Сценарий "Рождественские святки" с детьми младшего возраста
учебно-методический материал (младшая группа)

Зереева Лариса Васильевна

Сценарий зимнего праздника "Рождественские святки" с детьми младшего возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий Рождественских зимних праздников для дошкольников "Рождественские Святки" во второй младшей группе.

Цель:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную деятельность.

Задачи:

  • Познакомить с обрядами, песнями, гаданиями, колядками – песенным русским фольклором.
  • Приобщить к духовной культуре русского народа.
  • Прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.
  • Воспитывать у детей интерес к истории и традициям русского народа.
  • Доставить удовольствие от игр, плясок, песен.

Словарная работа:

Рождество, святки, колядки, народными традициями (колядование, гадание, народные игры). Объяснить значение слов коляда от латинского – выкликать, колядка (короткая песня величально – поздравительного характера, авсень (от слов овес, сеять, песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье).

Предварительная работа:

Разучивание колядок, стихов, пословиц, разучивание русских народных игр.

Участники праздника: дети младшей группы, герои (взрослые): хозяин, хозяйка, коза, медведь.

Материалы и оборудование: веселые русские народные мелодии, карусель- обруч с лентами по количеству детей, маска курочки, игрушка кота, конфета, монета, мешочек с предметами для гадания, пряники на каждого ребенка.

Ход праздника:

Звучит веселая русская народная мелодия, детей встречает Хозяин и Хозяйка, приглашают пройти в зал.

Хозяйка:

Здравствуйте, дорогие ребята! Мы очень рады видеть вас у себя в гостях.

Хозяин: 

Здравствуйте, гости дорогие!

Хозяйка: 

Зима – не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками.

Хозяин: 

Святочный период включает в себя Рождество, Старый Новый год — Васильев день, Страшные вечера, Крещение.

Хозяйка:

Что такое святки?
Праздник это самый длинный,
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели-
С Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенья!

Хозяин:

По дворам ходили в святки,
Пели разные колядки.
Праздник ждали и любили,
Наряжались и шутили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас!

Хозяйка: 

А вы, ребята, умеете веселится? (Да) Сейчас проверим, как вы умеете веселиться.

Музыкальная игра «Как живешь?»

Хозяин: Молодцы!!!     СТУК в дверь.

Хозяйка: 

А вот и колядовщики пожаловали. Встречайте!

(с песнями заходят Коза и Медведь)

Коза:

Коляда! Коляда!

Ты подай пирога,

Али хлеба ломтину,

Али денег с полтину!

Аль пшенички-сроднички.

Медведь: 

Коляда, коляда

Открывайте ворота

Открывайте сундуки

Подавайте пироги

У кого нету пирогов

Подавайте пятаков,

А кто не даст лепешки

Завалим окошки.

Сеем, сеем посеваем

С колядой вас поздравляем.

Коза: Хозяйка, хозяин! Открывайте сундучок, доставайте пятачок.

Медведь: Подайте конфеток, порадуйте деток!

(Хозяйка дарит колядовщикам конфетку и монету)

Коза: 

Ай, спасибо, хозяюшка,

Мира дому вашему,

Чтоб он был полной чашею.

Ну, а вам, детки, хорошо веселиться,

В жизни всё пригодится

Медведь: 

Ну, а какой святочный праздник без игр, шуток-прибауток, без веселых игр и соревнований? На посиделках всегда мальчики с девочками соревновались, умом и смекалкой похвалялись. Давайте и мы поиграем и превратимся в зайчиков.

Игра: «Зайка беленький сидит и ушами шевелит…»

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит,

Вот так, вот так

Он ушами шевелит (поднимают руки, шевелят ушами)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть. (Хлопают)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.(прыгают на одном месте.)

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг… и убежал. (Воспитатель хлопает в ладошки и ребята разбегаются).

Коза:

 Есть и у меня веселая игра, ну что подвигаемся?

«Курочка – хохлатка»

(хозяйка одевает шапочку курочки, хозяин сидит с котиком напротив)

Ход игры: Хозяйка изображает «курицу», дети – «цыплят». «Курочка» и «цыплята» ходят по площадке. Хозяйка говорит:

Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курочка:

«Ко-ко, не ходите далеко».

Приближаясь к «кошке», говорит:

На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.

«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают в определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме. Воспитатель («курица») защищает «цыплят», разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!»

Хозяин: 

Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Сейчас мы узнаем кто лучше и быстро выговорит скороговорки.

Игра «Потешки дедушки»

  1.  «На окошке крошку-мошку

  Ловко ловит лапой кошка»

  1. «У Сережки в сапожки попали сережки»

Хозяйка:

 Молодцы, очень старались. А я знаю одну русскую игру «Золотые ворота».

Игра «Золотые ворота».

 Ход игры: Медведь и Коза строят воротики, Хозяйка и Хозяин под музыку будут водит ребят через воротики. Как музыка закончится, воротики закроются, кто попался - тот остался.

Хозяйка: 

На Святки самым интересным было гадание. После игры положено погадать, судьбу друг другу предсказать…

Игра «Гадание».

По очереди каждому игроку необходимо достать из мешка предметы гадания. После чего я прочитаю их толкование.
Лента — длинная дорога
Зубн. щетка — к крепкому здоровью
Зеркальце — ты красивый
Пуговица — купят новую одежду
Конфета — подарят сладость
Собака – к другу

Монета- найдешь или подарят монетку

Картошка – ты добрый

Гвоздь – придут к вам гости

Сердечко – тебя кто-то обнимет или поцелует.

Колечко – подарят что-то красивое

Ключик – узнаешь какой-то секретик

Пуговка – купят новую одежду

Колёсико – купят или подарят машинку,

Цветочек – ты веселый.

Хозяин: 

Судьбу свою узнали, а хоровод с лентами водить умеете? (Да) Вот сейчас и проверим.

Игра «Карусели»

Ход игры:

Взрослый держит обруч с лентами, дети вместе с героями бегут по кругу, держась за ленточки, и говорят:

- Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, а потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

(В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются.)

Хозяйка: 

Весело вам было с нами вместе? (Да) И мне приятно. Ведь счастье человека не в богатстве! Не нужен и клад, если в семье лад! А мы сегодня как одна большая и дружная семья. Когда все здоровы, вся семья вместе – и душа на месте!

Хозяин:

Славно мы колядовали,

Танцевали и играли.

А теперь пора,

Угощаться, детвора!!!

(Хозяйка угощает пряниками)

Хозяин: Наш праздник окончен, спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование работы с детьми младшего возраста по приобщению к русской народной культуре

В данной разработке запланированы мероприятия с детьми (помесячно), с родителями и специалистами ДОУ. Планирование работы строилось с учетом годового планирования учреждения, сезона, имеющег...

Занятие по аппликации с детьми младшего возраста "Пасха"

Пасха - цыпленок и яйцо.Цель:познакомить детей с символами праздника «Паха»; упражняться в использовании уже известных приемов надавливания и размазывания формировать интерес к работе с пластилином; п...

Обобщение опыта работы по теме « Подвижные игры - важнейшее средство в процессе сохранения и укрепления здоровья детей» Работа с детьми младшего возраста.

Обоснование темы, общие принципы физического воспитания, методика проведения подвижных игр, программные задачи, перспективное и календарное планирование....

Конспект занятия с детьми младшего возраста по формированию предметных представлений. «Прогулка с Машенькой».

Подробный конспект коррекционного занятия по развитию сенсорных эталонов с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизинера....

Служба ранней помощи с неговорящими детьми младшего возраста.

Родители обычно сравнивают речь ребенка с уровнем развития речи его сверстников. И, безусловно, их начинает беспокоить тот факт, что ребенок отстает в речевом развитии. Однако на бытовом уровне сущест...

Особенности коммуникации с детьми младшего возраста «Как я работаю с детьми»

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом,  это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности ...