Организованная образовательная деятельность "Марийские национальные герои"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Смирнова Алина Вячеславовна

Конспект ООД в подготовительной к школе группе на тему "Марийские национальные герои".  Целью данной деятельности является формирование у детей представления о марийских национальных героях, героическом прошлом марийского народа. Дети по ходу занятия знакомятся с такими марийскими национальными героями как Чоткар, Онар, Чумбылат, Кокша, Акпарс, Акпатыр, узнают о прошлом марийского края, его борьбе с монголо-татарским нашествием.  Дети сами с помощью презентации  готовят небольшие выступления о богатырях и делятся знаниями с ребятами. Также дети отгадывают загадки о доспехах богатырей, закрепляют свои знания через дидактическую игру "Собери Чоткара в поход". В течении ООД дети размышляют над такими понятиями как Родина, нациоанльный герой, подвиг и защита.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Сенькинская средняя общеобразовательная школа»

Медведевского района Республики Марий Эл

КОНСПЕКТ

   организованной образовательной деятельности

Тема:  «Марийские национальные герои»

Группа: подготовительная к школе

              Разработал:

                                                                         старший воспитатель МОБУ «Сенькинская СОШ»

                                             Смирнова Алина Вячеславовна,

                                                     первая квалификационная категория

                             

2018 год

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

Тема: Марийские национальные герои

Группа: подготовительная к школе

Цель: Формирование представления о марийских национальных героях, героическом прошлом марийского народа.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с марийскими стихами о Родине, богатырях
  • Закрепить названия элементов костюма марийского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия (меч, щит, лук и стрелы, топорик).
  • Учить выразительному чтению стихов на марийском языке.

Развивающие:

  • Развивать связную речь, мышление, внимание, память.
  • Заинтересовывать самостоятельным решением задач познавательного характера.
  •  Развивать мелкую моторику рук
  •  Активизировать и обогащать словарный запас

Воспитательные: 

  • Воспитывать чувство гордости за свой народ.
  • Воспитывать уважение к национальным марийским героям, желание им подражать.
  • Воспитывать интерес к истории марийского края.

Основное содержание темы, термины, понятия: марийские национальные герои, Чоткар, Акпатыр, Онар, Кокша, Акпарс, Чумбылат, монголо-татарское нашествие, щит, меч, кольчуга, доспехи, лук и стрелы, Республика Марий Эл, река Кокшага.

Форма работы: фронтальная

Методы и приемы:

Словесный  - рассказ, беседа, объяснение, загадки.

Наглядный  -  рассматривание иллюстраций, предметов доспехов и оружий, слайдов презентации.

Игровой  -   динамическая пауза, игра «Отгадай помощников богатыря».

Практический – дидактическая игра «Собери Чоткара в поход».

Интеграция образовательных областей: 

-физическое развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа:
- рассматривание картин «Марийские богатыри», «Монголо-татарское нашествие»;

- изготовление оберегов «Дубовые листья»;

- чтение сказок и былин о богатырях: «Чоткар патыр», «Кокша-богатырь», «Волшебный ме», «Чумбылат», «Онар».

Оборудование: телевизор, раздаточный материал, костюм богатыря, оружие, магнитофон, иллюстрации богатырей, сундучок, обереги, карта Республики Марий Эл.

Планируемые результаты:

Личностные: умения детей действовать самостоятельно, проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со сверстниками  и взрослым, воспитание нравственных качеств.

Интеллектуальные: развитие интереса к героическому прошлому марийского народа; развитие понимания о личностных качествах богатырей; формирование представлений  об облике марийского богатыря; умение решать интеллектуальные задачи; расширение и активизация словарного запаса.

Физические: формирование общей культуры поведения и потребности в ЗОЖ.

Критерии оценки деятельности детей в ООД:

- активность участия в познавательной деятельности;

- самостоятельность в выполнении поставленных задач;

- взаимодействие со сверстниками и взрослым;

- сопереживание;

- эмоциональность;

- проявление волевых усилий;

- умение дать оценку своим действиям и действиям своих товарищей.

План ООД

1.Вводная часть– 5 мин. Приветствие. Создание эмоционального настроя на работу. Работа с картой. Чтение стихотворений о Республике Марий Эл

2. Основная часть – 20 мин. Беседа о марийских национальных героях (работа с презентацией). Динамическая пауза «Богатыри». Игра «Отгадай помощника богатыря». Дидактическая игра «Собери Чоткара в поход»

3. Заключительная часть – 5 мин. Беседа. Подведение итогов ООД. Чтение стихов. Вручение марийских оберегов.

Ход ООД

1. Вводная часть.

Организационный момент. Психологический настрой.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

В:  Поро кече. Я пожелала вам доброго дня, доброго солнышка. И вы подарите гостям свои улыбки. Ребята, к нам в гости сегодня пришел богатырь Онар.

Онар: Салам лийже, йоча –влак!

Д: Салам лийже!

Онар: Я  принес с собой волшебный сундучок, а что в нем лежит я покажу вам чуть позже.

2. Основная часть

2.1. Актуализация знаний

Работа с картой

О: Ребята, вы обратили внимание, что находится на доске? Давайте посмотрим на нее внимательнее. Ребята, мы с Вами живем в Республике, у которой удивительно красивое имя, какое?

Д: – Марий Эл.

О: Как переводится это название?

Д: Марийский край.

О: Как вы думаете, что нарисовано зеленым цветом, коричневым,  голубым?

Д: Деревья, луга, реки, поля.

О: Как просторен, как широк,

Край ты мой марийский.

Ты как праздничный цветок,

На земле российской.

В: Ребята, расскажите Онару стихи о марийском крае!

Чтение стихов

Д: Шочмо вер.

Шочмо мланде, шочмо вер,

Ужарала волгалтат.

Пеш куатле, пеш чевер

Мыланем эре улат.

Шочмо Вер

Марий кундем! О шочмо вер!

Пеледше олык, ош куэр…

Пасу сай шурно ден шортнянын

Пашаче, мурызо, чевер,

Тый кечын тузланет, уланын,

Марий кундем! О шочмо вер!

Шочмо вер.

Гож – гож – гож

Кожланаже муралеш.

Шыр-шыр-шыр

Энернаже йогалеш.

Лоз-лоз-лоз

Шурныны лунген модеш.

Ший да шер Шочмо вер –

Умыреш ушеш кодеш.

О: Спасибо, ребята! Много чудесных мест есть на земле, везде живут люди, но наша республика- единственная и необыкновенная, потому что она наша Родина. Что значит для вас слово родина?

Дети:…

О: Родина – значит родная, как мама и папа. Для нас – это красивый и богатый марийский край. Ребята, давайте присядем и перенесемся на много лет назад в прошлое республики Марий Эл.

2.2. Усвоение нового теоретического учебного материала

Беседа о марийских национальных героях (работа с презентацией)

О: В середине XIII столетия сложился союз мари. В те времена, много лет назад, возле Волги реки на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. На марийский край часто нападали враги – монголо-татарское нашествие. Враги разоряли дома, уводили в плен людей. А защищали наши земли от врагов храбрые и могучие, сильные и выносливые люди, называли их богатырями.

Вот так они выглядели.
Сильные как ураганы,
Крепкие как скалы,
Они защищали марийскую землю

От злобных врагов!
Они силой доброю богаты,
Они защищали свой народ.
Спасали бедных и детей.

Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов. Они славились богатырской силой. Про них и об их подвигах марийский народ слагал сказки и былины.

В: Посмотрите внимательно на картинки, на них изображены самые известные и любимые марийские богатыри. Назовите нам их.

Д: Онар, Акпатыр, Чумбылат, Акпарс, Кокша, Чоткар.

О: Стоят они у границы богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. И цель у них одна – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Некоторые из вас загорелись желанием самим подготовить выступление про богатырей и рассказать своим ребятам. Давайте послушаем.

Д:           Онар – герой народа мари. Марийский край называют землей Онара. В марийской сказке так писали об Онаре: «Онар был великаном, головой доставал до облаков, сама Волга ему была по колено. Онар был настолько силён, что огромный дуб мог вытащить из земли вместе с корнями.  Когда песок набьётся ему в лапти, присядет богатырь, вытрет пот со лба, снимет лапоть величиной с лодку, а как вытряхнет из него прах, - поднимается среди равнины курган высотой с копну. С тех пор и стоят эти курганы». В селе Шоруньжа Моркинского района заложен первый камень для памятника ОНАРУ. 

Д: Акпарс – князь горных марийцев. Он один из тех, кто освободил марийский народ от власти Золотой орды. С помощью пороховых бочек и свеч он взорвал крепость города Казани. Играя на гуслях, он отвлекал врагов.

В Горномарийском  районе установлена бронзовая скульптура АКПАРСУ. Он изображён стоящим, перед ним гусли. Одной рукой Акпарс играет на них, а другой приветствует свой народ.

Д: Акпатыр – национальный марийский герой, народный заступник и целитель, отличался богатырской силой, он простреливал из лука вековые дубы, сносил стрелой кочку, которая перелетала через реку Вятку.

Д: Чумбылат – князь-воин, который собрал вместе марийские племена и приказал строить города-крепости. Его народ считал своим северным царем. Чумбылат собирал под свои знамена в защиту родной земли десятки тысяч ратников и не раз спасал свой народ от нашествия врагов и продолжал оказывать помощь и после своей  смерти. На берегу реки Немды, стоит Чумбылат кў – Чумбылатов камень. Марийцы каждый год приносят жертву легендарному герою и молятся ему в роще, посвященный его имени. 

Д: Чоткар — легендарный марийский герой который родился в семье охотника. Чоткар обладал необыкновенной силой, добрым сердцем, мудростью. Даже спустя несколько веков жители деревень помнят Чоткар-патыра. Он спас народ от вражеских захватчиков. На берегу реки Пез, где он любил когда-то отдыхать, поставлен камень памяти. На нем слова: «Душа Чоткара в сердце марийца».   

Д:          Кокша-богатырь – марийский национальный герой, именем которого по легенде названа река Малая Кокшага. В марийской сказке говорится: «Наделили Кокшу при рождении силой, ловкостью и  мудростью. С этой поры  Кокша стал расти не по дням, а по часам. За двенадцать суток он превратился в высокого, широкоплечего парня – в настоящего богатыря».

В: А теперь мы все побудем богатырями

Динамическая пауза

Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (руки в стороны)
За высокими горами,        (поднимают руки вверх)

За широкими долами,        (разводят руки в стороны)

На границе у реки        (плавные движения руками перед собой)

Дозором шли богатыри.        (« идут» друг за другом по кругу)

Очень сильные,        (останавливаются, поворачиваются в круг лицом, сжимают кулаки)

Очень зоркие.        (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)

Марийский край любили,        (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)

Свой народ освободили.        (руки вверх, кричат: « Ура! » )

Рассматривание иллюстрации Онара

В. Ребята, посмотрите каким изобразил художник Онара? Расскажите о его внешнем виде.
Д:  Сильным, могучим, добрым.
В: Верно, поэтому художник изобразил его в полный рост. Онар одет в национальную марийскую одежду. Его рубаха и брюки белые, что передают чистоту и свет, которые исходят от богатыря.

2.3. Применение теоретических знаний

Игра «Отгадай помощника богатыря»

О: Хотите узнать, что я для вас спрятал  в своем волшебном сундучке? Чтобы побеждать в боях и сражениях у русских богатырей были помощники. А какие, мы узнаем отгадав загадки. Вы внимательно слушайте и постарайтесь их отгадать. (предметы воспитатель достает из сундучка)

  1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (кольчуга).
  2. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (шлем).
  3. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Ну, что, догадались? Конечно же….(меч).
  4. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит – тяжелый, блестящий и кругленький….(щит).
  5. Замечательный дружище,
    Деревянная ручища
    Да железный обушок,
    Закаленный гребешок.
    Он у плотника в почете —
    Каждый день с ним на работе (топор)
  6. Без глаз, без крыльев, летит, свистит, сильно бьет (стрела)
  7. Оружие или растение - выбирай сам.
    Выпускает стрелы он и тут и там. (лук)

В: Хотите посмотреть как выглядели богатыри в прошлом? Давайте посмотрим. (Одеваем одного мальчика в богатыря)

Дидактическая игра «Собери богатыря Чоткара в поход»

В: Ребята, давайте подойдем все к столу. Посмотрите вас здесь ждет богатырь Чоткар. Поможем богатырю Чоткару собраться в дорогу, на подвиг героический. Выберите из конверта, только те доспехи и оружие, которые необходимы богатырю. Будьте внимательны, вспомните чем сражались раньше богатыри и выбирайте только старинное оружие.

3. Заключительная часть

Контроль усвоения знаний

В: Как вы считаете, есть богатыри в наше время (ответы детей).
Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный 
богатырь? (ответы детей)
Где их можно встретить? (Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и 
т.д.) 
В: Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни 
для спасения других.
В. А на кого из богатырей вы хотите быть похожими?
Ответы детей.
В: А преданья старины,
Забывать мы не должны 
Вечная память марийским героям,

Защитникам нашей земли!

Чтение стихов

Д: Умыр мардеж пуалеш.

Шонымашым пурталеш.

Пенгыде капан патыр-влак

Шочыныт тушман ден пижаш,

Шочмо элым аралаш!

Элна верчын, эрыкна верч

Коленыт нуно сареш.

Нунын лумышт ок мондалт

Кодеш шемер калык шумеш

Вручение марийских оберегов гостям

Онар: По поверьям марийского народа дуб или дубовые листья являлись символом крепкого здоровья и жизненных сил, поэтому марийские воины часто брали с собой в поход дубовый листочек. И мы вместе с ребятами хотим вручить вам эти обереги и пожелать вам крепкого здоровья!

Рефлексия деятельности:

В: Наш марийский край богат лугами и полями. Посмотрите, и у нас здесь есть солнечная полянка. Если наше путешествие в героическое прошлое марийского края вам было интересным, увлекательным, то прикрепите к полянке большую оранжевую бабочке, а если не очень, то маленькую голубую бабочку. Теперь богатырь Онар прощается с вами и отправляется на новые подвиги.

Онар: Чеверын, йоча-влак!

Д: Чеверын, Онар!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Земля Онара 19.04.2018 1

Слайд 2

19.04.2018 2

Слайд 3

19.04.2018 3

Слайд 5

Онар – мифологический герой народа мари 19.04.2018 5

Слайд 6

Акпарс – сотенный князь горных марийцев 19.04.2018 6

Слайд 7

Акпатыр - народный заступник и целитель 19.04.2018 7

Слайд 8

Чумбылат – князь-воин 19.04.2018 8

Слайд 9

Чоткар — легендарный марийский герой 19.04.2018 9

Слайд 10

Кокша-богатырь – марийский национальный герой 19.04.2018 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности "Русский национальный костюм"

Конспект организованной образовательной деятельности "Русский национальный костюм"...

Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события. Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».

Презентация к сообщению - Развитие   художественного  творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.Тема:...

Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события. Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».

Развитие   художественного  творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.Тема: «Приобщение детей к...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ НАЦИОНАЛЬНО - РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ (ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ)

Современная система образования в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) должна реализовываться через организацию  всевозможных видов детской деятельности и их интеграцию с исп...