Досуг «Масленица» в старшей группе.
план-конспект занятия (старшая группа)

Сорокина Алина Сергеевна

Досуг-развлечение.Расширять знания детей о праздникх на Руси.Прививать любовь и уважение к народным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Досуг «Масленица» в старшей группе.

Цель. Расширять знания детей о праздниках на Руси. Продолжать знакомить с русским народным праздником «Масленица»

Задачи:

- Прививать любовь и уважение к народным традициям.

- Обогащать духовный мир детей.

- Активизировать словарь детей.

- Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения.

- Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

 

 

 

 

Воспитатель: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! А какое сейчас время года? Какие вы знаете весенние месяцы? А знаете какой народный праздник мы отмечаем в марте на этой неделе? Масленица.

 

- А как вы думаете, почему праздник называется «Масленица»?

всю неделю каждый день пеклись блины, которые обильно поливали маслом

- Родственники, друзья, соседи- все ходили друг к другу в гости, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

Собрались мы сегодня праздник Масленицу вспомнить. Масленицу мы встречаем, зиму провожаем! Весну закликаем! Масленица – это праздник перехода от зимы к лету, теплу, солнцу. Его празднуют весело, разгульно. В народе масленицу называли «веселой»«разгульной»«широкой».

 

Воспитатель: А что вы, знаете о Масленице ? Послушаем стихотворения.

 

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда собою!

 

Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем, есть их вместе.

 

Радостно ликует,
Празднует народ,
Отмечает солнца,
К лету поворот.

 

Здравствуй, красная весна

Мы тебя приветствуем .

Ароматными блинами,

Мы весну прославим с вами.

 

Воспитатель: этот праздник празднуют целую неделю

- А сколько дней в неделе? Как они называются?

- Каждый день на масленичной неделе имеет свое название. Первый день праздника – понедельник - начинался с того, что молодежь делала самый главный символ праздника. Вы мне его сейчас назовете, отгадав загадку.

На шесте стою, с высока гляжу.

Тело, руки, голова - всё из соломы у меня.

Обрядили, принесли,

А затем меня сожгли (чучело)

 

- Конечно, делали большую куклу – чучело масленицы из соломы, наряжали в женские одежды, подпоясывали кушаком и насаживали на шест.

*демонстрация куколки – масленицы в миниатюре и показ изображения

- В каждом селе чучело куклы было своё. А какие они были разные, вы полюбуетесь, собрав из частей их изображение.

*собери мозаику – куклу «Масленица»

- Сделав чучело - куклу, её с пением и шутками возили на санях по деревне. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки дети и ряженые. Затем чучело-Масленицу ставили на снежной горе. А ребятишки, скатившись с горы, бегали по деревне и выкрикивали: «Приехала масленица! Приехала масленица».

 

- А почему именно блины – главное угощение на Масленицу?

*ответы детей

- Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол.

  Самым главным украшением этого праздника являются блины. А сейчас ребята прочитают нам об этом стихи.

1. Печём блины, печём блины,

Такой большой величины.

Едим блины, едим блины,

Ох, как с медком они вкусны!

2. Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

3. Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай!

С пылу, с жару – разбирайте!

Похвалить не забывайте!

Воспитатель: В хоровод всех приглашаем,

Дружно песни запеваем!

Крепче за руки беритесь

И два круга становитесь!

Будем петь и плясать,

Масленицу величать!

 

Песня «Ой, блины»

 

Воспитатель: В старину Масленица была самым веселым праздником на Руси.

Это была неделя объедения и веселых игр – последняя неделя перед началом Великого поста. - Со второго дня – вторника - начинались разного рода развлечения и первые масленичные игры. Он так и назывался – «заигрыши».

Вот и нам пришла пора поиграть.

 В деревнях катались на санках, ходили на ходулях. И сейчас мы с вами поиграем в одну из самых традиционных забав масленичной недели.

ИГРА «Весёлые блинчики»

Дети делятся на группы по 10 человек. Каждая группа встает в круг, берется за руки. Каждый кружок – блин. Все блинчики на сковороде и «жарятся». Включается быстрая музыка, каждая группа начинает водить хоровод, танцевать. Через некоторое время музыка обрывается, ведущий говорит«Пора блинчики переворачивать». Дети разворачиваются спиной другу к другу, берутся за руки. Опять звучит музыка, все водят хороводы, музыка останавливается. Дети должны замереть в положении, в котором остались. Ведущий выбирает самый круглый и ровный «блинчик». Игра повторяется

Ведущий: А я знаю ещё одну игру с блинами. Сейчас мы в нее поиграем.

ИГРА «Кросс, с блином на голове»

Дети встают в 2 колонны. Задание: обойти препятствие с картонным блином на голове. Ронять блин нельзя.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Лошадка»

 

А сейчас, крепче за руки беритесь

И в большой круг становитесь

Испечем огромный блин.

Раз, два, три, начинаем печь блины!

Хороводная игра «Блинок».

Дети становятся в круг, берутся за руки и повторяют слова:

Месим, месим, месим тесто (топающим шагом идут в центр,

Разливайся блинок (расходятся,

Разливайся большой,

Оставайся такой,

Да не подгорай! П-ш-ш-ш (Приседают на корточки).

Ой, подгорел! (2 раза)

Вот и нам пришла пора поиграть.

Танец-игра «Ты катись, горячий блинчик»

Дети передают по кругу блинчик (вырезан из картона) и  говорят:

Ты катись, горячий блинчик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого горячий блинчик, тот

Сейчас станцует нам.

У кого блин с концом слов остался в руках, выходит в центр круга и под бубен танцует.

Каждый день на масленичной неделе проходили народные гулянья, игрища, потехи и забавы .Какие же развлечения придумал народ: дети катались со снежных гор на лыжах и санках, даже устраивали соревнования, чьи сани дальше улетят с горы, катались на каруселях и качелях, чтобы всё в будущем году было благополучно, бегали по деревне и пели песенки-заклички.

Воспитатель: А сейчас мы с вами покатаемся на карусели.

Игра «Карусель».

 

 В воскресенье, в последний день праздника«сударыню Масленицу» взгромождали на сани и везли по улицам. Её устанавливали в центре площади (а в деревне за околицей) и прощались с ней шутками; песнями, плясками, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы. Водили вокруг куклы - Масленицы хороводы. После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Чтобы все невзгоды,

Холод, непогоды,

Зимние морозы,

Неудачи, слезы –

Пусть в огне сгорают

К солнцу улетают!

- Люди верили, что с сожженным чучелом из их жизни уходили все беды и невзгоды прошлого. Верили, что отправляют в костер все свои неприятности, а впереди их ждут лучшие дни.

- И последний день праздника назывался «прощеное воскресенье».Все люди просили друг у друга прощения за нанесенные обиды«Прости меня, если я тебя обидел». И обнимаясь, слышали в ответ«Бог простит, и я тебя прощаю». Вот какие чудесные наши русские традиции.

Воспитатель: Славно мы с вами поиграли, стихи почитали. Желаем вам Масленицу весело встретить и проводить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий досуга "Масленица "в младшей группе совместно с родителями.

1.Сценарий досуга с родителями "Масленица".2.История Масленицы.Неделя гуляний.(презентация с комментированием под народную музыку).3.Хороводы,игры,эстафеты,стихи....

Сценарий мероприятия (досуга) «Масленица» в старшей подготовительной группе.

сохранение народных традиций празднования Масленицы, организация творческого и содержательного досуга детей, формирование здорового образа жизни детей, воспитание навыков и привычек культурного провед...

Конспект досуга "Масленица" в средней группе.

Конспект досуга "Масленица" в средней группе....

Методическая разработка Спортивный досуг на улице «Масленица» для старшей группы

Спортивный досуг на улице «Масленица» Цель:  расширять представление детей о Русском народном празднике Масленице, о ее традициях, обычаях. Способствовать всестороннему...

Досуг "Масленицу" для старшей группы.

Досуг для детей старшей группы " Масленица"...

ДОСУГ "МАСЛЕНИЦА" В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Цели:1. Формирование всесторонне развитой личности;2. Приобщение детей к праздничной культуре.Задачи:1. Расширять представление детей о весне, развивать эстетическое восприятие действительности. Уваже...

Физкультурный досуг для детей старшей группы "Масленица"

Физкультурный досуг проводится на улице. с веселыми играми и эстафетами....