Сценарий детского праздника "Марийские национальные герои"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Смирнова Алина Вячеславовна

Сценарий детского праздника "Марийские национальные герои"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Марковский детский сад общеразвивающего вида «Теремок»

Оршанского района Республики Марий Эл

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

   сценарий детского праздника

для старшего дошкольного возраста

  «Марийские национальные герои»

                   Разработал:

                                                           воспитатель МДОУ «Марковский

                                       детский сад «Теремок»

                                                       Смирнова Алина Вячеславовна,

                                                                 первая квалификационная категория

                             

2024 год

Тема праздника: Марийские национальные герои

Возраст: старший дошкольный

Цель: воспитание уважения к национальным марийским героям, гордости за свой народ.

Задачи:

  • Формирование представления о марийских национальных героях, героическом прошлом марийского народа.
  • Закрепить названия элементов костюма марийского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия (меч, щит, лук и стрелы, топорик).
  • Учить выразительному чтению стихов на марийском языке о Родине, о богатырях
  • Развивать связную речь, мышление, внимание, память.
  • Заинтересовывать самостоятельным решением задач познавательного характера.
  • Активизировать и обогащать словарный запас
  • Пробудить интерес к истории марийского края..

Персонажи: ведущий, марийские богатыри: Онар, Акпатыр, Чумбылат, Акпарс, Кокша, Чоткар.

Оформление: зал украшен в марийском стиле.

Предварительная работа:
- рассматривание картин «Марийские богатыри», «Монголо-татарское нашествие»;

- изготовление оберегов «Дубовые листья»;

- чтение сказок и былин о богатырях: «Чоткар патыр», «Кокша-богатырь», «Волшебный меч», «Чумбылат», «Онар».

Оборудование: проектор, костюмы марийский богатырей, марийские полотенца, современное и старинное оружие, магнитофон, иллюстрации богатырей, сундучок, обереги «Дубовые листья», карта Республики Марий Эл.

Ход праздника

Девочки, одетые в марийские национальные костюмы, заходят в зал, исполняют танец – приветствие с полотенцами (звучит марийская народная музыка «Марийская лирическая»).  

Танец-приветствие с полотенцами

После танца дети садятся на свои места.

Ведущий:  Поро кече! Я пожелала вам доброго дня, доброго солнышка. Давайте подарим друг другу свои улыбки. Ребята, к нам в гости сегодня пришел марийский богатырь Онар.

Входит богатырь Онар, в руках держит сундучок.

 Онар: Салам лийже, йоча –влак!

Дети: Салам лийже!

Онар: Я - Онар – герой народа мари. Марийский край называют землей Онара. Я очень высокого роста, головой достаю до облаков, сама Волга мне по колено. Я настолько силён, что огромный дуб могу вытащить из земли вместе с корнями.  Когда песок набьётся мне в лапти, присяду,  вытру пот со лба, сниму лапоть величиной с лодку, а как вытряхну из него прах, - поднимается среди равнины курган высотой с копну. С тех пор и стоят эти курганы.

Ведущий: Онар одет в национальную марийскую одежду. Его рубаха и брюки белые, что передают чистоту и свет, которые исходят от богатыря.

Онар: Я  принес с собой волшебный сундучок, а что в нем лежит, я покажу вам чуть позже.

Работа с картой Республики Марий Эл

Ведущий: Ребята, вы обратили внимание, что находится на стене? Давайте посмотрим на нее внимательнее. Ребята, мы с Вами живем в Республике, у которой удивительно красивое имя, какое?

Дети: – Марий Эл.

Ведущий: Как переводится это название?

Д: Марийский край.

Ведущий: Как вы думаете, что нарисовано зеленым цветом, коричневым,  голубым?

Дети: Деревья, луга, реки, поля.

Онар: Как просторен, как широк,

Край ты мой марийский.

Ты как праздничный цветок,

На земле российской.

Ведущий: Ребята, расскажите Онару стихи о марийском крае!

 Чтение стихов

Ребенок 1:

Шочмо мланде, шочмо вер,

Ужарала волгалтат.

Пеш куатле, пеш чевер

Мыланем эре улат.

Ребенок 2:

Марий кундем! О шочмо вер!

Пеледше олык, ош куэр…

Пасу сай шурно ден шортнянын

Пашаче, мурызо, чевер,

Тый кечын тузланет, уланын,

Марий кундем! О шочмо вер!

Ребенок 3:

Гож – гож – гож

Кожланаже муралеш.

Шыр-шыр-шыр

Энернаже йогалеш.

Лоз-лоз-лоз

Шурныны лунген модеш.

Ший да шер Шочмо вер –

Умыреш ушеш кодеш.

Онар: Спасибо, ребята! Кугу тау! Много чудесных мест есть на земле, везде живут люди, но наша республика - единственная и необыкновенная, потому что она наша Родина. Что значит для вас слово родина?

Дети:…

Онар: Родина – значит родная, как мама и папа. Для нас – это красивый и богатый марийский край.

Песня «Шочмо мланде»

Ведущий: Ребята, давайте присядем и перенесемся на много лет назад в прошлое республики Марий Эл.

Работа с презентацией

Ведущий: В середине XIII столетия сложился союз мари. В те времена, много лет назад, возле Волги реки на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. На марийский край часто нападали враги – монголо-татарское нашествие. Враги разоряли дома, уводили в плен людей. А защищали наши земли от врагов храбрые и могучие, сильные и выносливые люди, называли их богатырями.

Вот так они выглядели (На сцену выходят мальчики, одетые в костюмы марийских богатырей)
Сильные как ураганы,
Крепкие как скалы,
Они защищали марийскую землю

От злобных врагов!
Они силой доброю богаты,
Они защищали свой народ.
Спасали бедных и детей.

Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов. Они славились богатырской силой. Про них и об их подвигах марийский народ слагал сказки и былины.

Инсценировка «Марий патыр-влак»

В зал под музыку входят мальчики, одетые в костюмы марийских богатырей

Онар: Ребята, я пришел не один. Посмотрите какие сильные, храбрые, могучие марийские богатыри пришли к нам сегодня на праздник: Акпатыр, Чумбылат, Акпарс, Кокша, Чоткар. Стоят они у границы богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. И цель у них одна – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Давайте послушаем, что они расскажут о себе.

Ребенок 1: Я - Акпарс – князь горных марийцев. Я один из тех, кто освободил марийский народ от власти Золотой орды. С помощью пороховых бочек и свеч я взорвал крепость города Казани. Играя на гуслях, отвлекал врагов.

Ребенок 2: Мое имя - Акпатыр – национальный марийский герой, народный заступник и целитель, отличаюсь богатырской силой. Простреливаю из лука вековые дубы, сношу стрелой кочку, которая с легкостью может перелететь через реку Вятку.

Ребенок 3: Я - Чумбылат – князь-воин, который собрал вместе марийские племена и приказал строить города-крепости. Меня народ считал своим северным царем. Я собирал под свои знамена в защиту родной земли десятки тысяч ратников и не раз спасал свой народ от нашествия врагов.

Ребенок 4: Мое имя - Чоткар — легендарный марийский герой, родился в семье охотника. Я обладаю необыкновенной силой, добрым сердцем, мудростью. Я спас народ от вражеских захватчиков. Марийский народ так говорит обо мне: «Душа Чоткара в сердце марийца».   

Ребенок 5:  Я - Кокша-богатырь – марийский национальный герой, моим именем названа река Малая Кокшага. Наделили меня при рождении силой, ловкостью и  мудростью. С этой поры  я стал расти не по дням, а по часам. За двенадцать суток я превратился в высокого, широкоплечего парня – в настоящего богатыря.

Онар: Вместе мы защищали свой народ от грозных врагов.

Музыкальная игра «Богатыри»

Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (руки в стороны)
За высокими горами,        (поднимают руки вверх)

За широкими долами,        (разводят руки в стороны)

На границе у реки        (плавные движения руками перед собой)

Дозором шли богатыри.        (« идут» друг за другом по кругу)

Очень сильные,        (останавливаются, поворачиваются в круг лицом, сжимают кулаки)

Очень зоркие.        (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)

Марийский край любили,        (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)

Свой народ освободили.        (руки вверх, кричат: « Ура! » )

Игра «Отгадай помощника богатыря»

Онар: Хотите узнать, что я для вас спрятал  в своем волшебном сундучке? Чтобы побеждать в боях и сражениях у богатырей были помощники. А какие, мы узнаем, отгадав загадки. Вы внимательно слушайте и постарайтесь их отгадать. (предметы Онар достает из сундучка)

  1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга).
  2. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем).
  3. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Ну, что, догадались? Конечно же….(меч).
  4. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит – тяжелый, блестящий и кругленький….(щит).
  5. Замечательный дружище,
    Деревянная ручища
    Да железный обушок,
    Закаленный гребешок.
    Он у плотника в почете —
    Каждый день с ним на работе (топор)
  6. Без глаз, без крыльев, летит, свистит, сильно бьет. (Стрела)
  7. Оружие или растение - выбирай сам.
    Выпускает стрелы он и тут и там. (Лук)

Ведущий: Онар, ребята угадали все твои загадки. И за это ты поиграй с ними в марийскую игру с лаптями

Игра с лаптями

Ведущий: Ребята, богатырям нужно отправляться в поход на подвиг героический. Выберите из предметов, которые лежат на столе, только те доспехи и оружие, которые необходимы богатырям. Будьте внимательны, вспомните, чем сражались раньше богатыри и выбирайте только старинное оружие.

Игра «Собери богатырей в поход»

Ведущий: По поверьям марийского народа дуб или дубовые листья являлись символом крепкого здоровья и жизненных сил, поэтому марийские воины часто брали с собой в поход дубовый листочек. И мы вместе с ребятами вручим богатырям эти обереги и пожелаем им крепкого здоровья!

Вручение оберегов богатырям

Мальчики-богатыри под музыку отправляются в поход (уход из зала)

Ведущий: А преданья старины,
Забывать мы не должны 
Вечная память марийским героям,

Защитникам нашей земли!

 Умыр мардеж пуалеш.

Шонымашым пурталеш.

Пенгыде капан патыр-влак

Шочыныт тушман ден пижаш,

Шочмо элым аралаш!

Элна верчын, эрыкна верч

Коленыт нуно сареш.

Нунын лумышт ок мондалт

Кодеш шемер калык шумеш

Список использованных источников:
Исенеков В.Б., Сапаев В.Ф. Йоча-садыште: воспитатель-влаклан пособий .- Йошкар-Ола: Марий книга издательство, 1988 – 128 с.

Марий талешке кече (День национального героя): Дайджест/ГУК РМЭ РДБ; Сост.Л.Л. Дроздовская. - Йошкар-Ола: Республиканская детская библиотека, 2003.-16с.

Модыш-уш погыш : Марийские нар. игры / А. Е. Китиков. - Йошкар-Ола : Марийское кн. изд-во, 1993. - 71,[1] с. : ил.; 20 см.; ISBN 5-7590-0470-0 : Б. ц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника для национальной (средней) группы “Навруз- весенний праздник” (на татарском языке)

“Нәүрүз – язгы бәйрәм”Составили: Шамсутдинова Сирина Абдулловна, Рахимова Лилия Фанисовна...

Праздник "День национального героя"

В детском саду провели праздник "День национального героя"...

Развлечение "День национального героя"

Развлечение для старших дошкольников....

«Знакомство дошкольников с национальными героями марийского литературного эпоса»

В материале дается краткое описание марийских народных сказок, легенд....

Организованная образовательная деятельность "Марийские национальные герои"

Конспект ООД в подготовительной к школе группе на тему "Марийские национальные герои".  Целью данной деятельности является формирование у детей представления о марийских национальных ге...

Анализ детской литературы «Главные герои национальных сказок народов Приамурья».

Многокрасочное полотно амурских сказок – это целая этнографическая энциклопедия, представляющая культурные и бытовые особенности коренных народов Дальнего Востока. Стоит внимательно углубиться в...

Сценарий утренника ко Дню героев Отечества "Герои! Вас сегодня прославляем!"

                В декабре с благодарностью встретит Россия...