Досуг совместной деятельности детей и взрослых «Блокада Ленинграда»
методическая разработка (подготовительная группа)

Ковтун Татьяна Викторовна

Дата проведения: 26.01.2024

Участники: дети подготовительной № 2, старшей, разновозрастной групп

Воспитатели: Зайцева С.В., Миронова Н.Е., Буслаева З.Н., Андреева О.В., Труль Т.А., Ковтун Т.В.

Музыкальный руководитель: Шабалина Л.В.

Цель: ознакомить детей с историей блокадного Ленинграда, воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны;
  • систематизировать знания о блокаде Ленинграда;
  • расширять и активизировать словарь.

Воспитательные:

  • пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги;
  • вызвать интерес к истории своей страны;
  • способствовать развитию навыков сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности;
  • приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений.

Развивающие:

  • способствовать развитию познавательной активности, речи;
  • пробуждать нравственные качества личности;
  • способствовать развитию памяти, логического мышления.

Предварительная работа:

  • чтение художественной литературы;
  • художественно-творческая деятельность;
  • слушание музыкальных произведений, посвящённых блокадному Ленинграду: Э. Хиль «Медаль за оборону Ленинграда», «Баллада о ледовой трассе»; В. Толкунова «Дети Ленинграда»; звучание метронома; Д. Шостакович «Ленинградская симфония»;
  • рассматривание медали "За оборону Ленинграда", ленточки ленинградской блокады;
  • разучивание стихотворений о блокаде;
  • составление мнемотаблиц о блокаде;
  •  презентация «Осаждённый город»;
  • художественно -творческая деятельность.

Оборудование: оформление зала; музыкальный центр, проектор; оборудование для игр – картошка, 3 корзины (коробки), 12 картонок размером 40:30 (по 4 на каждую команду), 3 схемы зданий из кубиков, 3 набора кубиков; у каждого участника слева на груди ленточка блокадного Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada_2024.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Досуг совместной деятельности детей и взрослых

«Блокада Ленинграда»

Дата проведения: 26.01.2024

Участники: дети подготовительной № 2, старшей, разновозрастной групп

Воспитатели: Зайцева С.В., Миронова Н.Е., Буслаева З.Н., Андреева О.В., Труль Т.А., Ковтун Т.В.

Музыкальный руководитель: Шабалина Л.В.

Цель: ознакомить детей с историей блокадного Ленинграда, воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны;
  • систематизировать знания о блокаде Ленинграда;
  • расширять и активизировать словарь.

Воспитательные:

  • пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги;
  • вызвать интерес к истории своей страны;
  • способствовать развитию навыков сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности;
  • приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений.

Развивающие:

  • способствовать развитию познавательной активности, речи;
  • пробуждать нравственные качества личности;
  • способствовать развитию памяти, логического мышления.

Предварительная работа:

  • чтение художественной литературы;
  • художественно-творческая деятельность;
  • слушание музыкальных произведений, посвящённых блокадному Ленинграду: Э. Хиль «Медаль за оборону Ленинграда», «Баллада о ледовой трассе»; В. Толкунова «Дети Ленинграда»; звучание метронома; Д. Шостакович «Ленинградская симфония»;
  • рассматривание медали "За оборону Ленинграда", ленточки ленинградской блокады;
  • разучивание стихотворений о блокаде;
  • составление мнемотаблиц о блокаде;
  •  презентация «Осаждённый город»;
  • художественно -творческая деятельность.

Оборудование: оформление зала; музыкальный центр, проектор; оборудование для игр – картошка, 3 корзины (коробки), 12 картонок размером 40:30 (по 4 на каждую команду), 3 схемы зданий из кубиков, 3 набора кубиков; у каждого участника слева на груди ленточка блокадного Ленинграда.

Ход досуга.

Слайд №1. Звучит музыка «Гимн городу» (муз. Глиэра).

Ведущий: Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить подвиг защитников Ленинграда. Так назывался наш город во время Второй Мировой войны. Мы должны чтить память погибших защитников и жителей нашего города.

27-го января, в нашем городе большой праздник! В этот день наши войска полностью освободили Ленинград от фашистской блокады.  Стоит над Невой большой и красивый город-герой, город-солдат, город-труженик. Слайд №2.

Слайд №3. В те далёкие времена на нашу русскую землю напал враг - немецко-фашистские захватчики. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев. Война была тяжёлой и жестокой.

 Фашисты окружили город. Они решили уничтожить Ленинград - взорвать и сжечь всю его красоту, уничтожить всех жителей. Город постоянно обстреливали и бомбили. Многие дома были разрушены. В городе часто звучала сирена, которая предупреждала о начале вражеского обстрела.

Звучит запись сирены

Слайд №4.

Ведущий (подг.): В магазинах закончились продукты, есть было нечего. Людям выдавали маленький кусочек хлеба на весь день.

Слайд №5. Не работало отопление, во многих домах не было света и воды. Остановились трамваи, автобусы и троллейбусы. Слайд №6.

Ребёнок (подг.): Охваченный войною

Блокадный Ленинград.

На улицах трамваи

Замёрзшие стоят.

Слайд №7. Разрушенные здания

И надпись на стене:

«Опасно при обстреле

На этой стороне».

В водопроводных кранах

Не вода, а лёд.

И только прорубь невская

Горожан спасёт.

Ведущий: До реки было идти порой далеко. Тогда люди набирали снег в вёдра и растапливали его. Страдая от голода и холода жители – взрослые и дети – не сидели сложа руки, не жалели, когда их освободят, а как могли, боролись за родной город.

Ребенок (подг.): В осеннем тумане в январском снегу,
Стоит Ленинград на морском берегу.
С дворцами и парками, строг и красив,
Как будто вплывает в широкий залив.
В блокадные дни, под обстрелом, в снегу,
Не сдался, не сдался наш город врагу.
Здесь гордые, смелые люди живут,
И ценится всюду их доблестный труд.

Слайд №8. Не было таких событий в блокадном городе, в которых не участвовали юные ленинградцы. Они вставали к заводским станкам. С весны до поздней осени   школьники блокадного Ленинграда приходили в госпитали к раненным, работали на совхозных полях, во время воздушной тревоги подростки – бойцы отрядов самообороны – дежурили на крышах домов, тушили зажигательные бомбы, тем самым спасая людей от пожаров.

Игра «Разминируем снаряды»

Оборудование: Пластиковые бутылки с крышечками на количество детей, ведро, три корзины (коробки).

Каждая команда берет бутылку-«снаряд», откручивает крышечку.  Крышку кладет в ведро, а разминированный снаряд в свою корзину.

Слайд №9.

Ведущий (разновозр.): Сколько испытаний принесла блокада! Город был изолирован от Большой земли. Когда застыл лёд на Ладожском озере, появилась возможность перевозить продукты прямо по льду. Дорогу по льду Ладоги назвали «Дорогой жизни». Мы никогда не забудем мужество, стойкость, героизм, водителей, дорожников, связистов, зенитчиков, регулировщиков – всех тех, кто под бомбёжкой и обстрелом, в мороз, метель и вьюгу работал на «Дороге жизни».

Ребёнок (разнов.): Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорога жизни» Ладога была.

Она спасеньем Ленинградцев стала,

И помогла в войне нам победить.

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под мирным небом жить.

Игра «Дорога жизни».

Оборудование: 4 картонки размером 40:30 на каждую команду.

От каждой команды играет 3 человека. Дети строят переправу через реку, передвигаясь вперед, переставляя картонку, лежащую в конце.

Слайд №10.

Ведущий (разнов.): Сколько надо выплакать слез,

Чтоб утешить печаль твою.

Об ушедших в блокадный мороз,

И о выживших на краю.

Пискаревская тишина.

Метронома глухой отсчет -

Здесь покоится та война,

Не сломившая твой народ.

Ведущий предлагает всем провести минуту молчания в память всех погибших. Звучит запись метронома.

Слайд №11.

Ведущий (ст.): 900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда. Это были 900 дней мужества, стойкости, подвига непокоренных ленинградцев. Ленинград выстоял, несмотря на ужасный голод, отсутствие топлива, воды, электричества и непрерывный вражеский огонь.

Песня «Мой Петербург боевой»

Ведущий (ст.): Стойкие ленинградцы выстояли и стали восстанавливать город из руин. Слайд №12.

Игра «Восстановим разрушенное здание»

Оборудование: кубики, схемы на 3 команды.

Дети в команде из 3-4 человек строят по своим схемам здания.

         Слайд №13.

Ведущий (ст.): 14 января 1944 года наши войска перешли в наступление и 27 января 1944 года полностью освободили Ленинград от фашистской блокады. В честь такого большого праздника прогремел праздничный салют.

Ребенок (ст.): За залпом залп

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

        Ни успокаивать пока,

        Ни утешать людей не надо.

        Их радость слишком велика-

        Гремит салют над Ленинградом.

Такого дня не видел Ленинград!

Нет. Радости подобной не бывало!

Казалось, что все небо грохотало….

Гремел неумолкаемо салют.

Слайд №14.

Упражнение «Салют»

Ребенок (ст.): Люди Ленинграда, вы - герои!
                         
Подвиг ваш бесценен на века!
                         
Пусть не будет больше горя.
                         
Никогда, никогда, никогда!
                         
Память о блокаде Ленинграда
                         
С трепетом в сердце храним.
                         
За мужество, силу, отвагу
                         
Ленинградцам спасибо говорим!

Слайд №15.

Ведущий (ст.): Нашему городу, который сейчас носит имя Санкт-Петербург, уже более 300 лет.  В годы войны прабабушки и прадедушки сберегли его для нас с вами.  Давайте и мы будем беречь и любить свой город.  

Опять война,
Опять блокада, —
А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».

И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!

Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическая тема "Овощи. Труд взрослых на огороде" Материалы для осуществления совместной деятельности детей и взрослых.. Технология дистанционного обучения.

Игры и упражнения помогут закрепить с ребёнком знания, которые он получает на занятиях в детском саду по лексической теме.   Взрослые, выполняя задания с ребёнком, помните, что главное в жиз...

Конспект совместной деятельности детей и взрослых по изобразительной деятельности (аппликация).

ЗАЙКА БЕЛЕНЬКИЙ СИДИТ.Цель: научить детей создавать аппликацию «Зайки».Задачи: создавать из ватных кусочков образ зайчика, выкладывая и приклеивая кусочки в пределах нарисованного контура. Разви...

Конспект совместной деятельности детей и взрослых по изобразительной деятельности (рисование пальчиками).

ПАДАЮЩИЙ СНЕГ.Цель: познакомить детей с таким явлением природы, как снегопад; выполнить рисунок падающего снега.Задачи: учить детей рисовать пальчиками, аккуратно обмакивая пальчик в краску и на...

Методическая разработка в рамках семинара -практикума «Моделирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО: новая образовательная практика ООП ДО «Вдохновение» Тема: Проектирование совместной деятельности детей и взрослых при организац

Методическая разработка в рамках семинара -практикума«Моделирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО: новая образовательная практика ООП ДО «Вдохновение»...

Досуг совместной деятельности детей и взрослых «Блокада Ленинграда»

Воспитание чувства патриотизма и любви к родному городу, уважение к зашитникам Ленинграда в блокадные годы....