Сценарий литературно - музыкального представления "Там, на неведомых дорожках" Подготовительная группа
методическая разработка (подготовительная группа)

Татьяна Владимировна Галицкая

Представленное  литературно – музыкальное представление организованно в рамках проведения мероприятий, посвященных Году Театра – 2019. Участники театральной постановки – дети подготовительной группы №9 «Фантазёры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_po_pushkinu_2.docx82.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

http://pjof.ru/385/21667.jpg

Сценарий литературно – музыкальное представление

«Там, не неведомых дорожках».

Представленное  литературно – музыкальное представление организованно в рамках проведения мероприятий, посвященных Году Театра – 2019. Участники театральной постановки – дети подготовительной группы №9 «Фантазёры». В течение 2016 – 2019 годов мы с детьми занимались театрально – игровой деятельностью. Доминантным направлением театральной игры  стало -создание целостного спектакля. Представление «Там на неведомых дорожках» - результат нескольких лет работы с детьми.  Именно организация коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля помогла нашим маленьким  артистам повысить уровень актёрского мастерства  и сценической культуры. В этом представлении участвовало 24 человека. Дети играли  по две роли. Я как педагог и режиссёр очень рада и счастлива. Ведь мои труды не прошли даром. Я вижу достижения моих воспитанников. Благодаря театру дети научились видеть прекрасное в жизни,  и в людях.

Действующие лица:

Учёный кот.

Леший.

Русалка.

«Избушка».

Королевич.

Царь.

Царевна.

Волк.

Баба – Яга.

Кощей.

Девицы.

Царь Дадон.

Золотой петушок.

Мудрец.

Воевода.

Старший сын.

Младший сын.

Шамаханская царица.

Гонец.

Войско.

Жители царства. Войско.

Золотая рыбка.

Старуха.

Старик.

Дети – море.

Царевна Лебедь.

Коршун.

Князь Гвидон.

Балда.

Бесёнок.

Зайчонок.

Цель:

Создание условий для совместной подготовки детей, педагогов и родителей к театрализованному представлению.

Задачи:

Глубже познакомить детей с содержанием  сказок  и творчеством А. С. Пушкина.

Совершенствовать интонационную выразительность речи, артистические способности и культуру сценического искусства.

Материал и оборудование:

«У лукоморья»:  Дуб, объёмная избушка, цепь, дорожка со следами, плоскостное изображение «Борьба колдуна с богатырём», ступа, сундук с сокровищами.

«Вступление»:  Декорация комнаты с  изображение окна, скамейка, пяльца.

«Сказка о Золотом петушке»: Баннер с изображением панорамы русского города. Строитель - мягкие модули – «Город». Трон,  «лошадь» – конь на палочке, прозрачный мешок для петушка, шатёр, синяя ткань – «море».

«Сказка о Царе Салтане»: Музыкальные инструменты, ель, дом, орешки для белочки, лук, стрелы.

«Сказка о рыбаке и рыбке»: Баннер с изображением моря, «Невод» - сети, дом, забор, пяльца.

«Сказка о попе и работнике его Балде»: игрушечный заяц.

Звучит музыка. На сцене расположились все действующие лица, они как живая картина. На заднем плане большой дуб, за которым сидит кот учёный.

Действие первое. «У Лукоморья».

Звучит музыкальная фонограмма с текстом из поэмы «Руслан и Людмила»

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том: Действующие лица оживают, перемещаются, иллюстрируя звучащие стихи.

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево - сказку говорит.  Музыка. Вперёд выходит леший и замирает.

Там чудеса: там леший бродит. Меняет своё место русалка.

Русалка на ветвях сидит.Музыка. Затем идёт текст, во время которого  Леший стелет дорожку со следами и меняет своё место избушка.

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей. Музыка. Пока звучит текст, витязи делают круг по сцене и замирают.

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

Тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской. На музыке с текстом идёт бой королевича и царя.

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя. Музыка. Во время звучания текста через сцену под потолком передвигаются плоскостные изображения: Колдун и богатырь.

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря.  Музыка.  Перемещаются царевна и волк.

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит. Музыка. Ступа меняет своё место.

Там ступа с Бабою – Ягой

Идёт, бредёт сама собой. Музыка. Кощей с сундучком выходит на передний план и садится на пол, открывает сундучок, перебирает драгоценности.

Там царь Кощей над златом чахнет. Музыка звучит легко и раздольно.

Там русский дух… там Русью пахнет!

Музыка затихает, но ещё слышна.

И я там был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Занавес закрыт. Музыка звучит громко, все герои Лукоморья под музыку раскланиваются и плавно, не спеша, уходят со сцены за кулисы. Затем переодеваются для исполнения других ролей, по содержанию сценария. Убираются декорации: дуб, избушка.  Музыка стихает.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю  теперь по свету…

Действие второе.  Вступление.

Занавес закрыт. Перед занавесом слева расположена декорация комнаты, скамейка, прялка.  Звучит русская народная музыка. Девочки в русских народных костюмах под музыку  «выплывают»  из – за кулис.   Исполняют танец. После окончания танца три девочки присаживаются на скамейку, и начинается диалог:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком(Звуковая фонограмма)

Говорит одна девица,-

«Кабы я была царица, -

То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир».

Говорит её сестрица, -

«Кабы я была царица, -

Я б на целый мир одна

Наткала бы полотна».

Третья молвила девица,_

«Кабы я была царица, -

То на нашу Русь одна

Приготовила б сполна

Праздник сказок я большой,

Чтобы сказок хоровод

Не смолкал бы целый год!

Только вымолвить успела, (Звуковая фонограмма)

Сказки Пушкина все в раз

Зазвучали в тот же час!

Действие третье. Отрывок из сказки «Сказка о золотом петушке».

После хоровода остальные девочки рассаживаются на стульчики по краям сцены. Убираются декорации комнаты. Открывается занавес. На заднем плане баннер с изображением панорамы русского города. Звучит музыка. Под музыку выбегают действующие лица с модулями,  и, рассредоточившись по сцене,   строят «город», в центр выставляется царский трон. Закончив строить,  дети занимают места возле построек, становятся «Жителями царства». Царь Дадон садится на трон. Музыка стихает, и все участники говорят хором.

Все

Негде в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве…

Царь Дадон садится на трон. Все поворачиваются к нему, и, указав на него рукой, хором говорят.

Все: Жил – был славный царь Дадон. Царь  встаёт, выходит вперёд.

Дадон(говорит, делая упражнения, которые демонстрируют его силу).

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело;

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

 И покой себе устроить.

Житель.

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

Воевода

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

Сыновья выходят вперёд, смотрят на юг и на восток.

Старший сын

Воеводы не дремали,

Но никак не успевали.

Младший сын.

Ждут, бывало, с юга – глядь –

Ан с востока лезет рать!

Житель.

Справят здесь – лихие гости

Идут от моря..

Дадон.

Со злости

Инда плакал Царь Додон,

Инда забывал и сон.

Житель.

Что и жизнь в такой тревоге!

Что и жизнь в такой тревоге!

Житель.

Вот он с просьбой о подмоге

Обратился к мудрецу,

Звездочёту и скопцу. На середину сцены выбегает гонец «на лошадке». К нему пристраивается мудрец с петушком в мешке.

Житель.

Шлёт к нему гонца с поклоном..

Житель.

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка…

Мудрец снимает с петушка мешок.  Петушок важно прохаживается и выполняет несколько танцевальных движений.

Жители вместе.

Золотого петушка!

Золотого петушка!

Мудрец.

Посади  ты эту птицу, -

Молвил он царю, - на спицу;

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой:

Коль кругом всё будет мирно..

Так сидеть он будет смирно.

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Вмиг тогда мой петушок..

Петушок (выбегает на середину зала)

Приподнимет гребешок,

Закричит и встрепенётся,

И в то место обернётся.

Дадон.

За такое одолженье Волю первую твою

Я исполню, как мою.  (Мудрец уходит).

Житель.

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность, где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся и кричит.

Петушок.

Кири – ку – ку!

Царствуй, лёжа на боку!

Житель.

И соседи присмирели,

Воевать уже не смели.

Житель.

Таковой им царь Дадон

Дадон.

Дал отпор со всех сторон! Музыка, перемещение среди жителей города.

Житель .

Год, другой проходит, мирно,

Петушок сидит всё смирно.

Житель.  (Тревожно)

Вот однажды царь Дадон

Страшным шумом пробуждён. Выбегает воевода, падает перед Дадоном на колени.

Воевода.

Царь ты наш! Отец народа!

Государь! Проснись! Беда!

Дадон.

Что такое (зевая), господа?

А?  Кто там? (зевая). Беда какая?

Воевода.

Петушок опять кричит;

Страх и шум во всей столице.

Житель.

Царь к окошку – ан на спице,

Видит, бьётся Петушок,

Обратившись на восток.

Дадон(принимает воинственный вид).

Медлить нечего: Скорее!

Люди,  на конь! Эй, живее!

Старший сын (подходит к царю, тот его благословляет).

Царь к востоку войско шлёт,

Старший сын его ведёт.

Житель.

Петушок угомонился,

Шум утих, и царь забылся.

Житель.

Вот проходит восемь дней,

А от войска нет вестей.

Воевода.

Было ль, не было ль сраженья, -

Нет Дадону донесенья.

Петушок выбегает на середину зала.

Ку – ка – ре – ку!

Жители (В страхе)

Петушок кричит опять!

Дадон.

Кличет царь другую рать!

Выходит младший сын и с ним войско.

Младший сын.

Сына он теперь меньшого

Шлёт на выручку большого.  Дружина сына уходит. Звучит тревожная музыка.

Житель.

Снова вести нет от них!

Снова восемь дней проходит;

Люди в страхе дни проводят.

Петушок.

Ку – ка – ре – ку!

Жители (в ужасе).

Петушок кричит опять!

Дадон.

Царь скликает третью рать

И ведёт её к востоку,

Сам не зная, быть ли проку. Дети убирают – модули «город». Музыка. На авансцену выходит Дадон со своим войском и маршируют вокруг зала.

Войско (маршируя).

Войска идут день и ночь;

Им становится невмочь.

Вот восьмой уж день проходит,

Войско в горы царь приводит. Занавес открывается, на сцене шатёр, вокруг лежит побитая рать.

Житель.

И промеж высоких гор

Видит шёлковый  шатёр.

Вкруг шатра в ущелье тесном

Рать побитая лежит.

Дадон.

Царь Дадон к шатру спешит…

Что за страшная картина! Перед шатром лежат сыновья. Дадон бросается перед ними на колени.

Сыновья (приподнявшись).

Перед ним его два сына,

Без шеломов и без лат,

Оба мёртвые лежат,

Меч вонзивши друг во друга. И опять ложатся «мёртвыми».

Дадон.

Ох, дети, дети!

Горе мне! Попались в сети

Оба наши сокола!

Горе! Смерть моя пришла!

Музыка. Раскрывается шатёр, появляется девица. Исполняет танец. Останавливается перед царём.

Девица.

…И девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя.

Дадон.

Как пред солнцем  птица ночи,

Царь умолк, ей глядя в очи.

Сыновья (опять приподнялись).

И забыл он перед ней

Смерть обоих сыновей.

Девица.

И она перед Дадоном

Улыбнулась – и с поклоном

Его за руку взяла

И в шатёр свой увела.

Войско.

Там за стол его сажала,

Всяким яством угощала,

Уложила отдыхать

На парчовую кровать. Царь и девица играют в ладошки.

Девица.

И потом неделю ровно…

Дадон

Покорясьей безусловно..

Девица.

Околдован, восхищён

Дадон

Пировал  у ней Дадон.

Воины выносят 4 колеса – это «Колесница», Дадон и Царица становятся в середине, звучит марш, и в сопровождении войска они едут в колеснице, к ним подстраиваются остальные дети и все  уходят за занавес.

Житель.

Наконец и в путь обратный

Со своею силой ратной

И с девицей молодой

Царь отправился домой. Занавес закрывается.

За занавесоммальчики снимают военные доспехи. Все дети готовятся к следующим ролям: «Белка», «Золотая рыбка», «Дед», «Старуха», « Царевна лебедь»,  «Королевич Елисей», «Коршун». «Бесёнок»,  Балда,  дети – море.

Пока дети готовятся к следующему действию, ведущий проводит «Блиц – опрос» по сказкам и сказочной поэме А. С. Пушкина со зрителями.

  1. Царь…. (назовите трёх царей) (Дадон, Салтан, Кощей)
  2. Князь… (назовите двух князей) (Гвидон, Руслан)
  3. Королевич….(Елисей)
  4. Хазарский хан….  (Ратмир)
  5. Работник…. (Балда)
  6. Дядька…. (Черномор)
  7. Княжна… (Людмила)
  8. Царевна… (Лебедь)
  9. Колдунья…(Наина)
  10. Сенная девушка… (Чернавка)
  11. Сватья баба….(Бабариха)
  12. Пёс…(Соколко)
  13. Остров… (Буян)
  14. Воитель смелый… (Рогдай)
  15. Крикун надменный… (Фарлаф)

Действие четвёртое.   Эпизоды из сказки «Сказка о царе Салтане». За занавесом выставляется баннер с изображением Города.

Занавес открывается.

Под столицей,  близ ворот, (фонограмма)

С шумом встретил весь народ

Ярмарочный хоровод.  

Выходит хоровод девочек и мальчиков с музыкальными инструментами, Белочка  с ними вместе выходит. Дети говорят слова:

Житель.

Остров на море лежит.

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Житель.

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом; Дети выставляют ёлку, дом.

Белка там живёт ручная

Да затейница какая!

Белка.

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт.

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра чистый изумруд;

Слуги белку стерегут!

Дети с белочкой исполняют музыкальную композицию и садятся на свои места в зале.

Действие пятое.  Эпизод из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»

За занавесом меняются декорации. Выставляется баннер с изображением моря, дом, рыбацкие сети весят на заборе. Звучит фонограмма «Шум моря». Из – за кулис, появляются «Море»,  и   рыбка. Они  исполняют танец, и  затем остаются на сцене.   Выполняют движения волн, плавно двигая кончиками ткани.

Дети – море.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря. Музыка. Выходит старик и старуха, подходит к своей избе. Старуха садится прясть пряжу, а старик подходит к забору и снимает рыбацкие сети.  Музыка стихает.

Старик (перебрасывает сеть через плечо). Старик ловил неводом рыбу.

Старуха (работая). Старуха пряла свою пряжу.

Старик перекидывает сеть через плечо и идёт к морю. Под музыку и «слова моря» старик переходит с одной стороны на другую. Между «волнами».

Море: Пошёл старик к синему морю.

Старик: В первый раз закинул невод.

Море: Пришёл невод с одною тиной.

Старик: Он в другой раз закинул невод.

Море: Пришёл невод с травою морскою.

Старик: В третий раз закинул он невод.

Море. Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, золотою.

Звучит музыка. Танец рыбки, запутавшейся в сетях.

Рыбка.

Отпусти, ты старче меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь.

Старик (ласково).

Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе.

Море: Воротился старик ко старухе.

Музыка. Рыбка уплывает, а старик идёт к старухе.

Старик (старухе).

Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По – нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою  ценою откупалась.

Не посмел я взять с неё выкуп;

Так пустил её в синее море.

Старуха.

Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял с неё избу и корыто,

Наше то - совсем раскололось. Стрик и старуха обходят вокруг домика,   и занимают свои места в зале. Занавес закрывается. Убираются декорации этой сцены.

Действие шестое.

Музыка. Звучит фонограмма «Шум  моря».Под музыку Дети – море продолжают выполнять имитационные движения - морских волн. Из – за занавеса выбегает «Царевна Лебедь».  За ней  «Коршун»  и исполняют танец. С другой стороны выходит князь Гвидон и стреляет из лука в коршуна.

Почернело синее море

Видно, на море не тихо; (Фонограмма)

Бьётся лебедь средь  зыбей,

Коршун носится над ней;

Та бедняжка так и плещет,

Воду вкруг мутит и хлещет…

Тот уж когти распустил,

Клюв кровавый навострил…

Но как раз стрела запела,

В шею коршуна задела –

Смотрит: коршун в море тонет

И не птичьим криком стонет,

Лебедь около  плывёт,

Злого коршуна клюёт,

Гибель близкую торопит,

Бьёт крылом и в море топит –

И царевичу потом

Молвит русским языком:

Царевна Лебедь

«Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил;

Ты не коршуна убил,

Чародея подстрелил.

В век тебя я не забуду:

Ты найдёшь меня повсюду,

А теперь ты воротись,

Не горюй и спать ложись. Дети «Море» поднимают ткань вверх,  Царевна лебедь встаёт  под ткань, и все вместе убегают за занавес. А затем спокойно  занимают свои места в зале.

Действие седьмое.  Эпизод из сказки «Сказка о попе и работнике его Балде».

Закрывается занавес,  из – за которого с правой стороны выглядывает бесёнок, а с левой стороны выглядывают Балда.

Бесёнок (громко): Вы Балду не видели?

Море: Не видели.

Балда: Вы бесёнка не видели?

Море: Не видели. Бесёнок и Балда выходят на середину сцены.

Бесёнок.

«Здравствуй, Балда – мужичок;

Какой тебе надобен оброк?

Об оброке век мы не слыхали,

Не было чертям такой печали.

Чтобы впредь не было никому горя:

Кто скорее из нас обежит около моря,

Тот и бери себе полный оброк.

Балда.

«Что ты это выдумал, право?

Где тебе тягаться со мною,

Со мною, с самим Балдою?

Экого послали супостата!

Обгоника – ка  сперва моего меньшого брата

Раз, два, три! Беги!»

Все дети  встают в круг. Игра «Кто быстрее догонит зайца». Балда между бесёнком и зайчонком  в  кругу держат игрушечного зайца. «Заяц»  и бесёнок бегут вокруг круга. Заяц убегает за кулисы. А бесёнок бегает за игрушечным зайцем, которого передаёт Балда.

Ты, бесёнок, ещё молоденек,

Со мною тягаться слабенек.

Действие восьмое.  Заключение.

Звучит торжественная музыка.  Дети выстраиваются на сцене в большой треугольник.  Начинают декламировать отрывки из стихотворений А. С. Пушкина.

1 ребёнок

Прощай,  свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

2 ребёнок

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой, сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

3 ребёнок.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

4 ребёнок.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

5 ребёнок.

Товарищ, верь: взойдёт она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

6 ребёнок.

Любовь! Россия! Солнце! Пушкин!

Могущественные слова!

И не от них ли на опушке

Нам распускается листва?

Ведущая.

Есть имена, как солнце! Имена –

Как музыка! Как яблоня в расцвете!

Я говорю о Пушкине: поэте,

Действительном,  в любые времена!

Все вместе.

Пока в России Пушкин длится,

Метелям не задуть свечу.

Музыка. Общий поклон. Дети  вереницей, друг за другом выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературного праздника «Там, на неведомых дорожках…» для детей 6 – 7 лет

Сценарий литературного праздника «Там, на неведомых дорожках…»  для детей 6 – 7 лет...

Сценарий литературно-музыкального мероприятия, посвященного годовщине победы в Великой Отечественной Войне (подготовительная группа)

Предлагаю вашему вниманию сценарий. Думается, в преддверии празднования 70-летия победы в Великой Отечественной Войне, он будет актуален...

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО - МУЗЫКАЛЬНОЙ ГОСТИНОЙ «ТАКАЯ РАЗНАЯ ОСЕНЬ» для детей подготовительной группы.

Сценарий литературно-музыкальной гостиной для подготовительной группы "Такая разная осень". (Осень глазами русских художников, композиторов, поэтов). Знакомство дошкольников с произведениями...

Сценарий в форме литературно-музыкальной композиции,для детей подготовительной группы, посвященной 75-летию со дня прорыва Блокады Ленинграда "Никто не забыт и ничто не забыто!"

Методическая разработка. Сценарий в форме литературно-музыкальной композиции для детей подготовительной группы, посвященной 75-летию со дня прорыва Блокады Ленинграда "Никто не забыт и ничто не з...

Сценарий литературно- музыкальной композиции в старшей дошкольной группе по теме : « Давайте вспомни о блокаде»

Цель: воспитание духовно-нравственных качеств у детей на примерах героических поступков и событий из истории страны. ...

Сценарий литературно-музыкального развлечения для детей младшей группы общеразвивающей направленности №4 «Мойдодыр в гостях у ребят»

Готовый сценарий праздника для детей младшего возраста.Подобраны стихи и песни. Подробно описаны правили игры с предметами личной гигиены. Главный персонаж Мойдодыр приходит в гости с подарками. Можно...

Сценарий литературно - музыкального утренника для детей старшей группы на тему: «Язык моих предков угаснуть не должен»

Сценарий литературно - музыкального утренника для детей старшей группы на тему: «Язык моих предков угаснуть не должен»...