Сценарий фольклорного праздника "Посиделки на Покров" в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Лагунова Юлия Юрьевна

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста духовно-нравственных чувств посредством знакомства с русской народной культурой.

Задачи:

-Закреплять знания детей о русских народных традициях и обычаях празднования Покрова.

-Расширить и закрепить представления об осени, урожае, сезонных изменениях в природе, о возникновении праздника Покров.

- Воспитывать познавательный интерес к истории возникновения одного из главных православных праздников в году.

-Приобщать детей к народному творчеству через шутки, потешки, игры, хороводы, народные костюмы и окружающие предметы русского быта (деревянные игрушки, тряпичные куклы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki_na_pokrov.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий фольклорного праздника "Посиделки на Покров"

в подготовительной группе.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста духовно-нравственных чувств посредством знакомства с русской народной культурой.

Задачи:

-Закреплять знания детей о русских народных традициях и обычаях празднования Покрова.

-Расширить и закрепить представления об осени, урожае, сезонных изменениях в природе, о возникновении праздника Покров.

- Воспитывать познавательный интерес к истории возникновения одного из главных православных праздников в году.

-Приобщать детей к народному творчеству через шутки, потешки, игры, хороводы, народные костюмы и окружающие предметы русского быта (деревянные игрушки, тряпичные куклы).

Предварительная работа:

1.Цикл бесед «О традициях русской народной культуры», «Народные приметы»

2.Знакомство с малыми формами русского народного фольклора: пословицами, поговорками об осени, о празднике Покрова.

3.Чтение русских народных сказок: «Золотое ветерено»,«Хаврошечка» в обработке А.Н.Толстого, «Семилетка» в пересказе А.Афанасьева.

4.Рассматривание картин, иллюстраций по теме.

5.Беседа о сезонных изменениях в природе.

6.Наблюдения за погодой, природой.

7.Дидактические игры «С какого дерева листок?», «Отгадай по силуэту», «Что означает слово?»

8.Разучивание стихов, поговорок, потешек; музыкальной игры «Кострома»,«Тетёра»; русской народной песни «Чай с вареньем».

9.Изготовление народных костюмов.

Ход праздника

Ведущая:
Здравствуйте, люди добрые.
Гости, дорогие!
Рады вас видеть у себя в гостях.
В нашей горнице, дома русского!
Здесь, для вас гостей дорогих
Будет праздник большой,
Праздник радостный.
По православному «Покров» называется.
Будем веселиться, да радоваться.

Под музыку  «Сторонка русская» дети в русских народных костюмах заходят в зал
и становятся в хоровод

Ведущая:
Очень часто за событиями и за суматохой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
И хотя, более привычны нам полеты на луну,
Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.

1 ребенок:
Вот так чудо-чудеса…
Пожелтели все леса!
Время сказочных даров-                  
Будем праздновать Покров!

2 ребенок:
Осень землю покрывает
Пёстрым, праздничным ковром.            
Так природа поздравляет
Нас с Великим Покровом!

3 ребенок:
Приметы осени во всем встречает взор:
Там тянется, блестя на солнце паутина;            
Там скирд виднеется: а там, через забор,
Кистями красными повиснула калина.

Ведущая:
Веселье – от всех бед спасенье.
Не скучай народ – заводи хоровод.


Хоровод “На горе-то калина”.

(Дети садятся на места).

Ведущая:
От всего на свете злого
Лес, и поле, и дома –
Покрывает всё покровом
Богородица Сама.
А теперь сядем рядком, да поговорим ладком.

Пришел к нам октябрь-батюшка
Принес с собой наш любимый праздник – Покров!

Показ презентации.

1.«Покров зиму встречает» — гласит народная мудрость.  Этот день знаменует встречу осени с зимой. Время, когда природа засыпает, наши предки считали мистическим, потому накопили немало примет и обрядов, которые в этот день помогают уберечься от несчастий и призвать удачу.

2. В далеком 910 году  14 октября Константинополь осадили враги. Византия вела беспрерывную войну, а страдали от этого обыкновенные люди, уставшие жить в страхе и голоде. По ночам они собирались в главном храме города и сообща молились, веря в то, что их мольбы однажды будут услышаны свыше

3. Среди молящихся были блаженные Андрей и Епифаний. Шепча молитву, они вдруг увидели, как спустилась к ним из-под купола храма Божия Матерь в сопровождении Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи.  Вместе с собравшимися она начала читать молитву, а когда закончила, сняла со своей головы покров и расстелила его над людьми в храме. Невидимый, он стал для них защитой и спасением от врага.

4. Исчезла Богородица так же, как и появилась, — незаметно. На следующее утро стало известно о том, что враги отступили от города. Это явление Богородицы народу стало знаковым для всех, рассказы о нем передавались из уст в уста. Люди стали обращаться к Богоматери в своих молитвах, прося о защите и «покрове». Молятся ей и по сей день как главной заступнице во всех бедах.

5. Икону «Покров Пресвятой Богородицы» можно увидеть во многих православных жилищах. Она охраняет дом от непрошеных гостей, даруя ему мир, тепло и уют. Уютом веет и от самого лика Богоматери на этой иконе — она держит в руках белый покров и заботливо как бы накрывает им всех нас, просящих и молящих.

6. Все главные обряды в этот день, праздник Покрова Пресвятой Богородицы, которым она покрыла людей во спасение, проводят женщины — для семьи, для дома, для детей.

7. С праздником начиналось так называемое зазимье: чтобы скотина хорошо перезимовала, 14 октября проводится обряд «закармливания». Скотину уже не выгоняли пастись на луга, а держали в хлевах.

8. Праздник Покрова было принято проводить весело. Он был отражением будущей зимы: будешь весел и бодр в этот день и долгая зима пройдет незаметно, без бед и горестей. Все заготовки на зиму уже сделаны, урожай убран — теперь и отдохнуть не грех.


На кустарник иней
Белый плащ набросил.
Шепчет дуб рябине:
«Осень. Скоро осень!»


Т
анец «Осеннее размышление»

(девочки).


Ведущая:

А сейчас ребятки. Отгадайте-ка загадку.
Стоит Матрена, здорова, ядрена.
Пасть открывает, что дают – глотает! (Печка)

Ведущая:

В деревнях на Покров избы готовили к зиме – конопатили двери и окна, приводили в порядок завалинку. Верили, что если в этот день печь протопить яблоневыми дровами, то дому не будет страшен даже самый сильный мороз.
Подброшу дрова в печку, чтобы стало тепло. В Покров-праздничек добрые хозяюшки начинают топить печи да приговаривать особые слова:
Батюшка-Покров,
Натопи нашу хату без дров!
Ну вот, сразу все и согрелись.

У крестьян Покров олицетворял приход зимних холодов: «На Покров до обеда – осень, а после обеда – зима». В праздник проводили обряд «запекания углов»,поэтому было принято печь специальные пироги с «углами» ‒ чтобы из жилища в зимнюю стужу не выходило тепло и тонкие блины (блинцы).
Первый блин разламывался на четыре части, которые раскладывали в четырех углах избы. Задабривали домового и одновременно просили о том, чтобы он не пускал в избу холод.


Проводится игра «Напеки блины»

(дети садятся на лавочку)


Ведущая:
С Покрова – вечера становились длинными и холодными, люди начинали заниматься домашними делами да ремеслами.
Как говорят в народе: «От скуки – бери дело в руки!»
1 ребёнок: А еще говорили: «Без труда – нет добра»  
2 ребёнок: Маленькое дело лучше любого безделья  
3 ребёнок: Дело мастера боится.                                    
4 ребёнок: Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.  
5 ребёнок: Гуляй, да время не теряй!                                
6 ребёнок: Есть терпенье - будет и уменье!                      
7 ребёнок: Умелые руки не знают скуки!                            

Ведущий:
К покрову  начиналась пора регулярных девичьих посиделок. Обычно девушки собирались на посиделки по понедельникам, средам и пятницам и продолжались они с заката до полуночи. Длинными осенними и зимними вечерами девушки занимались рукоделием: вышивали, пряли, вязали или ткали и при этом пели народные песни.


(девочки сидят на лавке и занимаются рукоделием)

Если есть в лесу цветы - будет и поляночка.
Если есть в избе девчата – будет и гуляночка.

Проходи, честной народ, не пыли дорожка.
Добры молодцы идут погулять немножко.

(выходят мальчики)

1 мальчик: Девочки - беляночки, где вы набелились?
1 девочка: Мы вчера коров доили, молоком умылись.  
2 мальчик: Вы послушайте, девчата, нескладуху буду петь:  
«На дубу свинья пасется, в бане парится медведь»
2девочка: А я умница, я разумница - про то знает вся улица, петух да курица.
Кот да кошка, мой друг Ермошка, да и я немножко.  
3 мальчик: Запрягу я кошку в дрожки, а котенка в тарантас,    
Повезу свою подружку всем соседям на показ.                    
3 девочка: У меня на сарафане косолапы петухи,
Я сама не косолапа, косолапы женихи.                              

Песня «Чай с вареньем»

4 мальчик: Люди сходятся, в хоровод становятся.      

Ведущая:
Подходи скорей сюда - будет у нас веселая игра.
Эй, народ заводи хоровод.

Р
усская народная игра «Кострома»


Ведущая:
Наши ложки знает целый мир,
Наши ложки русский сувенир.
Хохломские, псковские, тульские, загорские.
Вятские, смоленские, ложки деревенские.


Ансамбль «Ложкари»


Ведущая:

Славно, славно мы и пели и плясали.
Во чтобы нам поиграть? Да и гостей позвать.
А играть мы будем в «Тетёру»

(Дети и гости играют в р.н. игру «Тетёра»)

Ведущая:

Вот и закончились, ребята, наши веселые Покровские посиделки! Не забывайте, ребята, что мы люди русские и должны любить и уважать традиции наших  пра-пра-прабабушеки пра-пра-прадедушек.

А я приготовила для вас подарки, кукол. Эти куклы не простые , это куклы-обереги. Они являются символом счастья и хорошего настроения. И я дарю их вам с наилучшими пожеланиями.

Дети уходят.

Ведущая:

Ну а с вами дорогие гости, мы займемся рукоделием и сами изготовим кукол-мотанок «Колокольчик».

Выполнена кукла в форме пышного колокола. Считается, что дизайн в виде колокола отпугивает нечистые силы. У нее целых 3 юбочки. Число 3 – знаменует Божественное Триединство(Свята́я Тро́ица – Бог, единый по существу и троичный в Лицах (Ипостасях); Отец, Сын и Святой Дух, а еще единство души, духа и тела. Сам колокольчик является символом счастья и хорошего настроения. Такую поделку дарят родным людям с наилучшими пожеланиями.

Кукла Колокольчик приносит хорошие вести и отгоняет дурные. Она также привлекает радость и добро. Считается, что дом, в котором есть эта мотанка, защищен от бед. Кроме того, она положительно сказывается на жизни своих хозяев и их семей, принося им счастье.

По правилам мотанки изготавливают за один день, не отрываясь от работы. Отдыхать запрещается,важно зарядить куклу положительной энергией, поэтому за работу запрещается садиться в плохом настроении. Считается, что выполнение этих правил наделяет мотанку особыми силами.

Материалы для изготовления куклы Колокольчик обязательно должны быть натуральными.

Три кусочка ткани разного цвета и размера. Цвета подберите на свое усмотрение.

  • оттенки зеленого и золотого – привлекут богатство, процветание и здоровье;
  • оттенки красного – принесут счастье и любовь в семью;
  • синий и его оттенки – помогают достичь успеха в карьере, добавляет уверенности в себе;
  • белый цвет – символ очищения, исцеления, начала нового пути;
  • черный – помогает избавится от болезни, порчи, сглаза, неудач.

Размер тоже можно менять, но каждый из трех кружков материи обязательно должен быть немного меньше предыдущего. За отправную точку возьмите параметры 25, 20 и 15 см, изменяя их, если решили сделать куклу меньшего или большего размера.

Для лица понадобится 20 см белой ткани без узоров. При изменении предыдущих размеров не забудьте подкорректировать и эти.

Вата. Она послужит в качестве наполнителя для головы.

Металлический колокольчик. Размер зависит от размера самой фигурки.

Для косынки понадобится половинка от круглого кусочка ткани размером 15 см. Если кукла больше – изменяйте размер косынки под ее формат.

Нитки красного или белого цвета, чтобы скреплять детали.

В создании ляльки-мотанки каждое движение наполнено особым магическим смыслом.

  • Мотать куклу лучше на коленях, а не на столе.
  • Наматывать нить можно только в направлении движения солнца. Каждый виток выполняется по спирали. Такое спиральное движение олицетворяет возрождение и возрастание, символизирует вихрь положительной энергии, которой заряжается оберег.
  • Рекомендуется делать нечётное количество обмоток нити.
  • Чем длиннее нить, тем сильнее будет кукла-мотанка.
  • Завязывая узел, проговорите свое желание.

Цвет нитей играет большую роль в создании мотанки. По верованиям, красный цвет защищает человека от нечисти и питает его большим зарядом жизненной энергии. Именно по этой причине красными нитками и скрепляются части туловища.

Поэтапное изготовление

1.Привяжите нитку к колокольчику, а затем прикрепите его с помощью этой же нитки к кусочку скатанной в шарик ваты. Сделать это нужно таким образом, чтобы расстояние между головой и тельцем было минимальным.

2.Теперь возьмите самый большой из круглых кусочков и положите его изнаночной стороной вверх. Прямо по центру разместите наполнитель с привязанным грузиком. Поддев руку под низ ткани, соберите ее в пучок обвяжите ниткой. Получилась голова и туловище.

3.Теперь на фигурку нужно надеть второй тряпичный кругляшок, а затем третий. Порядок действий здесь такой же, как в предыдущем пункте.

4.Когда стали заметны три юбочки ляльки, можно начинать работать над ее лицом. Для этого у белого лоскута загните внутрь верхний и нижний край прямо к центру.

После этого лоскут нужно нацепить на голову так, чтобы подгибающийся край не отходил от головы больше чем на несколько сантиметров. Обвяжите его ниткой, оставляя по бокам два куска ткани. Края рук тоже скрепите нитью, формируя кисти.

5.Когда руки будут готовы, останется сделать косынку. Примерив ее на голову, обвяжите в районе шеи ниткой.

6.Подвеской может стать красная шерстяная нить или золотая тесемочка. Можно завязать ее на запястьях или немного выше по руке. Закрепив веревочку с двух сторон, готовьтесь заряжать талисман.

Кострома. Русская народная мелодия

Дети становятся в круг, берутся за руки. Идут по кругу и поют.

 В центре круга стоит водящий: «Кострома».

Дети.  Кострома, Кострома!

            Голубушка, ты моя!

            У Костромушки блины с творогом,

            У Костромушки кисель с молоком!

Дети спрашивают речитативом:

                  Здорово ль, Кострома?

Кострома. Здоровенька!

Дети.         Что делаешь?

Кострома.  Муку сею!

Дети.          И мы с тобой!

Дети идут по кругу, поют и повторяют то движение, которое показывает

 Ведущий- «Кострома».

 Дети спрашивают речитативом:

                  Здорово ль, Кострома?

Кострома. Здоровенька!

Дети.         Что делаешь?

Кострома.  Тесто мешу!

Дети.          И мы с тобой!

Дети идут по кругу, поют и повторяют то движение, которое показывает

 Ведущий- «Кострома».

 Дети спрашивают речитативом:

                  Здорово ль, Кострома?

Кострома. Здоровенька!

Дети.         Что делаешь?

Кострома.  Блины пеку!

Дети.          И мы с тобой!

Дети идут по кругу, поют и повторяют то движение, которое показывает

 Ведущий- «Кострома».

 Дети спрашивают речитативом:

                  Здорово ль, Кострома?

Кострома. Здоровенька!

Дети.         Что делаешь?

Кострома.  Блины ем!

Дети.          И мы с тобой!

Дети идут по кругу, поют и повторяют то движение, которое показывает

 Ведущий- «Кострома».

 Дети спрашивают речитативом:

                  Здорово ль, Кострома?

Кострома. Здоровенька!

Дети.         Что делаешь?

Кострома.  Кисель пью!

Дети.          И мы с тобой!

Дети идут по кругу, поют и повторяют то движение, которое показывает

 Ведущий- «Кострома».

 Дети спрашивают речитативом:

                  Здорово ль, Кострома?

Кострома. Здоровенька!

Дети.         Что делаешь?

Кострома.  Вас, ловлю!

Дети убегают, а «Кострома старается их поймать».

Русская народная игра "Тетёра"

Двое держаться за руки, между ними идут цепочкой тетера и ее "дети". Все поют:

Тетёра шла,
Меховая шла,
Шла по удалью
По заудалью
Сама прошла
И детей провела
Самого лучшего оставила

На последнем слове двое ловцов опускают руки и ловят кто не успел пройти. Круг становиться шире... и так далее - пока всех не переловят, обычно когда осталось двое, они становятся ловцами, а остальные опять цепочкой, и играем заново, если есть желание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Веселый капустник" (Сценарий фольклорного праздника для детей подготовительной группы)

Представляю вашему вниманию праздник "Веселый капустник", построенный на русском народном творчестве. Дети танцуют русские народные танцы, водят хороводы, поют русские народные песни и играют вместе с...

Сценарий фольклорного праздника для детей подготовительной группы: "На осенней ярмарке".

Сценарий фольклорного праздника для детей подготовительной группы: "На осенней ярмарке"....

Сценарий фольклорного праздника «Посиделки» в подготовительной группе

Сценарий фольклорного праздника «Посиделки» в подготовительной группе Цель:·         сделать зону психологического удобства;·...

Сценарий фольклорного праздника для детей подготовительной группы « Весёлая ЯРМАРКА»

Данное мероприятие я использовала как итоговый праздник по окончании проекта....

Методическая разработка сценария фольклорного праздника для детей подготовительной группы, родителей и педагогов «Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»

Цель: приобщение детей и родителей к истокам народной праздничной культуры при подготовке и проведении ярмарки.Задачи:1. Расширять и углублять знания детей о фольклорном празднике, его значении и трад...

"Поволжская ярмарка" Сценарий фольклорного праздника для детей подготовительной группы

Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к род...

Сценарий фольклорного праздника для детей подготовительной группы "Мы на Святки запоем колядки"

Сценарий фольклорного праздника для детей подготовительной группы....