Конспект бинарного занятия «Золотая хохлома»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Маркова Светлана Михайловна
  1. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
  1. расширять кругозор детей об одном из видов народного промысла (хохломском);
  2. уметь правильно подбирать краски по росписи, самостоятельно называть элементы росписи, уметь выполнять их на бумаге;
  3. исполнять танец, частушки с использованием предметов данного народного промысла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект бинарного занятия «Золотая хохлома»

  1. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
  1. расширять кругозор детей об одном из видов народного промысла (хохломском);
  2. уметь правильно подбирать краски по росписи, самостоятельно называть элементы росписи, уметь выполнять их на бумаге;
  3. исполнять танец, частушки с использованием предметов данного народного промысла.
  1. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: развивающая
  1. закрепить знания детей о происхождении народного промысла «Хохлома»;
  2. учить выполнять работу коллективно; развивать гармонический, эстетический вкус, творческие способности, фантазию;
  3. воспитывать чувство уважения к труду народных умельцев;
  4. продолжать знакомить детей с песенным народным творчеством, обрядами, играми;
  5. воспитывать нравственно-патриотические чувства любви к Родине.
  1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
  1. ознакомление с работами хохломских мастеров;
  2. рисование элементов хохломской росписи;
  3. рассматривание репродукций, посвященных хохломской росписи;
  4. разучивание песни о Родине, частушки о хохломе, использование детских музыкальных инструментов на занятиях.
  1. ОФОРМЛЕНИЕ:

Краски, кисточки, атрибуты посуды (папье-маше), «золотые хохломские ворота», столы с хохломской посудой, народные костюмы, музыкальные инструменты.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Передняя часть зала оформлена как зеленый лес. Под фонограмму песни «Если с другом вышел в путь» муз. Шаинского, в зал вместе с муз. руководителем заходят дети.

Муз.рук.: Широка и привольна

Ты, родная страна.

Как чисты воды рек,

Твоих озер глубина!

Мы тебя сбережем

И прославим трудом.

Будь счастлива и сильна.

Родина! Какое прекрасное, светлое слово! У каждого человека оно вызывает свои мысли и чувства. А что для вас, ребята, означает это слово — Родина? Что вы понимаете под этим словом? (ответы детей)

Муз. рук.: Правильно, молодцы! Для вас Родина — это ваш родной город, ваш дом, детский сад, все, что вас окружает. А чем славится, чем знаменит наш Оренбургский край - наша Родина?

(ответы детей: газ, хлеб, пуховый платок).

Муз.рук.: Молодцы! Ребята, а ведь для каждого человека по-своему любим, дорог и знаменит его родной город или село. Вот вы рассказали, чем знаменит наш Оренбургский край, а чем знаменита Москва? (столица, много музеев, памятников, Кремль и т.д.)

А город Гжель чем знаменит? (гжельская посуда, игрушки, особая роспись).

Молодцы, все правильно ответили. Сегодня я хочу вас пригласить в одно небольшое красивое село с волшебным названием «Хохлома». Согласны? Поедем? (ответ).

Вот наш автобус, занимайте места, а чтобы было в пути веселее, споем песню о нашей прекрасной Родине.

Дети рассаживаются на стульчики, одному ребенку дают руль; исполняется песня «Родина моя» муз. Тимичеевой. По окончании песни раздвигается занавес, на центральной стене открываются ворота:

«ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА»

Муз.рук.: Приехали! Посмотрите, какая красота, как сверкают, играют на солнце золотые краски!

А вот и Девица-Рукодельница встречает нас у ворот! Здравствуй, Девица-Рукодельница! Встречай гостей! Приехали мы к тебе из далекого Оренбургского края, чтобы узнать побольше о твоей Родине, о твоем селе, о твоих мастерах.

Девица-Рукодельница-. Здравствуйте, гости дорогие, очень рада я вам! Все расскажу, все покажу, поведаю. Да только прежде расскажите мне о своем Оренбургском крае, я о таком и слыхом не слыхивала. Что такоего замечательного в вашем Оренбуржье?

(ответы детей: хлеб, пуховый платок, газ и т.д.)

Ребенок'. Наш Оренбург богатый.

Пусть знает вся страна - И хлеб, и пух чудесный Идет во все края.

Девица-Рукодельница: Ай да край! Чудесный край. А теперь я вам поведаю о своей Родине, о своем селе. Присаживайтесь, (дети садятся на ковер, Девица-Рукодельница рядом с ними)

Много-много лет тому назад возник промысел хохломской. И авторами изделий были крестьяне. Знали они, конечно, что у богатых людей есть золотая и серебряная посуда. Да где же взять простому человеку золото? И тогда придумали очень интересный способ изготовления такой посуды из дерева. Готовое деревянное изделие несколько дней сушили, полировали и покрывали «серебряным» порошком и расписывали. Расписанную посуду покрывали лаком и ставили в горячую печь. От высокой температуры лак становился золотистым, а серебро под лаковой пленкой начинало гореть как золото. Большую часть изделий отвозили в село, которое называлось Хохлома и там продавали на ярмарке. По названию этого села и посуду стали называть «хохломской». Вот, посмотрите, какая красота выходит из-под рук наших хохломских умельцев!

Дети подходят к столикам, разглядывают посуду, открытки- репродукции о хохломе.

Девица-рукодельница: Дети! Так из чего же сделана эта посуда? (из дерева). Какими красками она расписана? (красный желтый, зеленый). Как называется краска, которой пользуются только хохломские мастера? (золотистая).

Молодцы! А вот послушайте, как необычно, ласково называются элементы хохломской росписи (показывает образцы): вот «травка», вот «смородина», вот «клубничка», вот «пышная травка», а вот самый затейливый узор - «Кудрины».

Все образцы Девица-Рукодельница вывешивает на мольберты.

Девица-Рукодельница: Подойдите поближе, рассмотрите узоры, рисовать их можно и концом кисти, и всей кисточкой. А хотите ли побыть мастерами? Не хотите ли сами расписать посуду? (ответы детей) Тогда вот для вас кисти волшебные, краски да посуду для вас я уже приготовила, рассаживайтесь на свои места, да пофантазируйте над посудой.

Дети рассаживаются за столы, звучит тихая народная музыка, дети работают. По окончании работы Девица-Рукодельница предлагает поставить посуду на поднос^ а ложки положить в волшебный расписной короб.

Выставляются 4 больших бутафорских чайника.

Муз.рук.: Хорошо после работы

Посидеть и отдохнуть!

Мы ж сплясать для вас решили, Не хотите ли взглянуть?

Исполняется танец «Русский сувенир», р.н.м. По окончании танца мальчик выносит лоток с музыкальными инструментами.

Муз.рук.: Ой, умельцы, выходите

Да частушки заводите! Запевайте веселей Чтоб порадовать гостей!

Детям раздают муз. Инструменты. Исполняются частушки.

1 реб.: Ох, Россия, ты Россия!

В каждом граде терема. Всей земле на удивленье Городец и Хохлома!

2реб.: Хохлома да хохлома, От нее я без ума!

И еще немножко От тебя, Тимошка!

3 реб.: Хохлома да хохлома — Разукрашу все дома, А потом всю улицу, Петуха и курицу!

4реб.: Все листочки как листочки. Здесь же — каждый золотой.

Красоту такую люди Называют хохломой.

5 реб.: Бабка деда до обеда Заставляла рисовать. Ведь в красивую посуду Щи приятней наливать!

6реб.: Я вчера такое видел! Не расскажешь никому. Сидит заяц на березе И рисует хохлому!

7 реб.: Разрисую хохломой

Я эту дорожку,

Чтобы милый приходил Под мое окошко.

8 реб: Некрасивый мой миленок.

Вот такие вести.

Хохломой разрисовала - Стал на первом месте!

9реб.: Надою я молока

И налью котенку, Разрисую хохломой Милую Буренку.

10реб.: Бабка деда не встречает

Брань или лаской -

Целый день горшки рисует Золотистой краской.

11 реб.: Ох, Россия, ты Россия!

Славы не убавилось:

Хохломой и городцом

На весь мир прославилась!

Девица-Рукодельница: Ай да детки, молодцы! И петь, и плясать, и посуду расписывать - все умеют! Давайте-ка в короб мой волшебный заглянем. Чай, ложки расписные высохли!

Открывают короб - там вместо нарисованных, лежат настоящие ложки.

Девица-Рукодельница: Вот так чудо, вот так клад Настоящие ложки здесь лежат!

Муз. Рук.: Наши ребята и играть мастера. Поиграем, детвора?

Игра «Донеси в ложке яйцо».

Муз.рук.: Поработали, поиграли, повеселились, пора и честь знать, домой возвращаться. Спасибо, Девица-Рукодельница, за науку твою, за кисти и краски волшебные!

Девица-Рукодельница: Вам спасибо, гости дорогие, что приезжали, проведали. Да, вот и подарок вам на память: сервиз «хохломской», да пряники сладкие. Будете чай пить, да Хохлому вспоминать. Добрый путь вам, до свидания!

Дети: До свидания!

Муз.рук.: Дети, рассаживайтесь в автобус, поедем с подарками домой!

Закрывается занавес. Дети поют 3-й куплет песни «Веселые путешественники» муз. Старокадомского.

Муз.рук.: Вот и вернулись в свой родной детский сад, а теперь пойдем в группу пить чай с пряниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Золотая Хохлома"

Интегрированное занятие (ознакомление с окр.миром, изодеятельность),старшая группа....

Конспект занятия "Золотая хохлома" для детей старшей группы

Занятие по знакомству детей старшего дошкольного возраста с хохломской росписью...

Конспект интегрированного занятия Золотая хохлома

Программное содержание: «Познавательное развитие»: Закреплять и расширять знания детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях.Воспитывать интерес к ...

Конспект занятия "Золотая хохлома"

Цель: развитие  представления о разнообразии народных  художественных промыслов...

Конспект открытого занятия "Золотая Хохлома"

Конспект открытого занятия "Золотая Хохлома" в старшей группе...

Конспект занятия: «Золотая хохлома и золотой лес» - рисование декоративное в старшей группе.

Конспект занятия: «Золотая хохлома и золотой лес» -рисование декоративное в старшей группе....

Конспект занятия "Золотая хохлома"

Для того, чтобы вызвать интерес к различным видам народного декоративно-прикладного искусства, необходимо выбрать соответствующий материал. «Золотая хохлома» рисование в старшей ...