"Весёлая ярмарка"
методическая разработка (подготовительная группа)

Антипина Елена Анатольевна

Сценарий фольклорного праздника с описанием русских народных игр, сценок и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.antipinayarmarka.docx40.08 КБ

Предварительный просмотр:

«ЯРМАРКА»

Методическая разработка осеннего праздника

для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). 

                                                                               

Данная методическая разработка предназначена для использования в практической деятельности музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ.    

Для успешного проведения праздника должна работать команда педагогов:

- музыкальный руководитель, пишущий и разрабатывающий сценарий, в содержание которого входят и музыкальные номера, и режиссёрское решение театрально-игровых постановок для детей; и описание русских народных игр;

- инструктор по физической культуре в роли Федота;

- воспитатель-художник по изготовлению репки для сюрпризного момента;

- двое воспитателей (в ролях Бабы и Деда), разыгрывающих сюрпризный момент;

- воспитатель – Ведущий праздника.

Образовательная область ФГОС: художественно-эстетическое развитие.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, театрализованная (шуточные сценки), музыкальная (песни, танцы, оркестр).

Участники проведения праздника: дети подготовительной к школе группы и педагоги ДОУ.

Методическая цель разработки: проведение фольклорного праздника с участием дошкольников и их родителей как средство стимулирования их к совместной деятельности.

Цель: духовно-нравственное воспитание детей красотой русского народного творчества; создание условий для развития у детей доброжелательности и взаимопонимания, формирования потребности в общении взрослых и детей.

Задачи:

  • приобщать детей к русскому народному творчеству, театрально-игровой деятельности;
  • стимулировать у детей желание сотрудничества и взаимопомощи, воспитывать доброту, отзывчивость, чуткоcть и внимание по отношению друг к другу;
  • побуждать детей и родителей к совместной деятельности.

Новизна методической разработки в наличии подробных описаний русских народных игр, не известных широкому кругу педагогов ДОО; а также в наличии описаний авторских разработок детской театрально-игровой деятельности.            

Действующие лица. Ведущий, Федот, Дед, Баба – педагоги ДОУ. 

Девица с Медведем, Парень с Козой; Зайчик, Лисичка и Поганка (грибы) – дети подготовительной группы. 

Атрибуты. 2 обруча, русская кепка с цветком, шляпа для Козы, плошка с травой, 4 арбуза (мячики, раскрашенные, как арбузы), русские народные инструменты для оркестра; большая конфета «чупа–чупс»  – на круглую деревянную палочку приклеивается большой комок смятой бумаги, обёрнутый яркой самоклеящейся бумагой и завязанный атласной ленточкой; репка сшивается из простого материала, внутри набита чем-либо мягким, но так, чтобы держалась форма, листья можно вырезать из зелёного фетра.

В музыкальном оформлении праздника звучат русские народные плясовые. Дети - в русских народных костюмах.

Ход праздника

В грамзаписи звучит плясовая «Пойду ль я» в зал входят 2 мальчика и танцуют: «каблучки», хлопки «тарелками», наклоны головы вправо-влево, кружение и русский поклон.

1 мальчик. Внимание! Внимание! Спешите скорей!

                    На Ярмарку мы приглашаем гостей!                            

2 мальчик. Пусть будут смех и шутки на Ярмарке у нас!

                     Пусть будут все весёлые сегодня и сейчас!

     Оба мальчика соединяют руки вверху, образуя «ворота». В них цепочкой входят дети, встают в полукруг.                                                                

 Ведущий. Ярмарка осенняя шумит, гулять без песен не велит!

 Все дети поют на мелодию русской народной песни «Ах, вы сени»:

Дети. Как из города народ, да на ярмарку идёт.

           Здесь у нас такой базар! – Продадим любой товар!

                  Мы на ярмарку пойдём, и гостинцев наберём.

                  Осенью, и там, и тут, по Сибири ярмарки идут!

Ведущий. Ярмарка открывается – игра начинается!

Русская народная игра «Волна»: в грамзаписи звучит плясовая «Ах, вы сени» все дети встают парами в колонны. Первая пара поворачивается лицом к своей колонне. Вторая пара поднимает руки, образуя «ворота», в которые, чуть приседая, проходит первая пара. Затем первая пара сама поднимает руки, образуя ворота, в них проходит третья пара и т. д. При разучивании игры можно использовать слова-комментарии: «ныряем» (проходим в «ворота»), «пропускаем» - сами делаем «ворота». Зрителям видно, что дети движутся «волной», то сами «ныряют» парой, то пропускают стоящую перед собой пару. Игра заканчивается, когда первая пара возвращается на своё место.  

Дети (монтаж). Снова осень, снова птицы в тёплый край лететь спешат... -

                             Ярмарка осенняя пришла к нам в детский сад!

                  Жёлтыми листочками ветерок играет.

                  Осенью природа под дождик засыпает.

           Что-то рано Осень в гости к нам пришла.

           Нам ещё так хочется света и тепла!

Дети исполняют песню «О моём городе»; (сл. и муз. Е. Курячий)

1. Снова осень к нам пришла! – Капельки стучат.

   И под песенку дождя засыпает сад.

   С ветром в танце кружатся листья над водой.

   В окнах отражается город наш родной.

Припев. Красноярск, город наш, Красноярск! Ты в любую погоду хорош!

           Красноярск, город наш, Красноярск! – Лучше города ты не найдёшь!

2.Если в небе солнышко выглянет опять,

   Осень в нашем городе будет рисовать.

   Листья разноцветные – осени привет!

   Как красив ты город наш! – Краше тебя нет! Припев.

После песни дети идут на места.

Ведущий. Музыка играет – Ярмарка гуляет!

                  Всё тут интересно! Тут и шутке место!

                     Погляди, народ честной! Идёт медведюшка лесной!

В грамзаписи звучит плясовая «Из-под дуба». Входит Девица с медведем. Все действия медведь выполняет под музыку.

Девица. Мишенька, поклонись честному люду, да покажись. (Медведь кланяется, «показывается», выпятив грудь вперёд.)

Девица. А покажи, как красны девицы красоту наводят? (Медведь прихорашивается, выставив лапу перед собой и глядя в неё (ладошку), как в зеркальце.)

Девица. А как добры молодцы из лука стреляют? (Медведь имитирует стрельбу из лука - с трудом натягивает тетиву и «стреляет!» Девица приседает, закрыв голову руками от страха, затем встаёт, притворно отряхиваясь.)

Девица. А как солдаты маршируют? (Медведь вышагивает, косолапя.)

Девица. А как дети малые горох собирают? (Медведь ползает вокруг девицы.)

Девица. А как наш Ваня проспал, в детский сад опоздал? (Медведь «спит», вскакивает, глаза протирает, бежит.)

Девица. А какие у нас мальчики? (Медведь машет лапами, рычит.)

Девица. А покажи нам, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет? (Девица медведю повязывает косынку, он выставляет ноги на пятку.)

Девица. Да не та Дуняша, что раньше была, а которая теперь! (Медведь танцует твист.)

Девица. Молодец! А теперь поклонись, да под музыку пройдись! (Медведь кланяется, хлопая перед собой и по коленям с продвижением вперёд.)

Девица. Мишенька, молодец! (Гладит медведя. Поклон.)

Ведущий. Громче, музыка, играй! На кадриль нас приглашай! -

                  Этот танец, без сомненья всем поднимет настроенье!

«Кадриль»: И. п. – пары стоят по кругу, лицом друг к другу. Движения:

«ковырялочка», махи руками перед собой вправо-влево, переход со сменой мест, кружение парой. Помахали друг другу – «попрощались», девочки переходят по кругу к другому мальчику. Проходка парой по кругу. Движения повторяются.  

Мальчики. Мы - ребята удалые! Мы - ребята озорные!

                     По базару идём, игру продаём!

Девочки. А какая будет плата?  

Мальчики. Ваш весёлый смех, девчата! 

Русская народная игра «Тяни-толкай». Дети встают парами в 2 команды.

В паре дети поворачиваются спиной друг к другу и сверху «надевают» обруч. Держась за него обеими руками, начинают осторожно двигаться вперёд, при этом первый «тянет», а второй идёт спиной за ним. Затем пара движется обратно, меняясь ролями. Далее обруч снимается через верх. Его надевает следующая пара. Главное: соблюдать правила игры, а не «кто вперёд».

Девица. Продаются шляпы!

(Выходят мальчик и девочка, участвующие в сценке.)

Парень. Мы берём!

Девица. А чем заплатите! Девочка. Шуткой!

Сценка «Парень с Козой», постановка Е. Антипиной:

Парень. Расступись народ честной! Не пыли дорожка!
                Я на Ярмарку, с Козой погулять немножко!

(Коза «падает»: - Ме-е-е! - «мекнув», резко садится на лавку.)
Парень. Ой, Коза моя упала!
        С голоду наверно отощала! (Гладит Козу.) Коза (жалобно). Ме-е-е!
Девица. А что твоя Коза ест?
Парень. Моей Козе немного надо! - Чашку овса, сверху колбаса,
                Три куска сала, чтоб коза встала! Покормите козочку!

Коза (жалобно). Ме-е-е! (Девица даёт Козе плошку с травой. Коза топает «копытами». Коза (вредно). Бе-е-е!

Девица. Капризничает твоя Коза! Есть совсем не хочет. 

Парень. Эх, Дереза! Как тебе не стыдно! Пошли домой!

(Парень уводит Козу. Она упирается и мотая головой кричит –

Коза (возмущённо). Бе-е-е! – (Не хочет уходить.) Дети проходят по залу и останавливаются на поклон.

В грамзаписи звучит плясовая «Камаринская», появляется Федот.

Федот. Добрый день! Бонжур! Мерси! Я приехал на такси!

Ехал, Федот, торопился и в гости к вам явился!

Поздравляю с Новым годом!

Ведущий (удивлённо). Здравствуйте!

Федот (разводя руки). Шлёт Весна привет для вас!

Ведущий. Спутали Вы время года! – Ярмарка осенняя у нас!

Федот. А чем торгуете?  Ведущий. А всем, что пожелаете!

           Я желаю халвы, мороженого, конфет, пирожных!

Ещё мне, пожалуйста, «Фанту»! - Напиток для франта!

Ведущий. Газированная вода очень вредная!

А вот тот, кто кружечку молока каждый день выпивает,

Тот здоровым и сильным вырастает!

Федот. Ну да. А я ещё «Сникерс» люблю!

 Ведущий. Будешь кушать «Сникерс» сладкий, будут зубы не в порядке!

Фрукты, овощи полезней! - Защищают от болезней!

Федот (замечает арбузы). Вот так поросятки выросли на Вашей грядке!

Ведущий. И совсем не поросятки! – Это ягода с грядки!

Федот. Если ягода она, то, наверно, для слона!

А, давайте, с этими ягодами поиграем!

Эстафета «Передай арбуз» Дети делятся на 2 команды. Первые берут по «арбузу» в каждую руку, бегут вокруг стойки и передают следующим. Нельзя уронить.  

Ведущий. Продаются бубны! Расписные ложки!

                  Кто хочет поиграть немножко?

Оркестр «Сибирская подгорная» На инструментах играют все дети. Сначала выходят и играют дети с одним инструментом – на колокольчиках, затем дети с ложками, затем – с трещотками, затем – с бубенцами. В заключении играют все вместе.

Федот. А я знаю загадки мудрёные! Кто их разгадает, тому пора в учёные!

Слушайте внимательно!

1.Кто любит по ветвям носиться? Конечно рыжая...Белка 
2. Он в малине знает толк, хозяин леса – бурый...Медведь
3. Кто стучит, как в барабан? На сосне сидит...Дятел
4. Хвост веером, на голове корона -

    Прекрасней нету птицы чем...Павлин

5. Что за чудо? Вот так чудо – сверху блюдо, снизу блюдо.
    Ходит блюдо по дороге – голова видна да ноги. Черепаха 

Федот. Все отлично отвечали! Вы, ребята, не устали?

Предлагаю с мест вставать - поиграть, потанцевать!

Русская народная игра «Плетень»

Первый вариант. Дети берутся за руки и цепочкой выходят на полукруг. Главное правило игры: все дети держатся легко за пальцы рук. Первый ребёнок и второй сцепленными руками вверху, образуя «ворота», проходят в центр зала. Последний ребёнок – Водящий, проходит в эти «ворота», ведя за собой всех остальных детей и возвращается на своё место. Первые «ворота» опускают руки, остаются на месте, поворачиваясь друг к другу лицом, боком к зрителям. Далее, третий и 4-й ребёнок образуют «ворота», в которые снова водящий ведёт оставшихся детей. Вторые «ворота» остаются на месте, опускают руки, поворачиваясь друг к другу лицом, боком к зрителям, стоят за первыми. Пятый и шестой ребёнок образуют третьи «ворота», в которые водящий снова ведёт оставшихся детей. При этом все дети держатся за руки. Полукруг сужается, дети руками заплетаются. Когда все дети встанут парами в центре, они сцепленные руки поднимают вверх и водящий, начиная с последней пары, нагибаясь, медленно проходят внутри образовавшегося коридора к первой паре, ведя за собой всех детей, которые постепенно «расплетаются», образуя первоначальный полукруг.

Второй вариант. Дети выходят в 2 шеренги по бокам зала, говорят слова: 

Дети. Мы на Ярмарке стоим! - Друг на друга все глядим

Не пора ли прогуляться, да местами поменяться!

В грамзаписи звучит плясовая «Барыня», дети свободно танцуют. На остановку музыки Федот кричит.

Федот. Эх, тень-потетень! Заплетись скорей, плетень!

Дети выстраиваются в шеренгу на противоположную сторону, «заплетают» руки крест на крест. Чья шеренга быстрее встанет и правильно «заплетётся».

Затем Ведущий приглашают родителей поиграть вместе с детьми,

Федот. В путь-дорогу мне пора! До свидания, детвора!

Дети. До свидания! Федот убегает.

Ведущий. Скоро вечер у ворот, а всё спешит на ярмарку народ!

В грамзаписи звучит плясовая «Полянка». Входят Дед с Бабой с корзинкой. Сюрпризный момент, постановка Е. Антипиной.

Дед. Добрый день всему народу! Вот спешим мы с огорода!

Баба. Дед мой репку посадил, а куда совсем забыл!

 Дед. Огороды все вскопали. Может репку, где видали?

Выручайте меня детки, Мне не жить без энтой репки! (Косится на бабку.)

Ведущий. Сюда, дедуля, поспеши, у нас репку купи! Дед. А сколько стоит?

           А сколько не жалко!   Баба. Кошмар! Так почём репка?

           Два кошмара!       Дед. А почему так дорого?

Ведущий. Да потому что – даром! (Баба гладит репку.)

Баба. Спасибо! Репка славная!  Дед (Бабе). А муки-то ты купила?!

Баба. Ой, батюшки, забыла! Только денег больше нет!

На последнюю монетку, я купила, вот – конфетку!

(Из корзинки достаёт большой «чупа-чупс»).

Дед (в сердцах). Всё! Поели пирогов! И блинов! И колобков!

(Забирает репку.) Что-то репа тяжела... (Кладёт, падая, репку на стол.)

Баба. А ну, дай её сюда! - У тебя один ответ! - Никакого толку нет!

     Небывалые дела! – Репа в правду тяжела! (Покачивает репку.)

Дед. А мы сейчас посмотрим! (Внутри – сюрприз.)

Это вам! (Отдаёт Ведущему леденцы - «петушки» на палочке.)

Дети. Спасибо!

Баба. А репу - нам! Дед, пора домой.           

Оба. До свиданья, народ честной. Дети. До свидания.          

Ведущий. Вот и всё! Ярмарка закрывается! - Угощение начинается!

                                   Е. А. Антипина, музыкальный руководитель ДОУ № 264

                                 Литература

М. Л. Лазарев. Уроки Ростика о полезном питании.

Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!»

Издательство «Мнемозина», 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Весёлая Ярмарка"

Фольклорный праздник для детей подготовительной к школе группы....

"Весёлая ярмарка" (сценарий фольклорного праздника для детей второй младшей группы)

Программное содержание: 1.  Развивать стойкий интерес к устному и  музыкальному фольклору (игры, песни, частушки, хороводы, танцы).              ...

"Весёлая ярмарка"

Сценарий праздника к дню 8 Марта....

"Весёлая ярмарка"

Комплексное занятие в подготовительной группе с использованием фольклора и изодеятельности...

Весёлая ярмарка

Продолжать знакомить детей с народной игрушкой, показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Д...

Весёлая ярмарка

Продолжать знакомить детей с народной игрушкой, показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Д...