Реализация проекта "Игралочка"
презентация к занятию (младшая группа) на тему

Макаренко Елена Владимировна

Выступление на Августовской конференции по реализации проекта "Игралочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizaciya_proekta_Igralochka.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Августовская конференция педагогических работников

Кабанского района.

27 августа 2010 г.

«Реализация проекта «Игралочка» в МАДОУ ЦРР – детском саду «Алёнушка»

Макаренко Елена Владимировна, старший  воспитатель  МАДОУ ЦРР – детского сада «Алёнушка» п. Селенгинск

Игровое сообщество дошкольников

Обращение к игре как специфическому явлению действительности имеет давнюю, многовековую традицию. Уже античные философы, обращаясь к феномену игры, указывали на ее универсальность и значение в жизни людей. Аристотель, подчеркивая важность правильного отбора игр в воспитании детей, отмечал: «Игры эти должны соответствовать достоинству свободнорожденного человека... должны подражать будущим серьезным занятиям». Платон, восхищенный удивительными свойствами игрового феномена, считал, что «надо жить играя». Феномен игры, в понимании Платона, - это и максимальная добродетель, и мудрость, и блаженство, и забавное, и возвышенное, и трагическое.

Проблема игры находит отражение и в трудах Фридриха Фребеля, Фридриха Шиллера, Константина Дмитриевича Ушинского, Зигмунда Фрейда, Жана Пиаже. Так, Фребель, рассматривая игру как «естественный продукт истории», подчеркивает: игра «не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение». Шиллер утверждает: человек бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет. Пиаже отмечает: игра - это мерило умственного развития ребенка.

Безусловно, значимый вклад в развитие теории игры внесли отечественные ученые, прежде всего психологи А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. Л.А. Венгер, И.С. Кон, Е.О. Смирнова. Л.С. Славина, В.С. Мухина, З.М. Богуславский, Г.П. Щедровицкий. Доказательство тому -важнейшие экспериментальные исследования, которые позволяют лучше понять феномен игры, ее роль в развитии личности в целом, «особенно в период детства» (С.Л. Рубинштейн), в качестве средства воспитания, обучения и развития ребенка.

Мы предлагаем рассмотреть игру с позиций формирования игрового сообщества дошкольников. Общество заинтересовано в подготовке дошкольника к воспроизведению культурных образцов, на что и направлены процессы социализации и инкультурации. Вот почему нам представляется, что игра - это своеобразный результат освоения и присвоения ребенком социокультурного опыта, результат культурной самоидентификации, В детском игровом сообществе это причастность к миру взрослых, соотнесение себя с группой сверстников, проявление дисциплины и адекватности поведения в соответствии с взятой ролью. Действуя в игровой ситуации, дошкольник постигает специфику отношений взрослых, беря на себя роли других людей, осваивая и отражая их социальные функции, взаимоотношения, нормы поведения.

Следовательно, обогащение социально-культурного опыта ребенка дошкольного возраста возможно путем специально заданной игровой деятельности. Игра побуждает его сотрудничать и с детьми, и с взрослыми, считаться с потребностями и нуждами окружающих, приводит к тому, что «эмоции и стремления... сохраняя свою специфическую детскую наивность и непосредственность, приобретают новый смысл, перерастая в сочувствие другим людям, в переживание чужих радостей и печалей как своих собственных» (А.В. Запорожец).

Развивающиеся чувства эмпатии, дружеской привязанности обогащаются у ребенка именно в игре, изменяются, являясь основой для возникновения более сложных социальных чувств. Именно в игровом сообществе у него возникают основные психологические новообразования - ориентация на окружающих, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения требований культуры общества; развиваются личностные механизмы культуры поведения - контроль и самоконтроль, самоограничение, оценка и самооценка. Идентифицируя себя с взрослым, ребенок тем самым усваивает культурные образцы и нормы. Разумеется, первые ярко выраженные идентификации происходят с родителями сначала с чисто внешней стороны, затем усваиваются и внутренние черты родителей, их вкусы, социальные отношения, способ поведения, что, естественно, не может не сразиться на выборе сюжета игр. Вот почему в этой связи ответственность несут взрослые, особенно родители.

Объединение в сообщество, как считают исследователи, происходит на основе какой-цели. Вот почему столь важно формировать цель игры, которая «реализует свою способность» давать ребенку знания о жизни социума, его культуре, человеческих взаимоотношениях. Отсюда вытекает неоспоримость того, как важно воздействие на ребенка субъективного мира взрослых, прежде всего их системы ценностных ориентаций и предпочтений, этикетных норм поведения, социальных и гуманитарных знаний, национального достоинства, культурной компетентности. Особо отметим: непременное требование к оптимизации игры как сообщена - создание условий обязательного переживания ребенком положительных эмоций, чтобы игра способствовала планомерному «сдвигу мотива на цель» (А.Н. Леонтьев), т.е. формированию социально ценных мотивов поведения и деятельности.

Нам представляется, что игра как сообщество позволяет формировать у дошкольников социальную идентичность - соотнесение себя с группой сверстников, представление о себе. А это одна из составляющих образа Я, которая помогает человеку в дальнейшем ориентироваться в социокультурном пространстве, адекватно реагировать на социокультурные нормы, принятые в обществе.

Сегодня проблема игры детей дошкольного возраста актуальна    как  никогда. Погоня за ранним обучением и развитием со стороны родителей и педагогов приводит к тому, что игра перестает занимать ведущее место в жизни ребенка.  Вернуть игре её исконный характер возможно общими усилиями педагогов и  родителей.  

В современном мире игры нужен своеобразный путеводитель как для детей, так и для взрослых  (педагогов и родителей).

Таким путеводителем может стать наш образовательный проект.                      

                   

Информационная карта проекта

Наименование проекта

  Школа игровых наук   «Игралочка»

Авторский коллектив проекта

 Педагоги  МАДОУ ЦРР – детского сада   «Аленушка»

Кадровое обеспечение проекта

Сотрудничество педагогов, родителей, детей.

Цель и основные задачи проекта

Цель: возрождение роли игры как основного, ведущего вида деятельности ребенка дошкольного возраста  в едином сюжетообразующем игровом пространстве ЦРР.

Задачи:

  1. Развивать игровой опыт детей, способствовать его обогащению.
  2. Помогать  детям открывать новые возможности игрового отображения мира.
  3. Создать возможности для развития игровой деятельности через обогащенную предметно - игровую единую сюжетообразующую среду для  детей всех возрастных этапов дошкольного детства.
  4. Развивать игровое творчество детей в соответствии с реальностями современного мира.
  5. Развивать нравственные качества, ролевое поведение.
  6. Воспитывать у детей культуру межличностного взаимодействия, чувства уважения к другим людям, чувство единства в детском коллективе.

Сроки реализации  проекта

2009 – 2011 годы

Участники проекта

Дети – педагоги -  родители

Условия для реализации проекта

Создание единого игрового образовательного пространства.

Обогащение  игрового пространства в групповых помещениях дошкольного учреждения как главного источника развития самостоятельной творческой игровой деятельности детей.

Ресурсное обеспечение проекта

Приобретение игровых наборов «Парихмахерская», «Врач», «Продукты», «Овощи и фрукты», машины: пожарные, милиция, скарая помощь, палатки, рюкзаки, униформа, тенты, детской косметики, изоматериалы.

Изготовление атрибутов.

Основные этапы реализации проекта

I этап 2009 год

  • Разработка минипроектов в разных возрастных группах;
  • Составление картотеки сюжетно-ролевых игр;
  • Познавательно-информационная работа с детьми: беседы, занятия, экскурсии;
  • Открытие экспериментальной площадки инновационных игр;
  • Обыгрывание сюжетов: ОБЖ, экономика.

II этап 2009 – 2010 гг.

  • Создание единого игрового пространства детского сада;
  • Применение практических игровых навыков детей в общих играх.

III этап 2011 г.

  • Итоговая игра «Карусель игр»;
  • Подведение итогов проекта.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Игра – это жизнь, игра – это радость, игра – это  детство! Игра – открытое образовательное пространство ДОУ.

Основной результат: возврат ребенка в мир детства, в мир, в котором он растет, развивается, самостоятельно познает этот мир, обретая свой личный социальный опыт, формирование осознаного построения взаимоотношений (личностных, ролевых, нравственных), ценности совместной деятельности.

                      Концептуальные основы проекта

Игра для  ребенка  является   преобладающим видом его самостоятельной деятельности, занимает центральное место  в жизни дошкольника, являясь  источником радостных детских эмоций.

Искусное использование игры, как средства воспитания, дает возможность, не нагружая детей, всесторонне развивать их.

        Игра  в воспитательно – образовательном процессе – это  образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей предметно – развивающей среды детского сада.

  • Игра развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья, а кроме того,  соответствует потребностям детей в общении, познании и движении.
  • Игра доставляет ребенку радость.
  • Игра ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения.
  • Игра предусматривает психологическую защищенность ребенка, его эмоциональный комфорт.

В развитии  самостоятельной игровой деятельности детей  необходимо руководствоваться следующими основными принципами организации сюжетной игры в детском саду:

- воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства;

-    на каждом возрастном этапе развития ребенка  следует развертывать игру таким образом, чтобы дети  каждый раз «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения;

-  содействовать  развитию игрового взаимодействия  детей друг с другом, со  взрослыми  участниками игры,  формирование многоуровневого ролевого поведения детей.

Программа действий по реализации проекта.

  1. Организация работы с родителями.

Задачи:

  1. Обеспечение просвещения родителей по вопросам игровой деятельности детей.
  2. Создание игрового взросло – детского содружества.

 

             II.    Организация работы с педагогами.

 Задачи:

  1. Формирование в ДОУ предметно – развивающей игровой среды, т.е. создание  единого сюжетообразующего образовательного пространства игры.
  2. Создание  «Играй - теки» в ЦРР – детском саду «Алёнушка».
  3. Обогащение  теоретического и практического опыта педагогов в организации игровой деятельности детей дошкольного возраста -  овладение «игровой грамотой и игровой культурой».

                              III.  Организация работы с детьми.

Задачи:

1.  Обеспечить возможность каждому ребенку в игре испытывать внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений.

В рамках реализации проекта с детьми проводятся большие игры. Для этого в центре дополнительного образования создается единое игровое пространство в соответствии с тематикой игр и составляется план игры. Представлю это  на примере игры «Если хочешь быть здоров». По такой схеме проведены игры «Ярмарка!», «Турагенство. Путешествие на Байкал».

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Если хочешь быть здоров»

Цель: Формировать умение детей комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; учить детей до начала игры распределять роли.

Игровые сюжеты: АЗС, СТО, водители, пожарные, ГИБДД, кафе, больница, дом.

Создание игровой среды в центре дополнительного образования:

Спортзал – СТО, АЗС, дорога, стоянка, ГИБДД, пожарная служба.

Театральная студия – больница, дом.

Детская кухня – кафе.

Распределение ролей среди педагогов:

Начальник ГИБДД – Ерофеевская В.Н.

Главный врач – Илистратова Т.Н., Якушова И.А.

Директор кафе – Борисова Н.Ф.

Руководитель АЗС, СТО, пожарные – музыкальные руководители, воспитатели групп. Педагоги без ролей координируют развитие сюжета.

Атрибуты к игре.

 

«Кафе»:

  • куклы
  • посуда кухонная, столовая и чайная
  • различные кухонные приборы и техника – мясорубка, тостер, плита, наборы овощей, фруктов, хлебобулочных изделий и т.д.
  • Спецодежда.

«Больница» и «Аптека»:

  • наборы «Айболит»
  • халаты и колпаки
  • коробочки, бутылочки из под лекарств,
  • кушетка,
  • ширма,
  • стол стулья.

«АЗС», «СТО»:

  • наборы слесарных инструментов,
  • костюм  для рабочего.

«Пожарные»:

  • каски,
  • огнетушители,
  • пожарные машины.

«ПДД»;

  • фуражки,
  • пилотки,
  • свистки,
  •  жезлы.

«Водители»:

  • автомобили грузовые,
  • автомобили легковые,
  • автомобили специальные,
  • права.

Структура игры

Методические  приемы

Методические приемы, используемые в игре

Задачи

Формировать умение словесно обозначать игровую роль.

Формировать элементарные ролевые диалоги.

Формировать умение выстраивать последовательность событий, ориентируясь на партнеров – сверстников.

Формировать умение обозначать свои роли и выполнять их (автослесарь ремонтирует автомобили, инспектор ГИБДД регулирует движение и т.д.)

Формировать умение выстраивать сюжетную линию выстраивать сюжетную линию игры, состоящую из нескольких эпизодов.

Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми

Включать детей в ролевое взаимодействие.

Подключать к игре детей, взяв на себя дополнительную игровую роль и предлагая им новые сюжетные события.

Создать игровое пространство в центре дополнительного образования.

Создать заинтересовывающий момент.

С помощью игровых действий помочь затрудняющимся детям, при ослаблении интереса вводить новую сюжетную линию.

Способы руководства игрой

Использовать многоперсонажные сюжеты.

Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий согласно выбранным ролям.

Возложить роли руководителей предприятий на педагогов.

Помочь детям определить роли, распланировать действия и составить план игры.

Руководство игрой осуществляется педагогами.

Структура сюжета игры

Многоперсонажные сюжеты, где одна роль взаимосвязана со всеми остальными.

Последовательность сюжетных событий развертывается через последовательное взаимодействие.

Сюжет игры:

Дом – дорога – АЗС – СТО – пожарные – МЧС – ГИБДД – кафе – больница

Предполагаемые результаты:

Сформировать у детей умение самостоятельно выбирать тему для сюжетно-ролевой игры и организовывать её  (умение договариваться, распределять роли, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру, тактично улаживать конфликты и пр.).

Таким образом, организация сюжетно-ролевых игр в разновозрастной группе детей дает положительные результаты, так как решает, многие образовательные, и воспитательные задачи: создает условия для радостных эмоциональных переживаний, формирует дружеские взаимоотношения, дисциплинированность и умение действовать в коллективе, способствует формированию произвольности и ответственного отношения к деятельности.

А значит, решается доминирующая задача – формирование интереса к сюжетно-ролевым играм и создание единого игрового пространства детства.

«Для ребёнка игра – это школа самостоятельности, школа умения делать выбор, школа определения и развития своих возможностей и их реализации»

В.П. Зинченко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Реализация ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения

     Появление новых нормативно-правовых документов в области дошкольного образования – федеральных государственных требований  к структуре основной общеобразовательной прог...

Интеграция и реализация образовательных областей в условиях реализации ФГОС

Статья представляет описание  опыта интеграции таких образовательных областей как речевое развитие (логопедия) и музыкальное развитие...

ПРОГРАММА институционального эксперимента «Сетевое взаимодействие структур, заинтересованных в реализации профилактических программ сохранения здоровья воспитанников как условие реализации требований ФГОС ДО»

Краткая аннотация ОЭР Гипотеза  исследования:Апробация  профилактических  модели  и  программы  ДОО, соответствующих  требованиям  ФГОС  ДО и  об...

Консультация для педагогов " Особенности реализации системно - деятельностного подхода в старшем дошкольном возрасте на этапе реализации ФГОС ДО" ( из опыта работы)

В материале перечислены качества, которыми должен обладать современный педагог, описана суть технологии деятельностного подхода и его "золотые правила"...

Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

ФГОС ДО делает основной упор на поддержку разнообразия, собственной активности и инициативы детей, ставит акцент на создании условий, благоприятствующих позитивной социализации и развитию; обеспечивае...