80 лет со дня полного освбождения от блокады Ленинграда.
проект (подготовительная группа)

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Истинный патриотизм предполагает, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? При беседе с детьми по этой теме появилось и много других вопросов. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаю, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады. Пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время Блокады Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_den_snyatia_blokady_starshaya_gruppa.docx48.14 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «День снятия блокады»

Название проекта: «День снятия блокады».

Тип проекта: Социально-познавательный, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный 1 неделя.

Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно–эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие физическое развитие.

Цель: познакомить детей с героической историей Ленинграда в годы блокады.

Задачи:

- дать детям знания о жизни блокадного города.

-формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны

-пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ,

его боевые заслуги.

-вызвать интерес к истории своей страны.

-приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений.

-способствовать развитию познавательной активности, речи, расширять и активизировать словарь детей: блокада, эвакуация, «дорога жизни», ветеран, монумент, мемориал маскировочные чехлы, …и т.п.

-развивать интерес детей к отображению в творческих работах своих впечатлений по проекту.

-познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными Блокаде Ленинграда.

-воспитывать чувство патриотизма, сострадания, гордости за свой город.

Актуальность.

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Истинный патриотизм предполагает, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? При беседе с детьми по этой теме появилось и много других вопросов. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаю, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады. Пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время Блокады Ленинграда.

Предполагаемый результат.

-Понимание детьми подвига, совершённого жителями блокадного города.

-Умение рассказывать о блокаде Ленинграда.

-Повышение уровня практических умений детей в художественном творчестве.

-Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и воспитателями.

-Пополнение методической «копилки» тематическими конспектами НОД с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.

Организация и этапы проведения проекта

Этапы

Основные направления реализации

I. Подготовительный (организационный) этап.

Воспитатель:

-разработка содержания проекта, составление плана работы;

-подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (развивающие игры, иллюстрации, электронные презентации, художественная литература, аудиозаписи песен и музыки военных лет);

-оснащение игровой среды атрибутами к сюжетно-ролевой игре на военную тематику.

-подбор материалов для НОД;

Родители и дети:

-предложить родителям вместе с детьми маршрут выходного дня: в день снятия блокады – 27 января:

– побывать на площади Победы, где сооружен Мемориал «Героическим защитникам Ленинграда», м Московская.

- музей памяти «Улица жизни» под открытым небом на улице Итальянской посвященной воссозданию жизни дней блокады Ленинграда.

-музей обороны и блокады Ленинграда, Соляной пер. д.9

-музей истории Ленинграда, особняк Румянцева, Английская набережная 44

Воспитатель и родители:

-подбор материала в информационную папку «900 дней» для родителей.

- Оформление папки-передвижки «Зеленый пояс славы».

II.

Основной (деятельный) этап.

Воспитатель и дети

Познавательное развитие

Речевое развитие

Совместная и самостоятельная деятельность:

-просмотр иллюстраций, открыток, медалей, орденов военных лет, фотографий о жизни в блокадном Ленинграде.

  • -рассматривание пейзажей современного Санкт-Петербурга, а также города во время ВОВ.
  • -рассматривание детской художественной литературы: Крестинский А.А. «Мальчики из блокады (Рассказы и повесть)»; Еремеев А.И. «В осажденном городе»; Миксон И.Л. «Жила-была» (повесть о Тане Савичевой); Н. Ходза «Дорога жизни» Н.Алексеевой "Дети Ленинграда.

-рассматривание иллюстраций «Дорога жизни», «Пискарёвское мемориальное кладбище», «Дорога жизни», «Разорванное кольцо блокады» на фоне прослушивание песен и музыки военных лет.

- проведение бесед об истории города на тему «Блокада Ленинграда», «Трудности осажденного города», «Дети Ленинграда».

-дидактические игры: «Рода войск», «Служу Росси», «Моя Родина», «Подбери форму солдату и моряку», «Собери картинку» (разрезные картинки с изображением «Разорванное кольцо», «Цветок жизни»).

НОД Тема: «Путешествие во времени. Блокада Ленинграда» с использованием ИКТ.

Задачи:

-знакомство с прошлым города Санкт-Петербурга, обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города — блокаде.

- приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений.

-пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги.

-пробуждать нравственные качества личности.

-способствовать развитию памяти, логического мышления.

  • НОД Тема: «Дорога Жизни».
  • Задачи:
  • -расширить представление детей о блокадном городе. Познакомить с понятием «Дорога жизни».

-воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению, проникнуться героизмом людей, работавших на "Дороге жизни" и обеспечивающих её безопасность.

Совместная и самостоятельная деятельность:

НОД Тема: «Прорыв блокады Ленинграда. 1943. Художники: В. Серов, И. Серебряный.» Составление рассказов по картине.

Задачи:

-учить детей рассматривать картину, испытывать эстетические чувства.

-учить отвечать на вопросы воспитателя, используя разные виды предложений.

-развивать наблюдательность, внимание, память, воображение.

НОД Тематическая экскурсия в детскую библиотеку. «Ленинград-Блокада-подвиг».

Задачи:

-познакомить ребят с художественными произведениями, событиями блокады Ленинграда 1941-1945 г.г. как одной из героических страниц истории нашей страны.

-пробудить патриотические чувства ребят к своей отчизне на примере жизни и подвигов («Блокадная книга» А. Адамовича и Д. Гранина), а также литературных героев (О. Берггольц «Я говорю с тобой под свист снарядов»

-воспитание у учащихся чувств уважения к ветеранам, прошедшим войну и людям, пережившим Блокаду, восхищение их подвигами.

Чтение художественной литературы:

Чтение и разучивание стихотворений Ю. Шмидта «Вечный огонь». «Пусть летят столетья, пусть летят года», «Наш город назывался Ленинградом.

Н. Ходза «Дорога жизни», Л. Кассиля «Главное войско», В. Карасевой «Маленькие ленинградцы» С.Баруздин «Шел по улице солдат»; С.Могилевская «Сказка о громком барабане»; Чтение хроники о блокаде В.К.Дмитриева «Была война, была блокада»; Н.Алексеевой "Дети Ленинграда" чтения стихотворений из сборника «о блокаде».

Пословицы и поговорки о героизме, славе, смелости: «Герой- за Родину горой».

Художественно – эстетическое развитие

Совместная и самостоятельная деятельность:

-Рисование (коллективная работа) стенгазеты и листовок посвящённые к «Дню снятие блокады Ленинграда».

Задачи:

-развивать у детей технику рисования акварелью и декоративным прорисовыванием.

-развивать воображение, творчество детей.

-воспитывать чувство патриотизма, чувство благодарности и гордости;

-прослушивание музыкальных произведений, посвящённых блокадному Ленинграду: Э.Хиль «Медаль за оборону Ленинграда», «Баллада о ледовой трассе»; В.Толкунова «Дети Ленинграда»; звучание метронома; Д. Шостакович «Ленинградская симфония»; Н.П.Бобковой «Мой город- герой»; Л.Шербенг,П. Крауберг «Эх,Ладога».

-конструирование (из крупных частей конструктора «Строитель»: здания, мосты, дороги.

НОД Рисование. Тема «Улица блокадного города».

Задачи:

-учить применять полученные ранее умения и навыки в рисовании людей, военной техники, зданий.

-учить детей отражать в своем рисунке городскую улицу, продумывать расположение объектов на ближнем и дальнем плане, соединяя их в единую тематическую композицию.

-развивать воображение, творчество.

-уточнить знание детей о блокаде Ленинграда.

-воспитывать чувство патриотизма.

  • НОД Рисование по замыслу Тема «Зеленый пояс славы».
  • -учить детей задумывать содержание рисунка на основе полученных впечатлений, подбирать материалы в соответствии с содержанием изображения.
  • -развивать фантазию, творческую активность.
  • -закреплять технические умение и навыки рисования разными материалами.
  • -закреплять знания о блокаде Ленинграда,
  • показать свои знания о блокаде путем рисования.

- воспитывать чувство гордости за маленьких жителей нашего города и сопереживания.

-НОД Лепка тема: «Военная техника».

Задачи:

-закреплять разнообразные приемы лепки (из целого куска пластилина и по частям).

-развитие творческих способностей.

-активизация словаря по теме «военная техника».

Социально-коммуникативное развитие

Совместная и самостоятельная деятельность:

-рассматривание и обсуждение: плакаты на темы «Гражданская оборона», «Умей действовать при пожаре», «Защитные сооружения».

-беседа: «Опасные участки на пешеходной части улицы».

Физическое развитие

-игровое упражнение «Мы солдаты»

Совершенствовать умение детей выполнять построение в колонну по двое, по трое, равнение в затылок. Учить выполнять размыкание в колонне на вытянутые руки вперед, повороты направо, налево, кругом переступанием, прыжком.

-подвижные игры: «Перейди на другой берег». Задачи: развивать основные движения – бег с препятствиями; развитие физических качеств – быстроты, ловкости.

Военная эстафета «Разведчики и моряки».

Задачи: упражнять в беге наперегонки; закреплять знания о военных профессиях (разведчик, моряк); активизировать в речи названия военной атрибутики «Снайперы» Задача: развивать меткость. «Передай снаряды» Задача: развивать ловкость, быстроту реакции, умение работать в команде.

III.Заключительный

этап.

Воспитатель-родитель-дети

-выставка детских рисунков на тему «Блокада Ленинграда».

-почтить память погибших и отдать дань уважения выжившим в годы блокады ленинградцам.

-поднятие патриотического духа.

-формирование у подрастающего поколения любви и верности Родине.

-воспитания чувства гордости за свою историю и подвиги своего народа.

Сценарий мероприятия , посвященной 80-ти летию полного освобождения от блокады Ленинграда.

Ведущий: Кто-то помнит об этом со школьной скамьи, кто-то – с первых ступеней детсада. В необъятной стране нет, пожалуй, семьи, где не знают, что значит – БЛОКАДА. Про разруху и голод, про жизнь без прикрас, про спасение Летнего сада.

Мы вдыхаем, как воздух, правдивый рассказ о суровой судьбе Ленинграда.

(Дети входят в зал под музыку, исполняют Танец).

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами собрались в честь знаменательной даты, посвященной дню снятия Блокады. 80 лет прошло с тех пор, это очень памятная дата для нашего города. Много испытаний выпало на долю нашего народа в те далекие дни Великой Отечественной войны.

Ребенок: Опять война, опять блокада…А, может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо, не надо раны бередить».

Ребенок: Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне

И о блокаде прочитали стихов достаточно вполне».

Ребенок: И может показаться: правы и убедительны слова.

Но даже если это правда, такая правда - не права!

(Песня «Мы дети блокады») (После песни, садятся на места)

(2 слайд)

Ведущий: 22 июня 1941 года без предупреждения враг напал на нашу страну.

(Объявление Левитана о начале войны)

Ведущий: Из каждой семьи на фронт стали уходить отцы, братья и сестры.

Ребенок: Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

(Танец «Закаты алые») (После танца, садятся на стулья)

(3 слайд)

Ведущий: Гитлеровцы рьяно рвались вперед. Но на всех направлениях враг встречал упорное сопротивление. Гитлер планировал разрушить блокадный Ленинград артиллерией и авиацией. Жители должны были погибнуть зимой от голода. Замкнув кольцо блокады. Гитлеровцы были уверены, что город выкинет белый флаг капитуляции. Но Ленинград не сдавался!

(4 слайд)

Ведущий: Маленький жестяной значок появился на груди у ленинградцев - на нем ласточка с письмом в клюве. Весной 1942 года его начали носить на одежде многие ленинградцы. Этот символ стал коротким и ясным ответом фашистам о том, что теперь в город даже птица не пролетит.

Девочка: Маленькую ласточку из жести

Я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

Это означало: «Жду письма».

Ребенок: Этот знак придумала блокада.

Знали мы, что только самолет,

Только птица к нам, до Ленинграда,

С милой-милой родины дойдет.

(5 слайд)

Ведущий: Жители Ленинграда, ленинградцы (женщины, дети и пожилые люди) проявили стойкость и мужество. Всеми силами поднялись на защиту города.

Ребенок: Небо Балтики давит свинцом, держит город за горло блокада;

Медный всадник и ангел с крестом батальонам подвозят снаряды.

Львы из камня срываются с мест, чтоб с бойцами подняться в атаку

Непокорных жестокая месть. Наступление. Крушение мрака!

Ребенок: Непокоренный, прошедший сквозь ад;

Непокоренный, герой — Ленинград!

Непокоренный, на все времена;

Непокоренный, город Петра!

(«Мой Ленинград боевой»)

(6 слайд)

Ведущий: В городе кончились запасы продуктов. И ленинградцы стали получать в день только 125 грамм хлеба, небольшой кусочек и больше ничего. К страшному слову «блокада» прибавилось слово «голод».

Девочка: Сто двадцать пять и больше ни грамма.

О, как бесценен каждый грамм!

Свой хлеб разрезает на части мама

И делит со мной пополам…

(Танец девочек «Щербатый месяц»)

(7 слайд)

Ведущий: Но не только еды не хватало в Ленинграде. В городе не было и питьевой воды. За водой ленинградцы ходили на Неву.

(8 слайд)

Ведущий: Но природа пришла на помощь умирающему от голода Ленинграду. Зима была лютая, очень холодная, но она и помогла доставлять в город продукты питания. Замерзло Ладожское озеро и по его крепкому льду, под обстрелами фашистов ехали колоннами грузовики. Ладога стала Дорогой Жизни — по ней везли в Ленинград хлеб и вывозили из города ослабленных женщин и детей.

(Видео-фрагмент «Эх, Ладога!»)

(9 слайд)

Ведущий: Город регулярно обстреливался по 6-8 раз в сутки. Тогда звучала воздушная тревога.

(Звучит сигнал воздушной тревоги)

Ведущий: Когда люди слышали такой сигнал, все собирались в бомбоубежище. Оповещало о начале обстрела радио. Во время бомбежек, когда трансляции прекращались, помогал пережить страшные минуты блокадный метроном. Его механические удары, похожие на биение сердца, напоминали: Жизнь продолжается, несмотря на все страдания.

(10 слайд)

Ведущий: В городе работали женщины и дети. Они дежурили на крышах ночами. Гасили зажигалки, чинили танки, бронепоезда, выпускали снаряды и мины. Город жил.

(11 слайд)

Ведущий: 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали кольцо блокады.

(12 слайд)

Ведущий: 27 января 1943 года наш Ленинград был полностью освобожден из блокадного кольца. Салют из 324 орудий оповестил всех, что блокада закончилась. Люди плакали от счастья, обнимали друг друга - счастливые улыбки и глаза полные слез.

Ребенок: В холода, когда бушуют снегопады,

В Петербурге этот день особо чтут, –

Город празднует День снятия блокады,

И гремит в морозном воздухе салют.

Ребенок: Это залпы в честь свободы Ленинграда!

В честь бессмертия не выживших детей…

Беспощадная фашистская осада

Продолжалась девятьсот голодных дней.

(13 слайд)

Ведущий: Подвиг ленинградцев был отмечен медалью «За оборону Ленинграда» Третьего июня 1943 года тысячам ленинградцев были вручены первые медали «За оборону Ленинграда».

(14 слайд)

Ведущий: Мы чтим минутой молчания — минутой памяти всех погибших в эти 900 блокадных дней и ночей под звуки метронома, как символ того, что они живы в наших сердцах.

Ребенок: Давайте встанем, помолчим, почтим героев Ленинграда,

Всех, чьи жизни унесла в суровый час блокада.

(Минута молчания)

(15 слайд)

Ведущий: Мы бережно храним память этих тяжелых лет, передавая память внукам и правнукам. И пусть 27 января, в день полного освобождения нашего города от блокады, на столах ленинградцев будут лежать эти 125 блокадных грамм хлеба, чтобы причаститься к памяти тех, кто ценой своей жизни защитил и спас наш город.

(16 слайд)

Ребенок: Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ребенок: Ни один пусть не рвётся снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Пусть оглашают наши леса

Только птиц и детей голоса.

Ребенок: И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!

(Общий танец «Мир без войны») (После танца, проходят по залу круг и уходят в группу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие, посвященное полному снятию блокады Ленинграда

сценарий открытого занятия,презентация "Посвящение",презентация мой гррод,(презентации не закачиваются, пишите stratienko3@gmail.com...

Конспект интегрированного тематического занятия для детей подготовительной к школе группы посвященного 69 годовщине полного снятия блокады Ленинграда Тема: «Наш любимый Петербург»

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей ст...

Интегрированное занятие в старшей группе "День полного снятия блокады Ленинграда"

Цель: расширение знаний детей об истории родного города.Задачи:1.познавательные:-расширять знания детей о героизме людей в годы Великой Отечественной войны и людей, переживших блокаду Ленинграда;- обо...

Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)

Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...

Методическая разработка "День полного снятия блокады Ленинграда от фашистской блокады"

Методическа разработка для детей старшей и подготовительной групп...

"Полное освобождения от Блокады Ленинграда"

Сценарий тематического занятия для подготовительной группы....