Мастер-класс "Музыкальная импровизация в работе с дошкольниками"
методическая разработка
Каждый шаг ребенка неотделим от творчества. Как помочь ребенку не растерять, взять в будущую жизнь то лучшее, что есть в этом возрасте? Данное мероприятие направлено на развитие воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути в разрешении встающих проблем.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.06 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ.
«Музыкальная импровизация в работе с дошкольниками»
Цель : Знакомство педагогов с опытом использования видов музыкальной импровизации, способствующих активизации творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с видами музыкальной импровизации;
2. Активизировать педагогов в практическом применении музыкальной импровизации для использования в работе с детьми дошкольного возраста;
3. Способствовать развитию коммуникативных навыков при выполнении заданий мастер-класса.
Каждый шаг ребенка неотделим от творчества. Как помочь ребенку не растерять, взять в будущую жизнь то лучшее, что есть в этом возрасте?
Сегодня мы поговорим об особом способе обучения и воспитания – музыкальной импровизации. В импровизационном обучении делается акцент на развитии воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути в разрешении встающих проблем.
Существует несколько видов импровизации: речевые, инструментальные, игровые (ритмические, пластические и вокальные).
Так что же такое импровизация?
Согласно словарю, импровизация — особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения. Цель импровизации — активизировать творчество детей.
Всем известно, что игровой подход, это единственно возможная форма участия в творческой деятельности детей дошкольного возраста.
Игровая деятельность, как деятельность творческая, захватывает детей целиком и полностью: чувственное восприятие, образное мышление, эмоции и интеллект, волю и воображение.
Я предлагаю игровые задания, которые, по опыту моей работы с детьми дошкольного возраста, наилучшим образом способствуют развитию детского песенного и танцевального творчества и игровой деятельности.
-А сейчас мы переходим к практической части.
ПРАКТИКА
Речевые импровизации
- Темброво-речевые импровизации
«Музыкальное приветствие» (спеть песенку – приветствие от имени сказочного героя: Золушка, Дюймовочка, Великан, Мальчик – с пальчик, Баба Яга и т.д., передать в пении характер персонажа с помощью определенных интонаций).
- Интонационно- речевые импровизации
«Знакомство» (петь свое имя (или другие имена), передавая разные интонации). Пропойте свое имя так, как вы хотели-бы, чтобы сегодня к вам так обращались.
Я :–Свет-ла-а-на! (участники придумывают свою модель)
Начала работу в этом направлении с простого – пропевания своего имени, имени товарищей, посложнее – имени воспитателя-педагога. В начале занятий, дети старались повторить интонацию предложенную мною. Я обращала на это их внимание, а избежать повторений мне помог такой прием, как мини-рассказ, в ход которого включена мини-импровизация.
Попробуем? Я читаю предложение, которое нужно закончить. Ваша задача– в нужных местах исполнить свою вокальную импровизацию.
1.Встало солнышко и запел петушок…
2.Проснулась Машенька и позвала маму…
3. Набежала тучка, спрятала солнышко и пошел дождик…
4.Бабушка налила в блюдце молока и позвала кошку…
Очень много можно сочинить таких примеров, связав их по разным темам (времена года, день рождение, прогулка в лес и др.).
_________________________________________________________
Игровые импровизации
- Музыкально –двигательные импровизации
формируются путем творческих заданий с постепенным их усложнением. Если в средней группе детям предлагают задания по воплощению характерных движений отдельных персонажей (заяц, лиса, медведь), то в старшей, подготовительной группе можно предложить подобрать выразительные движения, передающие различные образы.
- Игра «Снежинки, летайте»
Снежинки, снежинки на землю летят,
Искриться их белый красивый наряд.
Снежинки, снежинки, летите смелей,
И тихо на землю ложитесь скорей.
Снежинки, снежинки пора вам опять
Над полем кружиться и в небо взлетать.
Снежинки, снежинки, по ветру летят
И падают прямо на щеки ребят.
Дети, выполняют движения, импровизируя.
- «Музыкант».
Музыка. 1 гр. Игра «Снежинки, летайте»
2 гр. Игра «Музыкант»
- Очень нравится ребятам игра «Зеркало». Это упражнение развивает и обучает элементам техники выразительных движений, эмоций, внимания и интереса. Сначала игру разучиваем без музыки и только с одной парой играющих, остальные ребята оценивают точность «зеркала» и фантазию актера. В последствии это упражнение усложняется и дополняется.
Ребята произносят:
В доме есть у нас окно,
Но волшебное оно.
Кто к нему подойдет-
Тот себя в окне найдет.
Актер выполняет движения очень медленно, чтоб живое «зеркало» успело все отразить. В подготовительной группе, можно упражнение усложнить: двойное отражение «зеркала».
Такая игра развивает мышление, фантазию, чувство ритма и слух дошкольника. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя.
Музыка. Игра «Зеркало» ( 1 стол- работа с «Зеркалом», 2 этап : двойное отражение- вступает в игру 2 стол.)
_________________________________________________________________
- К игровым импровизациям относится и игра на детских ударно-шумовых и музыкальных инструментах
Ритмо-двигательные каноны
Одной из самых увлекательных форм музицирования является ритмо-двигательный канон. Ритмо-двигательный канон – это канон, в котором есть речевой канон и канон движений. С детьми использую клавеса.
Но мы сегодня немного усложним. Вместо ударно-шумовых инструментов мы по импровизируем на стаканах.
- Канон ритмический со слогами без музыки;
- Канон ритмический без слов с музыкой.
Впоследствии дети должны сами придумывать движения.
Попробуем выбрать другого ведущего…..
Импровизация на детских музыкальных инструментах
Проявляется в умении детей придумать свою музыкальную фразу для предложенного инструмента, составить небольшую «партитуру» для оркестра: после прослушивания пьесы дети предлагают отдельные части исполнить на тех или иных инструментах, проявляя при этом индивидуальность.
Сейчас мы с вами озвучим сказку «В лесу». Эту игру я провожу на нескольких занятиях, сначала мы слушаем содержание текста, продумываем какими инструментами можно изобразить каждого персонажа, затем на следующем занятии пытаемся изобразить персонажей рассказа, обсуждаем, что было сделано правильно и не правильно. Проводя эту игру на последующих занятиях, продолжаю совершенствовать оттенки исполнения, ребята меняются ролями.
Текст:
«В лесу»
«Раннее утро в лесу. Тишина. Все звери еще спят. Только слышится шелест листьев - это деревья шепотом разговаривают. Где-то далеко закуковала кукушка. Все выше поднимается над лесом теплое солнышко.
Проснулись лесные жители. Послышались чьи-то шаги, и из лесной чащи вышел медведь. Он прошел через полянку и скрылся за деревьями. Из-за кустов осторожно стали выглядывать зайчики – один, другой, третий….
Выбежали они на полянку повеселиться. Хрустнула ветка – зайчики испугались и спрятались за кусты. Это возвращался медведь. Не заметил он зайчат, ушел, и они вновь запрыгали на полянке. Но вот наступил жаркий полдень. Всем захотелось отдохнуть. И в лесу снова стало тихо.»
Заключение.
Игры-импровизации направлены на развитие воображения у детей.
Организм ребенка в этот период отличается легкой податливостью к внушаемости и подражательности. Ребенок играет для себя, а не для зрителей, поэтому, перевоплощаясь в образ, он, импровизируя, искренне переживает изображаемые события.
Используя игровые приемы и единый сюжет, можно выстроить целостное музыкальное занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вокальная импровизация в работе с дошкольниками»
Надеюсь, предложенные приемы из моего опыта работы дополнят и расширят знания музыкальных руководителей по проблеме развития вокальных импровизационных умений, ведь только цел...

Мастер-класс для воспитателей «Музыкальная импровизация в работе с дошкольниками»
Мастер-класс для воспитателей...

Опыт работы по теме: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников»
Квест – технология актуальна и эффективна в условиях реализации ФГОС ДО....

« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей
laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...

Мастер-класс для воспитателей «Музыкальная импровизация в работе с дошкольниками»
Мастер-класс для педагогов ДОУ...

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкальная импровизация в работе с дошкольниками»
Каждый шаг ребенка неотделим от творчества. Как помочь ребенку не растерять, взять в будущую жизнь то лучшее, что есть в этом возрасте? От этого во многом зависит, будет ли он творческим человеком. Го...

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкальная импровизация в работе с дошкольниками»
Мастер-класс для музыкальных руководителей«Музыкальная импровизация в работе с дошкольниками».Каждый шаг ребенка неотделим от творчества. Как помочь ребенку не растерять, взять в будущую ж...
