Экологическое мероприятие для детей старшей группы «Лесная аптека»
план-конспект занятия (старшая группа)

Горбунова Оксана Викторовна

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили изучить лекарственные растения, которые произрастают на участке в детском саду, на лугу, в лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_meropriyatie_lesnaya_apteka.docx639.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»

Экологическое мероприятие для детей старшей группы

«Лесная аптека»

Автор: Горбунова Оксана Викторовна

22 августа 2019год

Актуальность

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили изучить лекарственные растения, которые произрастают на участке в детском саду, на лугу, в лесу.

Наблюдая за детьми, я заметила снижение у них познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них.  Уровень знаний не соответствовал отношению детей к природе.

Новизна.

Новизной и отличительной особенностью мероприятия является то, что форма проведения включала в себя гармоничное сочетание современных педагогических технологий, формирование у дошкольников элементарных экологических знаний, основ здорового образа жизни и мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе, воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения в природе, ответственности за собственное здоровье. Потребности поведенческих навыков здорового образа жизни.

Цель: закрепление знаний детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.

Задачи:

Образовательные:

- формировать осознанное правильное отношение детей к природе;

- формировать знания о правилах поведения в природе, правилах сбора трав, применение их;

- формировать положительные взаимоотношения;

- формировать систему знаний об лекарственных травах

- знакомить с названиями лекарственных трав.

Развивающие:

- развивать у детей чувство эмпатии;

- развивать эстетическое восприятие природы;

- развивать способность видеть красоту и чувствовать ее гармонию форм, красок, запахов, звуков.

Воспитательные:

- воспитывать экологическую культуру;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Прогнозируемые результаты:

- изменение отношений детей к лесным травам;

- научаться правильно, использовать их в своей семье;

- дети приобретут новые знания, повысят свой уровень знаний в этой области;

- приобретут знания по сбору трав, как правильно это делать;

-повысится интерес детей родной природе;

- приобретут умения работать в коллективе.

Использование инновационных технологий.

Здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; игровые технологии; технологии проблемного обучения..

 

Сценарий педагогического мероприятия «Лесная аптека»

Предварительная работа:

-подбор по данной теме научно-методической литературы;

-подбор детских книг по данной теме;

-сбор произведений устного народного творчества (загадок, народных пословиц и поговорок);

-составление пазлов «Травники»

-разработка конспекта «Лесная  аптека»;

-оформление помещения к предстоящему мероприятию;

- заучивание с детьми пословиц, примет, стихов о лекарственных растениях.

Ход.

Ведущий:

-Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас с вами праздник, посвященный лекарственным травам. Посмотрите, что нас окружает?

Обращает внимание детей на оформление зала (цветы, растения)

Ведущий:

-Как вы думаете, какая польза нам от растений и цветов?

(ответы детей)

-Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека.

Ребенок читает стихотворение.

Кристина

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать…

(В. Рождественский)

Ведущий:

Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавали лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди и их называли...Как же их называли, кто из вас ребята знает?

(Ответы – предположения детей).

Ведущий:

-Правильно, травники.

Ведущий:

-А вы, знаете названия цветов и трав?

(ответы детей)

Ведущий предлагает игру «Собери отгадку»

(Для этого разделитесь по 2-3 человек и подойдите к столу, возьмите задание, соберите отгадку, я буду загадывать загадку, у кого ответ поднимите руки)

Загадки

1. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок. (Лиственница)

2.Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.

Словно снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)

3.Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок, синеглазый… (Василек)

4.Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик бывший … (Одуванчик)

5.Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти,

Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

6.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)

7.Спроси теленка и барашка: вкусней цветка на свете нет,

Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. (Клевер)

8.У забора живет, никого не признает,

  Не собака, а кусается и погладить не дает. (Крапива)

Ведущий:

-Ребята, а вы хотели бы встретиться с травницей, которая бы рассказала вам о целебных свойствах растений?

(воспитатель переодевается в бабушку Егоровну)

 Егоровна:

-Здравствуйте, мои милые внучата! Здравствуйте, гости дорогие! Меня зовут Егоровна, знаток лекарственных растений. Я очень рада, что вы пригласили меня на эту встречу, о чем же вы хотели со мной поговорить?

 (Вопросы детей – короткая беседа.)

Егоровна:

-Чтобы познать секреты лечебных трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы.

-А как вы думаете, почему лес называют “зеленой аптекой”?

 (Ответы детей)

(лес зеленый, в лесу находится много лекарственных растений)

-Почему врачи советуют чаще бывать в лесу?

(Ответы детей)

 (В лесу воздух чище, не слышно городского шума, можно послушать голоса леса, запах соснового бора – профилактика против заболеваний верхних дыхательных путей). Растения выделяют фитонциды (губители микробов). Недаром говорят, что в лесу чистый воздух, легче дышится.

Егоровна:

-Много на Руси народ придумал пословиц и поговорок про растения. Давайте попробуем сейчас собрать пословицы и их прочитать.

(Подходим к мольберту, рассматриваем картинки и пытаемся разобраться и составить пословицы с помощью картинок)

Пословицы и приметы.

Деревья – украшения земли.

В лесу много рябины – к дождливой осени.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

 Егоровна:

 - Ой, ребята, что это у вас, за поляна, сколько цветов и растений!

-Давайте, пройдем по лужайке,  отыщем знакомые вам растения и вспомним их лекарственные свойства.

(Участники праздника останавливаются около подорожника)

(дети рассказывают о подорожнике его полезных свойствах)

Влад.Х

 Подорожник – умеет залечивать разные раны, помогает при ушибах и укусах. Случится такое – укусит вас пчела, приложите к месту укуса лист подорожника, и боль скоро пройдет. В современной медицине применяется консервированный сок подорожника.

Ребята вспоминают и рассказывают случаи из своей жизни, когда им на помощь приходили листья подорожника.

Настя.С

Анна Кулагина-Фурсина

Ты найдёшь его всегда

Вдоль дорожки без труда.

Листья крупные растут,

Подорожником зовут.

Он невзрачный и простой,

Но всегда помощник твой.

К ранке листик приложи

Да покрепче привяжи.

Ранка быстро заживёт,

Боль, обида пропадёт!

Егоровна:

– Кто из вас знает, какими лечебными свойствами обладает это растение?

Саша.

Отвар ромашки применяют при головных болях, используют при мытье волос, чтобы волосы стали красивее и быстрее росли.)

Тихон.

Маленькое солнце на моей ладошке, —

Белая ромашка на зеленой ножке.

С белым ободочком желтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

Зацвели ромашки – наступило лето.

Из ромашек белых вяжутся букеты.

В глиняном кувшине, в банке или чашке

Весело теснятся крупные ромашки.

 Егоровна:

-Ребята, но у вас не только растения я вижу, но и ягоду. Кто может рассказать?

Саша.С

Свежие ягоды малины богаты такими веществами, как глюкоза, фруктоза. В листьях малины содержится очень много аскорбиновой кислоты, а ягоды малины обладают жаропонижающим, противовоспалительным свойством.

Ярослав.

Сочную, сладкую Ягодку малину,

Обрываю с веточек И кладу в корзину.

А потом бабуля Сварит всем варенье,

Да, такое вкусное! Просто, объеденье!

 И зимой холодной, Если вдруг простыну,

 Мама скажет ласково - Ешь, сынок, малину!

автор: Н. Астахова

Егоровна:

Молодцы, ребятишки, вы уже много знаете о лекарственных растениях.

Но кто из вас может сказать о правилах сбора этого природного дара.

(Ответы – предположения детей).

Лекарственные травы заготавливают в определенные сроки, вдали от дорог, коров.

 Собирая лекарственные растения нельзя забывать о бережном отношении к окружающей природе, о том, что мы приходим в гости в Дом природы и должны соблюдать правила поведения и доброго отношения ко всем жителям этого большого Дома.

Очень много полезного о лекарственных растениях вы можете узнать из книг, которые ждут вас в детской, в школьных библиотеках.

 Егоровна:

-Ну, что мои милые внучата, понравилось вам путешествие по лекарственным травам, сумела я вам раскрыть небольшие тайны природы?

Жду вас в гости! А на память о сегодняшние встречи я хочу подарить вам небольшие памятки – книжечки, которые вы прочитаете всей семьей.

Всего доброго! До скорой встречи!

(Бабушка Егоровна переодевается в воспитателя).

Ведущая:

--Какие вы, молодцы! Почему у вас получилось выполнить задание? Потому что вас много?

Общее стихотворение.

Нас много, ребята

Нас много, ребята, пусть каждый из нас

Хоть кустик для сада посадит сейчас.

Пусть лучше и краше, сама как весна,

Становится наша родная страна.

(З. Александрова)

Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу

Рефлексивный анализ мероприятия:

Проведя образовательную деятельность с детьми в старшей группе по теме «Лесная аптека», считаю, что деятельность была эффективной, так как запланированные цели и задачи были выполнены. Мероприятие было построено в логической последовательности, все части взаимосвязаны между собой. Создавала проблемные ситуации, что способствовало поддержанию у детей познавательного интереса на протяжении всего мероприятия. Использовала игровой метод как ведущий, применяла средства наглядности. Активизировала речь детей, побуждая к высказываниям, повторению отдельных слов и фраз за воспитателем. Дети закрепили знания о многообразии лекарственных растениях и травах, об их пользе , о правилах поведения в природе, Активно отвечали на вопросы воспитателя, эмоционально откликались на игру. Занятие было проведено в соответствии с возрастом и  программными требованиями..

 Список литературы.

1. Землинский. С.Е. «Лекарственные растения».

2. Кислова.Н.Н. «Зеленая аптека».

3. Коробцова З. В.  «Лесная аптека».

4.  Кречетови Л.М..  «Ядовитые растения, их польза и вред».

5.  Люкшенкова Е.Я. «Травянистые растения»..

6. Саморугова. П.Г. «Как знакомить дошкольников с природой».

7. Учебное пособие «Красная книга».

8. Шорыгина Т.А. «Цветы – какие они».

 9. «Все обо всем». Энциклопедия. Растения.

Приложение.

 Картинки - отгадки.

http://dasha46.narod.ru/Encyclopedic_Knowledge/Biology/Plants/Flowers/2/camomile.jpg                       https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0966/0004d7dd-b9c7d88e/hello_html_m5bfc3877.png                  https://fs00.infourok.ru/images/doc/258/263563/hello_html_m13d96e75.pnghttps://library.kissclipart.com/20180901/jce/kissclipart-alvita-organic-red-clover-tea-caffeine-free-24-99a1951ab35d528f.jpg

https://recipesforhealth.ru/wp-content/uploads/2017/06/podorozhnik.jpg         http://detskiy-sad.com/wp-content/uploads/2017/01/yagodi-dla-detei-12.jpg                               http://pngimg.com/uploads/nettle/nettle_PNG3.png

                                                                                                                                                                         

Картинки к пословицам и приметам.https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1513669/7d597f0f-e5fb-431d-a674-c91899ee9991/s1200?webp=false

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=63cfeaf84d838bef9c0e2c54147df6f8&n=13https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/06ec/001563ab-f31d7086/hello_html_m468d462d.png

                             

https://i.artfile.me/wallpaper/30-11-2012/2583x1791/risovannye-zhivopis-painting-les-forest--683743.jpg

http://xn----ctbjabnscpgadnmofds1a9ml.xn--p1ai/images/rowan/05.jpghttps://sinhala.news.lk/media/k2/items/cache/873ab549883846dce90a91455041e533_XL.jpg

                   

http://3.bp.blogspot.com/_NEwJbW04klU/SwDeH6DxeiI/AAAAAAAAABM/Hn2AkyV9ZkE/s1600/baby_hands.jpghttp://printonic.ru/uploads/images/2016/04/04/img_5702bcd149ad5.jpg

https://domovenok-as.ru/images/125.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Лесная аптека на службе человека»

Программные задачи:- Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;- Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, монологическую речь; развивать познавател...

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы Лесная аптека на службе человека

Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять....

СЦЕНАРИЙ спортивно-экологического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Лесное приключение»

Цель: физическое воспитание, экологическое воспитание дошкольниковЗадачи:- учить детей выполнять законы природы; показать, что необходимо делать как для здоровья человека, так и для здоровья...

Конспект занятия в старшей группе «Лесная аптека"

Конспект НООД по окружающему миру в старшей группе. закрепить знание детей о лекарственных растениях и их значении....

Экологическое развлечение для детей старшего возраста "Природная аптека"

Театрализованное представление экологического характера "Природная аптека" дает возможность детям дошкольного возраста понимать значение растений для человечества и воспитывает желание береж...

СЦЕНАРИЙ спортивно-экологического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста. "Экологический поход".

Цель: Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.Задачи: 1. Закрепить знания и навыки поведения в природе.  Формировать правильную оценку св...

Театрализованное представление для старшей группы "Лесная аптека"

Познавательное театрализованное представление "Лесная аптека" предназначено для детей старшей группы или хорошо говорящих детей средней группы. Еж открыл в лесу аптеку и лечит лесных зверей ...