«Вокальная импровизация в работе с дошкольниками»
учебно-методический материал по музыке (старшая группа) на тему

Нечаева Инга Юрьевна

     Надеюсь, предложенные приемы из моего опыта работы дополнят и расширят знания музыкальных руководителей по проблеме развития вокальных импровизационных умений, ведь только целенаправленный процесс работы над вокальными импровизациями способствует успешному развитию музыкальных и творческих способностей, формированию устойчивых певческих умений и навыков, самостоятельных способов действий в песенном творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vokalnaya_improvizatsiya.odt24.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


«Вокальная импровизация в работе с дошкольниками»

Музыкальный руководитель

высшей категории Лариса Юрьевна Цыбульникова

Автономная некоммерческая организация

дошкольного образования «Планета детства «Лада»

Детский сад № 201«Волшебница» г.о. Тольятти

         Еще Гегель заметил: почему мальчик, бросая в озеро камешки, с удовольствием смотрит на круги, расходящиеся по воде? Он видит в этих кругах нечто новое, что создал сам.

        Каждый шаг ребенка неотделим от творчества. Как помочь ребенку не растерять, взять в будущую жизнь то лучшее, что есть в этом возрасте? От этого во многом зависит, будет ли он творческим человеком. Готовить сегодня ребенка к жизни — это значит, прежде всего,  развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации в общественно полезных делах всех своих дарований и способностей.

           Отечественные педагоги  и психологи (Б.В. Афанасьев, Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина и др.) неоднократно отмечали, что раннее вовлечение ребенка в творческую деятельность полезно для общего художественного развития, отвечает его естественным потребностям  и возможностям. П.П. Блонский доказывал, что ребенок по своей природе – «творец всяких, в том числе и эстетических ценностей», поэтому в проявлении своего творчества он «сильно тяготеет к хороводу, песням, танцам и драматизации». Любовь ребенка к созданию песенок, его интерес к контрастным тембрам, ритмам, большим интервалам подмечал известный музыкант и дирижер Л.Стоковский: «Музыка для детей никогда не была чем-то изолированным и обособленным, она всегда является частью их жизни». Закономерности и особенности развития психических процессов дошкольника позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят в исполнительскую деятельность.

        С музыкальным творчеством тесно связана игра – такая же реальная и необходимая часть жизни детей, как и музыка. Игровая деятельность, как деятельность творческая, захватывает детей целиком и полностью: чувственное восприятие, образное мышление, эмоции и интеллект, волю и воображение. Наблюдения за дошкольниками показывает, что часто в процессе игры дети что-то напевают, придумывают разнообразные танцевальные мотивы и движения, увлекаются словотворчеством. Дети тем самым выражают свои чувства, эмоции, настроение. Это говорит нам о том, что песенное и танцевальное творчество неотделимо от игры ребенка и такое стремление к самовыражению необходимо поощрять, побуждать ребенка искать новые выразительные средства музыкального языка (интонации, тембры, ритмы, жесты, движения, образы) для того, чтобы дети имели больше возможностей выразить свои собственные впечатления через музыкальное искусство.

        Согласно словарю, импровизация — особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения.  Цель импровизации — активизировать творчество детей. Музыкальная импровизация может выражаться в вокальном, танцевальном и инструментальном видах. Использование импровизации - перспективный прием для воспитания интереса к музыке, накопления музыкально-творческого опыта, так как ребенок сразу входит в непосредственный контакт с музыкой. В данной статье речь идет о вокальной импровизации. Этот вид деятельности привлекает внимание детей воплощением собственного замысла, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивает певческий аппарат, вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления. Для вокальной импровизации не требуется никаких приспособлений: голосовой аппарат имеется у каждого, ладони, чтобы заменить музыкальный инструмент, - тоже.

        Моя работа над использованием вокальной импровизации основана  на этапности развития музыкального импровизационного творчества, разработанной Н.А. Ветлугиной: от заданий, требующих первоначальной ориентировки, с установкой на создание нового (измени, придумай, сочини), к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и к заданиям, рассчитанным на самостоятельность действий детей, использование сочиненных мелодий в жизни.

   Творческие проявления детей зависят от прочности певческих и двигательных навыков, тонкости музыкального восприятия, умения выражать характер чувства, от развитости воображения, от того, как дети умеют ориентироваться в новых ситуациях и применяют свой опыт в изменившихся условиях. Задача педагога  - учить детей свободно общаться в коллективе, эмоционально отзываться на музыку, закреплять певческие и двигательные навыки в свободное от музыкальных занятий время, тем самым ориентировать детей в песенном и танцевальном творчестве,

       Я предлагаю  игровые задания, которые, по опыту моей работы с детьми дошкольного возраста, наилучшим образом способствуют развитию детского песенного и танцевального творчества и игровой деятельности.

        Так, например, для детей младшего и среднего дошкольного возраста рекомендую такое упражнение, как «Машина» (предлагаю поиграть с автомобилем,  погудеть «би-би-би!», затем даю разные по величине машины и предлагаю показать, как гудит большая и маленькая машина, повторяя наиболее удачные сочетания звуков, отличающиеся по высоте). Аналогичны игры «Птички» (птички разной величины, спеть на слог «ку-ку», как поет каждая птичка, изменяя звучание по высоте), «Лошадки» (проговаривать в разном темпе и ритме «цок-цок», поясняя, что сначала лошадка скачет быстро, а потом медленно, устало), «Баю-бай» (напевать колыбельную кукле на слог «баю», подпевая ребенку, закрепляя сочиненную им интонацию), «Пляска» (показать, как танцует или шагает кукла, напевая свою интонацию на слог «ля»).

    Создавая игровые ситуации, педагог развивает музыкальные способности ребенка.  Я предлагая несложные, на мой взгляд, упражнения на различение и воспроизведение звуков по высоте и длительности, такие как «Ау!» (позвать друг друга «Ау, где ты?», пропевая фразу в разной высотности и разным тембром), «Едем в поезде» (на слог «чу» импровизировать несложный мотив в разном темпе и ритме), «Зоопарк» (сочинение различных звукоподражаний: большой тигр, маленький тигренок, медведица и медвежонок, гусь и гусенок и т.д.).

   Хорошо сочетать певческие и танцевальные импровизации одновременно. Малыши тут же стремятся создать  музыкально – игровые образы, передавая характер одного персонажа несложным движением (повадки зверей, танцы заводных игрушек).

         Но ближе малышам игры – потешки, которые можно проводить без музыкального сопровождения под мелодизированный текст, заменяющий мелодичный напев. В их основе – народные тексты, удобные для интонирования. Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста и одновременно закреплять двигательные навыки: прыжки, пружинку, дробный шаг, а в старшем дошкольном возрасте – поскок, галоп и др. Потешки позволяют одновременно импровизировать и мелодию и движения.

              В старшем дошкольном возрасте важно показать ребенку способы пользования голосом для создания выразительного художественного образа. Для развития песенного творчества у детей можно предложить следующие игровые задания:

  • «Кто поет?» (маленькая или большая кукушка, мяукает кошка или котенок и т.д.).
  • «Песенки музыкальных инструментов» (импровизировать простейшие попевки, подражая звучанию барабана, трубы, гармошки, дудочки, колокольчика, скрипки на разные слоги, с разной интонацией, в высоком, низком регистрах).
  • «Знакомство» (петь свое имя (или другие имена), передавая разные интонации).
  • «Музыкальный разговор» (один ребенок поет «Ау, где ты?», другой отвечает «Я здесь!». Затем очередность меняется. Взрослый побуждает ребенка придумывать новые интонации).
  • «Придумай попевку», «Вопросы – ответы» (импровизировать мотив из 2-3-х звуков на слоги «ля-ля», взрослый или другой ребенок придумывает свой мотив - кто больше придумает попевок).
  • «Три медведя» (найти для каждого персонажа свою интонацию (высокую, среднюю, низкую), пропеть на слог «ля» или придумать текст).  
  • «Песни для игрушек» (импровизировать короткие попевки, небольшие песенки в различных эмоционально – образных ситуациях, отыскивая различные интонации, передающие настроение заданного образа).
  • «Закончи песенку» (найти собственный вариант окончания песни на предлагаемый педагогом текст).
  • «Музыкальное приветствие» (спеть песенку – приветствие от имени сказочного героя: Золушка, Дюймовочка, Великан, Мальчик – с пальчик, Баба Яга и т.д., передать в пении характер персонажа с помощью определенных интонаций).
  • «Композитор» (сочинить мелодию в заданном жанре, передать настроение и характер музыки). Жанр может определяться и стихотворным двустишием, дающим  настрой импровизации, например:

«Колыбельная» Н. Френкель.

Мама Ванечку качала, и, качая, напевала: А-а-а, а-а-а.

«Марш» А. Шибицкой.

Кто шагает ряд за рядом? Это мы идем отрядом.

«Плясовая» А. Шибицкой.

Я притопну каблучком, я махну платочком.

Полечу я ветерком, закружусь листочком.

  • «Импровизация – диалог» - сочинить собственный вариант ответа в импровизации диалогической структуры на предлагаемый текст: «Где обедал воробей?» (С.Маршак), «Где ты была сегодня, киска?» (С. Маршак), «Ножки, ножки, где вы были?» (Н. Френкель).

        Работа над импровизацией возможна с использованием дидактических игр, например, «Времена года», в которой детям предлагается раскрасить четыре прямоугольника («Весна», «Лето», «Осень», «Зима») цветовыми сочетаниями, подходящими к различным временам года. Спеть «зимний», «летний», «осенний», «весенний» напевы, со словами или без слов, аккомпанируя себе, щелкая пальцами, хлопая в ладоши, притопывая, отстукивая на бубне, барабане.

     Надеюсь, предложенные приемы из моего опыта работы дополнят и расширят знания музыкальных руководителей по проблеме развития вокальных импровизационных умений, ведь только целенаправленный процесс работы над вокальными импровизациями способствует успешному развитию музыкальных и творческих способностей, формированию устойчивых певческих умений и навыков, самостоятельных способов действий в песенном творчестве.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокальная импровизация

ВОКАЛЬНАЯ  ИМПРОВИЗАЦИЯ  КАК  СРЕДСТВО  РАЗВИТИЯ  ТВОРЧЕСТВА  У  ДОШКОЛЬНИКОВ.Музыка помогает человеку стать духовно богаче. Она развивает эмоции, мышление, восприим...

Работа с дошкольниками по формированию вокально-хоровых навыков. Дыхание. Звукообразование. Дикция

Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнени...

Работа с дошкольниками по формированию вокально-хоровых навыков. Чистота интонирования. Ансамбль

Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Чистота интонации в пении требует пос...

Вокальная импровизация как средство раскрытия творческого потенциала ребенка дошкольного возраста

Моя статья "Вокальная импровизация как средство раскрытия творческого потенциала ребенка дошкольного возраста" рассчитана на музыкальных руководителей детскийх садов, а также применима к мла...

«Выражение песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности. Использование в работе музыкального руководителя ДОУ вокальных импровизаций на основе игровых и творческих заданий»

Проблема процесса  развития  ребенка в творчестве  музыкального  воспитания  имеет обширный спектр научно-практических решений, так как процесс творчества связан с переживания...