Сценарий викторины " Как я знаю русский язык?", посвящённой Дню русского языка для старшей и подготовительной группы
методическая разработка по психологии (старшая группа)


  • Цель:
    формировать представление о ценности родного русского языка, о необходимости бережного к нему отношения.
    Задачи
    Образовательные:
    - закрепить и систематизировать знания детей по образовательной области "Речевое развитие".
    Развивающие:
    - развивать фонематическое восприятие;
    - совершенствовать грамматический строй речи детей, обогащать её словарный состав.
    Воспитательные:
    - воспитывать уважение к культурному наследию своего народа, любовь и бережное отношение к родному языку.
    Материалы и оборудование:
    1) Мультимедийное оборудование с аудиозаписями:
    - веселая музыка "Выход Ириски";
    - танцевальная музыка для игры "Назови одним словом".
    2) Портрет А.С.Пушкина.
    3) Костюм Ириски.
    4) Звездочки - оценки.
    5) Бабочки на нитке ( по количеству детей).
    6) Цветы с картинками в серединке.
    7) Карточки "Многозначные слова".
    8) Карточки - загадки ( по количеству детей).
    9) Поощрительное угощение всем участникам ( от Ириски - всем ириски ).
    10) Приз победителю викторины.
    Ход викторины
    Ведущая
    - Ребята, скажите, на каком языке мы с вами разговариваем?(На русском). Верно. Русский язык очень красив и богат.Сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться между собой. И огромный вклад в развитие нашего с вами русского языка внёс известный всему миру и, конечно, знакомый вам великий русский писатель и поэт А.С.Пушкин. Поэтому сегодня, в день его рождения, отмечается Международный День русского языка.
    (Звучит веселая музыка.В комнату входит Ириска. Здравствуйте, ребята.Меня зовут Ириска, а живу я в детской телепередаче про русский язык, которая называется "Абэвэгэдэйка". Меня пригласила к вам Светлана Алексеевна, чтобы отпраздновать вместе этот замечательный день.Вы не против? Я очень рада!
    - Есть у каждого язык,
    Что родной навеки.
    Без родного языка
    Нету человека!
    Мы поем им , говорим
    С самого рожденья.
    Знать его мы все должны-
    Это без сомненья!
    Очень важно любить и хорошо знать свой язык. А вы его хорошо знаете? (Да!).
    Ведущая
    - А мы это сейчас и проверим. Сейчас мы проведём викторину "Как я знаю русский язык?".В ходе викторины будут звучать вопросы, предлагаться задания - нужно быть очень внимательными и быстрыми.Те , кто знает правильный ответ, поднимают руку. Кто первый поднял руку, тот и отвечает. Если ответ неправильный, пробует ответить кто - нибудь другой. За каждый правильный ответ участникам викторины будет вручаться звездочка.Тот, кто наберёт к концу игры больше всех звёздочек, станет победителем.
    Ириска
    - Условия игры - викторины всем понятны? Тогда начинаем. И вот первый вопрос:
    - Из чего состоит слово?
    ( Из звуков) Правильно! Первая звездочка нашла своего хозяина.
    Предлагаю поиграть.Игра называется "Бабочки и цветы". У вас в руках бабочки на ниточке, пока я читаю стишок, бабочки летают над цветами, как только стишок закончится, ваши бабочки должны опуститься на любой из этих цветков.Обратите внимание: в серединке каждого цветка картинка - слово. Чтобы получить свою звёздочку, вам нужно будет назвать первый звук в этом слове и ещё какое - нибудь другое слово, начинающееся на этот звук.
    ( Проводится игра "Бабочки и цветы", подводятся итоги, раздаются звёздочки).
    Ведущая
    - Молодцы, ребята! Многие справились с заданием, но а у кого не получилось, не огорчайтесь. Сейчас вам выпадет новый шанс заработать свои звёздочки.Присаживайтесь на стулья и слушайте внимательно следующее задание:
    " Придумайте словосочетание со словом Россия."(Великая Россия, любимая Россия, могучая Россия, славная Россия, непобедимая Россия, православная Россия,
    прекрасная Россия и т.д.).(Подводится итог).
    - А теперь Нужно составить предложение, в котором есть слово Родина.(Я люблю свою Родину. Моя Родина - Россия. Я скучаю по Родине. Солдаты защищают Родину. Я вернусь на Родину. Бологое - моя Родина .)
    Ириска
    - Ребята, вы, наверное, немножко устали? Я снова предлагаю вам поиграть, а кто то заодно и звездочки заработает.
  •  
     
    Игра называется " Назови одним словом". Пока звучит музыка, мы с вами будем танцевать, а как только музыка стихнет, я назову вам три разных слова, а вы замените три слова на одно общее. В круг скорей вставайте, игру начинайте.)
    ( Проводится игра "Назови одним словом:
    Корова, кошка, волк - животные.
    Синица, ворона, дятел - птицы.
    Подосиновик, сыроежка, мухомор - грибы.
    Яблоко, груша, банан - фрукты.
    Стол, шкаф, диван - мебель.
    Пять, восемь, два - числа
    Чашка, кастрюля, тарелка - посуда.
    Крыжовник, малина, смородина - ягоды.
    Василёк, роза, ромашка - цветы.
    Лук, помидор, картошка - овощи.
    ( Подводятся итоги.)
    Ведущая
    - Ребята, вы уже знаете, что некоторые слова в русском языке имеют несколько значений.Например , слово" коса "(демонстрирует карточки). Так вот слово "язык" тоже многозначное. Я разложила по комнате карточки - слова, вам нужно отыскать и принести мне только те из них, которые означают слово " язык"
    (Проводится игра "Найди все значения слова.":
    Язык во рту
    Язык колокола
    Язык пламени
    Язык какого - нибудь народа).
    Ведущая
    -А ещё в русском языке про одно и то же можно сказать разными словами. Например,
    быстрый - стремительный, громкий - звучный. Предлагаю поиграть в игру "Скажи по - другому"(Проводится игра: большой - огромный, громадный , великий;
    ароматный - душистый;
    привлекательный - приятный;
    добрый - добродушный, доброжелательный, благодушный, душевный;
    притомились - устали - замаялись.
    Бежать во весь дух - бежать быстро.
    Прикуси язык - Замолчи.
    От дома до садика рукой подать - близко.
    Ириска
    - А теперь присаживайтесь на стулья и попробуйте отгадать, какое слово я задумала:
    Пушистый, усатый, царапается и мурлыкает.(Котёнок) Молодцы! Сразу отгадали. А теперь ваша очередь загадывать.Я всем поочереди буду давать карточку - слово, а вы придумайте загадку.Если ребята отгадают вашу загадку, вы получите свою звёздочку.
    (Проводится игра "Загадки - отгадки".)
    Ведущая
    - И последний конкурс литературный. Русские народные сказки, русскую детскую литературу знают и любят во всём мире. Посмотрим, знаете ли её вы.
    1) К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты?
    2) Кто вышел из маминой спальни, кривоногий и хромой?
    3) Что попросил старик у золотой рыбки в первый раз?
    4) На чём ездил Емеля дурак в лес за дровами?
    5) Кто поджёг море синее?
    6) "Крылатый, мохнатый и ..."
    7) Кого князь Гвидон спас от когтей свирепого коршуна?
    8) Что хотели заказать по телефону зайчатки? А мартышки?
    9) Из чего был сделан домик Ниф - Нифа?
    10) Кто пришёл названным гостем в дом к трём медведям?
    Ну, что же, на этом наша викторина заканчивается.Пришло время подводить итоги.
    Ириска
    - Ой, как интересно! Давайте скорее звездочки считать!
    (Подводятся общие итоги.Награждаются победители)
    Ириска
    - Друзья! Вы все большие молодцы! Я очень рада была с вами познакомиться, но мне уже пора.До новых встреч! (Уходит.)
    Ведущая
    - Как сказал один известный писатель, русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после летнего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Русский язык - это сокровище, доставшееся вам в наследство. Берегите свой родной язык, не засоряйте его плохими словами, усердно обучайтесь грамоте и, конечно же, читайте, читайте книги. Всего вам доброго.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие, посвящённое 70-летию Победы для старшей и подготовительной группы

Целью данного мероприятия является развтие у детей патриотических чувств, чувства любви к Родине, гордости за советских солдат, одержавших победу в Великой Отечественной войне....

Тематическое занятие, посвящённое Дню Защитника Отечества (для старшей и подготовительной групп)

Данное занятие поможет педагогам расширить представления детей о Защитниках Отечества, а также познакомить  детей с различными родами войск, с некоторыми военными профессиями, с техникой, которая...

Сценарий праздника, посвящённого Дню России для детей старшей и подготовительной групп -2019г

Цель: Прививать любовь к Родине, воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, чувствовать свою причастность к ее жизни. ...

Сценарий квест-игры "Дорогами Великой Отечественной войны", посвящённый Дню Победы, для детей старших и подготовительной группы.

Сценарий состоит из двух частей: 1часть-торжественная, проходит в музыкальном зале; 2 часть-квест-игра проходит на територии детского сада....

Сценарий праздника посвящённого Дню российского флага (для старших и подготовительных групп)

Сценарий праздничного развлечение для старших дошкольников."День государственного флага Российской Федерации". Праздник проводится 22 августа.  В ходе мероприят...

«23 февраля - день рождения армии родной» сценарий утренника, посвящённый Дню защитника Отечества в старшей и подготовительной группе

Дорогие ребята! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы отметить особенный праздник День защитника Отечества. 23 февраля вся Россия будет поздравлять мужчин — ваших пап, братьев, дедушек с днем ...