Практикум для родителей "Развиваем фонематический слух ребенка"
методическая разработка (старшая группа)
Фонематический слух - эо способность различать и распознавать звуки речи. Он является основой для правильного произношения, чтения и письма.
В ходе практикума, родители получают конкретные игровые методики для занятия с ребенком дома. Имеют возможность освоить правильные техники развития речи и получают готовые игры и упражнения для домашних занятий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста.
«Развиваем фонематический слух»
Цель: Совершенствование фонематического слуха детей родителями .
Задачи:
#1060;ормирование мотивации у родителей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия у детей в разных видах деятельности.
2. Приобщение родителей к использованию в своей семье игр и игровых упражнений с детьми, для развития фонематического восприятия.
Форма организации мероприятия: практикум.
Участники семинара: Учитель-логопед, родители.
Первый этап: предварительная беседа.
Учитель-логопед: Уважаемые родители, мы очень рады видеть вас на очередной
встрече и сегодня мы бы хотели научить Вас играть в игры, которые помогают развивать фонематический слух у ваших детей.
Хочу пожелать всем удачи в сегодняшнем творческом процессе, и
уверены, что каждый получит от него удовольствие и вынесет для себя чтото полезное и возьмет это на заметку.
Фонематический слух — основной компонент восприятия речи, т. е. способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Фонематический слух является основной предпосылкой овладения письмом.
Второй этап: деятельностный
Разминка с родителями
Учитель-логопед.
#1063;то такое фонематический слух? (умение повторить (услышав) звуки, слоги, слова).
#1063;то такое фонематическое восприятие? (умение услышать звук в потоке речи).
#1050;аким цветом обозначаем гласные звуки? Согласные? (красным).(синим)
#1050;аким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым).
#1055;ридумайте слово, в котором букв меньше, чем звуков (яблоко,юла,ёж).
#1050;акое слово длиннее: велосипед или дом (велосипед)
#1053;азовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).
#1055;ридумайте слово, в котором букв больше, чем звуков (учитель).
- Задание «Грамотеи»
Поставь правильно ударение:
#1047;вонит, каталог, торты, банты, мусоропровод, углубиться, мизерный, облегчить, баловать, диспансер.
2. Завидно, принудить, партер, жалюзи, феномен, красивее, занял, шарфы, алкоголь.
Вспомните пословицы, противоположные по смыслу данной: Коротка ночь до зари, коли много работы» (Долог день до вечера, когда делать нечего) Быстро передвигаться – далеко не уедешь. (Тише едешь – дальше будешь) У чужих плохо, а у себя еще хуже. (В гостях хорошо, а дома лучше).Красив дом без углов, а не красив без выпечки. (Не красна изба углами, а красна пирогами) Кто поздно ложиться, у того ничего и нет. (Кто рано встает, тому бог подает) Что не посадишь, то и не вырастет. (Что посеешь, то и пожнешь)
2 Задание «Путаница».
Логопед зачитывает 10 пословиц (поговорок) для каждой команды.
Задание: найти в пословицах, поговорках «озорные» буквы, стоящие не на своих местах, меняющие тем самым привычный смысл.
Занятого человека и грусть – доска не берет (доска) д - т.
Не тесто красит человека, человек тесто ( место) т –м.
Лето дурное – зима с метелями ( бурное) д –б .
Море луковое ( горе ) м –г.
Комар ножа не подточит ( носа) ж – с.
Чем рогаты, тем и рады ( богаты) р – б.
Хозяин весел – и гости гады (рады) г - р.
На ловца и дверь бежит ( зверь) д –з.
По одежке протягивай ложки (ножки) л - н.
Марина любит ласку, чистку и смазку (машина) р –ш.
4 задание «Добавлялки».
Задание: воспитатели должны продолжить чистоговорку.
Ра – ра – ра --- во дворе …. (у нас гора).
Ло – ло – ло --- греет …. (солнышко тепло).
Ры – ры – ры --- летят… (синие шары).
Ор – ор – ор --- спеет…. (красный помидор).
Ши – ши – ши --- гуляют …(наши малыши).
5 задание «Исправлялки».
Оборудование: распечатанные листы с заданиям. Маркер.
Предлагается текст с неправильной разбивкой на слова. Необходимо восстановить текст.
Беж итчерезлеснуюполяну ёжик. Осень юу ежей малодобычи. Скрыли сьюрки е ящерки. Вкружкисвилисьскользкиезмейки. Труд нонаходитьжуч ков. Во сен ниедни готов итхлопотливыйежи к жили щеназиму.
«Найди лишнюю букву».
Предлагается текст. Необходимо зачеркнуть лишние буквы между словами, прочесть правильный текст.
Канительюмакросназываласьяртуваметаллическаямиркаснитьерба.
Мастералбоссвытягивалинучиканительеизбунлаараскаленнойгурпапроволоки.
Канительимыприменяласьяквурукоделииматэ.
Вытягиватьисакметаллическуюрмбарунитьиакувышиватьютееюмавыбылотиноченьяреструдного.
Этомигабыласыбукропотливаямикнаработана, монаритребовалакепумногорытувременисум. Немолкаждыйчутомогирсправитьсясоапорученнойфывработой.
Учитель-логопед: Итак, роль фонематического слуха для развития всей речевой функции, необходимой для овладения чтения и письма, бесспорна.
Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.
Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково, например: сами-сани, почка-бочка, лиса (животное) - леса (мн. число слова лес).
Третий этап: рефлексия.
Учитель-логопед: Уважаемые родители, предлагаю подытожить наш сегодняшний практикум.
Итак, как же можно проверить фонематический слух?
Предполагаемые ответы родителей.
1. Показать ребенку похожие по звуковому наполнению картинки. Названия должны различаться только одним проверяемым звуком. Например: коза — коса, мишка – миска, кошка – кочка, ложки – рожки, лук – люк.
2. Ребенку предлагается повторить цепочки слогов или слов с оппозиционными звуками:
Да – та
КА – га
Та – да – та
Да – та – да
Ца – ча – ца
Ча – ща – ща
Оц – оть – оц
Том – дом
Лук – люк
3. Попросить ребенка хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук.
Учитель-логопед: Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Учитель-логопед: Спасибо вам за проявленную активность.
- Сможете ли вы как-нибудь использовать опыт, который приобрели сегодня?
Играйте дома со своими детьми.
Родителям вручаются памятки
«Игры на развитие фонематического слуха»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум по развитию фонематического слуха «С детьми играем – речь развиваем»
Информация будет полезна родителям, воспитателям и специалистам ДОУ....

Семинар – практикум для воспитателей «Фонематический слух – основа правильной речи»
Семинар-практикум для воспитателей...

Семинар-практикум для родителей «Фонематический слух-основа речи»
Познакомить родителей с игровыми способами развития фонематического слуха у детей....

Семинар-практикум для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи"
Несовершенство фонематического слуха является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок не только плохо различает на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Фонематический слух-основа речи»
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Фонематический слух-основа речи»...
Практикум для родителей "Фонематический слух. Что это такое?"
Материал к практикуму для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи"...

Семинар – практикум для родителей «Фонематический слух – основа правильной речи».
Вашему вниманию представлен информационно-практический материал для родителей о формировании фонематического слуха у детей дошкольного возраста. При проведении практической части использовались личные...
