Досуг «Масленица» в старшей группе.
план-конспект занятия (старшая группа)
Досуг-развлечение.Расширять знания детей о праздникх на Руси.Прививать любовь и уважение к народным традициям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Досуг «Масленица» в старшей группе.
Цель. Расширять знания детей о праздниках на Руси. Продолжать знакомить с русским народным праздником «Масленица»
Задачи:
- Прививать любовь и уважение к народным традициям.
- Обогащать духовный мир детей.
- Активизировать словарь детей.
- Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения.
- Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.
Воспитатель: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! А какое сейчас время года? Какие вы знаете весенние месяцы? А знаете какой народный праздник мы отмечаем в марте на этой неделе? Масленица.
- А как вы думаете, почему праздник называется «Масленица»?
всю неделю каждый день пеклись блины, которые обильно поливали маслом
- Родственники, друзья, соседи- все ходили друг к другу в гости, лакомились блинами и другими масленичными яствами.
Собрались мы сегодня праздник Масленицу вспомнить. Масленицу мы встречаем, зиму провожаем! Весну закликаем! Масленица – это праздник перехода от зимы к лету, теплу, солнцу. Его празднуют весело, разгульно. В народе масленицу называли «веселой», «разгульной», «широкой».
Воспитатель: А что вы, знаете о Масленице ? Послушаем стихотворения.
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда собою!
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем, есть их вместе.
Радостно ликует,
Празднует народ,
Отмечает солнца,
К лету поворот.
Здравствуй, красная весна
Мы тебя приветствуем .
Ароматными блинами,
Мы весну прославим с вами.
Воспитатель: этот праздник празднуют целую неделю
- А сколько дней в неделе? Как они называются?
- Каждый день на масленичной неделе имеет свое название. Первый день праздника – понедельник - начинался с того, что молодежь делала самый главный символ праздника. Вы мне его сейчас назовете, отгадав загадку.
На шесте стою, с высока гляжу.
Тело, руки, голова - всё из соломы у меня.
Обрядили, принесли,
А затем меня сожгли (чучело)
- Конечно, делали большую куклу – чучело масленицы из соломы, наряжали в женские одежды, подпоясывали кушаком и насаживали на шест.
*демонстрация куколки – масленицы в миниатюре и показ изображения
- В каждом селе чучело куклы было своё. А какие они были разные, вы полюбуетесь, собрав из частей их изображение.
*собери мозаику – куклу «Масленица»
- Сделав чучело - куклу, её с пением и шутками возили на санях по деревне. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки дети и ряженые. Затем чучело-Масленицу ставили на снежной горе. А ребятишки, скатившись с горы, бегали по деревне и выкрикивали: «Приехала масленица! Приехала масленица».
- А почему именно блины – главное угощение на Масленицу?
*ответы детей
- Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол.
Самым главным украшением этого праздника являются блины. А сейчас ребята прочитают нам об этом стихи.
1. Печём блины, печём блины,
Такой большой величины.
Едим блины, едим блины,
Ох, как с медком они вкусны!
2. Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
3. Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай!
С пылу, с жару – разбирайте!
Похвалить не забывайте!
Воспитатель: В хоровод всех приглашаем,
Дружно песни запеваем!
Крепче за руки беритесь
И два круга становитесь!
Будем петь и плясать,
Масленицу величать!
Песня «Ой, блины»
Воспитатель: В старину Масленица была самым веселым праздником на Руси.
Это была неделя объедения и веселых игр – последняя неделя перед началом Великого поста. - Со второго дня – вторника - начинались разного рода развлечения и первые масленичные игры. Он так и назывался – «заигрыши».
Вот и нам пришла пора поиграть.
В деревнях катались на санках, ходили на ходулях. И сейчас мы с вами поиграем в одну из самых традиционных забав масленичной недели.
ИГРА «Весёлые блинчики»
Дети делятся на группы по 10 человек. Каждая группа встает в круг, берется за руки. Каждый кружок – блин. Все блинчики на сковороде и «жарятся». Включается быстрая музыка, каждая группа начинает водить хоровод, танцевать. Через некоторое время музыка обрывается, ведущий говорит: «Пора блинчики переворачивать». Дети разворачиваются спиной другу к другу, берутся за руки. Опять звучит музыка, все водят хороводы, музыка останавливается. Дети должны замереть в положении, в котором остались. Ведущий выбирает самый круглый и ровный «блинчик». Игра повторяется
Ведущий: А я знаю ещё одну игру с блинами. Сейчас мы в нее поиграем.
ИГРА «Кросс, с блином на голове»
Дети встают в 2 колонны. Задание: обойти препятствие с картонным блином на голове. Ронять блин нельзя.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Лошадка»
А сейчас, крепче за руки беритесь
И в большой круг становитесь
Испечем огромный блин.
Раз, два, три, начинаем печь блины!
Хороводная игра «Блинок».
Дети становятся в круг, берутся за руки и повторяют слова:
Месим, месим, месим тесто (топающим шагом идут в центр,
Разливайся блинок (расходятся,
Разливайся большой,
Оставайся такой,
Да не подгорай! П-ш-ш-ш (Приседают на корточки).
Ой, подгорел! (2 раза)
Вот и нам пришла пора поиграть.
Танец-игра «Ты катись, горячий блинчик»
Дети передают по кругу блинчик (вырезан из картона) и говорят:
Ты катись, горячий блинчик,
Быстро, быстро по рукам.
У кого горячий блинчик, тот
Сейчас станцует нам.
У кого блин с концом слов остался в руках, выходит в центр круга и под бубен танцует.
Каждый день на масленичной неделе проходили народные гулянья, игрища, потехи и забавы .Какие же развлечения придумал народ: дети катались со снежных гор на лыжах и санках, даже устраивали соревнования, чьи сани дальше улетят с горы, катались на каруселях и качелях, чтобы всё в будущем году было благополучно, бегали по деревне и пели песенки-заклички.
Воспитатель: А сейчас мы с вами покатаемся на карусели.
Игра «Карусель».
В воскресенье, в последний день праздника, «сударыню Масленицу» взгромождали на сани и везли по улицам. Её устанавливали в центре площади (а в деревне за околицей) и прощались с ней шутками; песнями, плясками, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы. Водили вокруг куклы - Масленицы хороводы. После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Чтобы все невзгоды,
Холод, непогоды,
Зимние морозы,
Неудачи, слезы –
Пусть в огне сгорают
К солнцу улетают!
- Люди верили, что с сожженным чучелом из их жизни уходили все беды и невзгоды прошлого. Верили, что отправляют в костер все свои неприятности, а впереди их ждут лучшие дни.
- И последний день праздника назывался «прощеное воскресенье».Все люди просили друг у друга прощения за нанесенные обиды: «Прости меня, если я тебя обидел». И обнимаясь, слышали в ответ: «Бог простит, и я тебя прощаю». Вот какие чудесные наши русские традиции.
Воспитатель: Славно мы с вами поиграли, стихи почитали. Желаем вам Масленицу весело встретить и проводить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий досуга "Масленица "в младшей группе совместно с родителями.
1.Сценарий досуга с родителями "Масленица".2.История Масленицы.Неделя гуляний.(презентация с комментированием под народную музыку).3.Хороводы,игры,эстафеты,стихи....
Сценарий мероприятия (досуга) «Масленица» в старшей подготовительной группе.
сохранение народных традиций празднования Масленицы, организация творческого и содержательного досуга детей, формирование здорового образа жизни детей, воспитание навыков и привычек культурного провед...

Методическая разработка Спортивный досуг на улице «Масленица» для старшей группы
Спортивный досуг на улице «Масленица» Цель: расширять представление детей о Русском народном празднике Масленице, о ее традициях, обычаях. Способствовать всестороннему...
Досуг "Масленицу" для старшей группы.
Досуг для детей старшей группы " Масленица"...

ДОСУГ "МАСЛЕНИЦА" В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Цели:1. Формирование всесторонне развитой личности;2. Приобщение детей к праздничной культуре.Задачи:1. Расширять представление детей о весне, развивать эстетическое восприятие действительности. Уваже...

Физкультурный досуг для детей старшей группы "Масленица"
Физкультурный досуг проводится на улице. с веселыми играми и эстафетами....

