СЦЕНАРИЙ КВЕСТ-ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДЕНЬ ИВАНА КУПАЛЫ»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Тенденция современной России такова, мы все больше и больше перенимаем западную культуру. Каждый знает, когда и как празднуется День Святого Валентина или, скажем, Хеллоуин, но не все знают, что на Руси всегда были и остаются аналоговые праздники, которые в свете моды на все западное постепенно уходят в историю. День Ивана Купалы – уникальный праздник, который несет религиозное и языческое начало. Он известен из покон веков и не должен быть забыт сегодня, потому что каждый народ должен знать и почитать свои традиции. Чтобы чувствовать себя единым целым, сопричастным к единой истории следует способствовать формированию представлений у детей о славянских традициях праздника «День Ивана Купалы», приобщению детей к истокам русской народной культуры через участие в традиционных обрядовых праздниках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivan_kupala.docx | 38.38 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20»
(МДОУ «Детский сад № 20»)
СЦЕНАРИЙ КВЕСТ-ИГРЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ДЕНЬ ИВАНА КУПАЛЫ»
автор: Подобедова Светлана Николаевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Ярославль, 2023 г.
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через традиционные обрядовые праздники, русские народные хороводные и подвижные игры.
Задачи:
- Познакомить детей с традиционными обрядовыми праздниками русского народа.
- Сформировать представления о славянских традициях праздника «День Ивана Купалы».
- Формировать потребность в изучении обычаев русского народа.
- Формировать умение договариваться, действовать в соответствии с прилагаемым алгоритмом, видеть закономерности, совершенствовать умение ориентироваться во времени и пространстве, формировать самостоятельность и инициативность.
- Развивать интерес к русским народным хороводным и подвижным играм.
- Воспитывать интерес к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю, интерес к русским народным праздникам, традициям.
Предполагаемые результаты:
- дети проявляют интерес к русским народным праздникам, традициям;
- дети имеют представления о традициях праздника «День Ивана Купалы», связанных с ним народных обычаях и поверьях;
- дети осознают принадлежность к своему народу;
- дети используют в активной речи устный народный фольклор;
- дети желают и умеют играть в народные игры.
Материалы и оборудование: венок с цветными лентами (желтая, голубая, оранжевая, белая, зеленая), импровизированный «костер», костюм в русском народном стиле для воспитателя, голубая лента, солнце с лучами (фанты), таз с водой, ведро-2шт., деревянные ложки-2шт., ленты для украшения, маршрутные листы с обозначением пути следования.
Место проведения: территория детского сада
Предварительная работа:
- беседы о традициях русского народа, просмотр иллюстраций;
- чтение русских народных сказок;
- знакомство с малыми формами фольклора: потешки, прибаутки, считалки; присказки, русские народные игры, хороводные игры; дидактические игры
- разучивание с детьми русской народной хороводной игры «Лётал, лётал воробей», народной подвижной игры «Заря-заряница»
Методы, приемы работы:
- Словесные: рассказ, беседа, загадки, вопросы
- Наглядные: рассматривание
- Практические: умение играть в русские народные хороводные и подвижные игры
Ход:
Дети подготовительной группы выходят на прогулку вместе с воспитателем.
Воспитатель: Ребята, какие русские народные праздники вы знаете? (Ответы детей)
Сегодня на нашей прогулке предлагаю вам познакомиться с древним славянским праздником Ивана Купала. Но для этого нам нужно перенестись в прошлое! Вы согласны отправиться в путь? (Ответы детей) Праздник Ивана Купала очень веселый. Становитесь ребята в хоровод. Хоровод нас в прошлое перенесет!
Хороводная игра «Лётал, лётал воробей»
Летал, летал воробей,
Летал, летал молодой
По за синю морю — 2р.
Видел, видел воробей,
Видел, видел молодой
Как девушки ходят — 2р.
А девушки ходят этак — 2р.
Вот они вот этак — 2р.
Летал, летал воробей,
Летал, летал молодой
По за синю морю — 2р.
По за синему морю — 2р.
По за чисту полю — 2р.
Видел, видел воробей,
Видел, видел молодой
Как молодцы ходят — 2р.
А молодцы ходят этак — 2р.
Вот они вот этак — 2р.
Летал, летал воробей,
Летал, летал молодой
По за синю морю — 2р.
По за синему морю — 2р.
По за чисту полю — 2р.
Видел, видел воробей,
Видел, видел молодой
Как старушки ходят — 2р.
А старушки ходят этак — 2р.
Вот они вот этак — 2р.
Ребята водят круговой хоровод, в центре которого «воробей».
В песне поётся, что он видел: как ходят парни, девушки, старушки.
И на припевке: «И вот эдак , и вот так!..», «воробей» изображает походки молодца, девушки, старушки.
Воспитатель: Вот и очутились мы с вами на волшебной поляне. Ребята, посмотрите как здесь красиво! Кто же нас встречает в русском народном сарафане? (Зазноба плетет венок около березки)
Зазноба: Здравствуйте, добрые ребятишки! Девочки, да мальчики- гости желанные! Зовут меня Зазноба-Знатьевна. Зачем это вы ко мне пожаловали?
Дети: мы хотим узнать о древнем славянском празднике Ивана Купала.
Зазноба: Хорошее дело! Этот праздник мы не найдем в обычном календаре, но народ помнит о нем.
Собрались вы на праздник древности.
Праздник летний наш, почитаемый.
Будем петь, плясать,
Клад лесной искать,
По легенде той, что дошла до нас,
Есть в Иванов день необычный час.
Расцветает в ночь огненный цветок,
Но найти его там не всякий мог.
Воспитатель: Зазноба-Знатьевна, а что это у тебя такое красивое в руках?
Зазноба-Знатьевна: Мой венок с лентами из нашего летнего сада, не сохнет, не вянет, поможет вам узнать о традициях праздника «Ивана Купала». На каждой ленточке задание. Все задания пройдете-весело праздник проведете!
Воспитатель: Ребята, вы готовы выполнить все задания и весело праздник провести?
(Дети отвечают)
А, что нам в этом поможет? (Дети отвечают)
Воспитатель: Сегодня мы с вами поиграем, поозорничаем. И вот уговор – никто ни на кого не обижается! Все друг другу помогаем! Договорились?! (Да)
Ленточка №1 (Зеленая) «Цветок»
Предлагаю вам отгадать загадки и узнать, какой же чудо-цветок искали люди по легенде: он цветет всего одну ночь в году — в ночь на Ивана Купала. Кому посчастливится найти цветок, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел чудо-цветок, зарыт клад. (Дети отгадывают загадки)
Загадки о цветах
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек)
Я шариком пушистым белею в поле чистом,
а дунул ветерок - остался стебелек. (Одуванчик)
Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной! (Роза)
На окне, на полке
Выросли иголки
Да цветки атласные -
Алые и красные. (Кактус)
У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек. (Подсолнух)
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник)
Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе — чистом-чистом,
И солнышке лучистом. (Незабудка)
У нас ни пальцев нет, ни рук -
Лишь только лепестки вокруг.
Мы необычно называемся,
Но в маникюре не нуждаемся! (Ноготки)
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик)
Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят. (Ландыш)
Я лезу все выше и выше,
Долезу до самой до крыши!
Пусть не имею рук и ног -
Недаром я зовусь... (Вьюнок)
В поле у овражка
Красненькая кашка. (Клевер)
Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются. (Кувшинки)
По легенде, мой цветок
Клады открывает.
Говорят, что раз в году
Чудо то бывает.
Но скажу начистоту:
Я вообще-то не цвету! (Папоротник)
Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)
Зазноба: Молодцы! Но, все же, что вас насторожило? Какая из загадок отличается от других? (Ответы детей)
Да, действительно-это загадка о папоротнике.
По легенде ровно в полночь озаряет он своим светом место, где растет папоротник. Цветет он всего лишь несколько минут. Если суметь его разыскать и сорвать, то подарит цветок счастье и власть, удачу во всем. Такой человек сможет получить уникальный дар от Высших сил. Он будет слышать и уметь разговаривать с животными и природой.
Обычно на поиски цветка папоротника отправляются молодые парни и девушки. В темный лес могут зайти только смелые. Говорят, что цветок может показаться только избранным. Пока никому еще не удавалось найти этот цветок и получить от него «подарок Судьбы».
Ребята, несмотря на то, что многие пытались найти цветок папоротника, нет достоверных сведений, что кому-то это удалось сделать. Существует несколько реальных объяснений, почему так происходит.
Люди видят не огненный цветок папоротника, а светлячков. Известно, что в начале июля количество светлячков увеличивается. Особенно хорошо видно их необычное свечение в темное время суток.
Когда человек подходит к папоротнику, то светлячки приглушают свой свет, защищая свою жизнь. Ведь в приближающем человеке насекомые видят реальную угрозу. Именно так можно объяснить, почему не все видели «цветок папоротника» (на самом деле светлячков).
Воспитатель: Замечательная традиция найти этот чудо-цветок и получить от него «подарок Судьбы».
Ленточка №2 (Желтая) «Солнышко»
Зазноба: Пришли вы сюда, чтобы отпраздновать приход лета, как делали это наши предки. Поднимите к солнышку свои личики, протяните свои ручки к нему. Чувствуете, как греет? И деревья, и цветы - все тянутся к нему. Поэтому день Ивана Купалы отмечается в честь солнца, цветов и растений. Этот старорусский праздник все любили за веселье, озорство. Ребята, существует поверье, что в этот день солнце на рассвете переливается разными цветами и играет. Давайте и мы поиграем с солнцем?
Воспитатель: Ребята, вы готовы поиграть, поозорничать? (Да)
И вот уговор – никто ни на кого не обижается! Договорились?! (Да)
Игра –фанты «Солнышко», русская народная подвижная игра «Заря-заряница»
Игра –фанты «Солнышко»
Дети стоят по кругу, воспитатель предлагает детям по желанию вытянуть фант (лучик солнца) и выполнить задание, написанное на нем, воспитатель читает задание, ребенок или все вместе выполняют задание.
Фанты:
1.Отгадай солнечные загадки
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит.
Не пекарь, а печет? (Солнце)
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку? (Груша)
С оранжевой кожей на мячик похожий? (Апельсин)
К нам попал из жарких стран.
А зовут его... (Банан)
2. Оглянись по сторонам и назови пять предметов желтого цвета
3. Назови кто или что похож(е) на солнышко
4. Назови как можно больше слов, связанных с солнцем
5. Ответь на вопрос: «Какой витамин дает нам солнце?»
6. Спой песенку в которой есть слово – солнце
7. Поиграй в «Дразнилку» - в зеркальном отражении, повтори все движения и гримасы другого участника
Игра «Заря-заряница»
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой.
Дети поют:
Заря-заряница, Красная девица,
По полю ходила, Ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.
(На последние слова Заря-водящий кладет ленту на сцепленные руки двух рядом стоящих детей. Они расцепляют руки и поворачиваются спиной друг к другу. Участники хором командуют: Раз, два, не воронь -беги как огонь…Дети бегут в разные стороны хоровода, кто первый возьмет ленту тот и победил.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и догоняет водящего, который должен впоследствии занять свободное место.)
Зазноба: Вот и со второй традицией этого праздника вы познакомились! Дважды в год бывает очень длинная ночь (зимой) и, наоборот, самый длинный день (летом).
Праздник Ивана Купала посвящен летнему солнцестоянию, расцвету природы и победе света над тьмой. В этот день народ благодарил Солнце за жизнь, за светлый день и за самую короткую ночь в году, ведь со следующего утра вечер наступал все раньше и раньше, аж до зимнего солнцестояния. После этого дня начинались работы в поле по сбору урожая.
Ленточка №3 (Голубая) «Вода»
Воспитатель: Ребята, давайте продолжим наше знакомство с традициями и обрядами этого праздника. Посмотрите, что изображено на картинке?
Дети: Вода.
Зазноба-Знатьевна: Верно! Вода сегодня целебная, ведь в ней купалось солнце. Считалось, что вода в эту ночь обретала магические свойства. В этот день все должны окунуться в реке, озере, море или же просто облиться водой. На рассвете на Ивана Купала было принято умываться росой. Этой же росой кропили стены своего дома, чтобы защитить жилье от нечистой силы и насекомых. Был распространен обычай обливать встречных в Иванов день водой. Делалось это для того, чтобы в жаркую пору вызвать дождь.
И я в это праздник, в летний зной,
Окроплю вас всех водой.
Чтоб здоровы были, много лет жили! (Брызгает веником водой из таза)
Воспитатель: И мы с водой поиграем, ни одной капли не разольём. Всю целебную воду сбережем!
Игра-эстафета «Водоносы», «Кто быстрее перенесет воду в ложке», р.н.п.и «Ручеек»
Воспитатель: Молодцы ребята! Как здорово вы перенесли всю воду! А теперь, нас ждет новое задание! (Переходят к импровизированному костру)
Ленточка №4 (Оранжевая) «Огонь»
Зазноба-Знатьевна: В старину все на праздник Ивана Купала прыгали через костер. Купальский огонь, как и вода, несет заряд здоровья, силы и бодрость. Огонь в этот день считали очищающим. Если прыгнуть через костер, то душа очистится от грехов, а тело от болезней. Парни с девушками прыгали через костры парами и если из костра полетят искры, значит быть свадьбе. А если пара прыгала высоко, то и брак будет счастливым.
Зазноба-Знатьевна: Запасайтесь храбростью и отвагой, чтобы сильными стать, надо у костра силы взять.
Воспитатель: Мы жечь костер не будем. А вот попрыгать попробуем через костер, который не горит, но жжет. Ну кто смелый, да умелый?!
Игра «Перепрыгни через костер» (Дети встают в колонну и перепрыгивают друг за другом через импровизированный костер, не задевая «пламени». Пока один игрок не прыгнет, другому прыгать не разрешается)
Воспитатель: Молодцы, ребята! позабавились, повеселились, приобрели заряд здоровья. А сейчас, посмотрите на нашем веночке осталась одна белая ленточка. Давайте познакомимся с еще одной традицией праздника Ивана Купала.
Ленточка №5 (Белая) «Береза»
Зазноба-Знатьевна: (Все подходят к дереву)
В старину особое внимание уделяли березке, в этот день ее особо почитали. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе, девушки украшали деревце венками и свечами. Затем водили вокруг него хороводы, пели песни. Не хотите ли и вы загадать каждый свое желание?
Дети: Мы тоже хотим загадать желание!
Зазноба-Знатьевна: Давайте и мы с вами украсим наше дерево. А я вам подарю ленточки для этого. И ваши желания в будущем обязательно сбудутся!
Я была очень рада с вами познакомиться. Вы сегодня выполнили все задания, интересно провели время и познакомились с традициями, и обрядами праздника Ивана Купала. До свидания, буду ждать следующей нашей встречи! (Дети загадывают желание и завязывают ленточку на веточке березы)
Заключительная часть
Воспитатель: Ну, что ж, ребята! На этом наше увлекательное путешествие в прошлое заканчивается. И чтобы очутиться в детском саду, я предлагаю закрыть глаза и произнести волшебные слова «Раз, два, три- повернись, в детском саду очутись!» А теперь все вместе.
(Дети повторяют заклинание)
Я очень надеюсь, что вам сегодня было интересно. Я права, ребята? (Ответы детей)
Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)
А в народные игры понравилось играть? (Ответы детей)
А что вам запомнилось сегодня больше всего? (Ответы детей)
Мне тоже было очень интересно познакомиться с традициями этого праздника. Спасибо, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста"День Земли или космический подарок планете.
Данный праздник ставился для детей старшей логопедической группы. Рсосбенность его в том, что в нем объединились два праздничных мероприятия: день Земли и день Космонавтики....
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста "День Победы"
Работа направлена на воспитание у детей патриотических чувств, любви к Родине, знакомству с песнями военных лет....
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста " День матери 2016 г.
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста " День матери 2016 г....
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста "День Наума Грамотника"
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «День Наума Грамотника» Цели:· познакомить детей с историей возник...
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста "День Победы"
Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника "день Победы" для двух групп: старшей и подготовительной, с участием родителей и воспитателей....
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста "День Защиты Детей"
Сценаний праздника "День защиты детей" для детей старшего дошкольного возраста...