Конспект занятия "Золотая хохлома" для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Сенникова Ирина Николаевна

Занятие по знакомству детей старшего дошкольного возраста с хохломской росписью 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_khokhloma.docx15.76 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по рисованию в старшей группе «Золотая хохлома»

(Воспитатель встречает детей в русском народном костюме).  Здравствуйте, дорогие дети. Меня зовут бабушка Музеиха. А почему меня так называют, я вам сейчас расскажу. В своей просторной избе собрала я настоящий музей. Проходите, дорогие гости, полюбуйтесь-ка на эту красоту.

(Дети проходят в группу, оформленную под музей хохломских изделий).

Воспитатель: Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими, нарядными узорами, которые отливают золотом.  А у вас дома есть изделия с такими узорами?

(Предполагаемые ответы детей)

А хотите узнать, ребята, откуда взялась вся эта красота, кто её придумал?

Воспитатель: Все эти предметы сделаны из дерева. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области.  В окрестностях города Нижний Новгород  находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из древесины липы, берёзы и ольхи. Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных сёлах, затем свозилась на ярмарку в Хохлому и оттуда уже  расходилась расписная посуда по всему белому свету. Вот и прозвали её хохломской.

Говорят, что в тех местах жил давным - давно мужичок умелец. Варил он себе кашу, да птицам давал поклевать. Прилетела как-то жар – птица и стала из его миски клевать. Задела она миску золотым крылом, и стала чашка золотой. Это сказка. А на самом деле изготавливают посуду так: Вырезанный из дерева предмет вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и олифой. Потом пудрили посуду оловянным или алюминиевым порошком. А тогда уж мастер наносил свой замысловатый рисунок. После этого изделие вновь покрывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый оттенок. Поэтому хохлому называют золотой.

(Дети подходят к предметам, берут, рассматривают).

Воспитатель: Как волшебница Жар-птица,

                         Не выходит из ума

                         Чародейка-мастерица,

                         Золотая Хохлома.

                         И богата, и красива,

                         Рада гостю от души.

                         Кубки, чаши и ковши.

                         И чего здесь только нету:

                         Гроздья огненных рябин,

                         Маки солнечного лета

                         И ромашки луговин.

                          Всё вобрала, словно память:

                          Зорь червонные лучи

                          И узорчатый орнамент

                          Древне суздальской парчи.

                          Листья рдеют, не редея,

                            От дыхания зимы.

                            Входим в царство Берендея,

                            В мир волшебной Хохломы.

(Воспитатель предлагает детям взять любое из понравившихся им изделий и внимательно рассмотреть).

Воспитатель: Какие цвета использовал художник?

(Ответы детей)

Воспитатель: Да, есть красный, чёрный. Встречается зелёный, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему говорят «золотая Хохлома»? Какие элементы художники включают в свои узоры?

(Предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: В узорах есть разные ягоды, листья, декоративные цветы, но чаще всего встречается элемент «травка». Травка лёгкая, похожая на завитки с острыми кончиками (как осока на ветру). Травка занимает почти всю поверхность изделия. Из травки художники составляют самые разные композиции. Травка заполняет  всё пространство между  ягодами, листьями и цветами. Из травинок даже составляют изображения рыбок и птиц. Иногда из - под кисти художника выходят такие цветы и травы, что ни в каком лесу их не встретишь. Вот листья, похожие на перистых золотых рыбок. Плавают по дну чаши среди цветков-завитков и глазастых ягод. А этот жаркий цветок с чёрными и золотыми тычинками-усиками так и хочется назвать бабочкой махаоном. Он широко распахнул свои лепестки, взмахнул ими – и вот-вот улетит.

(Далее воспитатель предлагает детям высказать свои впечатления от увиденного, описать выбранные изделия по предложенному плану):

  1. Как называется?
  2. Для чего предназначается?
  3. Каким узором украшено?

Воспитатель: Скажите, ребята, какое настроение у вас вызывает эта посуда?

(ответы детей)

Воспитатель: А вы хотите научиться рисовать узоры по мотивам хохломской росписи? Вот этим мы и займёмся на следующем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект развлечения для детей старшей группы "День защиты детей"

Летнее спортивное развлечение на воздухе. Цель: Сохранение и укрепление здоровья, закаливание детей, повышение физической и умственной работоспособности при проведении спортивных мероприятий на откры...

Конспект НОД для детей старшей группы на тему: «Детям о войне»

Огромное значение для патриотического воспитания ребенка имеет знание истории страны....

Конспект организации ННОД детей старшей группы По теме: «Береги свои глаза» Автор конспекта ННОД: воспитатель МАДОУ № 2 г. Томска Битяйкина Людмила Петровна.

http://Задачи приоритетной образовательной области: «Социально – коммуникативное развитие»  Формировать свободное общение с взрослыми и детьми  Ввести детей в проблемную ситуацию, ...

Конспект экскурсии для детей старшей группы «Правила дорожные детям знать положено».

В начавшемся году в рамках проекта «Улучшение качества дошкольного образования: Стартуй», 7 сентября прошла экскурсия к проезжей части Ильинского шоссе «Правила дорожные детям з...

Конспект НОД для детей старшей группы для детей с ОВЗ по теме: «Вода — источник жизни на земле».

Конспект НОД для детей старшей группы для детей с ОВЗ по теме: «Вода — источник жизни на земле».  Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», ...

Конспект занятия для детей старшей группе группы «Изучаем части тела»

Образовательные области: познание, здоровье.Программное содержание: - познакомить детей с внешним строением тела человека,      -  дать понятие «части тела», ...

Конспект НОД для детей старшей группы на тему: «По дорожкам радуги в подготовительную группу».

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей , полученные за год  воспитательно- образовательного  процесса. Выявить уровень знаний детей для  организации дальнейшей работы.Задачи:Обучающие:- закрепить...