«В ГОСТЯХ У ЛУОРАВЕТЛАНОВ» (настоящие люди Чукотки)
методическая разработка

Светлана Алексеевна Некрасова

    Сценарий досуга для дошкольников  посвященный Дню коренных народов Чукотки

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  «В ГОСТЯХ У ЛУОРАВЕТЛАНОВ» (настоящие люди Чукотки)           07.08.2024

сценарий досуга для дошкольников (4-6 лет), посвященный Дню коренных народов Чукотки

Он рассчитан на 30-45 минут и включает игровые, познавательные и творческие элементы.

Важные моменты:

  • Язык:

Использовать простые, понятные дошкольникам слова. Избегать сложных терминов или объяснять их («яранга»- теплый дом из шкур, «байдара»- лодка).

  • Культурная чуткость:

 Подавать информацию с уважением. Акцент на позитивных сторонах: сила духа, связь с природой, умение, мастерство, радость. Избегать стереотипов и упрощений. Использовать самоназвание «Луораветланы» наряду с «Чукчи».

  • Безопасность:

 Все материалы для творчества безопасны для возраста. При активных играх обеспечить свободное пространство.

  • Адаптация:

Сценарий гибкий. Можно сократить или расширить игры, выбрать одно творческое задание, добавить стишок или короткую сказку народов Севера (если найдёте адаптированную).

  • Наглядность:

Картинки, элементы костюма, музыка создают атмосферу и лучше доносят информацию.

  • Позитив:

Главное – создать у детей радостное впечатление от знакомства с новой культурой, пробудить интерес и добрые чувства.

Программное содержание:

1.  Познакомить детей в доступной форме с культурой коренных народов Чукотки (чукчи, эскимосы).

2.  Расширить представления о жизни на Крайнем Севере, природе, животных.

3.  Развивать интерес к традициям других народов, уважение к их культуре.

4.  Развивать мелкую и крупную моторику, воображение, творческие способности.

5.  Создать атмосферу праздника и радости.

Оборудование и материалы:

1.  Оформление:

  • Карта России с выделенной Чукоткой.
  • Яркие картинки: тундра, олени, моржи, киты, северное сияние, яранга (чум), байдара (лодка).
  • Элементы костюмов: малица (меховая рубаха) или её стилизация, шапка-капор, бубен.
  • Фоновая музыка (негромкая этническая музыка народов Севера, звуки природы).

2.  Для игр и заданий:

  • Мягкие игрушки или картинки: олень, морж, белый медведь, собака («лайка»).
  • Несколько небольших обручей или верёвочных кругов («льдины»).
  • Лёгкий мяч (или скомканная бумага, обёрнутая фольгой – «снежок»).
  • Бубен (или барабан).
  • Пластиковые кегли или бутылочки (для «оленьих рогов»).

3.  Для творчества (на выбор 1-2 варианта):

  • Вариант А (Аппликация «Северное сияние»):Чёрный картон, полоски цветной бумаги (яркие: синяя, зеленая, фиолетовая, розовая) или кусочки гофрированной бумаги, клей, звёздочки (наклейки или вырезанные).
  • Вариант Б (Орнамент на рукавичке/обуви):Шаблоны варежек или унт (меховой обуви) из плотной бумаги, фигурные дыроколы (круги, треугольники, полоски – имитация меховой мозаики) или готовые геометрические фигурки из цветной бумаги, клей.
  • Вариант В (Рисунок «Олень»): Белая или серая бумага, коричневые/серые пальчиковые краски, влажные салфетки, фломастеры (для прорисовки рогов, глаз).

Ход мероприятия:

1. Начало. «Здравствуй, Чукотка!»   (5-7 мин)

Ведущий :

 -Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в далёкое, удивительное путешествие! Посмотрите на карту. Вот наша страна – Россия. А вот её самый-самый восточный край, где восходит солнышко раньше всех. Это – Чукотка! (Показывает на карте). Там живёт сильный и дружелюбный народ – Луораветланы, что значит «настоящие люди», или Чукчи, и Эскимосы. Живут они в суровом, но очень красивом краю: вокруг бескрайняя тундра, снега, холодное море. Но они научились жить в согласии с природой. Давайте узнаем, как!

Показ картинок:Тундра, олени, яранга, байдара. Краткие, понятные комментарии: «Вот их дом – Яранга, он тёплый, из оленьих шкур. Вот их помощники – Олени. Они дают молоко, мясо, шкуры для одежды и дома. Вот лодка – Байдара, на ней ловят рыбу и морского зверя...»

Ведущий:

-А ещё там бывает волшебное Северное сияние! (Показывает картинку). Как будто на небе танцуют разноцветные огоньки! Давайте и мы попробуем почувствовать себя жителями Чукотки!

  1. Игровой блок: «Жизнь в тундре» (10-12 мин)

Ведущий:

- Олени – главные помощники. Они пасутся большими стадами. А пастухи – оленеводы – за ними следят. Давайте поиграем! Вы будете оленями! А я (или помощник) – пастух.

игра «ОЛЕНИ И ПАСТУХИ»

Дети- «олени»  свободно бегают по залу. Ведущий с бубном идёт за ними. Когда ведущий ударяет в бубен – «олени» должны остановиться и «щипать травку» (наклониться). Игра повторяется 2-3 раза. Можно добавить команду: «Волк!» – дети- «олени» бегут к «пастуху».

  Ведущий:  

- На Чукотке много рек и озер. Иногда нужно перепрыгнуть с одной льдины на другую, чтобы не промочить ноги!

игра «ПЕРЕПРЫГНИ ЧЕРЕЗ ЛЬДИНУ»

    На полу разложены обручи или круги из верёвки («льдины») на небольшом расстоянии друг от друга. Дети по очереди перепрыгивают с одной «льдины» на другую. Усложнение: прыгать на двух ногах, на одной ноге.

Ведущий:      

- Чтобы добыть пищу, мужчины метко бросали гарпун (копьё) или стреляли из лука. Давайте попробуем метко бросить «копьё» (снежок)!

игра «МЕТКИЙ ОХОТНИК» (очень осторожно и условно!):

   Поставить кегли или бутылочки («оленьи рожки» или условная «мишень»). Дети по очереди бросают легкий мяч или «снежок», стараясь сбить мишень. Акцент на меткость, а не на «охоту».

  1. Творческая мастерская: «Краски Севера» (10-12 мин)

Ведущий:

- Народы Севера очень любят украшать свою одежду красивыми узорами, похожими на снежинки, рога оленей, волны моря. И они любят смотреть на Северное сияние! Давайте и мы создадим что-то красивое!

  • Вариант А (Аппликация «Северное сияние»):

На чёрном картоне (ночь) дети приклеивают волнистые полоски цветной бумаги (синяя, зеленая, фиолетовая, розовая), создавая дуги «северного сияния». Сверху приклеивают звездочки.

  • Вариант Б (Орнамент на рукавичке/обуви):

Дети наклеивают геометрические фигурки (круги, треугольники, полоски, вырезанные дыроколом) на шаблон варежки или унты, создавая свой узор. Объяснить, что узоры часто делали из кусочков меха разного цвета.

  • Вариант В (Рисунок «Олень» пальчиками):

Дети окунают пальчик в коричневую/серую краску и ставят отпечатки, формируя тело оленя (овал). Затем другим пальчиком или фломастером дорисовывают рога, ноги, глаза. Можно добавить белые пятна краской или ватной палочкой (снег).

Во время работы:Включается негромкая этническая музыка. Ведущий помогает, хвалит, комментирует: «Какой красивый узор, как настоящий чукотский!», «Какое яркое северное сияние у тебя получилось!», «Какой сильный олень!»

4. Завершение. «До свидания, Луораветланы!» (3-5 мин)

Ведущий:

-Молодцы, ребята! Какие красивые работы у вас получились! Мы сегодня побывали в гостях у настоящих людей Чукотки – Луораветланов. Узнали, как они живут в тундре, с какими животными дружат, как украшают свою одежду и любуются северным сиянием. Они сильные, смелые, любят свою землю и умеют радоваться жизни даже в холоде!

-Давайте скажем спасибо нашим новым друзьям с Чукотки и помашем им на прощание! (Дети машут руками).

- А теперь давайте послушаем, как звучит настоящий бубен!

(Ведущий или приглашенный гость исполняет несколько простых ритмов на бубне).

Ведущий:

-Наше путешествие подошло к концу. До новых встреч!



Предварительный просмотр:

краткий сценарий мультика от лица детей детского сада

«МЫ ЖИВЁМ В АНАДЫРЕ НА ЧУКОТКЕ»

Ключевые моменты для мультипликаторов:

Яркая, контрастная графика: Использовать насыщенные цвета (синее море, белый снег, зеленовато-коричневая тундра, красное солнце на флаге).

Мультяшная стилизация: Добрые, округлые лица детей и животных. Упрощённые, но узнаваемые образы (чум, олень, белый медведь).

Динамика: Частая смена планов, «оживление»  карты, использование простой анимации (рыбки в море на гербе, падающий снег, бегущие олени).

Звук: Веселая, но не громкая музыка. Звуки природы (шум ветра, крики чаек, вой ветра). Детские голоса – эмоциональные, искренние.

Простота: Короткие фразы, понятные дошкольникам сравнения («нос корабля», «меховая пижама», «холодильник под ногами»).

Этот сценарий кратко, доступно и с гордостью расскажет малышам о самом главном в их родном крае.

Название

«МЫ ЖИВЁМ В АНАДЫРЕ НА ЧУКОТКЕ»

Персонажи:

Маша/Айна:** Ведущая, любознательная девочка.

Миша/Умка:** Ведущий, озорной мальчик.

Другие дети:** Участвуют в сценках, показывают рисунки, поделки.

Начало:

 Дети в группе или на фоне яркого мультяшного пейзажа с сопками и морем

Маша:

- Привет! Мы – ребята из детского сада в городе Анадырь!

Миша:

-Да! Анадырь – самый-самый восточный город России! Покажем? (Дети бегут к большой карте/глобусу).

Маша:

 Смотрите! (Пальчиком показывает) Вот наша огромная Россия... а вот тут, на самом краешке, как будто нос корабля – наша Чукотка!

Миша:

- А вот точка – это наш Анадырь! Стоит он на берегу большого Анадырского залива, прямо у Берингова моря! Очень далеко от Москвы, за полярным кругом!

Кадр меняется: Крупно показываются герб и флаг Чукотки. Дети держат их рисунки или маленькие флажки

Маша:

-У нашей Чукотки есть свои символы! Видите герб? Тут белый медведь – хозяин льдов! И корабль – потому что море рядом. А ещё золотые рыбки в море!

Миша

 А на флаге – белый часть – это снег и лёд, синий – море и небо, а яркое солнышко! Оно у нас хоть и редко, но очень красивое!

Сцена меняется: Появляются мультяшные фигурки в национальной одежде рядом с ярангой/чумом. Дети показывают игрушечного оленя или рисунок

Маша:

Давным-давно здесь жили коренные народы – чукчи, эскимосы. Они очень умные и сильные!

Миша:

 -Да! Они придумали жить в ярангах и чумах – таких теплых домиках из оленьих шкур. Даже в самый сильный мороз там тепло! (Дети «строят» чум из кубиков или ткани).

Маша:

И одежду шили из шкур оленей и нерп! Красивую и теплую, как меховая пижама! (Дети показывают элементы узоров – «моржовые клыки», волны).

Миша

 -А главные их помощники – олени! На них ездили и возили вещи. И еще они рыбачили и охотились на моржей и китов, чтобы кушать и делать теплую одежду и лодки.

Кадр: Яркая тундра летом и заснеженная зимой. Появляются анимационные животные

Маша:

- А вокруг нас какая природа! Летом – тундра! Невысокие травки, мхи да ягодки – морошка, голубика! (Показывают ягоды).

Миша:

- А ещё олений мох – ягель! Его олени очень любят! А зимой – все белым-бело, снег по пояс! И вечная мерзлота – земля, которая никогда не оттаивает, как огромный холодильник под ногами!

Маша

- И животные у нас особенные! Белые медведи – большие и сильные! (Показывают игрушку).

Миша:

- Моржи с большими клыками! Тюлени! Киты – огромные, как дом! (Дети изображают кита).

Маша:

- В тундре – песцы, как пушистые комочки! Совы-полярки! И много-много птиц летом!

Миша:

- И, конечно, олени! Наши северные красавцы! (Дети «скачут» как олени).

Финал: Дети все вместе, улыбаются, на фоне стилизованного Анадыря или тундры

Маша:

-Вот она какая, наша Чукотка! Суровая, но очень красивая и родная!

Миша:

-Мы здесь живем, играем, растем! И очень любим наш край!

 Дети (хором):

- Это наша Родина – Чукотка! Приезжайте к нам в гости в Анадырь!

Титры под веселую мелодию с элементами национального мотива. Показываются детские рисунки на тему Чукотки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настоящее других людей в публичных консультациях

Как можно научиться понимать поступки свои и других людей? Можно, например - регулярно читать книги или смотреть видеофильмы. Получать трудный опыт, сталкиваясь с проблемами, или некритично внима...

Проект "Чукотка моя малая родина" средняя группа

Кратковременный (2 недельный) проект о родном северном крае....

Конспект к проекту "Путешествие на Чукотку"

Знакомство с Крайним Севером...

"Путешествие на Чукотку"

Ход занятия   Дети входят в музыкальный зал под песню «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним…» музыка М.Фрадкина, слова М.Пляцковского. Останавливаются у карты России, вывешенной вос...

Статья «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ НАРОДОВ ЧУКОТКИ»

До сих пор жизнь, обычaи и культура чукчей, представителей коренных северных нaродов населяющих Чукотку, остаётся загaдкой, потому что прошлое и нaстоящее этого малочисленного народа овеяно таким коли...

Конспект ООД "Прошлое и настоящее". Самоанализ ООД "Прошлое и настоящее". Презентация "Пособия к ООД"

Приобщение детей к народной культуре является действенным средством познавательного, нравственного, эстетического развития детей....

У нас в гостях настоящие пожарные!

Сценарий мероприятия по пожарной безопасности для детей подготовительной группы...