Сценарий музыкального досуга для детей подготовительной к школе группе «МОЙ КРАЙ – ЮГРА »
методическая разработка

Телегина Екатерина Петровна

Цель: расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.

Задачи:

• приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры;

• обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой;

• воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение города Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»

Разработал:

музыкальный руководитель,  

Телегина Екатерина Петровна

 

 

 

 

Нягань

Сценарий музыкального досуга

для детей  подготовительной к школе группе

«МОЙ КРАЙ – ЮГРА »

Разработал: Телегина Екатерина Петровна, музыкальный руководитель.

Цель: расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.

Задачи:

• приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры;

• обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой;

• воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО.

Предварительная работа:

• рассматривание альбомов о жизни народов Севера: быт, промыслы, прикладное искусство;

• чтение сказок народов Севера «Сказки бабушки Аннэ», загадок, пословиц и поговорок, стихов из книги О. Аксеновой «Приезжайте в тундру к нам»;

• тематические занятия;

• слушание хантыйской музыки, разучивание народного танца, песня о России композитора Струве;

• просмотр слайдовой презентации «Мой край – Югра»;

• предложить родителям принести предметы национальной культуры.

Оборудование и материалы: чум, деревья, мох, бутафорский снег, сеть рыбацкая, куски меха, котел для еды, силуэты и фигурки животных, палки гимнастические, картинки зверей и их следы с национальными орнаментами, солнце, вырезанное  на  пазлы, музыкальный материал, литературный материал, национальные костюмы ханты, символика России и Югры.

Зал украшен выставкой народно - прикладного искусства народов Севера. В центре зала оформлен интерьер жизни, быта и природы народов ХМАО (чум, деревья, мох, бутафорский снег, сеть рыбацкая, куски меха, котел для еды, силуэты и фигурки животных).

Ход досуга

Звучит торжественная музыка, в зал входят старшая и подготовительные группы парами, у первых детей в паре в руках флаг России и флаг Югры, у центральной стены они расходятся на две колонны.   

Звучит стихотворение в записи: 

Люблю тебя, мой край родной,

За зимний холод, летний зной.

За рек студеную прохладу,

За щедрой осени отраду.

За гладь озер и шум лесов,

За щебет птичьих голосов.

За то, что я здесь родилась,

И жизнь моя с твоей слилась.

Ведущая:   Перед  вами  огромная   карта  России:

                           Какое  красивое слово! И роса, и сила,  и синее  что-то.

Дети:                 Россия…   как  из  песни   слово,

                           Берёзок   юная   листва.

                           Кругом   поля,   леса  и   реки,

                           Раздолье,   русская   душа.

                                                Люблю  тебя моя  Россия,

                                                За   ясный  свет   твоих очей,

                                                За   ум,  за  подвиги   святые,

                                                За   голос   звонкий,  как  ручей.

                            Люблю,  глубоко  понимаю

                            Степей  задумчивую  грусть.

                            Люблю  все  то,  что   называю,

                            Одним   широким   словом   «Русь».

«Песня   о    России»  композитора Струве.

Дети:

1: Я счастлив, что в крае Югорском родился,

Что с ним я судьбою навек породнился.

Горжусь я, и гордость свою не скрываю

Стихи я и песни Югре посвящаю!

2: Не зря край родной мой Югорским зовут,

Фонтаны из нефти до неба здесь бьют,

И там, где шумела когда-то тайга,

В лесах новостроек теперь города.

3: Считаю свой край богатырски богатым,

Здесь самые лучшие в мире девчата.

Здесь самые смелые парни на свете,

Югра – ты красивее всех на планете!

4: Много стран на белом свете,

Я сегодня, скажу не тая,

Но милее нигде края нету,

Чем родная Югра, ты моя.

5: Ты - святая земля, ты надежда,

Ты богатством своим дорога.

Летним зноем, зимой белоснежной,

Дорогая моя Югра.

6: Всё до боли тут близко, знакомо,

Сосны, кедры, болота кругом.

Россыпь ягод, тропинка у дома,

Все мы в сердце своем бережем.

Звучит Гимн Югры.

Затем под торжественную музыку дети проходят на места по обе стороны зала.

Звучит национальная мелодия народов ХМАО, из импровизированного чума выходит ведущая в национальной одежде.

Ведущая:   Среди  просторов   нашей  необъятной  страны,  есть 

                    северный  край   в   котором  мы  с вами  живём.

                    А  как  он  называется?    А   столица  его?

                    И  сегодня день  рожденье нашего  округа.  А  сколько

                    же   ему   исполняется   лет?  /Ответы детей/                 

                   Среди  просторов  нашей   большой  страны  есть  край,

                   где  твой  родной  дом,  твоя  родная  земля.  И  где  бы

                   ты   ни  был,  куда   бы   ты    не   ездил,  всегда  будешь

                   вспоминать  свой   родной   Ханты-Мансийский   округ,

                   и  свой  город   Ханты-Мансийск.

                   Вот  таким  видит  свой  родной  край  наш  мансийский

                   поэт  -   Андрей   Тарханов.

Дети:   

                         Ханты-Мансийские   холмы,

                         В  почёте  нынче  у  зимы

                         Из  меха  огненной  лисицы

                         У   кедров  утром  рукавицы.

                                         Цветёт   душничка  луговая,

                                         С  волной  играют  муксуны.

                                         Мелодией   родного  края

                                         Мы  с  колыбели  вспоены.

                         И    небо  нам  отцовски   ближе,

                         И  бор  таёжный – брат   родной

                         От  молока   кедровых шишек,

                         И  от   тебя,  хвои  настой.

Национальный танец

1: Я счастлив, что в крае Югорском родился,

Что с ним я судьбою навек породнился.

Горжусь я, и гордость свою не скрываю

Стихи я и песни Югре посвящаю!

2: Не зря край родной мой Югорским зовут,

Фонтаны из нефти до неба здесь бьют,

И там, где шумела когда-то тайга,

В лесах новостроек теперь города.

3: Считаю свой край богатырски богатым,

Здесь самые лучшие в мире девчата.

Здесь самые смелые парни на свете,

Югра – ты красивее всех на планете!

4: Много стран на белом свете,

Я сегодня, скажу не тая,

Но милее нигде края нету,

Чем родная Югра, ты моя.

5: Ты - святая земля, ты надежда,

Ты богатством своим дорога.

Летним зноем, зимой белоснежной,

Дорогая моя Югра.

6: Всё до боли тут близко, знакомо,

Сосны, кедры, болота кругом.

Россыпь ягод, тропинка у дома,

Все мы в сердце своем бережем

Звучит   песня   об  округе.

Ведущая:   Давайте  вспомним   пословицы   о  Родине.

1.   «Родина  любимая,  что  мать   родимая».

2.   «Если  дружба   велика,  -  будет   Родина   крепка».

3.   «Жить   -   Родине   служить».

4.   «На   чужой   стороне,  что  соловей  без  песни».

5.   «Для Родины  своей  ни  сил,  ни  жизни не жалей».

6.   «Родина  -  мать,  умей  за  неё  постоять».

Ребёнок:      Поезжай  за  моря – океаны,

Надо   всею   страной  пролети,

Нету  краше,  богаче,   привольней,

Нашей  милой   Югорской   земли.

Ведущая:    А  кто мне  скажет,  как называется жилище хантов и манси?

Давайте  из этих  палочек  попробуем  изготовить такие маленькие чумы.

Игра:  «Построй  чум».

Дети:    Люблю  столицу  ранним  утром  я,

Когда все улицы  его  пустынны

И наполняется душа моя

Спокойствием  чарующей картины.

Я  город свой  люблю  в  разгаре дня,

Когда вокруг  снуют, бегу  и мчатся.

В  водовороте  этом,  голову  сломя,

И  пробуем  куда-то мы прорваться.

И  вечером,  когда  горят  огни,

Сияют  улицы  и  яркие  витрины,

Мы  с городом  останемся  одни,

Чтобы  влюблялись  все  в его  картины.

Мы  исчезаем  в городе  ночном

Средь  ярких  звезд  и  тишины  безлюдной.

Накрыла  город  ночь  своим  зонтом,

Чтоб  отдохнуть  успел  от  жизни  трудовой.

Люблю  я  округ  свой  прекрасным, ясным днем

И в холод,  и  в  жару, ив  непогоду,

Люблю  в  нем  каждый  уголок  и  дом,

Люблю  неповторимую   природу.

Люблю  я  округ  с  детства  всей  душой,

Не  требуя  взамен   любви  взаимной.

За  что?   За  то,  что  этот  округ  мой

И  для  меня  он  в  жизни  самый  дивный.

Танцевальная   композиция: «Ханты-Мансийсий Округ»

Ведущая:    А  чем богат  наш  Югорский   край? Кто    мне    скажет, а  чем   же    украшают      меховые изделия   народы  ханты  и  манси? Я  приготовила     для  вас    вот    эти    картинки. Они необычные,   на      них      изображены следы зверей, с изображением    национального орнамента. Я    предлагаю  вам   поиграть  со  мной.

Игра   «Найди    пару».

Ведущая:    А  теперь  у  нас  «Загадочная викторина», мы с вами попробуем «прогуляться по достопримечательностям нашего города», а  экскурсоводами будите вы сами.

Отгадайте-ка,  ребятки,

Вы  о  городе  загадки.

Я  начну  стихи  читать,

Вам  придется  продолжать.

Шумят  повсюду  катера,

И  едут  люди  кто  куда.

Со  всех  сторон,  со  всех  концов,

Кто  ждет   прибытие  судов

Того  мы  приглашаем  в зал,

Он  имя  носит …

Речвокзал

В  нем  есть   картины  удивительные

Картины   редкие  и  восхитительные,

Но  покупать  их  не  позволят.

Не  потому,  что  много  стоят,

Ведь  это клад страны  моей.

Не  магазин  здесь, а …

Музей.

Здесь  можно  опустить  письмо,

Отправить  телеграмму,

За  телефон  здесь  заплатить.

Купить  открытку  маме.

Ты  можешь  здесь  купить  конверт,

Послать  посылку  срочно,

Всем  передав  большой  привет,

Ведь  это   здание - ….

Почта.

Люди  в  белом    не  скучают,

Не  сидят  без   дела,

Курс  леченья  назначают

Эти  люди в белом.

Если  кто-то  заболел,

Все  идут  лечиться

В  городскую,  окружную,

Детскую …

Больницу.

Это   что  за  чудный  дом?

Сто  детишек  в  доме   том,

Дом  детишкам  очень  рад.

Что  же   это?

Детский  сад.

Если  холодильник  пуст,

Кушать  если нечего,

Нет  ни  хлеба,  ни  капусты,

Масла нет  и  гречки,

Ты  сюда  входи  скорей

И  бери  корзину,

Покупай,  что  повкуснее

В  нашем …

Магазине.

Ведущая:    А  вы  знаете,   как   называется у   народов   ханты   и манси  солнце?    Я   предлагаю   вначале    сложить   из   этих  маленьких кусочков   солнце.    Кто   быстрей. 

Игра:    «Сложи   солнце».   /Из пазл сложить солнце/

Ведущая:  Давайте  поиграем   в  игру   «Хей-ро».

Игра:    «Хей-ро».

Дети:     Давайте  же, друзья,

Любить  свой округ!

Ценить,  беречь  и  украшать,

Писать стихи  и  песни  сочинять,

Растить  деревья  и  цветы  сажать!

Дети:   Посмотри,   как  он  хорош

Край,   в  котором   ты   живёшь.

Край,   наполненный  свежей  листвой…

Береги  его,  он  твой!

Всё  твоё   восходы  и  закаты,

В  речку  заглядевшийся   камыш.

В  жизни   не  разлюбишь  никогда  ты

Запах   трав,   полей  ночную   тишь.

Добротой  земля  моя  прекрасна.

Так  давай  на  долгие  века

Сохраним  земле   её   богатства  -

Эти    недра,   поля  и  леса.

Ведущая: Сегодня мы и пели, и танцевали, в игры народные играли, и много о жизни народов ханты и манси узнали. Вам понравилось у меня в гостях? И вы мне тоже понравились, гости дорогие! И по старинному обычаю я хочу вас угостить дарами нашей богатой Югорской земли.

Угощение. 

Ведущая: Как же нам Югрою не гордиться, как нам эту землю не любить,

Родины ты малая частица, без которой нам нельзя прожить.

/Ведущая кланяется и уходи. Под хантыйские напевы дети выходят из зала/.

 

Список литературы и использованных  материалов:

1. Куриков В. М. Ханты – Мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третье тысячелетие. - Екатеринбург, 2000.

2. «Золотое перышко», сборник стихов детей  Нефтеюганского района, -

Екатеринбург, 2004.

3. Электронный атлас «Люби и знай свой край родной».

Телегина Екатерина Петровна,  музыкальный руководитель

МАДОУ  г. Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения музыкального досуга в подготовительной к школе группе « Занимательные вопросы Маркизы Этикеты»

Конспект проведения музыкального досуга   в подготовительной к школе группе « Занимательные вопросы Маркизы Этикеты»...

Сценарий спортивного досуга в подготовительной к школе группе «РОЗА» «Занимательный спорт и профессии »

Сценарий спортивного досуга в подготовительной к школе группе «РОЗА» «Занимательный спорт и профессии »...

Сценарий музыкального досуга "Мой Петербург" для старшей группы

В сценарии использованы красивые стихи о Петербурге, считалки,игры "Наводнение", "Каменный лев", вопросы о Петербурге....

Сценарий музыкального досуга "Русские забавы" для старшей группы

Сценарий музыкального досуга "Русские забавы" для старшей группы...

Сценарий вечера досуга в подготовительной к школе группе по правилам дорожного движения «Весёлые путешественники»

Из опыта работы.В данном опыте раскрыты возможно­сти формирования у детей дошкольного возраста навыков осознанного поведения на улицах и дорогах путём исполь­зования специально организованных занятий,...

СЦЕНАРИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ДОСУГА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «Хочу все знать!»

Цель: развитие и совершенствование интеллектуальных способностей дошкольников.Задачи: Развитие эмоционального и социального интеллекта, умения взаимодействовать со сверстниками; развитие воображения и...

Сценарий музыкального досуга "День матери" для младшей группы ДОУ

Светлый, праздничный сценарий для мамочек детей младшей группы. Здесь есть всё, чтобы это совместное время с родителями прошло весело!...