Сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста. "Широкая Масленица"
методическая разработка (старшая группа)

Никитина Юлия Александровна

Приобщение детей к народной традиционной культуре через знакомство с календарно-обрядовым праздником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_shirokaya_maslenitsa.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  мероприятия для детей старшего дошкольного возраста.

"Широкая  Масленица"

Цель: Приобщение детей к народной традиционной культуре через знакомство с календарно-обрядовым праздником.

Задачи:

- дать представление о народном календаре и празднике «Широкая Масленица»;
- познакомить детей  с обычаями и традициями, связанными с празднованием Масленицы; 
-
 создать у детей положительный эмоциональный настрой, веселое, бодрое настроение от совместной деятельности (игры, забавы).

- воспитывать чувство дружбы и коллективизма.

Предварительная работа:

  • беседы с детьми на темы: "Что такое традиция?", народный праздник «Масленица»;
  • рассматривание предметов быта: русская печь, самовар, деревянные ложки;
  • рассматривание иллюстраций с народными гуляниями;
  •  разучивание закличек,  отгадывание загадок.
  •  разучивание народных подвижных игр: «Снежная карусель», «Заморожу», «Два Мороза» и другие.

Действующие лица:

  • Ведущие  в русских народных костюмах;
  • Баба- Яга.

Оборудование:  музыкальный центр, аудиозаписи,  канат, блины (бутофория), 2 сковороды, 2  гимнастические палки, 2 корзины, ватные снежки для игр,  2 мешка для бега, метла для Бабы – Яги,   Масленица (чучело), самовар, угощения для чаепития.

Мероприятие посвящено: народному празднику «Широкая Масленица» 

Возраст детей: старшая  и подготовительная группы (5-7 лет)

Актуальность:  Празднование Масленицы один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Приобщая детей к истокам русских традиций, можно дать им  понять всю глубину, широту и  смысл этого праздника. Благодаря  ознакомлению детей  с прошлым своего народа,  возможно, понять его настоящее и предвидеть будущее.

Развитие качеств личности воспитанника, в результате проведенного мероприятия: способствовать формированию доброго, уважительного отношению детей к людям; расширению кругозора детей, обогащению их нравственного и жизненного опыта.

Ход мероприятия:

Дети заходят в зал, в центре зала стоит Масленица (чучело).

Ведущий 1: Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие. 
Ведущий 2: Что за праздник? Что за праздник? 
Не слыхали о нем разве? 

Ведущий 1:  Всю неделю он идет – веселится весь народ!

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
           Яркие салазки с горочек скользят.
           Целый день веселье. Наступает вечер...
           Накатавшись вволю, все блины едят.                                                                                                  

                                 Игра  «САНОЧКИ»   

      (Дети становятся парами друг за другом, берутся за руки так, чтобы впереди стоящий - "саночки" подавал руки -"веревочки" назад; второй ребенок держится за руки-"веревочки" первого - катается. Под музыку бегут парами по кругу. При смене музыки дети имитируют падение с санок, затем встают, отряхиваются и продолжают «езду». Игра проводиться -3 раза).

  Ведущий 2:  "ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.  
           Все гулять, резвиться вышли, как один!
           Игры и потехи, а за них - награда:
           Сдобный и румяный масленичный блин!                                                                              

            Игра «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА»    (играют  мальчики)

       Перед игрой дети распределяются в команды. Судья дает свисток и перетягивание каната начинается. Как только противник заступил за нарисованную черту - игра заканчивается.                                    

Ведущий 1:  Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
           Каждая хозяюшка колдует у печи.
           Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
          Пироги и блинчики - всё на стол мечи!                                                               Ведущий 2: Предлагаем Вам поиграть и игру: "Да и нет".
Ведущий 1: Мы задаем вопрос, а вы отвечаете - да или нет.
- Любите ли вы блины?
- Масленицу встречаем зимой?
- Любимое блюдо масленицы - каша?
- Масленица - грустный праздник?
- Блины готовят из крупы?
- К блинам подают сметану и сгущенку?
- В тесто добавляют яйца?
- А вы любите блины с мясом?
- Родители жарят блины?                                                                                                       Ведущий 2:   А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
           Ледяные крепости, снежные бои...
           Тройки с бубенцами на поля выходят.
            Парни ищут девушек - суженых своих.                                                                        

                                  ИГРА «Передай снежок»  (играют все дети)

      Под музыку дети передают друг другу снежок в круг. Как только музыка заканчивается, снежок остается у одного  ребенка в руках, он начинает   выполнять задание, например, кружится, шагает на месте и т.д.

Ведущий 1:  ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
          Тёща приглашает зятя на блины!
          Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
          Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.                                                             Эстафета «Перенеси блин на сковородке»    (участвуют все девочки)                                                               Ведущий 2: Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
         Вся родня встречается, водит хоровод.
         Праздник продолжается, общее веселье.
         Славно провожает Зимушку народ!

                              Общий  танец  «Вперед 4 шага» (дети стоят в кругу)

Дети выполняют движения под музыку.

Ведущий 1:  ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
          Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
          Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
           Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Ведущий 2:   Будет праздник здесь большой- 
                        Встретится Зима с Весной. 
                        Зиму с песнями проводим, 
                        Спляшем с нею в хороводе! 

Ведущий 1:  А Весну весельем встретим, 
                       Словом ласковым приветим! 

Ребята, хотите, чтобы весна пришла? Тогда отгадайте мои загадки:
1. Белая морковка зимой растёт ловко. (Сосулька.)

2.Была белая да седая, пришла зелёная, молодая. (Зима и Весна.)
3.  Упало солнышко в снега, Влилась молочная река,
     Плывут в горячую страну. Там делать в дырочках луну. (Блины.)

4.Праздник этот знаем мы – Время проводов зимы.
   Люди в эти дни должны  веселиться, печь блины. (Масленица.)
Ведущий 2:    Ну, а сейчас, крепче за руки беритесь, и по кругу становитесь.
            Будем весело плясать, зиму будем  провожать. 
                        Танец « Мы пойдем сначала влево»  (дети встают в хоровод )

                               Дети выполняют движения под музыку.
           Появляется Баба-Яга, одетая Масленицей, с пряником в руках.
Баба-Яга:  Здорово, люди добрые! Привет вам от лешего!

            Тьфу ты, от лета! Встречалась с ним на болоте!

            Тьфу ты! В полете! Когда к вам спешила!

            Пора мне обязанности свои справлять! Я ведь Масленичка.
Ведущий 1: Постой-ка, тут что-то не так. Эй, Масленица, а есть ли у тебя паспорт?
Баба-Яга: Это у меня-то? Да! Вот, глядите! Показывает и читает:

         «Назначается долгожданной Масленицей на 2022 год».

          И печать есть, и подпись заковыристая.
Ведущий 2:  А что за подпись?
Баба-Яга:  Кощей Бессмертный.
Ведущий 1:  Уходите, мы вас Масленицей принять не можем!
Баба-Яга:  Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедала, недосыпала.

           Такое   меню вам приготовила, пальчики оближешь.
            На первое суп Санте на холодной воде.
            Крупинка за крупинкой гоняются с дубинкой.
                          На второе пирог - начинка из лягушачьих ног.
                          С луком, с перцем, с собачьим сердцем.
          На третье, значит, сладкое, да сказать по правде, такое гадкое:
          Не то желе, не то вроде торту, не понравилось даже черту.

Ведущий 2:   Ну что, ребята, разрешим, остаться Бабе - Яге с нами на празднике?
Дети:  Да!
Ведущий 1: Тогда, Яга, давай, с ребятами, играй!
                                  ИГРА  «Перепрыгни через метлу»

                     Баба Яга кружится на месте, держа метлу низко, вдоль земли,

                                   дети  перепрыгивают через нее.
Баба-Яга:   А ещё на Масленицу, принято вокруг села на санях три раза объезжать,

          Круг рисовать, солнышку помогать землю согревать.

          Вот и мы сейчас устроим соревнования по конному состязанию.

                                      ИГРА «Скачки на коне»

Участники на гимнастической палке должны проскакать между препятствий – кеглей и передать «коня» следующему участнику.

Баба-Яга:     Объявляю другую забаву - всем на веселье и на славу.

                                   ИГРА: «Меткий стрелок» (все дети)

                             Участникам нужно попасть мячиком в корзину.

                             Кто больше попал в цель, тот и выиграл.
                                  ИГРА «Бег в мешках» (все дети)
        По сигналу ведущего, придерживая мешки руками возле пояса, дети      прыгают до обозначенного места (стойки). Обежав его, дети возвращаются к своим колоннам, выбираются из мешков, передают их следующему.
Ведущий 2: Ну что, ребята, наигрались?  Уже, наверное, проголодались!
Баба-Яга: Это точно! Не пора ли поесть блинчиков? А то за зиму я совсем отощала!
Ведущий 1: Кончилось весельце – беритесь за дельце.
            Под музыку обходят круг с Масленицей и уносят ее.

Ведущий 1:  Ты прощай, прощай, наша Масленица.

   Ты прощай, прощай, раскрасавица!

Ведущий 2: Ты пришла с добром, сыром, маслом, яйцом,

  С блинами, пирогами да оладьями.

Баба-Яга: К самовару приглашаю, всех с блинами выпить чаю!

(угощение блинами)

Ведущий 1: Но, к большому сожаленью, наше кончится веселье.

  Ты прощай, прощай, наша Масленица!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Досуги на воде: 1. Весенняя загадка (для средней группы с участием детей старшего дошкольного возраста) 2. Чья пара дружнее?!? (для детей старшего дошкольного возраста)

                Досуг – соревнование: «Весенняя загадка» (для средней группы,  с участием детей старшего дошкольного возраста...