Мастер-класс "Музыкальная импровизация в работе с дошкольниками"
методическая разработка

Узких Светлана Алексеевна

  Каждый шаг ребенка неотделим от творчества. Как помочь ребенку не растерять, взять в будущую жизнь то лучшее, что есть в этом возрасте? Данное мероприятие направлено на развитие воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути в разрешении встающих проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master_klassa.docx29.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ.

 «Музыкальная  импровизация в работе с дошкольниками»

Цель : Знакомство педагогов с опытом использования видов музыкальной   импровизации, способствующих  активизации творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи: 
1. Познакомить педагогов с  видами музыкальной импровизации;  
2.  Активизировать педагогов в практическом применении музыкальной импровизации для использования   в работе с детьми  дошкольного возраста;

3.  Способствовать развитию коммуникативных навыков при выполнении заданий мастер-класса.

        Каждый шаг ребенка неотделим от творчества. Как помочь ребенку не растерять, взять в будущую жизнь то лучшее, что есть в этом возрасте?

        Сегодня мы поговорим об особом способе обучения и воспитания – музыкальной импровизации. В импровизационном обучении делается акцент на развитии воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути в разрешении встающих проблем.

 Существует несколько видов импровизации: речевые, инструментальные,  игровые (ритмические, пластические и вокальные).

Так что же такое импровизация?

        Согласно словарю, импровизация — особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения.  Цель импровизации — активизировать творчество детей.

Всем известно, что игровой подход, это единственно возможная форма участия в творческой  деятельности детей дошкольного возраста.  

Игровая деятельность, как деятельность творческая, захватывает детей целиком и полностью: чувственное восприятие, образное мышление, эмоции и интеллект, волю и воображение.

       Я предлагаю  игровые задания, которые, по опыту моей работы с детьми дошкольного возраста, наилучшим образом способствуют развитию детского песенного и танцевального творчества и игровой деятельности.

-А сейчас мы переходим к практической части.

ПРАКТИКА

Речевые импровизации

  1. Темброво-речевые импровизации

«Музыкальное приветствие» (спеть песенку – приветствие от имени сказочного героя: Золушка, Дюймовочка, Великан, Мальчик – с пальчик, Баба Яга и т.д., передать в пении характер персонажа с помощью определенных интонаций).

  1. Интонационно- речевые импровизации

«Знакомство» (петь свое имя (или другие имена), передавая разные интонации). Пропойте свое имя так, как вы хотели-бы, чтобы сегодня к вам так обращались.

Я :–Свет-ла-а-на!     (участники придумывают свою модель)

Начала работу в этом направлении с простого – пропевания своего имени, имени товарищей, посложнее – имени воспитателя-педагога. В начале занятий, дети старались повторить интонацию предложенную мною. Я обращала на это их внимание, а избежать повторений мне помог такой прием, как мини-рассказ, в ход которого включена мини-импровизация.

Попробуем? Я читаю предложение, которое нужно закончить. Ваша задача– в нужных местах исполнить свою вокальную импровизацию.

1.Встало солнышко и запел петушок…

2.Проснулась Машенька и позвала маму…

3. Набежала тучка, спрятала солнышко и пошел дождик…

4.Бабушка налила в блюдце молока и позвала кошку…

Очень много можно сочинить таких примеров, связав их по разным темам (времена года, день рождение, прогулка в лес и др.).

_________________________________________________________

Игровые импровизации

  1. Музыкально –двигательные  импровизации

     формируются путем творческих заданий с постепенным их усложнением. Если в средней группе детям предлагают задания по воплощению характерных движений отдельных персонажей (заяц, лиса, медведь), то в старшей, подготовительной группе можно предложить подобрать выразительные движения, передающие различные образы. 

 

  1. Игра «Снежинки, летайте»

Снежинки, снежинки на землю летят,

Искриться их белый красивый наряд.

Снежинки, снежинки, летите смелей,

И тихо на землю ложитесь скорей.

Снежинки, снежинки пора вам опять

Над полем кружиться и в небо взлетать.

Снежинки, снежинки, по ветру летят

И падают прямо на щеки ребят.

Дети, выполняют движения, импровизируя.

  1.  «Музыкант».

Музыка. 1 гр. Игра «Снежинки, летайте»

                2 гр.  Игра «Музыкант»

  1.  Очень нравится ребятам игра «Зеркало». Это упражнение развивает  и обучает элементам техники выразительных движений, эмоций, внимания и интереса. Сначала игру разучиваем без музыки и только с одной парой играющих, остальные ребята оценивают точность «зеркала» и фантазию актера. В последствии это упражнение усложняется и дополняется.

Ребята произносят:

                              В доме есть у нас окно,

                     Но волшебное оно.

                     Кто к нему подойдет-

                     Тот себя в окне найдет.

Актер выполняет движения очень медленно, чтоб живое «зеркало» успело все отразить. В подготовительной группе, можно упражнение усложнить: двойное отражение «зеркала».

Такая игра развивает мышление, фантазию, чувство ритма и слух дошкольника. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя.

Музыка. Игра «Зеркало» ( 1 стол- работа с «Зеркалом», 2 этап : двойное отражение- вступает в игру 2 стол.)

_________________________________________________________________

  1. К игровым импровизациям относится и игра на детских ударно-шумовых и музыкальных инструментах

Ритмо-двигательные каноны

Одной из самых увлекательных форм музицирования является ритмо-двигательный канон.  Ритмо-двигательный канон – это канон, в котором есть речевой канон и канон движений. С детьми  использую клавеса.

Но мы сегодня немного усложним. Вместо ударно-шумовых инструментов мы по импровизируем на стаканах.

  1. Канон ритмический  со слогами без музыки;
  2. Канон ритмический  без слов  с музыкой.

Впоследствии дети должны сами придумывать  движения.

Попробуем выбрать другого ведущего…..

Импровизация на детских музыкальных инструментах

Проявляется в умении детей придумать свою музыкальную фразу для предложенного инструмента, составить небольшую «партитуру» для оркестра: после прослушивания пьесы дети предлагают отдельные части исполнить на тех или иных инструментах, проявляя при этом индивидуальность.

Сейчас мы с вами озвучим  сказку «В лесу». Эту игру я провожу на нескольких  занятиях, сначала мы слушаем содержание текста, продумываем какими инструментами можно изобразить каждого персонажа, затем на следующем занятии пытаемся изобразить персонажей рассказа, обсуждаем, что было сделано правильно и не правильно. Проводя эту игру на последующих занятиях, продолжаю совершенствовать оттенки исполнения, ребята меняются ролями.

Текст:

«В лесу»

 «Раннее утро в лесу. Тишина. Все звери еще спят. Только слышится шелест листьев - это деревья шепотом разговаривают. Где-то далеко закуковала кукушка. Все выше поднимается над лесом теплое солнышко.

      Проснулись лесные жители. Послышались чьи-то шаги, и из лесной чащи вышел медведь. Он прошел через полянку и скрылся за деревьями. Из-за кустов осторожно стали выглядывать зайчики – один, другой, третий….

      Выбежали они на полянку повеселиться. Хрустнула ветка – зайчики испугались и спрятались за кусты. Это возвращался медведь. Не заметил он зайчат, ушел, и они вновь запрыгали на полянке. Но вот наступил жаркий полдень. Всем захотелось отдохнуть. И в лесу снова стало тихо.»

                                               

 Заключение.
Игры-импровизации направлены на развитие воображения у детей.

Организм ребенка в этот период отличается легкой податливостью к внушаемости и подражательности. Ребенок играет для себя, а не для зрителей, поэтому, перевоплощаясь в образ, он, импровизируя, искренне переживает изображаемые события.  

Используя игровые приемы и единый сюжет, можно выстроить целостное музыкальное занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вокальная импровизация в работе с дошкольниками»

Надеюсь, предложенные приемы из моего опыта работы дополнят и расширят знания музыкальных руководителей по проблеме развития вокальных импровизационных умений, ведь только цел...

« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей

laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкальная импровизация в работе с дошкольниками»

Каждый шаг ребенка неотделим от творчества. Как помочь ребенку не растерять, взять в будущую жизнь то лучшее, что есть в этом возрасте? От этого во многом зависит, будет ли он творческим человеком. Го...

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкальная импровизация в работе с дошкольниками»

Мастер-класс для музыкальных руководителей«Музыкальная импровизация в работе с дошкольниками».Каждый шаг ребенка неотделим от творчества. Как помочь ребенку не растерять, взять в будущую ж...