консультация для воспитателей "Музыка и речь"
консультация

Самохвалова Ирина Анатольевна

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей.

Сегодня мы поговорим о том, как на музыкальных  занятиях  можно развивать речь ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_rech.docx19.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Музыка и речь»

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей.

Сегодня мы поговорим о том, как на музыкальных  занятиях  можно развивать речь ребенка.

. Речь и музыка имеют общие основы. И главная  - это  ритмическая организация. Музыкальный ритм – вещь вполне очевидная, но ведь и речевые звуки вовсе не хаотичны, они распределяются на слоги и слова, и, когда мы слышим, как кто-то что-то говорит, мы ясно ощущаем границы между слогами, словами, частями предложения, что позволяет нам понять услышанное

Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами того не замечая, дети изучают основы поэзии!

Полезно пение как для детей с нарушением речи, так и без них. В нем активно развивается дыхание, пение формирует чувство ритма и темпа речи, развивает слух и голос, а так же улучшается дикция. Пение помогает корректировать недостатки в речи, например, такие как невнятное произношение, проглатывание окончания слов, особенно твердых согласны, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения Пропевая песни с короткими, удобными для дыхания фразами, пение развивает у ребёнка силу воздушной струи, тем самым способствует правильному речевому дыханию.

Кроме пения, речь ребенка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности.

Слушание музыки

Слушание музыки является ведущим видом музыкальной деятельности. Ребёнок не выучит песню, если перед этим он ни разу её не послушал, не понял её содержания, не запомнил мелодию.

В своей работе по слушанию, я столкнулась со скудностью лексикона детей при определении характера музыки. Поэтому  в свои музыкальные занятия я включаю задания, которые активизируют эмоционально-образное восприятие ребёнка и расширяют его речевые возможности. Сравнивая произведения, контрастные по звучанию или близкие по настроению, развиваем у детей компоненты устной речи.

Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку.

Музыкально – ритмические движения

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Занятия движениями под музыку в сопровождении с речью имеют неоценимое значение. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика (общая, мелкая и артикуляционная), координация движений, развиваются коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки, движений и речи.

Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения.

Особенно положительно влияют на развитие речи детей танцы с пением и хороводы, поскольку помогают детям координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности.

Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

На музыкальных занятиях в нашем детском саду дети активно занимаются логоритмикой, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Другими словами, дети под музыку произносят ритмизованный текст. Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голос ребенка.

В каждое свое занятие я включаю элементы логоритмики. Логоритмика– система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки,  движения, и слова, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Сюда же можно отнести и пальчиковую гимнастику.

Большое значение в речевом развитии детей придается игре – театру.  Театрализованная  деятельность является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания.

Учитывая положительное значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников, я почти к каждому празднику разыгрываю с детьми короткие сказки-сценки, инсценировки, диалоги. А недавно мы инсценировали сказку «Гуси – лебеди». Я, как музыкальный руководитель работаю над передачей образа мимикой и жестами, а учитель логопед, учитывая структуру речевого нарушения каждого ребенка, подбирает и разучивает с детьми стихи, одновременно осуществляя контроль за автоматизацией звуков, выразительностью речи и правильным произношением.  

Такие театрализованные игры учат детей умению взаимодействовать, уважительному отношению друг к другу.

Музыкально-игровая деятельность с детьми предполагает как групповые, так и индивидуальные формы организации работы.

Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Подводя итог, хочу отметить, что культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Развивать речь следует не столько путем методических приемов и указаний, сколько путем примера и образца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль речи воспитателя в развитии речи детей"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей "Нарушения речи. Какие нарушения речи исправляет логопед"

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"7047487","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","style":"height: 120px; width: 120px;","width":"180"}}]]Какие нарушения речи и...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно....

Консультация для педагогов «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей "Влияние речи родителей на развитие речи детей".

Консультация для родителей "Влияние речи родителей на развитие речи детей"....

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Развитие речи детей 4-5 лет. Использование приема моделирования в развитии связанной речи детей....