СЦЕНАРИЙ КВЕСТ-ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДЕНЬ ИВАНА КУПАЛЫ»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Подобедова Светлана Николаевна

      Тенденция современной  России такова, мы все больше и больше перенимаем западную культуру. Каждый знает, когда и как празднуется  День Святого Валентина или, скажем, Хеллоуин, но не все знают, что на Руси всегда были и остаются аналоговые праздники, которые в свете моды на все  западное постепенно уходят в историю.  День Ивана Купалы – уникальный праздник, который несет религиозное и языческое начало. Он известен из покон веков и не должен быть забыт сегодня, потому что каждый народ должен знать и почитать свои традиции. Чтобы чувствовать себя единым целым, сопричастным к единой истории следует  способствовать формированию представлений у детей о славянских традициях праздника «День Ивана Купалы», приобщению детей к истокам русской народной культуры через участие в традиционных обрядовых праздниках.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivan_kupala.docx38.38 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20»

(МДОУ «Детский сад № 20»)

СЦЕНАРИЙ КВЕСТ-ИГРЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ДЕНЬ ИВАНА КУПАЛЫ»


автор: Подобедова Светлана Николаевна,

 воспитатель высшей квалификационной категории

Ярославль, 2023 г.

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через традиционные обрядовые праздники, русские народные хороводные и подвижные игры.

Задачи:

  1. Познакомить детей с традиционными обрядовыми праздниками русского народа.
  2. Сформировать представления о славянских традициях праздника «День Ивана Купалы».
  3. Формировать потребность в изучении обычаев русского народа.
  4. Формировать умение договариваться, действовать в соответствии с прилагаемым алгоритмом, видеть закономерности, совершенствовать умение ориентироваться во времени и пространстве, формировать самостоятельность и инициативность.
  5. Развивать интерес к русским народным хороводным и подвижным играм.
  6. Воспитывать интерес к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю, интерес к русским народным праздникам, традициям.

Предполагаемые результаты:

  • дети проявляют интерес к русским народным праздникам, традициям;
  • дети имеют представления о традициях праздника «День Ивана Купалы», связанных с ним народных обычаях и поверьях;
  • дети осознают принадлежность к своему народу;
  • дети используют в активной речи устный народный фольклор;
  • дети желают и умеют играть в народные игры.

Материалы и оборудование: венок с цветными лентами (желтая, голубая, оранжевая, белая, зеленая), импровизированный «костер», костюм в русском народном стиле для воспитателя, голубая лента, солнце с лучами (фанты), таз с водой, ведро-2шт., деревянные ложки-2шт., ленты для украшения, маршрутные листы с обозначением пути следования.

Место проведения: территория детского сада

Предварительная работа:

  • беседы о традициях русского народа, просмотр иллюстраций;
  • чтение русских народных сказок;
  • знакомство с малыми формами фольклора: потешки, прибаутки, считалки; присказки, русские народные игры, хороводные игры; дидактические игры
  • разучивание с детьми русской народной хороводной игры «Лётал, лётал воробей», народной подвижной игры «Заря-заряница»

Методы, приемы работы:

  • Словесные: рассказ, беседа, загадки, вопросы
  • Наглядные: рассматривание
  • Практические: умение играть в русские народные хороводные и подвижные игры

Ход: 
Дети подготовительной группы выходят на прогулку вместе с воспитателем.
Воспитатель: Ребята, какие русские народные праздники вы знаете? (Ответы детей) 
Сегодня на нашей прогулке предлагаю вам познакомиться с древним славянским праздником Ивана Купала. Но для этого нам нужно перенестись в прошлое! Вы согласны отправиться в путь?
(Ответы детей) Праздник Ивана Купала очень веселый. Становитесь ребята в хоровод. Хоровод нас в прошлое перенесет!

Хороводная игра «Лётал, лётал воробей»

Летал, летал воробей,
Летал, летал молодой
По за синю морю — 2р.

Видел, видел воробей,
Видел, видел молодой
Как девушки ходят — 2р.

А девушки ходят этак — 2р.
Вот они вот этак — 2р.

Летал, летал воробей,
Летал, летал молодой
По за синю морю — 2р.

По за синему морю — 2р.
По за чисту полю — 2р.

Видел, видел воробей,
Видел, видел молодой
Как молодцы ходят — 2р.

А молодцы ходят этак — 2р.
Вот они вот этак — 2р.

Летал, летал воробей,
Летал, летал молодой
По за синю морю — 2р.

По за синему морю — 2р.
По за чисту полю — 2р.

Видел, видел воробей,
Видел, видел молодой
Как старушки ходят — 2р.

А старушки ходят этак — 2р.
Вот они вот этак — 2р.

Ребята водят круговой хоровод, в центре которого «воробей».
В песне поётся, что он видел: как ходят парни, девушки, старушки.
И на припевке: «И вот эдак , и вот так!..», «воробей» изображает походки молодца, девушки, старушки.

Воспитатель: Вот и очутились мы с вами на волшебной поляне. Ребята, посмотрите как здесь красиво! Кто же нас встречает в русском народном сарафане? (Зазноба плетет венок около березки)

Зазноба: Здравствуйте, добрые ребятишки! Девочки, да мальчики- гости желанные! Зовут меня Зазноба-Знатьевна. Зачем это вы ко мне пожаловали?

Дети: мы хотим узнать о древнем славянском празднике Ивана Купала.

Зазноба: Хорошее дело! Этот праздник мы не найдем в обычном календаре, но народ помнит о нем.

Собрались вы на праздник древности.

Праздник летний наш, почитаемый.

Будем петь, плясать,

Клад лесной искать,

По легенде той, что дошла до нас,

Есть в Иванов день необычный час.

Расцветает в ночь огненный цветок,

Но найти его там не всякий мог.

Воспитатель: Зазноба-Знатьевна, а что это у тебя такое красивое в руках?

Зазноба-Знатьевна: Мой венок с лентами из нашего летнего сада, не сохнет, не вянет, поможет вам узнать о традициях праздника «Ивана Купала». На каждой ленточке задание. Все задания пройдете-весело праздник проведете!

Воспитатель: Ребята, вы готовы выполнить все задания и весело праздник провести?

 (Дети отвечают)

А, что нам в этом поможет?  (Дети отвечают)

Воспитатель: Сегодня мы с вами поиграем, поозорничаем. И вот уговор – никто ни на кого не обижается! Все друг другу помогаем! Договорились?! (Да)

Ленточка №1 (Зеленая) «Цветок»

Предлагаю вам отгадать загадки и узнать, какой же чудо-цветок искали люди по легенде: он цветет всего одну ночь в году — в ночь на Ивана Купала. Кому посчастливится найти цветок, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел чудо-цветок, зарыт клад. (Дети отгадывают загадки)

Загадки о цветах

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)

Я шариком пушистым белею в поле чистом, 
а дунул ветерок - остался стебелек.
(Одуванчик)

Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной! (Роза)

На окне, на полке
Выросли иголки
Да цветки атласные -
Алые и красные
.  (Кактус)

У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек. (Подсолнух)

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)

Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе — чистом-чистом,
И солнышке лучистом.
(Незабудка)

У нас ни пальцев нет, ни рук -
Лишь только лепестки вокруг.
Мы необычно называемся,
Но в маникюре не нуждаемся! 
(Ноготки)

Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
(Колокольчик)

Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят. (Ландыш)

Я лезу все выше и выше,
Долезу до самой до крыши!
Пусть не имею рук и ног -
Недаром я зовусь... (Вьюнок) 

В поле у овражка
Красненькая кашка. (Клевер)

Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются. (Кувшинки)

По легенде, мой цветок
Клады открывает.
Говорят, что раз в году
Чудо то бывает.
Но скажу начистоту:

Я вообще-то не цвету!  (Папоротник)

Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)

Зазноба: Молодцы! Но, все же, что вас насторожило? Какая из загадок отличается от других? (Ответы детей)

Да, действительно-это загадка о папоротнике.

По легенде ровно в полночь озаряет он своим светом место, где растет папоротник. Цветет он всего лишь несколько минут. Если суметь его разыскать и сорвать, то подарит цветок счастье и власть, удачу во всем. Такой человек сможет получить уникальный дар от Высших сил. Он будет слышать и уметь разговаривать с животными и природой.

Обычно на поиски цветка папоротника отправляются молодые парни и девушки. В темный лес могут зайти только смелые. Говорят, что цветок может показаться только избранным. Пока никому еще не удавалось найти этот цветок и получить от него «подарок Судьбы».

Ребята, несмотря на то, что многие пытались найти цветок папоротника, нет достоверных сведений, что кому-то это удалось сделать. Существует несколько реальных объяснений, почему так происходит.

Люди видят не огненный цветок папоротника, а светлячков. Известно, что в начале июля количество светлячков увеличивается. Особенно хорошо видно их необычное свечение в темное время суток.

Когда человек подходит к папоротнику, то светлячки приглушают свой свет, защищая свою жизнь. Ведь в приближающем человеке насекомые видят реальную угрозу. Именно так можно объяснить, почему не все видели «цветок папоротника» (на самом деле светлячков).

 

Воспитатель: Замечательная традиция найти этот чудо-цветок и получить от него «подарок Судьбы».

Ленточка №2 (Желтая) «Солнышко»

Зазноба: Пришли вы сюда, чтобы отпраздновать приход лета, как делали это наши предки. Поднимите к солнышку свои личики, протяните свои ручки к нему. Чувствуете, как греет? И деревья, и цветы - все тянутся к нему. Поэтому день Ивана Купалы отмечается в честь солнца, цветов и растений. Этот старорусский праздник все любили за веселье, озорство. Ребята, существует поверье, что в этот день солнце на рассвете переливается разными цветами и играет. Давайте и мы поиграем с солнцем?

Воспитатель: Ребята, вы готовы поиграть, поозорничать? (Да)

И вот уговор – никто ни на кого не обижается! Договорились?! (Да)

Игра –фанты «Солнышко», русская народная подвижная игра «Заря-заряница»

Игра –фанты «Солнышко»

Дети стоят по кругу, воспитатель предлагает детям по желанию вытянуть фант (лучик солнца) и выполнить задание, написанное на нем, воспитатель читает задание, ребенок или все вместе выполняют задание.

Фанты:

1.Отгадай солнечные загадки

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит.

Не пекарь, а печет? (Солнце)

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку? (Груша)

С оранжевой кожей на мячик похожий? (Апельсин)

К нам попал из жарких стран.

А зовут его... (Банан)

2. Оглянись по сторонам и назови пять предметов желтого цвета

3. Назови кто или что похож(е) на солнышко

4. Назови как можно больше слов, связанных с солнцем

5. Ответь на вопрос: «Какой витамин дает нам солнце?»

6. Спой песенку в которой есть слово – солнце

7. Поиграй в «Дразнилку» - в зеркальном отражении, повтори все движения и гримасы другого участника

Игра «Заря-заряница»

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой.

Дети поют:

Заря-заряница, Красная девица,

По полю ходила, Ключи обронила.

Ключи золотые, ленты голубые.

(На последние слова Заря-водящий кладет ленту на сцепленные руки двух рядом стоящих детей. Они расцепляют руки и поворачиваются спиной друг к другу. Участники хором командуют: Раз, два, не воронь -беги как огонь…Дети бегут в разные стороны хоровода, кто первый возьмет ленту тот и победил.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и догоняет водящего, который должен впоследствии занять свободное место.)

Зазноба: Вот и со второй традицией этого праздника вы познакомились! Дважды в год бывает очень длинная ночь (зимой) и, наоборот, самый длинный день (летом).  

Праздник Ивана Купала посвящен летнему солнцестоянию, расцвету природы и победе света над тьмой. В этот день народ благодарил Солнце за жизнь, за светлый день и за самую короткую ночь в году, ведь со следующего утра вечер наступал все раньше и раньше, аж до зимнего солнцестояния. После этого дня начинались работы в поле по сбору урожая.

Ленточка №3 (Голубая) «Вода»

Воспитатель: Ребята, давайте продолжим наше знакомство с традициями и обрядами этого праздника. Посмотрите, что изображено на картинке?

Дети: Вода.

Зазноба-Знатьевна: Верно! Вода сегодня целебная, ведь в ней купалось солнце. Считалось, что вода в эту ночь обретала магические свойства. В этот день все должны окунуться в реке, озере, море или же просто облиться водой. На рассвете на Ивана Купала было принято умываться росой. Этой же росой кропили стены своего дома, чтобы защитить жилье от нечистой силы и насекомых.  Был распространен обычай обливать встречных в Иванов день водой. Делалось это для того, чтобы в жаркую пору вызвать дождь.

И я в это праздник, в летний зной,

Окроплю вас всех водой.

Чтоб здоровы были, много лет жили! (Брызгает веником водой из таза)

Воспитатель: И мы с водой поиграем, ни одной капли не разольём. Всю целебную воду сбережем!

Игра-эстафета «Водоносы», «Кто быстрее перенесет воду в ложке», р.н.п.и «Ручеек»

Воспитатель: Молодцы ребята! Как здорово вы перенесли всю воду! А теперь, нас ждет новое задание! (Переходят к импровизированному костру)

Ленточка №4 (Оранжевая) «Огонь»

Зазноба-Знатьевна: В старину все на праздник Ивана Купала прыгали через костер. Купальский огонь, как и вода, несет заряд здоровья, силы и бодрость.  Огонь в этот день считали очищающим. Если прыгнуть через костер, то душа очистится от грехов, а тело от болезней. Парни с девушками прыгали через костры парами и если из костра полетят искры, значит быть свадьбе. А если пара прыгала высоко, то и брак будет счастливым.

Зазноба-Знатьевна: Запасайтесь храбростью и отвагой, чтобы сильными стать, надо у костра силы взять.

Воспитатель: Мы жечь костер не будем. А вот попрыгать попробуем через костер, который не горит, но жжет. Ну кто смелый, да умелый?! 

Игра «Перепрыгни через костер» (Дети встают в колонну и перепрыгивают друг за другом через импровизированный костер, не задевая «пламени». Пока один игрок не прыгнет, другому прыгать не разрешается) 

Воспитатель: Молодцы, ребята! позабавились, повеселились, приобрели заряд здоровья.  А сейчас, посмотрите на нашем веночке осталась одна белая ленточка. Давайте познакомимся с еще одной традицией праздника Ивана Купала.

Ленточка №5 (Белая) «Береза»

Зазноба-Знатьевна: (Все подходят к дереву) 

В старину особое внимание уделяли березке, в этот день ее особо почитали. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе, девушки украшали деревце венками и свечами. Затем водили вокруг него хороводы, пели песни.  Не хотите ли и вы загадать каждый свое желание?

Дети: Мы тоже хотим загадать желание!

Зазноба-Знатьевна: Давайте и мы с вами украсим наше дерево. А я вам подарю ленточки для этого. И ваши желания в будущем обязательно сбудутся!

Я была очень рада с вами познакомиться. Вы сегодня выполнили все задания, интересно провели время и познакомились с традициями, и обрядами праздника Ивана Купала. До свидания, буду ждать следующей нашей встречи!  (Дети загадывают желание и завязывают ленточку на веточке березы)

Заключительная часть

Воспитатель: Ну, что ж, ребята! На этом наше увлекательное путешествие в прошлое заканчивается. И чтобы очутиться в детском саду, я предлагаю закрыть глаза и произнести волшебные слова «Раз, два, три- повернись, в детском саду очутись!»  А теперь все вместе.

(Дети повторяют заклинание)

Я очень надеюсь, что вам сегодня было интересно. Я права, ребята? (Ответы детей)

Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)

А в народные игры понравилось играть? (Ответы детей)

А что вам запомнилось сегодня больше всего? (Ответы детей)

Мне тоже было очень интересно познакомиться с традициями этого праздника. Спасибо, ребята!

 


 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста"День Земли или космический подарок планете.

Данный праздник ставился для детей старшей логопедической группы. Рсосбенность его в том, что в нем объединились два праздничных мероприятия: день Земли и день Космонавтики....

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста "День Победы"

Работа направлена на воспитание у детей патриотических чувств, любви к Родине, знакомству с песнями военных лет....

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста " День матери 2016 г.

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста " День матери 2016 г....

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста "День Наума Грамотника"

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «День Наума Грамотника» Цели:·         познакомить детей с историей возник...

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста "День Победы"

Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника "день Победы" для двух групп: старшей и подготовительной, с участием родителей и воспитателей....

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста "День Защиты Детей"

Сценаний праздника "День защиты детей" для детей старшего дошкольного возраста...