Открытое занятие по изучению родного языка
план-конспект занятия (средняя группа)

Сариева Любовь Павловна

Тема НОД: "Цаhан Сар"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_izucheniyu_rodnogo_yazyka.docx541.4 КБ

Предварительный просмотр:

    ОТКРЫТОЕ  ЗАНЯТИЕ  ПО  ИЗУЧЕНИЮ  РОДНОГО  ЯЗЫКА

             (ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ   ИНСЦЕНИРОВКА)

           ТЕМА:  «Цаhан Сар»

Составила : Сариева  Любовь  Павловна

     Педагог дополнительного  образования

Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Сельский национальный детский сад  «Малыш»      с.Ульдючины

Цель: Знание обычаев и традиций встречи праздника Цаhан Сар.

Задачи: Закрепить знания детей о традициях празднования праздника.

Вызвать желание участвовать в празднике, создать радостную атмосферу.

Воспитывать интерес к национальным праздникам.

Ведущий : Мендвт, мана энкр бичкд д!

-Увл с эр л менд hарвт?

Ведущий :Здравствуйте дорогие гости!

Ведущий 1:Цаhан Сар –хаврин байр гиж ик кез н с авн тоолдг юмн. Киитн вл чилв,хавр ирв, тег к крх, мал теегт hарч идшлх- гиж санж мтн ик р байрлдг б смн. Цаhана с н дрл цугтан мтн цуглрад, н р кедг б смн. Эндр бидн таднла хамдан хальмгудын Цаhана с н др н темдглхвидн!

Цаhана йор л :

Эн ирсн Цаhан Сар,

лз т байрта болтха!

К нд вл с гем уга hарад,

к кд - к в д н таалад,

Амулнг менд, жирhж йовтн!

Ведущий: Ода мана бичкд д таднд цаhана йор л келж гх

Арина: Н ртн с хн болтха

Наснтн ут болтха

Суусарн нр болтн,

Б с рн байн болтн!

София : Сансн санантн к ц

К нд кел л уга

Нохад хуцл уга

Алтн ола эрг л

Менд амул болтн!

Байр: Улан ц нь зандр,

Уухнь дее бол,

Уусн маднд аршан бол

Ут наста, бат кшгт

Олн деедс заях болтха!

Надвид : лз кишгтн бат бол

Авсн наснтн лз т бол

Оньдин д рвн цагт

Менд амул ир тн!

Ведущий: Вот и наступил долгожданный в нашей степи праздник-

Цаhан Сар!

Издревле калмыки почитали его, как праздник наступления весны, пробуждения природы. Цаhан празднуется через два месяца после Зул, в первый же день первого весеннего месяца и месяц этот называется Цаган сар. Калмыки с нетерпением ждали этого дня, во- первых потому, что кроме праздников у калмыков не было больше дней для веселья и встреч.

Во-вторых, с наступлением весны заканчивалась трудная зимовка с пронизывающими ветрами и снежными заносами, появлялась зеленая травка в степи, а значит, можно было выгонять скот на пастбища.

Так же как и в давние времена начинает Весна свой весенний и сказочный путь.

Птичьи песни звучат все ярче и ярче, суслики выглядывают из норок…

Дети, а какие птицы первыми прилетают из теплых краев?

Дети: грачи. скворцы и ласточки) хар кер,укр хар, харада.

Ведущий: Чик, с н!

Кстати о сусликах, каждый год перед Ца ан Саром калмыки уходили в степь, чтобы увидеть этих степных зверьков.

Если суслик –Зурмн измучен долгой холодной зимой, стал очень худым, почти не свистит.

-Значит, год обещает быть трудным, а если суслики оживленно пересвистываются, активно передвигаются, то год обещает быть благополучным, весна будет теплой, лето не жарким, животные дадут хороший приплод, а урожай будет богатым!

Свист суслика

Ведущий : Слышите, ребята это свистит суслик. Как мы его называем на калмыцком языке? Правильно, Зурмн. Зурмн идет к нам в гости!

(под музыку в зал забегает Зурмн - суслик)

Зурмн: Мендвт бичкд д!

Менд Ээ, Менд Нарн, менд Хавр, менд Ца ан Сар

Ээж эндр мини арсн др!

Ведущий Ээж: вр с н! Очень хорошо! Сегодня праздник Ца ан Сар и день твоего рождения! Зурмн поздравляю тебя!

Оньдин д рвн цагт

Хальмг ргн теегт

Хавр авчиряд ишкр д, йор h д амрж, жирhж йов!

Зурмн : Ханджанав Ээж!

- Ода мана бичкд д чамд «Ээ ин хаша дотр» гидг ду дуулж гх!

Ведущий : На праздник Ца ан Сар калмыки готовили вкусные угощения, это махан шелтяган, б риги, хуурсн махн и многое другое, но самое главное кушанье на праздник Ца ан Сар –борцоги. Особенность этих борцогов в том, что пекутся в виде разных фигурок.

-Дети, а какие виды борциков вы знаете, которые делают на

Цаган Сар (цельвг,хорха, жола,кит, мошкмр,шовун,хуц, темян)

Цаhан цасн х лн

Цаhан сар ирн,

Ээж борцг кен

Куукд биилж дуулна!

Танец с пиалами (исполняют девочки)

Зурмн : Ода куукд, т лврт туульс би таднд келж гн в.

1. Нудн бультхр. Чикнь сертхр (туула)

2. Шарлжн дотр шар алтн (арат)

3.hал шил нудт, hанцарн йовдг баатр (чон)

4.hазрин вснд тарhлна, hасн болад шована

Намртнь ич нд н орна, нарта хаврар hарна (зурмн)

Чик сян, вр ухата бичкдуд!

Зурмн : дети, давайте с вами поиграем игру «Х ч, чон хойр»

Ведущий : Мана бичкдуд таднд

«Шарка Барка гидг би биилж гх!

(Дети танцуют общий танец)

Ведущий : Зурмн, по калмыцкому обычаю на Цаган Сар дарят подарки, мы приготовили тебе белг! (дарит подарок зурмн)

Зурмн: От всей души благодарю за ваш белг, теплый прием, я тоже пришел не с пустыми руками и принес вам подарки! (отдает коробку с подарками)

Пришла пора расставаться. Я рад, что в вашем детском саду живут веселые и дружные ребята! Менд б тн!

Ведущий:

Жил болhн иигж,

С хн Хавран тосч

Байран hарhж,

Цаhаhaн кеж

Тенгрин вчн уга,

Олн мтн байрлж

Ут нас наслж,

Амулнг менд йовтн!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопед не рекомендует занятия по изучению иностранных языков

Негативные последствия несвоевременного изучения иностранных языков...

Изучение родного языка в дошкольном возрасте

Изучение родного языка в дошкольном возрасте...

Кейс - технология, как способ изучения родного языка в детском саду. Подготовительная группа.

Кейс технологии в обучении родному языку в подготовительной группе детского сада в рамках УМК. Как мы знаем запас слов подготовительной группы весьма ограничен. Дети русскоговорящие активно испол...

Формирование у детей дошкольного возраста чувства национальной гордости при изучении родного языка, культуры, обычаев и традиции

Районное методическое объединение педагогов – организаторовМ Б Д О У №1 « Нальмес»    КОНСПЕКТ НОД«Формирование у детей дошкольного возраста чувства национа...

Родной язык: важность и значимость изучения родного языка

Родной язык: важность и значимость изучения родного языка«Язык наш веками отточен,Как дедовский нож на бруске,Язык наш без промаха точен,Как пика в умелой руке.Всему – и бушующей вьюге,И н...