Сценарий осеннего тематического занятия с элементами фольклора «Осенние посиделки» для детей старшего возраста (6-7 лет) в группе компенсирующей направленности с ТНР
материал (подготовительная группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_osennie_posidelki.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий осеннего тематического занятия с элементами фольклора «Осенние посиделки» для детей старшего возраста (6-7 лет) в группе компенсирующей направленности с ТНР

Под музыку парами, небольшими группами входят в зал дети, останавливаются врассыпную, читают стихи об осени.

Ребенок: Солнышко усталое, скупо греешь ты!

Желтые да алые кружатся листы.

В шелесте да шорохе наш осенний сад.

На дорожках ворохи желтые лежат.

Ребенок: В золотой карете, что с конем игривым.

Проскакала осень по полям и нивам.

Добрая волшебница все переиначила

Ярко-желтым цветом землю разукрасила.

Песня «Осенняя песня», муз.и сл. Н.П.Бобковой

Хозяюшка: Здравствуйте, люди добрые, приятно видеть вас в добром здравии. Как в далекую старину люди русские собирались по вечерам после трудового дня. Кто попеть, кто поплясать, а кто и доброе слово молвить… Так и мы собрались позабавиться да потешиться. Перво-наперво, ребята, давайте дорогих гостей доброй песней приветим.

«К нам гости пришли», муз. А.Александрова, сл. М.Ивенсен

В конце песни девочка с поклоном выносит каравай хлеба.

После песни дети садятся наместа.

Хозяюшка: А знаете, ребята, откуда хлеб к нам на стол пришел? С полей! С ранней весны до осени крестьяне растят хлеб, трудятся не покладая рук, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб пришел. А вы знаете поговорки о хлебе и о труде?

Пословицы и поговорки о хлебе (игра «Веночек»)

(Дети встают кругом, передают друг другу веночек под музыку. У кого веночек оказывается в руках, когда музыка смолкла - тот говорит пословицу или поговорку.

Ведущий: Ну-ка, дружно в круг вставай, да венок передавай, у кого в руках веночек- поговорку называй)

Дети:

- Хочешь есть калачи- не сиди на печи

- Труд кормит, а лень портит.

- Что посеешь, то и пожнешь.

- Маленькое дело лучше большого безделья.

- Дело мастера боится.

- Была бы охота- будет спориться и работа.

- Будет хлеб – будет и песня.

- Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.

- Какова пряха, такова на ней и рубаха.

- Без труда - нет добра.

- От скуки бери дело в руки.

- Хлеб – всему голова.

Дети садятся на места.

Хозяюшка: Девчушки наши нарядились, вон нарядные какие. А давайте и мам наших нарядим.

«Кто быстрее нарядится на праздник»

(Дети сидят вдоль боковых стен зала. На двух стульчиках сложены платок, пояс, сарафан и рубашка. Дети передают по очереди все эти предметы мамам, они одеваются. Ведущая просит мам показать свои наряды.

Мамы проходят под музыку по кругу одна вправо, другая влево)

Раздается стук в дверь, входят Дед и Бабка с корзиною.

Бабка: Дед, поздоровайся с людьми!

Дед: Нет, ты первая здоровайся!

Бабка: Давай вместе!

Вместе: Здравствуйте, люди добрые!

Ребенок: Проходите, гости дорогие, не замерзли ли?

В октябре на одном часу и дождь, и снег.

Ребенок: И то правда. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.

Ребенок: На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима!

Бабка: Спасибо, милые. Дома не сидим, в гостях не стоим.

Мы поближе к печке сядем, на улице слякоть, а у печки тепло, хорошо.

Дед и Бабка садятся на лавочку перед печкою.

Бабка(вздыхает): «О-хо-хо!»

Дед: Что такое с моей Бабкой?

То слезу смахнет украдкой,

То задумчива сидит, ничего не говорит.

Что с тобой, скажи, случилось?

Бабка: Охо-хо! Да вот приснилось

Что опять я молода,

Улетучились года!

И как раньше в сентябре

Мы собрались на дворе,

Чтобы лето проводить,

Хороводы поводить.

Встретить осень золотую.

Вот сижу я и тоскую!

Дед: Ну и Бабка! Во дает!

Кто же молодость вернет?

Хватит, Бабка, слезы лить.

Хватит скуку разводить!

Ты пошла бы в огород,

Посмотрела, что растет.

Бабка: Нет, ты иди!

Дед: Ладно, пойду посмотрю, что на нашем огороде выросло.

Дед (выводит Репку-девочку)

Ну и Репка! Вот те на!

Ну-ка, подь сюда, жена! (Садятся)

Инсценировка сказки «Репка»

Рассказчик: Посадил Дед репку,

Выросла репка большая – пребольшая.

Репка: Вот я какая! (покружилась и присела на стульчик)

Рассказчик: Стал Дед репку тянуть.

Дед: Дедка за репку!

Дети хором (поют): Тянет-потянет, вытянуть не может! Барыня ты моя, сударыня ты моя!

Рассказчик: Позвал Дед Бабку

Дед: Бабка, иди репку тянуть!

Бабка: Бабка за дедку!

Дед: Дедка за репку!

Дети хором (поют): Тянет-потянет, вытянуть не может! Барыня ты моя, сударыня ты моя!

Рассказчик: Позвала Бабка Внучку!

Бабка: Внучка, иди репку тянуть!

Внучка: Внучка за Бабку!

Бабка: Бабка за Дедку!

Дед: Дедка за репку!

Дети хором (поют): Тянет-потянет, вытянуть не может! Барыня ты моя, сударыня ты моя!

Рассказчик: Позвала Внучка Жучку

Внучка: Жучка, иди репку тянуть!

Жучка: Жучка за Внучку!

Внучка: Внучка за Бабку!

Бабка: Бабка за Дедку!

Дед: Дедка за репку!

Дети хором (поют): Тянет-потянет, вытянуть не может! Барыня ты моя, сударыня ты моя!

Рассказчик: Позвала Жучка Кошку.

Жучка: Кошка, иди репку тянуть!

Кошка: Кошка за Жучку!

Жучка: Жучка за Внучку!

Внучка: Внучка за Бабку!

Бабка: Бабка за Дедку!

Дед: Дедка за репку!

Дети хором (поют): Тянет-потянет, вытянуть не может! Барыня ты моя, сударыня ты моя!

Рассказчик: Позвала Кошка Мышку.

Кошка: Мышка, иди репку тянуть!

Мышка: Мышка за Кошку!

Кошка: Кошка за Жучку!

Жучка: Жучка за Внучку!

Внучка: Внучка за Бабку!

Бабка: Бабка за Дедку!

Дед: Дедка за репку!

Дети хором (поют): Тянет-потянет, вытянули репку! Барыня ты моя, сударыня ты моя!

Дед: Молодцы! Дружно репку тянули!

Теперь можно и поплясать!

Бабка: Рано еще плясать. Еще картошка не вся убрана!

Эстафета «Кто быстрее соберет картошку»

(В двух обручах насыпана картошка. Дети делятся на две команды, берут по одной картошке в ведро, бегут и высыпают ее в мешки Бабке и Деду. По окончании считают, кто больше собрал картошки)

Дед: Шустрые ребятишки! Мигом два ведра картошки насобирали, теперь можно и попеть!

Бабка: Рано еще петь! Кто капусту на зиму рубить будет?    

Дед: А хороша ли нынче капуста уродилась?

Бабка: А может нам ребята об этом расскажут?

Песня «Капуста», муз. Д.Львова-Компанейца,сл. И.Мазнина

Дед: Ну что, Бабка, довольна капусткой?

Бабка: Маловата, маловата… Может, нам родители помогут капустку завивать? Беритесь все за руки, будем капусту завивать.

Хоровод «Вейся, капустка…» (с родителями)

Игра с капустой

(Дети и родители становятся в круг и под музыку передают капусту друг другу, как только музыка смолкает, в круг выходит и танцует тот, у кого в руках капуста.

В конце игры ведущий просит определить вес капусты. Кто точнее всего назовет вес кочана, тот и получает кочан капусты в подарок.

Дед: Хорошие у нас помощники растут! И картошку собрать помогли, и капусту, теперь на радости и поплясать можно!

Бабка: Можно, дедка Николай!

Пляска Деда и Бабки.

Бабка, запыхавшись, садится на лавочку, обмахивается платком

Ребенок: Опустел скворечник –

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.
Ребенок: Целый день сегодня

Все летят, летят.

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Ребенок: Птицы к югу потянулись,

Значит, осень на дворе.

Рано утром мы увидим

Белый иней на траве.

Сбросили деревья листья,

Ярко-синяя река,

Словно в зеркале холодном

Отражает облака.

Бабка: Листья на землю упали,

Птички певчие пропали.

Сентябрю пришла пора

И ушел он со двора.

Дед: Пришло время октября- свадебника.

Время свадеб веселых да шумных!

А помнишь, ярмарки-то какие были!

Бабка: Помню… песни пели, танцевали, играли.

Дед: А карусель помнищь?

Бабка: Помню… интересная игра…

Игра «Карусель» (с родителями) + зонтик с лентами

Бабка: Что ты, Дед, не ешь, не пьешь?

Себе места не найдешь?

Может, малость захворал?

По хозяйству ли устал?

Вижу плохо твое дело!

Дед: Ты мне, бабка надоела!

Вот возьму и разведусь!

На молоденькой женюсь!

Бабка: Ну и старый! Ха-ха-ха!

Вы видали жениха? (бабка обиделась)

Дед: Слышишь, Бабка, не сердись,

Ты со мною помирись!

Не расстаться нам видать,

Будем вместе доживать!

Бабка: Ладно, дедка Николай,

Сиди дома, не гуляй!

Дед: А вы, ребята, выходите,

С бабкой нас повеселите!

Танец с ложками

Бабка: Дед, а что на празднике главное?

Дед: Главное на празднике веселье!

Бабка: И детишкам угощенье! (Ставит корзину, накрытую платком на стол/лавку)

Дед: Спасибо за веселье, а нам пора домой.

До свидания, люди добрые!

Дед и Бабка вместе: Спасибо этому дому, пойдем к другому.

Дед и Бабка уходят.

Хозяюшка: Я посмотрю, что в корзинке, там, наверное, подарок от Бабушки и Дедушки. Заглядывает в корзину, и находит там записку.

«Дорогие деточки! Отгадайте-ка нашу загадку! Как загадку отгадаете, где искать сюрприз узнаете. Ваши любимые Дедушка и Бабушка.»

Четыре ноги,

Два уха,

Один нос

Да брюхо. (Самовар)

Когда дети отгадали загадку (возможно с помощью родителей), они заглядывают в самовар, а там еще одна записка.

«Ха-ха-ха, хо-хо-хо! Это слишком уж легко!

Вновь загадку отгадайте, где искать сюрприз узнайте!

А загадочка такая, а загадка не простая:

Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.

То она печет блины,

То показывает сны. (Русская печь)

Ваши любимые Бабушка и Дедушка»

Хозяюшка заглядывает в печь, смотрит, нет ли подарков в печи. В печи находят корзину с яблоками.

Хозяюшка читает записку, найденную там же в корзине:

«Яблочками угощайтесь, в холода не простужайтесь!

Счастья, радости, везенья и улыбок в день осенний!»

Бабка и Дед из-за кулис: Ваши любимые Бабушка и Дедушка!

Хозяюшка: Наш праздник подошел к концу. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Монография "Развитие детей раннего возраста с нарушением зрения в группах компенсирующей направленности"

Книга адресована тифлологам, воспитателям специальных дошкольных учреждений, а также родителям, имеющим детей с нарушением зрения. Авторами представлены разработанная система и конкретные рекоме...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности

Возраст детей: 6 -7  летВиды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.Образовательные области:  речевой развитие,   познавательное развитие.Цель:...

Конспект НОД по речевому развитию детей дошкольного возраста 4-5 лет в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме: "Новоселье"

     Конспект НОД по теме "Новоселье". Цель занятия:  совершенствование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи  на начальном э...

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности на тему «Дикие животные наших лесов»

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое ра...

Занятие по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Золотая осень»

Занятие являлось  обобщающим после проведения ряда тематических занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использ...