Проект "Встреча Весны"
проект (старшая, подготовительная группа)

Чернакова Елена Николаевна
Познакомить детей с традиционным народным праздником «Встреча весны», традициями и обычаями русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vstrecha_vesny._.docx34.18 КБ

Предварительный просмотр:

Проект Традиционный народный праздник «Встреча весны»

Автор проекта

музыкальный руководитель Чернакова Е. Н. .

Цель проекта: Познакомить детей с традиционным народным праздником «Встреча весны», традициями и обычаями русского народа

Задачи проекта: Обеспечить комплексный интегрированный подход в подаче материала на разных видах деятельности для ощущения «проживания» праздника; познакомить и приобщить детей к различным формам традиционной культуры; использовать синтез искусств в подаче материала; привлечь к участию родителей.

Педагогические технологии: проектная деятельность, синтез искусств, игровые технологии, этнопедагогика.

Блоки реализации

Проект традиционный народный праздник «Встреча весны» для детей 5-7 лет

Тематическое планирование

Мероприятия и формы

Цели и задачи

Краткое содержание

Время проведения

IV блок

«Встреча весны»

1 день

Тема №1

«Жаворонки прилетите – весну-красну принесите»

Занятие по развитию речи

Познакомить детей с тематикой праздника встреча весны, традициями и обрядами русского народа.

1. Беседа о празднике, традициях и обрядах русского народа;

2. Просмотр презентации «Встреча весны»,

3. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «В чужбине свято вспоминаю».

Март

(вторая половина)

                Утро

25-30 мин.

Занятие музыкальное

Разучить музыкальный материал соответствующий народному календарю и теме праздника.

1. Разучивание хоровода «Уж, я улком шла» р.н.;

2. Пение закличек «Жавороночки-перепёлочки», «Весна красна», Жавората, жавората» р.н. и.т.п.;

3. Игра на свистульках и окаринах;

4. Разучивание народных игр: «Ручеёк», «Две птички».

Март

(вторая половина)

                Утро

25-30 мин.

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Провести параллель между миром природы и темой праздника «Встреча весны».

1.На прогулке рассматриваем признаки весны;

2. Активизация речи: солнышко греет, снег тает, ручейки бегут, птички скоро прилетят;

3. Разучивание игры «Пришла матушка-весна» р.н.

Март

(вторая половина)

                Утро

25-30 мин.


Занятие по ручному труду

1. Познакомить детей с народной традицией;

2. Закрепить знание практическим выполнение работы в традиционной технике.

1. Рассказ об обычае печь обрядовое печенье «Жаворонки»;

2. Изготовление обрядового печенья из солёного теста.

Март

(вторая половина)

                Вечер

25-30 мин.

Блоки реализации

Тематическое планирование

Мероприятия и формы

Цели и задачи

Краткое содержание

Время проведения

IV блок

«Встреча весны»

2 день

Тема №2

«Жаворонки прилетите – весну-красну принесите!»

Занятие по развитию речи

1.Продолжить знакомство с природными явлениями и их связью с праздничной культурой;

2. Разучить музыкальный материал, соответствующий теме праздника.

1. Рассказ о птицах;

2. Просмотр демонстрационного материала с изображением птиц;

3.Слушание пения птиц в аудио записи;

4. Разучивание закличек птиц: «Жаворонки ноги тонки», «Жаворонок–дуда" р.н.

Март

(вторая половина)

       Утро

25-30 мин.

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Закрепить пройденный материал в игровой деятельности.

1. На прогулке слушаем пение птиц;

2. Народные игры «Две летели птички», «Пришла матушка весна»,  «Ручей, ручеёк».

Март (вторая половина)

Утро

25-30 мин.

Занятие по

ручному труду

Изготовить птиц из бумаги в традиционной  технике, украсить ими зал.

1. Рассказ о птицах «У кого, какой клювик»;

2. Изготовление птиц из бумаги и украшаем ими зал.

Вечер

25-30 мин.

3 день

Тема №3

«Весна-красна на чём пришла»

Занятие по развитию речи +

музыкальное

1. Повторить пройденный материал по традициям на праздник и признаками весны с ними связанными;

2. Закрепить музыкальный фольклор, соответствующий народному календарю и празднику.

1.Закрепление признаков весны и традиций с ними связанных;

2.Пение закличек «Весна-красна» «Жаворонки-препелки» р.н.  и др.;

3. Хоровод «Уж я улком шла» р.н.;

5. Игра на свистульках и окаринах;

6. Народные игры «Две птички», «Ручеёк», «Пришла матушка весна» р.н.

Март

(вторая половина)

Утро

25-30 мин.

Блоки реализации

Тематическое планирование

Мероприятия и формы

Цели и задачи

Краткое содержание

Время проведения

IV блок

«Встреча весны»

3 день

Тема №3

«Весна-красна на чём пришла»

Занятие по развитию речи + изобразительная

деятельность

Обыграть темы весны в различных формах досуговой деятельности.

1. Чтение пословиц про весну;

2. Разгадывание загадок с образами весны;

3. Дети рисуют образы весны.

Вечер

25-30 мин.

4 день

Тема №4

«Поэты и писатели о весне»

Занятие по развитию речи

Познакомить детей с поэзией и прозой о весне

1. Чтение рассказов Н.Сладкова «Медведь и солнце», «Зимние долги», «Март».

2. Чтение стихов «В чужбине свято наблюдаю...» А.Пушкина, «Жаворонок» В. Жуковского, «Зима не даром злится..» Ф. Тютчева и др.

Апрель

(начало)

Утро

25-30 мин.

Тема №5

«Весна в творчестве известных композиторов»

Вечер развлечений по слушанию музыки

Провести параллель между миром природы и его отражением в музыкальных произведениях.

Слушание музыки о весне:

А. Вивальди «Времена года», М. Глинка «Жаворонок», П.  Чайковский «Жаворонок».

Апрель

(начало)

Вечер

25-30 мин.

Блоки реализации

Тематическое планирование

Мероприятия и формы

Цели и задачи

Краткое содержание

Время проведения

IV блок

«Встреча весны»

5 день

Тема №6

«Встреча весны»

Уличный праздник

1. Закрепить пройденный материал о традициях и обычаях русского народа на праздник;

2.Погрузить детей в атмосферу традиционного праздника;

3. Актуализировать традиционную культуру в современной среде.

1 Вступительное слово;

2. дети украшают деревья на площадке детского сада бумажными птицами;

 3.  Заклички «Солнышко», «Весна-красна» «Жаворонок – дуда, «Жавороночки –перепелочки», «Жаворонки, ноги тонки» р.н.;

4. Хоровод «Уж я улком шла» р.н.;

5. Игра на свистульках;

6. Игры: «Пришла матушка весна», «Ручеёк», «Две птички» р.н. «Ручей, ручеек» р.н.;

8. Угощение гостей печеньем в виде жаворонков.

Апрель

(после календарной даты)

Утро

40 мин.

Занятие по изобразительной деятельности

Дать возможность осмыслить прожитый праздник и отобразить свои впечатления в художественно-творческой деятельности.

1. Рисуем свои впечатления от праздника.

2. Выставка-экспозиция картин.

Вечер

25-30 мин

Традиционный народный праздник «Встреча весны»

Для детей 5 – 7 лет.

Праздник проводится на улице, на территории детского сада или в ближайшем парке.

Дети украшают одно дерево на территории детского сада самодельными бумажными птицами, а другое птицами, вылепленными из солёного теста.

Под музыку строятся в два концентрических круга.

Ведущий: Ребятки, какое время года мы встречаем. (Ответ детей). Правильно! Сегодня мы с вами весну-красну  встречаем, птиц закликаем, солнышко зазываем. Так давайте же встретим весну с музыкой, с песней, с весёлыми хороводами, да играми.

«Уж, я улком шла» р.н. хоровод

Дети идут за Ведущим «закручивая клубочек» внутрь круга, девочки поют: «Уж, я улком шла, переулком шла клубок ниточек нашла 2р., клубок катице, перекатице, нитка тянитце, перетянитце, клубок дали-дали-дали, нитка доли-доли-доли, я за ниточку взялась, тонка нитка порвалась (мы, закрутив, поем не рвалась). Затем последняя пара делает «воротики» (поднимет сцепленные руки)  и во втором внутреннем круге ближайшая  пара тоже, Водящий выводит всех вереницей через двойные «воротики», таким образом «разматывая клубок», в конце поем «порвалась» и отпускаем руки. Хоровод повторяется «закручиваясь» в другую сторону или с другим Водящим.

Закличка  «Весна-красна, на чём пришла» р.н.

Весна-красна на чем пришла.

На ниточке, на иголочке,

На тоненькой на сосёночке (метелочке).

Ведущий: Отгадайте загадку. Прилетел братишка в сером пальтишке. Прыг, прыг, прыг, не мёрзнут лапки. Ищет зёрнышки на травке. Кто это?

Дети: Воробей.

В круг влетает ребёнок в образе воробья.

Воробей: Эй, бескрылый человек, у тебя две ножки,

                 Хоть и ростом ты велик, едят тебя мошки.

                 А я маленький совсем, зато сам я мошек ем.

Ведущий: А сейчас мы все превратимся в птичек и поиграем.

Игра «Две птички» р. н.

Ведущий: Ребятки, а каких перелётных птиц вы  знаете? Тех, которые весной торопятся вернуться домой из тёплых стран? Дети перечисляют.

Ведущий: А где же подевались наши певцы жаворонки, давайте же позовём их на наш праздник.

Заклички «Жаворонок-дуда», «Жаворонки ноги тонки», «Жавороночки-перепёлочки» р. н.

Жаворонок-дуда, (машут крыльями)

Прилети к нам сюда, (машут кистями рук к себе)

Нам зима то надоела.  

Хлеб и соль у нас поела. (машут одной затем рукой по направлению вниз)

Кыш (хлопают в ладоши 1 раз)

……….

Жаворонки, ноги тонки, прилетите к нам,

Принесите нам, конфетки на ветки,

Весну-красну, лету теплаю-ю-ю.

………….

Жавороночки-перепелочки

Прилетите к нам принесите нам,

Весну красную, лето теплое,

Нам зима то надоела,

Весь хлеб поела.

Ведущий: Что-то не слышат нас птички, не летят. Наверное, в пути заблудились. А мы с вами сыграет на свистульках, они услышат и прилетят.

Дети играют на свистульках.

Под пение жаворонков в аудиозаписи появляются жаворонки на палочках.

Ведущий: А вот и наши жаворонки. Птичка маленькая, не приметная, а как запоёт, заслушаешься.

Дети слушают в аудиозаписи пение жаворонков.

Ведущий: Сейчас мы с вами поиграем в игру на внимательность. Если я буду называть летающие предметы, вы будете махать руками, как крыльями и говорить «летят», а если нет, то молчать и руки не поднимать.

Игра «Грачи летят на всю Русь кричат» р. н.

Грачи летят, на всю Русь трубят:

«Чу - чу – чу, мы несём весну!» (Ведущий размахивает руками, показывая, как летят грачи.)

«Летят, летят!» отвечают дети и тоже машут руками.

Журавли летят, на всю Русь кричат:

«Гу- гу - гу, не догнать нас никому!»

«Летят, летят!» отвечают дети.

Поросята летят, полосаты визжат:

«Хрю - хрю- хрю, надоело нам в хлеву!» (Ведущий размахивает руками, кто из детей ответил, тот прекращает игру).

Пчёлы летят,  гудят, бунчат:

«Жу - жу- жу, медову несём сыту!»

«Летят, летят!» отвечают дети.

Синицы летят, на всю Русь кричат:

«Дзу- дзу- дзу, не поймать никому!»

«Летят, летят!» отвечают дети.

Медведи летят, толстопяты рычат:

«Ру-ру- ру –ру, надоело нам в лесу. (Ведущий размахивает руками, кто из детей ответил, тот прекращает игру.)

Комары летят, кричат, пищат:

«Ду- ду- ду- ду, не уйти никому!»

«Летят, летят!» отвечают дети.

Ведущий: Что-то холодно стало. Это солнышко за тучку спряталось, давайте-ка его позовём.

Закличка «Солнышко» р. н.

Ведущий: Выглянуло солнышко, снежок растопило, и побежали ручейки весенние, зажурчали весело. Давайте в «Ручеёк» играть.

Игра «Ручеёк» р. н.

Дети встают парами в колонну друг за другом и поднимают сцепленные руки вверх (воротики). Водящий без пары, проходит по «коридорчику» и выбирает кого-нибудь себе в пару, доходит с ним до конца «коридорчика» и встает последней парой. Тот, кто остался без пары становится Водящим, заходит со стороны первой пары, проходит по «коридорчику» и делает свой выбор.

Ведущий: А теперь давайте учится через ручейки прыгать, чтобы ножки не замочить.

Игра «Ручей, ручеек» р.н.

Дети строятся в шеренгу, перед ними кладется узкая длинная ткань, дети поют попевку: «Ручей, ручеек, перепрыгну разок» (2р). Хором считают: «1,2», на «3» все перепрыгивают ткань. Игра повторяется три раза. На второй раз дети должны перепрыгнуть, держась за руки, на третий раз – друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Ткань можно раскладывать с каждым разом все шире, усложняя игру. Тот, кто наступил в ручеек выбывает из игры.

Ведущая: Будем весну встречать, будем дальше в игры играть.

Игра «Пришла Матушка-Весна» р. н.

Дети встают в круг, Воспитатели делают «воротики» (один в паре условно капитан команды «Серебряное блюдечко», а другой «Наливное яблочко»  (или несколько пар детей под руководством воспитателей). Все дети проходят под воротиками и поют: «Пришла матушка весна, отворяй ворота,

Первый март прошел, всех детей провел,

А за ним и апрель отворил окно и дверь.

А за ним и май, сколько хошь теперь гуляй». После этих слов ворота «закрываются», тому, кто попался, определяется в какой он команде «Серебряное блюдечко» или «Наливное яблочко». Затем он встает вместе в воротки или за спину одному из стоящих в паре «воротики». Таким образом, дети во время игры  распределяются жеребьёвкой на две команды «Серебряное блюдечко» и «Наливное яблочко».

Перетягивание каната 2-мя командами. Перетягиваем из зимы в весну.

Чертится линия на снегу, асфальте или кладется маркер любой (ветка, палочка и.т.п.) Определяется, в какой стороне весна, в какой зима. Дети состязаются. Если перетянет команда в сторону зимы, значит зима еще не готова уступить весне.

Ведущий: Наш праздник подошёл к концу, а вот летит к нам ещё стая птичек.

 На подносах выносится печенье в виде птичек. Все угощаются и  под музыку уходят в помещение детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"

В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....

Проект- презентация "Весна,весною,о весне."

Закрепление знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе....

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть весенний ветерок принесет Вам удачу! А пргулка в весенн

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть ...

Весна, весна, весне дорогу!

            Весна, весна, весне дорогу!Вот и весна: март, апрель, май. Все чувствуют её чудесные моменты; словно расцвета...