Кусочек Блокадного хлеба
методическая разработка

Лысяк Анастасия Александровна

Мероприятие  проведено 27 января 2019 года в день годовщины снятия блокады. Мы все чтим память о погибших жителях и защитниках блокадного Ленинграда. В наши дни нельзя оставаться равнодушными, надо помнить о героизме людей, оборонявших и защищавших Ленинград, стоящих насмерть, только бы не пропустить врага. Нельзя забывать о тех страшных событиях. В сценарии показан путь от начала блокады до её снятия, раскрыта величайшая трагедия России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_kusochek_blokadnogo_hleba.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий открытого занятия «Кусочек блокадного хлеба» для детей старшей группы

Провела воспитатель Лысяк Анастасия Александровна

ГБДОУ № 28 Приморского района

Г. Санкт-Петербург

2022 г.

Цель: расширение представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы ВОВ

Задачи:
– формировать у детей интерес к историческому прошлому нашей страны;

 - расширять знания детей о героической обороне города Ленинграда.

- воспитывать любовь и гордость к Родине, чувство благодарности и уважения к его защитникам.

- активизировать словарь детей: город - герой, добровольцы, монумент, мемориал.

Предварительная работа:

- слушание художественных произведений по теме;

- слушание и разучивание стихотворений о блокадном городе;

- слушание песен и музыки военных лет.

Ход занятия:

Дети заходят в зал и садятся на стулья

Воспитатель:

Здравствуйте ребята! Сегодня 27 января 2022 года. Чем знаменателен этот день для всех россиян?

27 января - мы отмечаем памятную дату - День полного освобождения города Ленинграда от вражеской блокады. Как сейчас называется город Ленинград? Вы, юные петербуржцы, должны гордится тем, что живёте в таком героическом городе! И должны стать настоящими хранителями событий, которые происходили в то тяжёлое время.

Воспитатель читает стихотворение:

Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили. Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна!

Так с чего же всё началось?

Звучит объявление о начале войны

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Началась внезапно, неожиданно, без всякого объявления, что позволило немецким войскам на 18 день, даже несмотря на сильнейшее сопротивление советских войск, выйти к границе современной Ленинградской области. До самого Ленинграда оставалось чуть больше 300 километров.

Город и окружающие территории начали готовить к обороне. Силами женщин и детей, началась строиться система оборонительных рубежей, получившая название Лужской, а в самом городе в это время обустраивалась система бомбоубежищ. Всё это не прошло даром, фашисты долго не могли пройти Лужский рубеж, но в начале сентября город всё же был взят в кольцо!

Дети подходят к макету города, окружённого кольцом врага, воспитатель объясняет значение слова «блокада» и показывает на макете кольцо, окружившее город

Ребенок: 

Кто-то помнит об этом со школьной скамьи,
Кто-то – с первых ступеней детсада...
В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,
Где не знают, что значит – БЛОКАДА...
Про разруху и голод, про жизнь без прикрас,
Про спасение Летнего сада...
Мы вдыхаем, как воздух, правдивый рассказ
О суровой судьбе Ленинграда.

Начинается просмотр презентации

2 слайд: Посмотрите на карту. Коричневым цветом отмечена земля, захваченная немцами. В центре кольца со звездочками - Ленинград. Ленинградцы защищали свой город изо всех сил, и враги не смогли захватить город силой, тогда они решили взять его в блокадное кольцо. Ленинград был окружен и отрезан от большой земли. Наступили страшные блокадные дни. Их было почти 900…

3 слайд: Мужчины ушли воевать, женщины и дети продолжали строить укрепления, а также работали на заводах и ухаживали за ранеными.

4 слайд: Для защиты города была использована вся военная техника.

5 слайд: У фашистов к нашему городу было особое отношение. Они хотели его не просто захватить, а уничтожить, стереть с лица земли.

6 слайд: Днем и ночью они бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, разрушались здания, заводы, памятники. Бомбы и снаряды уничтожили в Ленинграде немало домов. Их жители остались без всего самого необходимого – мебели, посуды, одежды.

7 слайд: Люди укрывали памятники, чтобы их сохранить, окна домов заклеивали бумагой, чтоб стекла не лопались от взрыва бомб  

8 слайд: В небо запускали аэростаты, которые могли помешать вражеским самолётам.

9 слайд: О бомбардировках предупреждали заранее. В городе раздавался рёв сирен, а по радио вечером и ночью передавали размеренное тиканье метронома. Когда приближались самолёты врага, оно становилось частым и люди спешили укрыться в бомбоубежищах.

(Звук метронома)

10 слайд: Чтобы не допустить пожаров во время бомбежек, многие люди дежурили на крышах домов, в том числе и школьники. Они быстро научились гасить зажигательные бомбы.

Ребенок: 

По Ленинграду смерть метет,

Она теперь везде,

Как ветер.

Мы не встречаем Новый год –

Он в Ленинграде незаметен.

Дома –

Без света и тепла,

И без конца пожары рядом.

Враг зажигалками дотла

Спалил

Бадаевские склады.

И мы

Бадаевской землей

Теперь сластим пустую воду.

Земля с золой,

Земля с золой –

Наследье

Прожитого года.

11 слайд: В город перестали привозить продукты. Отключили свет, воду. Наступила зима, настали самые холодные и страшные дни. Остались только те продукты, что завезли раньше, до начала блокады. Их уже не продавали в магазинах, а выдавали по карточкам. Хлебную карточку берегли как самую большую ценность

12 слайд: С 20 ноября 1941 года нормы на хлеб стали совсем низкие: рабочие в день получали 250 граммов хлеба, а дети и служащие по 125 граммов. Вот он, кусочек блокадного хлеба, который выдавали на весь день. Он был таким лёгким, что почти не ощущался в руке.

Ребенок:

 Вместо супа - бурда из столярного клея, 
Вместо чая - заварка сосновой хвои. 
Это б всё ничего, только руки немеют, 
Только ноги становятся вдруг не твои. 

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик, 
И глухие удары пойдут невпопад... 
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь. 
Не смолкай же! Ведь в наших сердцах - Ленинград. 

13 слайд: Зима выдалась очень холодной, иногда мороз доходил до – 41 градуса. Квартиры и дома не отапливались, в некоторых из них были выбиты стёкла. Люди спали в одежде, а грелись железными печками, которые называли «буржуйки», на них же и кипятили воду. Дрова были редкостью, поэтому их топили мебелью и книгами.

14 слайд: Воды в домах не было, ленинградцев спасала Невская прорубь. Люди шли за водой и не знали, хватит ли у них сил в этот раз донести её до дома…

15 слайд: В один из дней все трамваи и троллейбусы остановились. Так и простояли всю зиму неподвижно. Людям приходилось ходить на работу пешком, иногда на это уходило несколько часов. Порой взрослые оставались ночевать на работе, не зная, что у них происходило дома.

16 слайд: И все-таки ленинградцы нашли выход! По льду Ладожского озера отчаянные смельчаки везли продукты и боеприпасы в осажденный город!

17 слайд: "Дорогой жизни" назвали этот путь по Ладоге. Фашисты знали про эту дорогу и бомбили её и машины, на которых везли продовольствие!

Ребенок: 

Дорога Жизни узким коридором

Протянута по ладожскому льду.

Она спасала наш любимый город

В том страшном и чудовищном аду.

 

Враги ее обстреливали с неба,

Но сквозь метель и сквозь бомбежек град

По ней машины шли с насущным хлебом

И день, и ночь в блокадный Ленинград.

18 слайд: Дорога была еще опасна и тем, что уже весной лед становился тонким и обламывался.  Машины, с таким нужным для голодных людей грузом, уходили под воду и тонули. Водители знали, что ехать - смертельно опасно, но знали и то, что людям очень нужен хлеб!
"Дорога жизни" стала спасением для многих ленинградцев.
(Звучит песня «Ладога»)

19 слайд: По этой дороге не только доставляли в город продукты и боеприпасы, но и вывозили из Ленинграда тех, кто был болен и слаб, кто уже не мог ни работать, ни воевать, и конечно же детей, многие из которых потеряли всех близких.

 20 слайд: Во время блокады многие вели дневники, куда по свежим следам записывали то, что пережили. Особенно страшно читать дневники детей. Вот так выглядел дневник Тани Савичевой, в нём она пишет, как постепенно осталась совсем одна.

21 слайд: Дневник Тани Савичевой увековечен в граните, к нему до сих пор приходят люди, чтоб возложить цветы и почтить память детей блокадного Ленинграда.

22 слайд: Нелегко пришлось и животным. Зоопарк бомбили, он очень сильно пострадал. Но служителям удалось спасти многих редких зверей. Люди сами не доедали, но кормили животных и птиц.

23 слайд: Было холодно, голодно. Но ленинградцы не унывали! Они верили в победу! 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление. Через 6 дней ожесточённых боёв кольцо блокады было прорвано. (Голос Левитана. Сообщение о прорыве блокады)

24 слайд: И всё же город ещё оставался прифронтовым. Враг стоял у его стен, авиация ещё обстреливала жилые дома.

25 слайд: Лишь 27января 1944года блокада Ленинграда была окончательно снята. В день снятия Блокады Ленинграда над городом прогремел победоносный салют! Освобождение Ленинграда от блокады стало праздником для всей страны, и Москва, салютовавшая каждой из военных побед, на этот раз уступила городу на Неве почетное право провести салют. Москвичи слушали залпы невского салюта по радио и ликовали вместе с ленинградцами. 

26 слайд: видео салюта.

Ребенок:

За залпом залп. Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость

Слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

27 слайд: Город на Неве остался непокоренным, но победа досталась дорогой ценой. Вряд ли найдется семья в городе Ленинграде, у которой блокада не унесла жизнь родных, близких, любимых.
Вечная память павшим в то суровое время! Они стояли за свободу родного города и победили!

28 слайд: Я предлагаю вам почтить память павших минутой молчания. (Дети встают, раздаётся звук метронома)

29 слайд: 22 декабря1942 года, когда фашистские орудия обстреливали практически всю территорию города, а гитлеровцы могли рассматривать ленинградские здания в бинокль, была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», для награждения всех активных участников защиты города на Неве. Всего было награждено более 1 470 000 человек, немалую часть из которых составляли дети. Сегодня у нас есть уникальная возможность подержать эту медаль в руках.

(Дети рассматривают медаль и передают друг другу под песню в исполнении воспитателей детского сада «Медаль за оборону Ленинграда»)

Воспитатель: И в заключение я хочу предложить вам исполнить песню «Вечный огонь», в память о тех героических людях и в память о том героическом времени!

(Дети исполняют песню «Вечный огонь»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия"Блокадный хлеб" с использованием презентации «Хлеб блокадного города»

Методический материал к презентации для детей дошкольного возраста.Образовательная область ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие»....

Тематическое занятие в подготовительной группе « Блокадный хлеб» и проведение акции « Блокадный светлячок».

Хлеб - это продукт питания, который мы употребляем ежедневно. Хлеб является символом достатка, почета и уважения. Существует большое разнообразие хлеба: высший сорт, ржаной, с отрубями. Придя в магази...

Кусочек Блокадного хлеба

Мероприятие  проведено 27 января 2019 года в день годовщины снятия блокады. Мы все чтим память о погибших жителях и защитниках блокадного Ленинграда. В наши дни нельзя оставаться равнодушными, на...

Проект " Кусочек блокадного хлеба "

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно&nd...

«Кусочек блокадного хлеба»

Информационная карта проекта....

Социально-значимый проект "Кусочек блокадного хлеба"

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно&nd...