Сценарий открытого тематического развлечения "Синичкин день"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Довгаль Лилия Николаевна

 Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinichkin_den.docx31.28 КБ
PDF icon sinichkin_den.pdf2.87 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий открытого тематического развлечения

«Синичкин день»

(Предназначается для детей 5-7 лет)

Подготовила воспитатель: Довгаль Лилия Николаевна

ГБДОУ «Детский сад №129» г. Севастополя

Цель: создание радостного настроения у детей и праздничной атмосферы, народного праздника.

Задачи:

  • познакомить детей с экологическим праздником «Синичкин день»;
  • расширить представление о перелетных и зимующих птицах, о причинах отлета птиц в осенний период;
  •  закрепить знания о внешнем виде и образе жизни синички;
  • воспитывать желание заботиться о зимующих птицах, стремление оказывать им помощь (подкармливать) в холодное время года;
  • приобщать дошкольников к традициям народного календаря;
  • развивать интерес к фольклору.

Предварительная работа: презентации "Зимующие птицы», «Перелетные птицы»; просмотр мультфильмов «Высокая горка», «Журавль и цапля», «Кто же такие птички», «Кукушка и скворец»; чтение сказок, стихотворений; наблюдение в природе; рисование и лепка зимующих птиц.

Место проведения: музыкальный зал.                                                                              Оборудование: мультимедийный экран, ноутбук, аудиозаписи, презентация к занятию «Синичкин день», костюмы, атрибуты (2 мольберта; тематические картинки, кормушки для птиц, детские поделки)

Ход праздника

(Под музыку дети заходят в зал и становятся в полукруг)

Ведущая: Придумано кем-то просто и мудро
                   При встрече здороваться:  Доброе утро!(Дети)
                   Доброе утро! Солнцу и птицам(дети)
                   Доброе утро! Улыбчивым лицам.(дети)
                   И каждый становится добрым, доверчивым…
                   Пусть доброе утро длится до вечера!(дети)

Вот и наступил последний осенний месяц – ноябрь. Осень близиться к своему завершению, поредели кроны деревьев, и вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом. На улице похолодало, пришла пора перелетным птицам покидать родную сторонушку, лететь в далекие теплые края.

Ксюша: Улетают к югу птицы:
                  И грачи, и журавли,
                  Остаются лишь синицы,
                  Воробьи и снегири. 
 

Артем: И сороки остаются,
              Не летят с родной земли.
             Лишь весной опять вернутся:
             И грачи, и журавли.

Ведущая: Сегодня -12 ноября в нашей стране, отмечается Синичкин день,            установленный по инициативе Союза охраны птиц России.                                                                              И мы, с воспитанниками нашей группы, решили не остаться в стороне,                             а отметить этот замечательный праздник, который имеет давние традиции.

(садятся на диванчики)                                                                                                                            

– В старину в этот день на Руси отмечали День памяти святого Зиновия Синичника. Его считали покровителем всех лесных птиц: синиц, снегирей, соек, щеглов, свиристелей и других. (Слайд)

Наши предки встречали этот праздник шумно и празднично: развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство синичек – сало, устраивали по избам посиделки, на которых рассказывали стихи про птиц, загадывали загадки, играли или просто выходили на улицу любоваться зимними птахами.                                                      

                                                                Дети читают стихи:

Радик:                                                                                                                                                              Скажи мне, синичка,
Крылатый мой друг,
Зачем остаешься,
Не рвешься на юг?                                                                                                                              Наступят метели,
Снега, холода,
И с пищей пернатым
Зимою – беда!

Лиза:                                                                                                                                                             Синичка – в ответ:
– Выручает кормушка.
Большое спасибо
За это, подружка.                                                                                                                                           Спасибо за семечки,
Яблоки, сало…
Без них бы зимою
Я точно пропала.

Кирилл:                                                                                                                                                                              За окном щебечет птичка –
Желтобокая синичка.
Голодно зимой бедняжке:
Ни травинки, ни букашки.

Сережа:                                                                                                                                                                            Хоть бы хлебушка ей крошку
Или зернышек немножко.
Я повешу тут кормушку
И пшена насыплю кружку,
Буду ждать лесную гостью:
Прилетай скорее в гости!

Ведущая: Почему Синичкин день назвали Синичкиным? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё даже гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет благополучно жить любая домашняя живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток.                                                 В народе говорили: «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает» (Слайд)

(под музыку влетает сорока)

Сорока(Вера), трещит: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Ведущая: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это? (Сорока)

Сорока(Вера): Ой, здравствуйте, ребята!

Ведущая: Что случилось, Сорока?

Сорока(Вера): Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Ведущая: Чтобы узнать, что случилось с птицами давайте совершим прогулку в лес.   Раз, два, три, вокруг себя обернись, на лесной опушке окажись!

Сорока: Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала!

(отдает перья ведущей)

Ведущая: Ребята, мы сейчас по перьям и отгадаем, кому из птиц они принадлежат! (Слайд)

Игра – загадки «Перышки» (Слайд)

Перышко № 1(слайд)

Угадайте, что за птица.

Словно кошки не боится

Скачет по дорожке,

Собирает крошки, а потом на ветку прыг

И чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей)

Перышко № 2(слайд)

Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (Ворона)

Перышко № 3(слайд)

Кто присел на толстый сук

И стучит: тук-тук, тук-тук?

Далеко его стук слышится вокруг

Червякам он враг, а деревьям – друг…(Дятел)     

Перышко № 4(слайд)

Кто летает, кто стрекочет —

Рассказать нам новость хочет? (Сорока)

Перышко № 5

Грудка ярче, чем заря,

У кого? (У снегиря)

Перышко № 6(Слайд)

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка)

Перышко № 7 (Слайд)                                                                                                                                            Угадай, какая птица —

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная?

Звонко тенькает: «Тень, тень!

Как хорош весенний день!» (Синица)                                                                                                                                              

 Сорока: Сколько загадок ребята знают. Только до сих пор не поняла, почему одни птицы остались на зиму с нами, а другие улетели?

Ведущая: Наши ребята помогут тебе разобраться.

(Воробей (Миша) уходит переодеваться)

Игра «Зимующие и перелетные птицы»                                                        Ребята, карточки с зимующими птицами нужно перенести к снежинке,                                  а с перелётными - к солнышку                                                                          (картинки лежат на столе)

Сорока: Спасибо ребята, помогли мне разобраться!!За это я хочу вас угостить!!

                          (Сорока отдает корзинку с орехами ведущей)

Ведущая: Ребята, много поговорок и народных примет посвящено этому дню! В народе говорили:                                                                                                                                                          

Тимур: «Синичка невелика, а свой праздник знает»,                                                                                           Муслим: «Невелика синица, а голосок востер»,                                                                                                                                               Зоряна: «Синица – воробью сестрица»,                                                                                                         Вася: «Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной».

Вероника: Люди подмечали: если синицы утром пищат – это к ночным холодам, свистят – к ясному дню.

Ведущая: Большая синичка(лазоревка) – самая красивая, сама ярко-голубая, спинка зеленая, грудь и брюшко желтые; она весит 20 грамм, а длина 15 сантиметров) Птенцов у синицы бывает около 15, а выводятся они два раза за лето. Вот и летает птичка целый день в поисках пищи. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама. (Слайд)

А знаете ли вы, что синички бывают разные и выглядят они по-разному. Синичка-московка или черная синица (самая маленькая, у нее скромное оперение);

Синичка –гренадерка (на голове у нее хохолок, а на шее черный галстук);

Длиннохвостая синица или ополовник ( силуэт птички, слишком напоминающий столовый прибор половник)

Ведущая: Как вы думаете, почему этих птиц называют синицами? (ответы детей)

Даша: Слово «синица» произошло не от синего оперения этих птиц.                                                                 Их стали называть так за их звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!»

Ведущая: Ребята, а какой же праздник без синички? Давайте её позовём.

Дети читают заклички :

Андрей: Синичка – невеличка, прилетай ты к нам из чужих краёв!

Вадим: Принеси ты нам зиму снежную, зиму темную.

Ангелина: Синичка - сестричка, созывай снегирей и лети к нам скорей!

                                        (Зовут синичку, слышится птичий переполох)

«Разговор птиц» (Слайд)

Воробей(Миша): Ой, спасите! Караул!

                                  Кто в меня снежком пульнул?

                                 Эти скверные мальчишки,

                                Жить мешают воробьишкам.

                                То снежками, то рогаткой!

                                А ведь нам и так не сладко!

(Появляется синичка).

Синица(Кира): Бр- р! Какой мороз трескучий!

                             Где бы спрятаться получше?

                             Замерзаю на лету!

                             Может быть, согреюсь тут?

(Незаметно появляется воробей)

     Синица(Кира): Воробьишка! Что с тобой?

                                 Ты взъерошенный такой!

                                 Может, кто тебя обидел?

                                 Или ты кота увидел?

   Воробей(Миша): Ой, соседка! Тише! Тише!

                                   Видишь там троих мальчишек

                                   Бессердечных, злых и грубых?

                                   Хорошо им в теплых шубах,

                                   В шапках, в куртках меховых!

                                   Еле вырвался от них!

Синица(Кира): Я, сосед, с тобой согласна!

                                Птичья жизнь зимой ужасна!

                                Против нас мороз, бураны,

                               Да еще и хулиганы!

                               Нас выслеживают кошки,

                            И во рту с утра не крошки!

                           Червячков и мошек нет,

                           А без них какой обед?

                          Ой, как трудно жить на свете!

                          Что нам делать? Кто ответит?

(Появляется сорока)

Сорока(Вера): Добрый день, синичка!

                             Здравствуй! Воробьишка, как дела?

                            Ой, не терпится похвастать-

                            Я сегодня принесла

                           Сногсшибательную весть:

                           Будет всем нам, что поесть:

                           Рассказала мне подружка,

                           Про какие-то кормушки.

                           Дескать, дети есть такие-

                           Ну, совсем, совсем не злые,

                           А, как раз наоборот,

                           Помогают птицам! Вот!

(Воробей недовольно)

Воробей: Перестань трещать сорока,

                  О еде, о жизни легкой,

                  Да еще о добрых детях.

                  Сказки нет, глупей на свете!

                  Не поверю никогда,

                  Будто где-то ждет еда!

                  Никому мы не нужны.

                   Эх, дожить бы до весны.

(Сорока возмущенно)

Сорока: Воробьишка, ты не прав!

                 Разузнала я вчера:

                 Эти славные ребята

                 Называются юннаты.

                 Так летим же в детский сад,

                  Ведь кормушки там висят.

                  Их, поверьте, там немало.

                  Есть на них зерно и сало,

                  Крошки хлеба и пшено!

(Воробей недовольно)

Воробей: Нет, не верю все равно!

(Синичка задумчиво)

Синица: А вот я бы полетела.

                 Что-то кушать захотела

                 Я еще два дня назад.

                 Кто со мною в детский сад?

Воробей: Так и быть, я полечу-

                   Я всю зиму есть хочу.

Ведущая: Что вы, что вы, не спешите. А вокруг вы поглядите…

                    Сколько взрослых и ребят, нам помочь они хотят!

                     Вы от нас не улетайте, лучше с нами поиграйте!

Птицы вместе: Так и быть –останемся!!!

(Птицы соглашаются остаться)

Игра «Прилетели птицы»

Ведущая: А я вам, в свою очередь, хочу предложить интересную игру «Прилетели птицы». Я буду называть птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то вы хлопайте. И так, начинаем:

Ведущая: Прилетели птицы:
                  Голуби, синицы,
                 
Мухи и стрижи …
                                                           (Дети хлопают)
Ведущая : Что неправильно?
        Дети: Мухи!
Ведущая: Почему?
         Дети: Мухи – это насекомые.                                                                                                         Ведущая: Вы правы.

                     Прилетели птицы:
                    Голуби, синицы.
                    Аисты, вороны,
                    Галки,
макароны!
                                                        ( Дети хлопают)
Ведущая: Что не так?

        Дети: Макароны!

Ведущая: Ну, ладно, так и быть…

                    Начинаем снова:
                   Прилетели птицы:
                   Голуби,
куницы!

                                                                (Дети хлопают)
Ведущая:
Что неправильно?
        Дети: Куницы!
 Ведущая: Почему?
         Дети: Куницы – не птицы, это животные.                                                                               Ведущая: Вы правы. Куницы –не птицы.

Ведущая: Прилетели птицы:
                   Голуби, синицы,
Страусы, чижи …
                                                              (Дети хлопают)

Ведущая: Что не так?
        Дети: Страусы!
Ведущая: Почему? Страусы, тоже птицы!
       Дети: Ведь у страусов крылья почти

                    полностью исчезли, и они летать не могут. 
Ведущая: Вы правы.

Ведущая: Прилетели птицы:
                   Голуби, синицы,
                   Галки и стрижи,
                   Воробьи, кукушки,

                    Черные грачи,                                                                                                                                                                                                                                                            
                   Лебеди, скворцы
                   Все вы молодцы! Справились с заданием!

Ведущая: Птиц вы хорошо знаете, а голоса их угадаете?

(Звучат голоса птиц, дети отгадывают)

Ведущая: Молодцы!

Ведущая: Тяжело приходится птицам зимой, ведь у них нет теплых домов, как у нас с вами. Под снегом сложно отыскать корм. Ребята, а как мы, можем помочь птицам зимой? (Ответы детей)

                                                              (Ответы детей)

(Можно насыпать в кормушку хлебные крошки и сухарики, зерна пшена, риса, проса, гречихи, сушеные ягоды рябины)

А, синички очень любят несоленое сало, семечки тыквы, подсолнечника и арахиса))

Синичка: Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.

Игра «Собери и накорми птиц»

(на мольберте: разрезные картинки птиц: картинки -семечки, сало,

крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Ведущая: Перед вами разрезные картинки с изображением птиц. Ваша задача собрать птицу и сказать, какая это птица, и чем она с удовольствием полакомится?

Синичка: Молодцы! Замечательно справились с заданием!                                                                                                                    И я хочу подарить вам свой танец.  

                                                             (Танец синичек)

                                  (Выставка кормушек на столах перед зрителями)

(Дети выходят под музыку на полукруг)

Максим: Мы кормушку смастерили

                   Мы столовую открыли.

                   В гости в первый день недели

                   К нам синицы прилетели.

Маша Т.: А во вторник - снегири

                   Ярче утренней зари,

                   Три вороны были в среду

                   Мы не ждали их к обеду.

                   А в четверг со всех краёв

                   Стая жадных воробьёв.

Саша С.:   В пятницу в столовой нашей

                    Голубь лакомился кашей.

                    А в субботу на пирог,

                    Прилетело семь сорок.

                    В воскресенье, в воскресенье,

                    Было общее веселье.

 Маша К.: Покормите птиц зимой,

                    Пусть со всех концов

                    К вам слетятся, как домой,

                    Стайки на крыльцо.

     Оскар: Сколько гибнет их – не счесть,

                    Видеть тяжело

                    А ведь в нашем сердце есть

                    И для птиц тепло.

                    Приучите птиц в мороз

                    К вашему окну,

   Все вместе: Чтоб без песен не пришлось

                           Нам встречать весну!

(Песня «Мы хотим, чтобы птицы пели»)

Ведущая: Ребята, Синичкин праздник заканчивается. И сегодня, выйдя с вами на прогулку, мы развесим кормушки, какие вы приготовили для птиц вместе с родителями. И всю зиму будем кормить птичек, и наблюдать за ними.                                                       А сейчас скажем -Синичке, Воробью и Сороке до свидания, прилетайте к нашей кормушке как можно чаще!!!

А нашим уважаемым гостям мы говорим –спасибо за внимание, до новых встреч! И на прощание хотим вас угостить вкусными лесными лакомствами!!!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария летнего тематического дня "День русской народной сказки" для детей 6-7 лет

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА   сценария летнего тематического дня "День русской  народной сказки" разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы "Детство" под. ред Т.И.Баб...

сценарий музыкально-тематического занятия "День Победы"

Материал: фонограммы песен «День Победы» Д.Тухманова, «Оденем бескозырки» Г.Струве...

Сценарий открытого тематического мероприятия совместной деятельности с детьми с использованием элементов, здоровьесберегающих и игровых технологий для детей средней группы детского сада « Лесная Спартакиада»

Создать у детей представление об Олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей.Закрепить знания детей о символах и ритуалах Олимпийских игр....

Открытое тематическое занятие "День защиты детей"

Тематический музыкальный досуг "День защиты детей" для детей старшего школьного и младшего дошкольного возраста....

Во имя жизни на Земле» сценарий открытого тематического занятия, посвящённого 76-годовщине Победы в подготовительной группе.

Во имя жизни на Земле»сценарий открытого тематического занятия, посвящённого 76-годовщине Победы в подготовительной группе....