Досуговое мероприятие для детей старшего возраста "Путешествие в Царьград"
план-конспект занятия (старшая группа)

Калягина Елена Игоревна

Наша страна имеет длинную и богатую историю. Одной из красивейших страниц этой истории стало создание письменности, а именно, алфавита.

Данное развлечение раскроет перед воспитанниками историю возникновения письменности, познакомит с создателями алфавита Кириллом и Мефодием. Дети смогут самостоятельно попробовать написать буквы славянского алфавита. Знание своей истории, создания алфавита и появления письменности прививает патриотические чувства воспитанникам, вызывает чувство гордости за свою страну, расширяет кругозор и словарный запас.

Ожидаемые результаты: воспитанники познакомятся с историей возникновения письменности на Руси, увидят, как выглядели буквы старославянского алфавита, расширят свои представления об окружающем мире, словарный запас, разовьют логическое мышление и внимание,  повысят качество своих знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalyagina_e.i._39_let_puteshestvie_v_tsaritsyn-grad.docx804.53 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 257 Тракторозаводского района  Волгограда»

400033, Россия, г. Волгоград, ул. им. академика Богомольца, 3а, тел/факс (8442)70-14-00 

e-mail: dou257@volgadmin.ru; http://mou257.oshkole.ru

 

«Путешествие  в Царицын-град»

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста,

посвящённое Дню славянской письменности.

Продолжительность мероприятия: 25 - 30 мин.

Автор:

воспитатель

Калягина Елена Игоревна

Волгоград

2021

Пояснительная записка

Наша страна имеет длинную и богатую историю. Одной из красивейших страниц этой истории стало создание письменности, а именно, алфавита.

Данное развлечение раскроет перед воспитанниками историю возникновения письменности, познакомит с создателями алфавита Кириллом и Мефодием. Дети смогут самостоятельно попробовать написать буквы славянского алфавита. Знание своей истории, создания алфавита и появления письменности прививает патриотические чувства воспитанникам, вызывает чувство гордости за свою страну, расширяет кругозор и словарный запас.

Ожидаемые результаты: воспитанники познакомятся с историей возникновения письменности на Руси, увидят, как выглядели буквы старославянского алфавита, расширят свои представления об окружающем мире, словарный запас, разовьют логическое мышление и внимание,  повысят качество своих знаний.

Реквизит: мультимедийная установка, музыкальный центр, 2 мольберта, пластилин, шаблоны с буквами, простые карандаши.

Содержание:

Дети под музыку заходят в украшенный в старославянском стиле зал. Их встречает «Буква О». (На экране заставка).

Буква О: Здравствуйте, гости дорогие! Рада вас приветствовать у меня в славном граде Царицыне. А знаете ли вы, что это за град такой? (Ответы детей). (Слайд 1)

Воспитатель: Правильно, ребята, так раньше назывался наш родной город Волгоград. Сегодня мы заглянем в далёкое прошлое нашей страны, у которой прекрасное имя – Россия! Как называется наша страна, в которой мы живём? (Ответы детей). (Слайд 2)

Буква О: Много лет назад наша страна называлась иначе – Русь, а жили в ней славяне, наши далёкие предки. Славяне значит, славный народ. Было это очень давно. Жили тогда люди в пещерах, в которых обитали медведи. И вот, когда наши предки выгоняли медведей из пещер, они заметили отметины на стенах внутри. Это медведи точили свои когти. Тогда-то люди стали тоже оставлять рисунки на стенах пещер. (Слайд 3) Так, на каменных пещерах можно было увидеть множество изображений птиц, зверей, людей, лодок. Такое письмо называлось пиктографией, или рисуночным письмом. И таким образом, стала развиваться первобытная письменность на Руси. Но не было тогда ни книг, ни азбуки, ни письма. И задумались однажды два брата Кирилл и Мефодий, как бы им придумать такие буквы, чтобы славяне могли читать и писать. Братья Мефодий и Кирилл были православными монахами. Проживая в греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских народов: «кириллицу» и «глаголицу». В 1991 году в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности. Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию. Каждая буква имела свое название: «Аз», «Буки», «Веди». Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «глаголь» и др. (Слайд 4)

Воспитатель: Какие все буквы красивые, старинные! На тебя похожи они «Буква О».

Буква О: Да, это все мои родные братья и сестрицы.

Воспитатель: А наши ребята тоже буквы знают.

Буква О: Вот сейчас я и проверю, как вы знаете буквы.

Игра «Буква и слово»: «Буква О» называет букву, а дети придумывают на эту букву слово.

Буква О: И правда, знают буквы. А у меня есть задание потрудней.

Игра «Допиши букву»: «Буква О» раздает картинку с буквой, у которой не дописан один или два элемента, и шаблоны букв. Дети называют варианты  букв, выбирают подходящий шаблон и рисуют букву. Затем лепят эту букву из пластилина.

Воспитатель: Ну, теперь ты убедилась, что наши ребята знают буквы?

Буква О: Да. А теперь я хочу проверить вашу смекалку.

Игра «Отгадай, что это»  

Буква О:   Не куст, а с листочками. Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (Книга). (Слайд 5)

На странице букваря тридцать три богатыря. Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей. (Алфавит). (Слайд 6)

Отгадай, что за вещица: Острый клювик, а не птица. Этим клювиком она, сеет, сеет семена. Не на поле, не на грядке- На листах твоей тетрадки. (ручка) (Слайд 7)

Хоть я и не прачка, друзья, стираю старательно я. ( резинка) (Слайд 8)

С виду черные, кривые. От рождения немые. А как только встанут в ряд, Сразу все заговорят. (буквы) (Слайд 9)

Заливается звонок, Начинается …(урок) (Слайд 10)

Я люблю прямоту, я сама прямая. Сделать ровную черту всем я помогаю. ( линейка) (Слайд 11)

Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет! ( школа) (Слайд 12)

- Ух, какие молодцы! Все мои загадки разгадали.

Воспитатель: Настоящие знатоки! А для чего нужны нам буквы? (Ответы детей) Правильно, чтобы писать книги. А зачем нужны людям книги? (Ответы детей)

- Мы много читаем книг: рассказов, стихов. Но с самого раннего детства мы все любим сказки.  Какие вы сказки знаете? А давайте проверим?

Игра «Угадай сказку».
1)Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка) (Слайд 13)
2)Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино) (Слайд 14)
3)Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя) (Слайд 15)
4) В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят) (Слайд 16)
5)Исполнила три желания,
Но старику в наказание
За старухины три ошибки
Все обратно взяла (Золотая рыбка)... (Слайд 17)
6) Бабка старая, бабка древняя,
Черный кот, костяная нога,
В русских сказках злодейка первая.
Дети, это же (Баба Яга)... (Слайд 18)

Буква О: Замечательно! Все сказки отгадали. Значит, вы любите читать. Я вами горжусь! Братья Кирилл и Мефодий –гордость всего славянского Мира. Они говорили: «Разве не для всех светит солнце, Разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит Земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота.» Россия гордилась и будет гордиться своей письменностью!
Воспитатель: Сегодня мы побывали в прошлом  и узнали, как появился наш алфавит. Отгадывали загадки и сказки. Потренировались в лепке букв из пластилина. Закончилось наше дивное путешествие. Понравилось вам наше приключение? (Ответы детей). Я предлагаю  отправиться обратно в детский сад. До свидания «Буква О». Спасибо тебе за твой удивительный рассказ.

Помним мы с детства знакомые звуки,

Вот это вот Аз, а это вот Буки,

Кириллу с Мефодием слава и честь,

За то, что славянская письменность есть.

И ценит весь мир нашу культуру,

Читает взахлёб нашу литературу,

Пусть годы проходят, проходят века,

Культура славянская будет всегда!

А я прощаюсь с вами сегодня. Берегите себя и помните свою историю!

(Дети под музыку покидают зал)

Приложение 1

https://rusinfo.info/wp-content/uploads/a/7/8/a782424a74130ba4cdd5aac996981281.jpg

Приложение 2

Шаблоны букв

https://vtk-moscow.ru/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8/fontsesrdtfyghuijokl.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досугового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста Тема: День Защитника Отечества»

Конспект досугового мероприятия для детейстаршего дошкольного возраста              Тема: День Защитника Отечества»...

Досуговое мероприятие для детей старшего возраста "Космическое путешествие"

Закреплять представление детей о космосе, космодроме и профессии космонавта.  Развивать мышление, память, умение сосредотачиваться, работать в команде....

Досуговое мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по ПДД

Методическая разработка для воспитателей ГБДОУ....

Досуговое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста "Праздник цветов".

С наступлением весны все мы хотим порадовать своих детей весенним праздником. Надеюсь, что мое развлечение будет Вам полезным!...

Конспект досугового мероприятия для детей старшей группы "Карусель народных игр"

Конпект досугового мероприятия для детей старшей группы в рамках мультикультурного образования....