался весь народ,            Развести руки в стороны и повороты голо вправо-влево.

Вот котёнку пирожок,                 Вытянули правую руку в сторону.

Вот утёнку пирожок,                  Вытянули левую руку в сторону.

И Серёжке на зубок.                   Прижали ладони к груди.

Повторить 2 раза.

Медведь: Спасибо вам, ребята, за слова, за угощение! Так уж и быть отдам вам ленту. (Дети получают ленту, повязывают на карусель.)

Ведущая: Спасибо тебе медведь. Вот и карусель починили, лентами атласными нарядили. Все старались, все трудились. Выходите к карусели,  заводите карусель.

Игра «Карусели»

Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише дети не шумите,
Карусель остановите.

Ведущая: Вот и побывали мы на ярмарке. Понравилось, вам? А гостям? (Выслушиваются ответы.) На ярмарке побывали, на карусели покатались, вот и угощение получите!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения с использованием русского фольклора для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Весела была беседа»

Данный материал поможет музыкальному руководителю организовать и провести вечер развлечение в старшей группе детского сада...

"Колобок в осеннем лесу" - развлечение с элементами русского фольклора для детей младшей группы

         Приобщая  малышей  к истокам русской народной культуры, нельзя не вспомнить о русской народной сказке. Сила  воспитательного значения  и во...

Музыкальное развлечение с использованием русского фольклора для детей подготовительной группы «Как у наших у ворот»

Музыкальное развлечение с использованием русского фольклора для детей подготовительной группы  «Как у наших у ворот»...

Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционной техники для детей подготовительной группы «Русская береза»

Образовательные  задачи:-расширять представления детей об образе  березы в поэзии, музыке. В произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве;-расширять словарны...

Развлечение с использованием русских народных игр в подготовительной группе « Русские народные игры»

Цель: Приобщить детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством подвижных игр....

Сценарий развлечения с использованием русского фольклора для детей младшего дошкольного возраста по теме: «Свети, свети солнышко на родное полюшко»

Музыкальное развлечение для детей младшего дошкольного возраста с элементами фольклора, краеведческой направленности.. Использование русских народных игр, хороводов, музыкальных инструментов, потешек,...