Театрализация "Капустные посиделки" для подготовительной группы
методическая разработка (подготовительная группа)

Межевых Наталья Витальевна

Данная театрализация представленна как выход из проекта "Традиции и обычаи русского народа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №389 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников" города Новосибирска

«Капустные посиделки»

Октябрь 2021год. Подготовительная группа «Капитошки»

Данный сценарий театрализованной деятельности представлен в рамках работы по проекту «Традиции и обычаи русского народа» как выход из проекта.

Подготовила

 музыкальный руководитель

I квалификационной категории

 Межевых Наталья Витальевна

Новосибирск 2021г

«Капустные посиделки»

Октябрь 2021год. Подготовительная группа «Капитошки»

   Данный сценарий театрализованной деятельности представлен в рамках работы по проекту «Традиции и обычаи русского народа» как выход из проекта.

Подготовила музыкальный руководитель Межевых Н. В.  

Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с традицией квашения капусты на Руси.

Задачи:

  • знакомить с особенностями национальной русской кухни.
  • Обогащать словарный запас, познакомить с простонародной  речью.
  • вызывать желание стать участниками происходящего действа, активизировать творческую активность в танцевально-игровой деятельности;
  • вызывать эмоциональный подъем и яркие впечатления, от соприкосновением с национальной культурой;
  • воспитывать интерес к прошлому своего народа, к народным традициям, обычаям, быту, к устному народному творчеству.

Зал оформлен в осенней тематике с элементами русского фольклора: стол с скатертью, кухонная утварь, самовар. На столе лежат кочаны капусты, морковь, яблоки, клюква.

     Ведущая, в роли хозяйки избы, одета в русский сарафан. Дети также одеты в русские костюмы.

Персонажи: Хозяйка-воспитатель.

 Домовёнок, девочки-рубщицы, мальчики-гости – дети.

                                        Ход развлечения.

Из-под стола вылезает домовёнок.

Домовёнок: Ох, сегодня же 8 октября, девки на капустные посиделки соберутся, будут капусту квасить. А я  люблю  капусту вкашену! (берёт со стола морковку и опять под стол прячется)

                      Вход детей.  Хороводная игра «Вейся капустка»

Хозяйка:  Уж вы, кумушки-голубушки мои,

                  Вы придите поработать у меня,

                   Пособите мне капусту порубить.

                   Пособите-ка её мне усолить!

     Всех в  избу приглашаю, душевно встречаю! На улице сыро, ветрено да студено, а в избе у нас тепло да весело.  Красному гостю красное место!

Гости-девочки рассаживаются и говорят пословиц:

  1. Октябрь – ложка воды, ведро грязи.
  2. В октябре до обеда осень, после обеда – зима.
  3. Быстро тает октябрьский день, не привяжешь за плетень.
  4. В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печки подбирайся.
  5. Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой.
  6. Октябрь – капустник, пропах капустой.
  7. Если на Капустник  выпал первый снег, зимы не будет еще больше месяца.
  8. Если снег в этот день сухой, значит, лето будет хорошим.

Хозяйка: Посмотрите, какую капустку я вырастила – белую, сладкую. Весной посадила, всё лето ухаживала. Урожай нынче и выдался хороший!

«Капусту садить, не разиня рот ходить». Капуста на  Руси самый любимый овощ, недаром её на деревне величаличают «первой барыней».

А вы знаете как капусту растят?  

 

1.Ребёнок: Сначала нужно посеять капустное семя, затем вырастить рассаду.

Есть на Руси  обычай, прежде чем высаживать рассаду на грядку, надо взять большой глиняный горшок (показать горшок). Надеть белый платок, поставить на грядку да приговаривать:

Будь кругла - как горшок,

Будь бела - как платок,

Будь сладка - как цветок.

Хозяйка: А сегодня работы для всех хватит. Надо капусту от «одёжки» очищать. То есть не завитые листочки снимать. Кочаны посечь, солью засыпать,  да  утолочь в деревянной ступе.

2. Ребёнок: Будем квасить и солить, чтоб зимой с припасом жить.

3. Ребёнок:  А к рубленной капусте положим большие пласты капусты.

4.Ребёнок: А  хороша будет капустка с морковью! (берёт морковь)

5. Ребёнок: А если яблочек положить в бочку сквашенной капустой, будут зимой яблочки мочёные. Вкуснотища!

6. Ребёнок: А ещё можно добавить клюквы или бруснички.

7. Ребёнок: А бочку для капусты надо запарить душистыми травами.

8. Ребёнок: Вилки с ведро – секи серебро, сечкой мельчи, в кадку топчи.

9. Ребёнок: А ещё муки ржаной посыпь, хозяйка, чтоб бродила пуще.

Хозяйка: А пока работа спорится, загадки  отгадывать будем:

Загадки о капусте:  

  Стоит Матрёшка на одной ножке, закутана, запутана.  

  Стоит Ермошка на одной ножке, на нём сто одёжек не шиты, не кроены, а все в рубцах.  

  Был ребёнок – не знал пелёнок, стал стариком – сто пелёнок на нём.  

  Заплата на заплате, а иглы не бывало.  

  Не книжка, а с листьями.  

  Толстовата, форсиста, сорочек надела триста, а нога одна.  

  Лоскуток на лоскутке – зелёные заплатки,  

  Стоя на одной ноге, нежится на грядке.


Раздается стук. Пришли мальчики в народных костюмах! Вход мальчиков под музыку. Несут камень.

Мальчик: Выходи, хозяйка, гостей встречать!

Хозяйка: Проходите и вы, гости дорогие! Для дорогих гостей и ворота настежь! А мы и капустку с моими помощницами как раз досаливаем! А как говорится в народе: «Хорошее начало полдела откачало!»

А чтобы у нас лучше дело спорилось, распотешьте-ка нас, гости дорогие!

Мальчик1. Пойду я в лес.

Дети все: Я тоже

Мальчик: Найду дерево.

Дети все: Я тоже

Мальчик: Вырублю калоду.

Дети все: Я тоже

Мальчик: Налью помои.

Дети все: Я тоже

Мальчик: Свиньи будут есть.

Дети все: Я тоже

Хозяйка: Развеселил, кум! Но нам ещё чуть-чуть осталось: помять, посолить, грузом сверху придавить.

Мальчик 2. Вот этим камнем будем капусту задавливать.

(Несут большой камень, задавливают капусту, приговаривают)

1.Без капусты щи не густы.

2. Кисни капуста да не перекисни.

3. Где щи, там и нас ищи.

4. Без капусты в кастрюле пусто.

5.  Испокон веку картошка да капуста квашенная – первое блюдо у русского человека.

Хозяйка: А я пироги капустные в печь поставила, пока они томятся да поспевают, сыграем-ка в игру старинную.

                                    Игра «Колышки»

                          под песню «Я на камушке сижу»

Девочки выбирают мальчиков и встают за ними. Водящий ходит вокруг круга, подходит к любой паре.

-Кума, кума, продай колышки!

-Купи!

-А что стоит?

-Кочан капусты, веник да рубль денег.

-Ну, по рукам!

Ударяют по рукам и бегут в разные стороны.  

Кто первым прибежит - встает у «колышка».  А проигравший становится водящим

Хозяйка выносит пироги: А вот и пирожки поспели. Спасибо, кумушки-голубушки за помощь. (Кланяется)Рассчитаюсь с вами пирогами.

(Обращается к Бабке) А ты, старая бабка, бежи к капустной гряде, да закапай пирожок в землю. Проси  земельку о капусте на будущий год.

 Бабка с клюкой (девочка палкой) идёт на середину зала: Ох ты, матушка-земелюшка, роди капусту пузастой, голенастой, не пустой, а густой. Кланяется.

Хозяйка: А  теперь чай с пирогами пить будем!

Все уходят, из-под стола вылезает домовой

Домовой: Знатные капустники  получились!

Берёт пирог и прячется под стол.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Себя, как в зеркале, я вижу…» (подготовительная группа).

Цель: показать родителям, что их ребенок 6 – 7 лет проходит непростой период в жизни, учить их смотреть на мир его глазами, постараться понять его, оказать поддержку....

Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка» Воспитателя подготовительной группы; Тарасенко В.В.

Цель: Закрепить у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке....

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

Перспективный план с родителями подготовительной группы "Солнышко", перспективный план с родителями старшей логопедической группы "Кораблик", родительское собрание в подготовительной к школе группы "Умка"

ЦРодительское собрание в подготовительной группеТема: «Через год – первоклашка»Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка ...